10 Уроков от стива джобса, полезных каждому маркетологу

Источник изображения

Стив Джобс (Steve Jobs) совершил один из величайших переворотов в корпоративной истории, приняв на себя управление Apple, пребывающей на грани банкротства, и перевоплотив эту компанию в одну из наибольших – и самую прибыльную – в мире. Для сферы IT-индустрии это деяние сопоставимо с одним из подвигов Геракла.

Но в случае если мы начнем составлять перечень главных умений и талантов Джобса, мы будем озадачены тем, что Стив, судя формально, не был «универсальным», всесторонне развитым гением: он не был выдающимся инженером; он не написал ни строки кода программы; у него не было степени магистра делового администрирования (MBA); у него по большому счету не было высшего образования. Он не был хорошим менеджером в общепринятом смысле этого слова. В то время, когда дело доходило до бюрократических качеств управления организацией, он был попросту ненужен.

Его талантом было прекрасное познание самой сути маркетинга. Гай Кавасаки (Guy Kawasaki), трудившийся под управлением Джобса в Apple, говорит о нем так: «Стив был величайшим маркетологом всех времен».

Вот 10 уроков маркетинга, завещанные нам Джобсом.

1. Отыщите себе хороших преподавателей

Джобс, быть может, был прирожденным гением маркетинга, но одновременно с этим ему хватало рассудительности чтобы искать людей, у которых он имел возможность чему-либо обучиться.10 Уроков от стива джобса, полезных каждому маркетологу Одним из первых его наставников был Реджис Маккенна (Regis McKenna), легендарный маркетолог из Кремниевой Равнины. Джобс искал знакомства с ним, начиная с тех лет, в то время, когда компания Apple складывалась из двух человек, трудившихся в гараже.

Как раз Маккенна помог Джобсу выйти на Майка Марккулу (Mike Markkula), ставшего для Apple первым «бизнес-ангелом» (частным инвестором, инвестировавшим в стартап) и гуру маркетинга. Марккула, инженер по образованию, в то время трудился маркетологом для Intel. По окончании знакомства с Джобсом, Майк был включен в состав компании Apple (какое-то время он был председателем совета директоров) и создал комплекс основополагающих правил маркетинга, которого компания придерживается и по сей день – 35 лет спустя.

Позднее Джобс познакомился со экспертом по рекламе Ли Клоу (Lee Clow), трудившимся в агентстве TBWA\Chiat\Day и создавшим известный рекламный ролик Apple «1984» и запустившим известную «яблочную» маркетинговую кампанию под слоганом «Думай в противном случае» (Think Different). Клоу оставался втором и советником Джобса до самой смерти последнего.

Урок: не имеет значения, как вы сами хороши в вашем бизнесе – ищите людей, каковые знают больше чем вы, а после этого учитесь у них.

  • 5 уроков Гугл для стартапера, либо Обучаемся на неточностях гигантов
  • Уроки бизнеса от Ричарда Брэнсона

2. Сделайте хороший продукт

Уже привычный нам Кавасаки грубо, но доходчиво рассуждает на эту тему: «Суть того, что сделал Стив, знают только пара маркетологов – он в первый раз внес предложение рынку хороший продукт. Дерьмо тяжело реализовать. А большая часть маркетологов принимает дрянной товар как должное и лишь «раскрашивает свинью помадой» на протяжении рекламных кампаний.

Секрет Стива заключался в контроле за продуктами и маркетинге, а не только в маркетинге».

3. Выясните правила и отстаивайте их

В то время, когда во второй половине 70-ых годов XX века Apple Computer выходила на рынок, Джобс и Марккула выделили три фундаментальных принципа компании. Во-первых, Apple постоянно будет сопереживать клиентам. Во-вторых, Apple в собственной производственной линейке будет фокусироваться всего на нескольких продуктах, но уж они-то будут сделаны отлично.

Третий принцип – Apple собирается внедрять собственную философию сокровищ (высокое качество и простота использования) во все, что он делает – не только в фактически продукты, но и в их упаковку, внешний вид собственных магазинов, а также в собственные пресс-релизы.

Джобс сделал великое дело, настояв на следовании единой дизайнерской концепции во всем, что связано с Apple. Вы думаете, это легко? Посмотрите на сайт вашей компании.

Похоже на то, что все его разделы были сделаны одной и той же невидимой, но искусной рукой? Либо ваш сайт выглядит как цифровое «чудовище Франкенштейна» с отличающимися друг от друга по дизайну блоками, наспех собранными совместно и грубо «пришитыми» друг к другу? А также в случае если ваш сайт выглядит единым гармоничным целым, то как его внешний вид соотносится с оформлением вашего магазина либо упаковкой ваших товаров?

А ведь вот это эстетическое единство, проявляющееся во всех качествах визуального воплощения бренда, есть как раз тем, чего Джобс добился первым в IT-бизнесе.

4. Не жалейте денег

Джобс был любителем и прирождённым шоуменом широких жестов. Вот хороший пример – в то время, когда в первой половине 80-ых годов XX века для новой модели Macintosh нужен был рекламный видеоролик, Джобс, как неизменно, решил играться по-большому. Для съемок был нанят Ридли Скотт (Ridley Scott), режиссер известных фильмов «Чужой» (Alien) и «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner).

На съемки 60-секундного видеоклипа было израсходовано $900 000, и еще в 800 000 долларов обошлась его единственная трансляция по время показа финальной игры за титул чемпиона Национальной футбольной лиги (Super Bowl). Увидим, что тогдашние 1 700 000 долларов, израсходованных в совокупности на данный ролик, на данный момент по платежеспособности эквивалентны $3 400 000. Это был громадный риск для компании, тем более, что было не светло, произведет ли данный рекламный видеоклип впечатление на целевую аудиторию.

Но это большое вложение всецело оправдало себя – ролик сам по себе стал знаковым культурным явлением 80-х годов, и вероятнее, первым примером «вирусного маркетинга».

  • Видеомаркетинг на работе у конверсии
  • Преимущества применения видео-роликов на целевых страницах

5. Не опасайтесь творческих опытов

Маркетологи Apple обрисовывают рекламный ролик «1984» как «пример событийного маркетинга» (event marketing), другими словами кампанию, где реклама сама по себе так революционна либо неповторима, что она делается полноправным культурным явлением. Практически сразу после этого, Джобс совершил еще один подобный шикарный жест, израсходовав $2 500 000 на приобретение целиком и полностью 40-страничного номера издания Newsweek в качестве рекламной площади. Вторыми примерами креативного подхода Джобса к маркетингу могут служить нашумевшие кампании «Думай в противном случае» (Think Different) и «Я – компьютер Макинтош» (I m a Mac).

Жан-Луи Гассе (Jean-Louis Gassee), бывший топ-менеджер компании Apple, некогда занимавшийся маркетингом ее продукции в глобальных масштабах, говорит, что Джобс осознавал важность повествования как базы маркетинговой кампании, и применял данный принцип в концепции рекламы «Я – Мак, ты – ПК». «Мы все желаем слушать занимательные истории, – говорит Гассе. – Вот из-за чего на данный момент все фанаты Apple ноют о том, что при новом председателе совета директоров Тиме Куке (Tim Cook) все стало не так. Нет новых историй».

  • 7 прекрасных маркетинговых кампаний Олимпиады-2012
  • 10 величайших маркетинговых кампаний всех времен

6. Могите хранить секреты и создавать тайны

Обстоятельство, вынуждавшая поклонников подниматься в километровые очереди за новыми продуктами Apple, заключалась не только в харизме рок-звезды, которой сполна владел Стив – он еще был мастером нагнетания интриги, он по-настоящему умел удивлять. За пара месяцев до «громадной премьеры» нового изделия, Apple начинал запланированные утечки информации: оказался первый слух, после этого второй, опровергавший его, а по окончании – третий, противоречивший двум первым. Большинство этих слухов являлась дезинформацией, вынуждавшей людей пускаться в самые сумасшедшие предположения.

К тому времени, в то время, когда Джобс в первый раз демонстрировал очередной iPhone, мир уже год как сплетничал о новом гаджете, в сети оказались фотографии предполагаемых прототипов, дизайнеры создавали мнимые эскизы нового смартфона от Apple.

Джобс был кроме этого известен собственной известной репликой «Еще одна вещь», произносимой им в момент предполагаемого окончания пресс-конференции. Эта идиома «Oh, one more thing» – и следующая за ним демонстрация еще одной функции гаджета – неизменно практически «взрывали» зал.

Урок: большая часть маркетологов заблаговременно торопится поведать о собственном продукте максимально широкой аудитории. Джобс делал противоположное – он скрывал данные, дабы привести к ажиотажу около новинки.

  • Оседлай «маркетинговую волну», поднятую iPhone 5!

7. Отыщите себе неприятеля

Основное правило драматургии гласит: «Для развития сюжета требуется конфликт». Сходный принцип политической пропаганды кроме этого показывает, что вам, дабы смотреться «хорошим юношей», нужен «нехороший юноша». Для Apple первоначально «нехорошим юношей» была корпорация IBM, а позднее – Микрософт. Сейчас Джобс позиционировал как «злодея» Гугл с его ОС Android.

В каждом случае послание Джобса звучало приблизительно одинаково: «нехороший юноша» желает поработить мир, и лишь мы – добропорядочные, но маленькие мятежники – можем противостоять его ужасным планам. Ниже размещен видеоклип, воображающий IBM как «империю зла», намеренную «осуществлять контроль ваше будущее», тогда как Apple есть «единственной надеждой» и «единственной силой, талантливой обеспечить вам свободу».

Многие маркетологи уклоняются от для того чтобы рода риторики. Они опасаются, что она будет использована против них самих, тем самым причинив им ущерб. Они действуют как кинутые дети, каковые весьма желают быть любимыми всеми окружающими.

Необходимо заметить, что это непременно рискованно – наживать себе неприятелей, в особенности если вы выбираете себе по-настоящему замечательного соперника. Но Джобс думал, что чтобы реализовать некоторый продукт, вы должны для начала «возглавить армию» его поклонников. Если вы планируете устроить революцию, то вам нужно иметь неприятеля, против которого вы восстанете во главе собственный «армии».

8. Перевоплотите пользователей в собственных «проповедников»

Быть может, что самое необычное, что сумел сделать Джобс – это перевоплотить пользователей собственной продукции в яростных приверженцев бренда Apple. Люди, выстраивающиеся в долгие очереди любой раз, в то время, когда появляется новая модель iPhone – возможно, что и совсем незначительно отличающаяся от прошлой – приходят в магазины в первую очередь чтобы показать помощь собственной любимой команды, совершенно верно так же, как это делают футбольные фанаты, надевающие цвета собственного клуба перед матчем. Поклонники на данный момент не думают о себе как о клиентах – они ощущают, что они являются частью перемещения, миссии, чего-то большего, чем они сами.

9. Не рассказываете о продуктах – рассказываете о людях

Рекламный ролик «1984» не содержит ни одного изображения компьютера Macintosh, лишь в последних 10 секундах видеоклипа упоминаются компания Apple и ее новый продукт. Похожий подход употребляется в кампании «Think Different», где говорится не о высокотехнологичных изделиях, а о людях, их применяющих. Джобс настоял, дабы из визуального последовательности данной массированной рекламной акции удалили компьютеры, заменив их людьми – два полностью непохожих человека должны были символизировать два различных типа пользователей ПК и «Мака».

10. Применяйте картины, а не слова

Вот рекламное объявление, содержащее всего 10 слов. Сейчас, и на своем сайте и в собственной рекламе, Apple прилагает огромные упрочнения к тому, дабы говорить о собственной продукции при помощи как возможно меньшего количества слов. Лаконичность, превосходно согласующаяся с провозглашенной Apple «Простотой как жизненной сокровищем», связана еще с одним открытием Джобса – он осознал, что изображения являются значительно лучшими рассказчиками, нежели тексты.

Вот как Стив в момент презентации MacBook Air «взорвал» зрительскую аудиторию, легко вынув экстремально узкий ноутбук из простого канцелярского конверта. Несложный жест, стоивший тысяч слов!

Все мы не забываем о принципе написания реализовывающих текстов «меньше – значит больше», просто не все поступают так: уменьшать и упрощать текст, не искажая смысла предложения/оффера – трудная работа. Как сообщил в один раз Марк Твен (Mark Twain): «В случае если у меня было больше времени, я бы написал меньше». Стив Джобс, но, не жалел собственного времени на это (и другое), с чем и была связана большинство его успеха.

  • 19 обстоятельств, по которым вы должны применять визуальные материалы в ваших маркетинговых стратегиях
  • Изображение iPhone на целевых страницах — неточность либо успешный маркетинговый движение?
  • 6 правил психологии социального маркетинга
  • Кто на свете всех милее, либо Продажная красота!

Высоких вам конверсий!

По данным blog.hubspot.com

Случайные статьи:

СТИВ ДЖОБС. 10 ПРАВИЛ УСПЕХА


Подборка похожих статей:

riasevastopol