В случае если ваш проект имеет настоящее содержание,
то в конечном итоге деньги последуют за вами
как бродячая дворняжка с поджатым хвостом
(Вернер Херцог)
Вернер Херцог (Werner Herzog) известен как один из самых влиятельных и новаторских режиссёров отечественного времени, но его путь к признанию был извилист и тяжёл. Покинутый отцом в раннем детстве, мелкий Вернер пережил бомбардировки Второй мировой — на протяжении одной из них был уничтожен соседский дом — и был вежлив матерью-одиночкой практически что в нищете.
Со своим жизненным призванием Херцог определился еще ребёнком, прочтя в энциклопедии статью о кинорежиссуре. Тогда же, в ранней юности, он устроился сварщиком на сталелитейный завод, дабы получить деньги на производство собственных первых фильмов.
Краеугольные камни его характера — упорство, уверенность в себе, любопытство, подогреваемое богатым воображением — с ослепительным блеском блещут в самом содержательном и самый показательном интервью Херцога. Книга «Вернер Херцог: Путеводитель для растерянных» (Werner Herzog: A Guide for the Perplexed; в 2010 г. в издательстве Rosebud Publishing называющиеся «Знакомьтесь — Вернер Херцог» вышел русский перевод) — не нужно путать с превосходной философской работой Эрнста Фридриха Шумахера, изданной под одноименным заглавием в 1978 г. — представляет собой пространный безграничный разговор режиссера с английским киноведом, писателем, документалистом Полом Кронином (Paul Cronin).
Ответы Херцога на вопросы интервьюера «неотфильтрованы» и бьют в самую сущность вопрошаемого, обычно они звучат горько, но ни при каких обстоятельствах — сентиментально. В беседе известный режиссер предстает не неотёсанным, но честным человеком, пропалывающим собственный «сад общения» от сорняков тщетной вежливости, посеянных еще в викторианской Англии и пышно разросшихся в современной Америке.
Откровения Херцога образуют необычный манифест, обращенный к тем, кто направляться собственному особенному призванию, и воображающий собой умное, но непочтительное к авторитетам управление по самопомощи для современного творца.
Не обращая внимания на то, что Херцог есть гуманистом, всецело обособившимся от любой религии, в его мудрости имеется сильнейший духовный подтекст, коренящийся в том, что Кронин именует «чистейшей интуицией», и охватывающий всё — от понимания, что в действительности значит «отыскать собственный назначение и делать только то, что обожаешь», до практичности и психологии, разрешающих меньше тревожиться о деньгах, и искусства жить в эру продуктивности. Кронин отмечает во введении к «Путеводителю», что мысли Херцога, собранные в книге, являются «длящееся десятилетиями излияние эмоций, отклик на громкий призыв, на пылкие требования посоветовать ».
Для Херцога во многих отношениях честным будет именовать «Путеводитель для растерянных» не в противном случае как «Путеводитель, написанный растерянным», потому, что для него эта книга результат «поражений и накопления унижений», продуктом его — как он сам именует это чувство — «хронического замешательства» (chronic perplexity; авторство этого определения в собственности литератору из США Элвину Бруксу Уайту (Elwyn Brooks White)). Херцог, владея редким, парадоксальным сочетанием безотносительной беззаветной готовности и ясности убеждений обитать среди собственных собственных внутренних противоречий, продолжает собственную открытую, непредсказуемую судьбу.
Определенная уверенность в собственных силах, пропитывающая его его разум и фильмы, отказ разрешить страху неудачи подавить любую попытку — все эти качества Херцога полностью отражает фраза, произносимая закадровым голосом в финале его фильма «Беспрецедентная защита крепости Дойчкройц» (The Unprecedented Defence of the Fortress Deutschkreuz): «Кроме того поражение лучше, чем по большому счету ничего».
Он сказал Кронину: «Нет ничего нехорошего в препятствиях и трудностях, хуже всего — по большому счету не постараться сделать что-нибудь».
- Успех приходит не сходу, а какое количество попыток сделали вы?
Если вы желаете снять фильм, то отправьтесь и сделайте это
Херцог думает о неудачах как нужном условии для роста творческого мастерства: «Нехорошие фильмы больше всего обучили меня кинопроизводству. Ищите отрицательное определение. Сядьте перед экраном и спросит себя: Будь у меня шанс, как бы я снял данный фильм? Это нескончаемый образовательный опыт, лучший метод определить, в каком направлении должны двигаться ваши идеи и собственные работы».
Он принимает понятие самостоятельности — как и большая часть вещей, в каковые он верит — практически как религиозную теорию: «Я делал сам так много, сколько имел возможность; это был знак веры, вопрос несложной людской порядочности — делаю грязную работу, пока я могу
Три вещи — телефон, автомобиль и компьютер — вот все, что вам необходимо, дабы делать фильмы. Кроме того сейчас я так же, как и прежде делаю большая часть вещей самостоятельно. Иметь больше помощи — это время от времени прекрасно, но я предпочел бы инвестироватьв кадр на экране, а не додавать имена в платежную ведомость».
Вправду, выросший в безденежье и сам получивший любой собственный цент, Херцог вычисляет самостоятельность тесно переплетенной с борьбой за финансы — дефицит денег он постоянно отказывался принимать за фатальное препятствие на творческом пути.
Его проницательная мудрость в денежных вопросах выходит за рамки кинопроизводства и возможно применена фактически к любой современной сфере деятельности, имеющей отношение к творчеству:
«Лучший совет, что я могу предложить тем, кто отправляется в мир кино: не ожидайте, пока совокупность профинансирует ваши проекты, а другие люди распорядятся вашей судьбой. Если вы не имеете возможность себе позволить сделать фильм за миллион американских долларов, то соберите $10000 и продюсируйте его самостоятельно. Это все, что вам необходимо, дабы Сейчас снять художественный фильм.
Остерегайтесь ненужной секретарской работы на нижних служебных ступенях в кинопроизводстве. Вместо этого — , пока хватит здоровья — отправьтесь в настоящий мир. Засучите рукава и трудитесь вышибалой в секс-клубе либо надзирателем в безумном доме либо оператором станка на скотобойне.
Поработайте водителем такси в течение шести месяцев, и у вас хватит денег, дабы сделать фильм. Прогуливайтесь пешком, изучайте зарубежные языки либо ремесла и промыслы, не имеющие ничего общего с кино. В базе кинопроизводства — как и великой литературы — обязан лежать жизненный опыт.
Почитайте Конрада (Joseph Conrad; Джозеф Конрад, британский автор польского происхождения) и Хемингуэя (Hemingway), и вы сможете сообщить, сколько настоящей жизни в этих книгах.
Очень многое из того, что вы видите в моих фильмах, не выдумка; в них воплотилась жизнь, моя личная судьба. В случае если у вас в голове имеется образ, удерживайте его — каким малым он не казался бы вам — в какой-то момент вы сможете применять его в фильме. Я постоянно стремился перевоплотить собственные переживания и фантазии в кинокартину».
Позднее Херцог повторно заострит эту тему:
«Естественным компонентом кинопроизводства есть борьба за то, дабы добыть деньги. Эта тяжелую битву я веду всю собственную трудовую судьбу Если вы желаете снять фильм, то отправьтесь и сделайте это. Я не могу совершенно верно сообщить вам, сколько раз я начинал снимать фильм, зная, что у меня нет денег, дабы закончить его.
Я везде встречаю людей, ноющих о деньгах; эта привычка укоренилась в натуре через чур многих режиссёров. Но это должно быть светло всем — у денег всегда были явные определенные качества: они глупы, трусливы, тяжелы на подъем и лишены воображения.
Благоприятные условия для финансирования ни при каких обстоятельствах не появляются сами по себе; вы должны создать их самостоятельно, а после этого манипулировать ими в собственных собственных целях. Таковы ежедневная рутина и сама природа кинопроизводства. В случае если ваш проект имеет настоящее содержание, то в конечном итоге деньги последуют за вами как бродячая дворняжка с поджатым хвостом.
Имеется германская пословица, гласящая: «Der Teufel scheisst immer auf den grossten Haufen» («Сатана постоянно гадит на самой громадной куче»). Так что начинайте сгребать кучу и не теряйте веры.
Любой раз, в то время, когда вы снимаете фильм, вы должны быть готовы спуститься в преисподняя и оторвать деньги из когтей самого дьявола. Подготовьте себя: в том месте ни при каких обстоятельствах не бывает дня без запрещенных приемов. Одновременно с этим будьте прагматичным и обучитесь осознавать, в то время, когда направляться оставить идею.
Что бы ни было, следуйте собственной мечтам, но готовьсяпересмотреть собственные замыслы в случае, если они не смогут быть реализованы в определенных обстановках. Проект может завести в тупик, и тогда ваша жизнь может как песок проскользнуть сквозь пальцы, пока вы станете преследовать какую-то недостижимую цель. Знайте, в то время, когда уйти».
- Боб Мэтиас — человек, что знал, что такое уверенность в себе
Делать то, что вы рождены были сделать — это и имеется счастье
Возможно заключить пари, что для Херцога вопрос денег есть самые насущным и больным — еще одно подтверждение истины «сделать что-нибудь полезное занимает большое количество времени»:
«Упорство хранит меня в течении всех этих лет. Редко что-либо делается в одночасье. Кинематографисты должны быть готовы к напряженной работе в течение многих лет.
Настоящий труд оздоровляет и воодушевляет.
Не смотря на то, что в течение многих лет я жил впроголодь — время от времени практически в нищете, я жил как богач с того времени, как начал снимать фильмы. в течении всей моей жизни я имел возможность делать то, что я вправду обожаю, что полезнее любых наличных денег, которыми вы имели возможность бы осыпать меня. Тогда как приятели утверждались, приобретая университетское образование, уходя в бизнес, строя карьеры и беря дома, я вкладывал всё в мою работу.
Деньги утратил — фильм взял».
В конечном итоге мысль делать то, что обожаешь, коренится в вашем собственном определении успеха, что обычно требует определенной храбрости, нужной для неприятия общепризнанных культурных шаблонов. Херцог элегантно подхватывает эту идея:
«Кроме того если бы я разорился, я не имел возможность ничего реализовать по большой цене. Меня делает богатым то, что я желанный гость практически везде. Я могу продемонстрировать мои фильмы, и мне предложат гостеприимство — то, чего вы не добьетесь при помощи одних лишь денег.
В течение многих лет я тяжелее, чем вы имеете возможность себе представить, боролся за собственную свободу и сейчас владею такими привилегиями, которых ни при каких обстоятельствах не будет у обладателя огромной корпорации».
Замечание Херцога о том, что осмысленность и счастье (судьбы) не обязательно имеется одно да и то же — и это подтверждается научными изучениями, — перекликается с утверждением канадской художницы Агнес Мартин (Agnes Martin) о том, что «делать то, что вы рождены были сделать — это и имеется счастье». Вот что по этому поводу услышал Кронин от режиссера:
«Я нахожу понятие счастья достаточно необычным. Быть радостным ни при каких обстоятельствах не было моей целью — я просто не мыслю в таких терминах».
- Счастья не хватает, либо Из-за чего жизнь без смысла вредит вашему здоровью?
Неприятность не в том, как придумать идеи, а в том, как сдержать их натиск
Я стараюсь придать суть моему существованию через мою работу. Это упрощенный ответ, но радостен я либо нет, в действительности не имеет громадного значения. Я постоянно наслаждался собственной работой.
Возможно, что «наслаждался» не есть верным словом: я обожаю снимать фильмы, для меня довольно много значит то, что я могу трудиться в данной профессии. Мне превосходно известно о многих честолюбивых режиссерах с хорошими идеями, так ни при каких обстоятельствах и не отыскавших точку опоры. В возрасте четырнадцати лет, когда я осознал, что производство фильмов станет моим непрошеным долгом, у меня не было выбора не считая как продвигать собственные проекты.
Кино дало мне всё, вместе с тем и забрало у меня всё».
Эти рассуждения напоминают идея, записанную американской писательницей Сьюзан Зонтаг (Susan Sontag) в марте 1979 года в собственном ежедневнике: «От многого придется вам отказаться и очень многое будет забрано у вас, если вы планируете добиться успеха в написании собственных произведений».
Херцог обрисовывает собственный процесс формирования идей в практически яростных выражениях, обрисовывая творческий акт как что-то по собственной сути противоречивое, колеблющееся между созданием, очищением и разрушением:
«Неприятность не в том, как придумать идеи, а в том, как сдержать их натиск. Мои идеи — как незваные гости. Они не стучатся в дверь, они лезут в окна как преступники, появляющиеся в середине ночи и поднимающие шум на кухне на протяжении налета на холодильник.
Я не сижу в раздумьях, с какой идеей я буду иметь дело прежде всего. Та, что одолеет в драке другие идеи, та и набросится на меня с громаднейшей страстью. Я в течении многих лет разрабатывал способы, разрешающие бороться с захватчиками так скоро и действенно, как это быть может, но «преступники» ни при каких обстоятельствах не прекращали врываться ко мне.
Вы приглашаете пара друзей на ужин, но рушится дверь, и сто человек проталкивается в ваш дом. Вам, быть может, удается избавиться от них, но из-за угла практически сразу же появляются еще пятьдесят
Закончить фильм — как будто бы скинуть великую тяжесть с плеч. Это облегчение, не обязательно счастье. Но вы наслаждаетесь тем, как разобрались с этими “взломщиками”.
Я рад избавиться от них по окончании того, как снял фильм либо написал книгу.
Идеи — незваные гости, но это не означает, что им отказано в гостеприимстве».
драматург и Поэт Томас Стернз Элиот (Thomas Stearns Eliot) растолковывал мистические качества творчества существованием «ченнелинга» (Channeling) — наличием некоего «канала связи» между духовным и материальным мирами. Писатель из США Чарльз Буковски (Charles Bukowski) утверждал, что подлинное творчество «приходит без спроса из вашего ума и вашего сердца, ваших кишок и вашего рта». Херцог — он, как и американская художница Майра Кальман (Maira Kalman), вычисляет ходьбу собственные творческим катализатором — рассуждает, как появляются его идеи:
«Мои фильмы приходят ко мне весьма живыми, как сны, без всяких объяснений. Я ни при каких обстоятельствах не думаю о том, что все это значит. Я думаю лишь о том, как поведать историю. Какими нелогичными ни были бы образы, я разрешаю им захватить меня.
Мысль приходит ко мне, а после этого в течение какого-либо периода времени — быть может, на протяжении вождения автомобиля либо прогулки пешком — это расплывчатое видение в моем разуме делается яснее, перемещаясь в центр внимания.
В то время, когда я пишу, я перед компьютером и давлю на клавиши. Я приступаю сходу конкретно к началу сценария и пишу скоро, выбрасывая всё, что не есть нужным, неизменно нацеливаясь на самую сущность повествования. Я не могу писать без данной срочности.
В случае если на то, дабы закончить сценарий требуется больше пяти дней, значит, что-то сделано неверно. Сюжет, созданный таким методом, постоянно будет полон судьбы».
- Секреты креативности: как генерировать идеи, если вы не гений рекламы?
Ваши предпочтения постоянно влияют на ваши решения
В подобном творческом акте, утверждает режиссер, содержится главная обязанность любого живописца перед культурой — он неизменно обязан переосмыслять укоренившиеся художественные формы:
«Нам необходимы образы, соответствующие отечественной цивилизации, исходя из этого я ценю любой фильм, ищущий новизны, независимо от того, какую историю он говорит
Борьба за то, дабы отыскать «необработанные» образы, нескончаема, и отечественный долг — копать подобно археологам и отыскивать отечественные оскверненные ландшафты.
Мы живем в эру, в то время, когда общепризнанные сокровища более недействительны, в то время, когда умопомрачительные открытия делаются ежегодно, в то время, когда трагедии немыслимых масштабов происходят еженедельно. В Греции слово «хаос» означало зияющую вакуум. самый эффективным ответом на хаос в нашей жизни есть создание новых форм литературы, музыки, поэзии, кинематографа и искусства».
Выговор на художественной форме может стать ограничивающим причиной — она обязана органично появляться из сюжета, а не пробовать вырабатывать его:
«Я не думаю сознательно над эстетикой фильма перед съёмками— для меня сюжет постоянно диктует такие вещи. Само собой разумеется, эстетика вправду время от времени попадает через “тёмный движение”, по причине того, что — нравится нам это либо нет — отечественные предпочтения неизменно каким-то образом воздействуют на решения, каковые мы принимаем.
В случае если я буду думать о моем почерке при написании серьёзного письма, слова утратят суть. В то время, когда вы пишете страстное амурное послание и фокусируетесь на том, дабы сделать его максимально прекрасным, у вас это окажется не через чур прекрасно. Но если вы сосредоточитесь на эмоциях и словах, то ваш особенный стиль написания — не имеющий ничего общего с самим по себе письмом — каким-то образом начнет самотеком просачиваться в него.
Эстетика — если она по большому счету существует — обязана обнаруживаться лишь тогда, в то время, когда фильм закончен».
Херцог не уклоняется от экзистенциальных вопросов:
«Мы ни при каких обстоятельствах не можем знать, что такое в действительности истина. В лучшем случае мы сможем приблизиться к этому Истина ни при каких обстоятельствах не может быть выяснена безоговорочно, не смотря на то, что поиски аналогичных ответов имеется то, что придает суть отечественному существованию».
В одной из самых характерных объявлений Херцог растолковывает Кронину, из-за чего ни при каких обстоятельствах не устраивал себе каникулы:
«Это ни при каких обстоятельствах не приходило мне в голову. Я тружусь неизменно и методично, с громадной концентрацией. Нет ничего безумного в том, как я делаю собственную работу.
Я не трудоголик.
Отпуск нужен тому, чья работа есть неизменной ежедневной рутиной, но для меня все около неизменно свежее и неизменно новое. Я обожаю то, что делаю, и чувствую собственную жизнь как одни долгие каникулы».
- Творческая рутина: узнаваемые писатели о распорядке дня
Приоритет присутствию «тут и по сей день»
Но в первую очередь Херцог показывает себя редкостным умельцем отдавать приоритет присутствию «тут и по сей день» над производительностью:
«Я оптимальнеетружусь под давлением, по колено в грязи. Это оказывает помощь мне сосредоточиться. Действительно, я ни при каких обстоятельствах не руководствовался тем видом строгой дисциплины, что я вижу у людей, поднимающихся в пять утра, дабы бегать трусцой в течение часа.
Мои приоритеты находятся в другом месте — я поменяю распорядок дня для того, дабы хорошо отобедать с приятелями».
В послесловии к данной книге физик Лоуренс Краусс (Lawrence Krauss) кратко ухватил необыкновенную сущность Вернера Херцога:
«Я выяснил, что он — не дикарь из газетных вырезок. Он заботливый, вдумчивый, радостный и по сути ласковый человек. Владеющий неспокойным умом, плодородным и творческим воображением, он интересуется всеми качествами людской опыта.
Будучи самоучкой, он обширно начитан и владеет глубокими познаниями. Мне нравится думать, что одна из обстоятельств, по которой мы наслаждаемся компанией друг друга содержится, в том, что мы оба разделяем глубочайший азарт от приобретения жизненного опыта».
Не забывайте, что сообщил Вернер Херцог о деньгах, о возможности получать на судьбу любимым делом и об уверенности в собственных силах: рекомендации известного режиссера применимы не только к кинематографу!
Высоких вам конверсий!
По данным brainpickings.org, image source zaffi
Случайные статьи:
- Как морское страхование способствовало процветанию древнего рима
- Странное привлекает: копирайтер кира хаг о брендинге с индивидуальным характером
Part 4 — The Picture of Dorian Gray Audiobook by Oscar Wilde (Chs 15-20)
Подборка похожих статей:
-
Что хотелось бы знать о творчестве в 20 лет?
Представьте, что вы имели возможность бы возвратиться в прошлое и дать маленький совет двадцатитилетнему себе: прилагать больше упрочнений к творческому…
-
Леонард коэн о творчестве, усердной работе и искусстве восстановления
Канадский певец, создатель песен, писатель и поэт Леонард Коэн (Leonard Cohen) есть одной из самые выдающихся творческих личностей прошлого века….
-
Как обрести уверенность в себе и своих способностях
Как выработать уверенность в себе Уверенность в себе – одно из качеств людской личности. Оно нужно каждому человеку, поскольку уверенным в себе людям…
-
35 Шагов для карьерного роста, которые нужно успеть сделать до 35 лет
Мы за гибкость. За то, дабы самим выбирать собственный путь. За то, дабы делать то, что будет приносить нам пользу. И вдобавок мы не любим подчинять…