Сортинг (англ.sorting, кроме этого может именоваться сортировкой) — разновидность качественного изучения, при которой респондентам (одному либо группе) предъявляется некий комплект карточек либо предметов (к примеру, образцов продуктов), каковые нужно объединить в группы (классы) по заданным администратором либо собственным параметрам респондента, а анализ содержится в интерпретации оказавшейся в следствии структуры (группы, их состав, критерии отнесения конкретных карточек либо предметов в ту либо иную группу). Карточки либо предметы, применяемые в сортинге, время от времени именуются стимулами.
Сортинг в большинстве случаев относится к зондирующим либо проективным способам качественных изучений. Это невербальный способ — сбор данных реализовывают в виде картинок, коллажей либо предметов. Невербальная информация затрагивает самые глубокие бессознательные слои психики опрощеных, что дает возможность приобрести более точные сведения об отношениях либо кроме того эмоциях к изучаемым объектам, т.к. фактически исключается возможность респондента сознательно либо подсознательно фильтровать данные.
Работа с респондентами при применении способа сортинга складывается из двух этапов: на начальной стадии опрощеных просят сгруппировать предложенные картины либо образцы, а на втором — растолковать принцип и критери группировки, и обстоятельства отнесения того либо иного продукта в выбранную для него группу. На протяжении одного изучения может создаваться более одной группировки.
Твёрдый и мягкий сортинг Выделяют две разновидности способа сортинга: т.н. твёрдый и мягкий.
При твёрдом сортинге критерии сортировки задаются администратором. Может кроме этого задаваться названия и количество групп. Для сортировки предлагается одномерная шкала по одному критерию, группы (в большинстве случаев от 2 до 7) представляют собой значения либо промежутки данной шкалы. Наряду с этим интерес воображают состав групп, их описания, и критерии отнесения продуктов в ту либо иную группу.
Примером заданий для твёрдого сортинга возможно группировка по качеству товаров (хорошее, среднее, нехорошее), возможности приобретения, уровню симпатии к марке, по цене (для изучения реально принимаемых потребителями ценовых групп) и т.п.
При мягком сортинге критерии сортировки администратором не задаются — они выбираются респондентами произвольно. Наряду с этим существует возможность, что при первой сортировке может употребляться очевидный но малозначимый показатель, что не имеет практической сокровище в качестве результата изучения (к примеру, по общепринятым товарным категориям) — в этом случае нужно попросить опрощеных выполнить сортировку повторно.
Область применения сортинга При помощи способа сортинга смогут решаться следующие задачи:
- Изучение восприятия потребителями структуры рынка либо товарной категории.
- Определение ответственных для потребителей черт продукта — при группировке потребители ориентируются на значимые для себя показатели.
- Определение относительной важности этих черт — в большинстве случаев последовательность применения параметров сортировки отражает их удельный вес в голове потребителя. Но направляться учитывать, что эти характеристики отражают прежде всего восприятие брендов и продуктов, а не критерии выбора при покупке.
- Определение фактического восприятия конкретных брендов (в т.ч. построение карт позиционирования/восприятия брендов).
- Моделирование процесса приобретения — к примеру, при работе с незнакомыми потребителю продуктами процесс сортировки хватит близко отражать логику принятия ответа о покупке.
Преимущества способа:
- Относительная легкость интерпретации результатов, в т.ч. возможность количественной оценки
- Высокая достоверность результатов (как невербального способа)
- Высокая вовлеченность опрощеных (работа с изображениями либо предметами вызывает у них гораздо больший интерес, чем устное общение, задание воспринимается как развлечение)
Ограничения способа:
- Для сортинга нужно максимально полно представить в изучении состав товарной категории либо отрасли — как по торговым маркам, так и по модификациям продуктов. Способ нельщя применять для прямого сравнения маленького количества соперничающих продуктов — количество обсуждаемых предметов должно быть большим (15-20 либо больше), дабы для потребителей группировка смотрелась осмысленной. Иначе при через чур громадном (к примеру, 50) количестве предметов понижается внимание опрощеных к каждому из них в отдельности — соответственно, информативность и достоверность суждений довольно конкретных продуктов/брендов возможно низкой.
- Длительность работы с респондентами — способ требует достаточно долгого времени на исполнение всех процедур (объяснение группировки и составление групп, в т.ч. по отдельным продуктам), исходя из этого респонденты должны владеть достаточным свободным временем.
- Предпочтительно применение настоящих образцов продукции, т.к. они смогут оказать помощь распознать характеристики, каковые производителю кажутся неважными. Но применение громадного количества образцов влечет проблемы организационного характера (приобретение, хранение, транспортировка, организация работы с примерами в месте проведения изучения и т.п.)
Случайные статьи:
15 Sorting Algorithms in 6 Minutes
Подборка похожих статей:
-
Дневниковый метод в изучении пользовательского опыта
Одним из способов сбора качественных данных есть дневниковый способ изучения (diary study), разрешающий выяснить, как изменяется опыт и поведение…
-
Упаковка есть одним из наиболее значимых элементов маркетинговой коммуникации – инструментом передачи информации о товаре целевой аудитории, благодаря…
-
Страхование: канал продаж через сайт
Стоит доходам упасть, страхование перестает казаться нужной услугой. Личным опытом по созданию канала продаж через сайт делится Дмитрий Кузнецов. Дмитрий…
-
Повышение roi через улучшение юзабилити: примеры и статистика
Увеличение удобства применения компьютерных продуктов и одолжений — умный движение. Юзабилити повышает производительность и удовлетворённость, что влечет…