Когнитивная психология: теория дуального процесса мышления

В первой половине 90-ых годов XIX века философ, основатель и психолог функционализма Уильям Джеймс (William James) высказал предположение, что нам характерны два типа мышления — логическое рассуждение и интуитивное понимание. При анализе информации первое — подсознательное, автоматическое, непроизвольное — существенно превосходит второе по скорости, но уступает ему во внимании к способности и деталям к обучению.

В будущем мысль, в соответствии с которой одинаковый феномен может протекать двумя различными методами либо как следствие двух различных процессов, стала называться «теория дуального процесса» (dual process theory). В той либо другой форме эта концепция отыскала отражение в социальной, личностной, когнитивной и клинической психологии, и была использована в поведенческой принятия экономике и теории решений.

  • Глубинный маркетинг: как попадать в подсознание потребителей

Мало истории

функционалист и Американский прагматик, Джеймс в собственной работе «Правила психологии» разглядывает сознание человека как смену состояний либо личный поток, в котором громадную роль занимают чувстве и инстинкты, и ассоциации.

Мысли и образы, в соответствии с ученому, поступают в сознание из прошлого опыта, рождая аналогии и абстрактные идеи с настоящим.Когнитивная психология: теория дуального процесса мышления Такое ассоциативное знание, будучи репродуктивным, т. е. основанным на известной информации, отличается от действительно логического мышления, которое используется человеком в принципиально новых обстановках и чем-то похоже на обращение к карте для преодоления препятствий на местности.

Модель дуального процесса стала широко распространена среди исследователей, занимающихся изучением явлений социальной и когнитивной психологии, к примеру, формированием публичного мнения, стереотипами, выборочным вниманием, рабочей памятью и др. Так, созданная во второй половине 80-ых годов двадцатого века Ричардом Петти (Richard E. Petty) и Джоном Качиоппо (John Cacioppo) модель возможности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) обрисовывает два разных дороги происхождения суждений и связанных с ними ответов.

Первый, либо основной — это путь внимательного размышления над обстановкой, тщательного анализа имеющейся сознательной аргументации и информации. Человек прибегает к этому способу, в то время, когда уровень его мотивации и компетенции высок для построения обоснованных и верных выводов. Второй, либо обходной путь содержится в небрежной спекуляции о проблеме и навешивании ярлыков в следствии незаинтересованности в вопросе либо недочёта знаний.

Еще один вариант трактовки теории дуального процесса в собственности доктору наук когнитивной психологии Плимутского университета Джонатану Эвансу (Jonathan Evans).

Согласно его точке зрения, в мышлении людей возможно выделить два процесса — эвристический и аналитический: один помогает для отбора информации, релевантной текущей ситуации, а второй — для создания суждений на ее базе. Вся другая, «неудобная» информация наряду с этим отсеивается сознанием на начальной стадии и не допускается к анализу.

  • 8 обычных неточностей мыслительного процесса

рациональность и Дуальное мышление

По большому счету, непосредственное идеи обозначение и интерпретация Джеймса двух умственных процессов как интуитивное познание (intuitive understanding) и логическое рассуждение (logical reasoning) принадлежат израильско-основателю учения и американскому психологу о поведенческой экономике Даниэлю Канеману (Daniel Kahneman).

Канеман, по аналогии с ассоциативным мышлением Джеймса выяснил познание как стремительное, подсознательное, непроизвольное умозаключение, довольно часто эмоционального характера, которое базируется на прошлом привычках и опыте, соответственно тяжело поддается корректировке либо влиянию. В противовес ему он приводит рассуждение: медленный, последовательный и намного более эластичный процесс, находящийся под контролем сознания и несущий ответственность за формирование рациональных отношений и мнений.

Даниэль Канеман на конференции Digital-Life-Design в Мюнхене. Источник

Для подтверждения догадки, что познание — это бессознательный акт, которым фактически нереально руководить, он приводит так называемый «мысленный опыт»: вы имеете возможность запретить себе думать о чем-либо, но вынудить себя прекратить осознавать, к примеру, родную обращение — куда сложнее.

В ходе обработки и анализа информации человек применяет обе совокупности мышления. Наряду с этим роль рационального суждения без шуток переоценивается людьми: только малая часть принимаемой информации доходит до сознательного анализа, а остальные сведения так и остаются невостребованными.

Такая «слепота» связана с ограниченностью личного прошлого опыта, и с тем, в какой степени новые эти соотносятся с психологической, либо ментальной моделью (mental model) конкретного человека, к примеру, его профессией либо неспециализированными знаниями.

По сути, среди всех мыслительных процессов, происходящих в людской мозгу, контролируемое думание — это лишь вершина айсберга, но так как бессознательное скрыто от отечественного понимания и еле поддаётсяизучению, как раз логическое, рациональное мышление думается нам определяющим не обращая внимания на то, что в жизни люди ведут себя весьма непоследовательно.

Особенное внимание Канеман уделял принятию и формированию суждений людьми ответов в условиях неопределенности, за что совместно с В. Смитом был удостоен Нобелевской премии в области экономики в 2002 году. Им была создана теория возможностей (prospect theory), в которой он проиллюстрировал, что суждение о хорошем финале некоего выбора делается человеком на базе субъективного мнения о его правильности либо полезности, не учитывая настоящих фактов.

Эта склонность людей преувеличивать индивидуальные утраты и недооценивать возможно удачные возможности лежит в базе таких непоследовательных с позиций экономики явлений людской психики как «эффект владения» (endowment effect), «статус-кво отклонение» (status quo bias), неравная оценка рисков при заключении пари, разные азартные игры и т. д.

  • Психология принятия ответов либо Как мы делаем выбор?

Похожие теории

В 2004 году двое германских ученых — Фриц Штрак (Fritz Strack) и Роланд Дойч (Roland Deutsch) — выделили два вида мышления, названные ими рефлективной и импульсивной совокупностями, отличие которых пребывает в опоре при принятии ответов на различные вещи — знания и правильные сведения либо на готовые схемы, т. е. практически без размышления.

Рон Сан (Ron Sun), доктор наук когнитивных наук Политехнического университета Ренсселера, внес предложение модель дуального обучения CLARION. Основная мысль данной концепции пребывает в том, что на протяжении познавательной деятельности человек впитывает знания на двух взаимосвязанных уровнях: внешнем (explicit learning), в то время, когда происходит стремительное, первичное усвоение нового материала, и внутреннем (implicit learning) — через постепенное закрепление взятой информации.

Мало другой подход в отношении обработки данных развивался канадским психологом Алланом Пайвиво (Allan Paivio). Он создал теорию двойного кодирования (dual coding theory), в соответствии с которой процесс познания происходит с применением двух свободных, но скоординированных совокупностей — вербального и невербального восприятия.

Вербальная и невербальная информация создают разные «коды»: визуальный, несущий ответственность за задачи пространственного характера, и словесный, опирающийся на абстрактную символику и язык.

Главная догадка ученого содержится в том, что невербальная совокупность имела более раннее развитие в эволюции, и вследствие этого изображения и зрительные образы намного действеннее обрабатываются мозгом и откладываются в памяти. Исходя из этого в ходе обучения целесообразно применять оба типа информации, дабы расширить запоминание пройденного материала.

  • Запомните все! 6 правил действенного обучения

Система 1 и Система 2

Не обращая внимания на все многообразие теорий, сущность дуального процесса сводится к тому, что в людской мозгу имеют место два хороших, но взаимосвязанных вида мышления, две когнитивные совокупности рассуждения, каковые на протяжении эволюции развивались раздельно, поскольку несли ответственность за принципиально различные задачи.

Эти совокупности все чаще разделяются учеными не по сознательному фактору, а по функциональной направленности. В итоге, все характеристики обеих функций мышления было принято объединить под собирательными терминами Система 1 и Система 2, предложенными авторами Становичем и Вестом в статье «Личные различия в мышлении: последствия для дискуссии о рациональности?» (Stanovich, K E., West, R F. «Individual difference in reasoning: implications for the rationality debate?», 2000)

Нижеприведенная таблица иллюстрирует главные отличия двух совокупностей:

Совокупность 1 Совокупность 2 Бессознательное мышление Сознательное мышление Скрытое Явное Автоматическое Контролируемое Маленькие упрочнения Большие упрочнения Громадная вместимость Малая вместимость Стремительное Медленное Процесс по умолчанию Подавляющее воздействие Ассоциативное Основанное на правилах В рамках контекста Абстрактное Узкое Широкое Эволюционно старое Эволюционно новое Невербальное Вербальное Познание, восприятие, ориентация Следование правилам, сравнение, взвешивание вариантов Шаблонное Эластичное, изменчивое Независимо от рабочей памяти Ограничено количеством рабочей памяти Нелогичное Логичное Параллельное Последовательное
  • Каким полушарием думают маркетологи?

Автоматизм процесса мышления

Непроизвольный, скрытый темперамент работы первой совокупности был детально рассмотрен психологом Джоном Баргом (John Bargh), изучившим роль бессознательной обработки и автоматизма социальной информации при лаборатории Йельского университета.

Психологический процесс, согласно точки зрения ученого, возможно назван термином «непроизвольный», лишь если он не делает ни одно из следующих условий:

  1. Осведомленность (awareness), т. е. человек не отдает себе отчета о происходящем в его собственном сознании. Это не редкость по трем обстоятельствам — вы не выявите наличие стимула (подкорковое восприятие); не понимаете, как данный стимул воспринимается либо интерпретируется вашим сознанием (активация стереотипного мышления); не видите, как стимул воздействует на ваши суждения либо действия (фальшивая атрибуция).
  2. Целенаправленность (intentionality), т. е. ментальный процесс начался без какого-либо сознательного намерения либо жажды.
  3. Управляемость (controllability), т. е. человек не может остановить процесс до его полного завершения.

Еще одна черта автоматической совокупности — это высокая эффективность (efficiency) за счет низкого потребления ресурсов: с целью проведения автоматического анализа не нужно никаких когнитивных упрочнений, все совершается как бы само собой.

Как раз исходя из этого теория дуального процесса кроме этого внесла большой вклад в такие разделы социальной психологии как стереотипизация, категоризация и социальное суждение.

Дело в том, что непроизвольная, автоматическая природа одной стороны мышления имеет большое влияние на восприятие человеком вторых людей. Мы довольно часто используем принимаемую нами данные о наружности, возрасте, гендере, национальности либо социальной роли окружающих для неосознанного разделения их на группы либо категории и приписыванию им характерных линия — стереотипов.

Такая категоризация разрешает нам составлять вывод о вторых, не прилагая к этому больших упрочнений: активация готовых паттернов социального отношения происходит без участия сознания. Единственный метод избежать стереотипного реагирования — это контролируемый когнитивный процесс, в то время, когда человек проявляет достаточно желания и воли для объективной оценки вторых людей.

  • 10 поразительных фактов о работе головного мозга

Ответ задач и бессознательное

UTT, либо теория бессознательной мысли (Unconscious thought theory), утверждающая, что отечественный мозг способен делать непростые мыслительные задачи без участия сознания совершает это кроме того лучше, чем под его контролем, была предложена голландскими учеными Апом Декстерхаусом (Ap Dijksterhuis) и Лораном Нордреном (Loran Nordgren) в 2006 году.

В соответствии с их концепции, осознанное размышление над проблемой (CT, conscious thought) действенно лишь в тех случаях, в то время, когда в задаче содержится меньшее количество переменных либо ее ответ сводится к несложным логическим операциям. В более ответственных вопросах, согласно точки зрения авторов, ответ постоянно «всплывает» из подсознания, т. е. человек сам не осознаёт, как как раз происходит его мыслительный процесс.

Это породило идею о том, что бессознательное превосходит сознание по собственной значимости в ходе мышления, и учеными было выделено 6 правил, отделяющих одно от другого:

1. Принцип бессознательной мысли

Данный принцип признает существование двух разных типов мышления: осознаваемого и не осознаваемого. Первый имеет место, в то время, когда «когнитивный либо аффективный процесс направлен на объект либо задачу, находящиеся в центре внимания», в то время как во втором случае объект либо задача выходят за пределы фокуса думающего.

2. Принцип вместимости

В соответствии с утверждению когнитивного психолога Джорджа Миллера, человек неимеетвозможности хранить в собственной рабочей памяти более, чем 7 +/- 2 элемента информации, а на бессознательное данное правило не распространяется.

3. Принцип «сверху вниз» vs «снизу вверх»

Из-за ограниченной вместимости рабочей памяти сознание вынуждено обрабатывать данные системно — при схем и помощи определений, тогда как ничем не стесненное подсознательное впитывает эти полностью, по окончании чего «выдает» готовое ответ.

4. Принцип весомости

Бессознательное мышление действеннее сознательного в более серьёзных и непростых вопросах, поскольку люди принимают лучшие ответы, в то время, когда они не через чур зацикливаются на взвешивании всех за и против, а мало отвлекаются от поставленной задачи.

5. Принцип правила

Тот факт, что при принятии ответов сознание применяет строгие формальные правила, а подсознание — это ассоциативный процесс, не исключает, что подсознательно отысканный ответ не будет соответствовать законам логики. Снаружи они кроме того бывают совсем неотличимы.

6. Принцип сближения, либо конвергенции

Данный принцип прекрасно знаком лауреатам Нобелевских премий и деятелям мастерства. На вопрос о том, в чем содержится секрет их гениальности, многие из них они отвечают, что им хватало осознать сущность неприятности и забыть о ней, как через какое время что-то подсказывало им верное ответ. Такое сотрудничество особенно заметно в экстремальных обстановках: в том месте, где сознательная идея входит в тупик, начинает действоватьмогучее бессознательное.

  • Психология продуктивности: решение проблем посредством техники инверсии

Как это применять в бизнесе?

Обрисованная теория находит собственный отражение и в поведенческой экономике, поскольку двойственный темперамент мышления оказывает важное влияние на принятие людьми экономических ответов.

Ответ о покупке принимается с участием как непроизвольных, так и контролируемых ментальных процессов, но в зависимости от человека либо ситуации, конечный вывод может различаться. Вследствие этого, необходимо твердо воображать, к какой как раз стороне мышления вы обращаетесь.

Как пример возможно привести обстановку, в которой продукт опирается или на рациональное, эгоистическое поведение, или на социальный мотив. Для различных людей любой из этих стимулов окажется привлекательнее другого, причем данное предпочтение будет составлять автоматическую, импульсивную сторону их психики.

Но, это не свидетельствует, что начальный выбор не может быть поменян: под контролем сознания, при действии дополнительных факторов — социального давления либо финансовой пользы — человек может передумать и поступить «несвойственным» ему образом. Подобное разнообразие в покупательском поведении людей, в отличие от стандартного представления о различии интересов и вкусов, теория дуальности растолковывает тем, какая как раз сторона мышления была задействована при принятии ответа.

Высоких вам конверсий!

По данным wikipedia.orgimage source zinografie

Случайные статьи:

Исследования мышления в когнитивной психологии – Мария Фаликман


Подборка похожих статей:

admin