Аутсорсинг или инхаус: как распределить работу в отделе маркетинга?

Как выстроить маркетинг и сделать это максимально скоро, что покинуть в компании, что вынести за ее пределы, и основное — какие конкретно задачи обязан делать маркетинг?

Выступив на «Русском семь дней маркетинга 2015», совладелец и СМО компании LPgenerator Максим Плосконосов поделился собственным опытом и попытался ответить на эти и другие вопросы.

Автоматизация маркетинга

Автоматизация попадает полностью во все сферы нашей жизни, и непременно нельзя не подмечать, что происходит в маркетинге сейчас. Как сообщил один великий человек, «мы постоянно переоцениваем то, что будет в ближайшие два года, и очень сильно недооцениваем то, что будет через десятилетие».

Количество аккумулированных данных превосходит все мыслимые пределы. Все чаще со сцены звучит — Big Data, автоматизированные маркетинговые коммуникации — пока не совсем ясно, что за всем этим стоит, как это применять на практике, но ежедневно мы видим огромные шаги в этих направлениях.

Уже на данный момент у рекламодателей имеется доступ к информации о том, по каким сайтам вы ходите, что вам нравится, как вы перемещаетесь по городу. Благодаря этим сведениям, они смогут реагировать на ваши действия, отправляя вам push-уведомления либо сообщения whatsapp, в момент, в то время, когда вы проходите мимо магазинов либо ресторанов, советуя зайти.Аутсорсинг или инхаус: как распределить работу в отделе маркетинга?

Я пологаю, что в ближайшие несколько лет роль маркетолога изменится. И тот маркетинг, что мы заметим, будет кардинально различаться от того, что имеется на данный момент.

  • BIG DATA, либо Из-за чего пиво продается рядом с подгузниками?

А что по большому счету люди желают видеть от маркетинга?

Обычное ожидание от маркетинга — это некоторый поток клиентов, стоящий в очереди за товаром, причем не имеет значение как — «ты ж маркетолог, ты и делай». На практике, роль маркетолога в Российской Федерации в большинстве случаев больше напоминает разгуливание в костюме с надписью «Я превосходный пельмень» перед закусочной: людям совсем неясно, что обязан делать маркетолог.

Маркетинг достаточно многофункционален, в нем происходит довольно много процессов. В случае если забрать главные из них и представить в виде воронки, то таковых уже наберется с дюжина. И это не учитывая дополнительных функций, зависящих от специфики бизнеса.

Все эти задачи ложатся на плечи одного либо нескольких маркетинговых экспертов, снова же, с безотносительным непониманием того, как это должно быть реализовано.

Имея образование в менеджменте организаций, я разглядываю маркетинг с позиций управления им и вижу огромные неприятности в менеджменте русских компаний. Основная сложность — это непонимание трех элементарных пластов управления: операционного, тактического и стратегического.

Как в армии имеется генерал, солдат и офицер, так и на уровне менеджмента: в случае если хозяин — по сути собственной тактик, и к нему попадает маркетолог-стратег, то они друг друга не осознают, по причине того, что стратег видит будущее, расписывает замыслы, а хозяин говорит — где итог, из-за чего я не вижу убитых и раненных, т.е. приведенных клиентов?

Задача тактика — организовать работу подразделения, но он не видит так на большом растоянии. Либо маркетолог-операционист — хороший эксперт, может звонить, договариваться, настраивать контекстную рекламу, трудиться руками. От него требуют развития компании, а он неимеетвозможности мыслить наперед, у него нет стратегического мышления.

Со стороны менеджмента, главный конфликт содержится как раз в этом: маркетинг — это также трехуровневая совокупность. В отечественной компании мы замечательно определяем роли, т.к. видим, что и от кого ожидать. Допустим, вы хороший стратег и полностью никакой операционист — вы не имеете возможность приходить на работу в одно да и то же время и делать одинаковые функции, а для кого-то напротив — генерация и планирование идей есть стрессом.

Это нужно видеть и принимать.

  • Каким полушарием думают маркетологи?

Три вида маркетинга

Итак, выделяют три вида маркетинга — операционный, тактический, стратегический. Дабы разобраться, что мы будем делегировать, разглядим Бренд и продаж:

основную формулу Лиды х Продукт х Продавец = Выручка

Кое-какие звенья из данной цепочки смогут отсутствовать — не всегда у нас имеется физический продавец, в случае если мы реализовываем какой-то сервис онлайн, и не всегда имеется тот же бренд, но в большинстве случаев, лиды и продукт нужны.

Фактически, маркетолог занимается первыми двумя параметрами: его главные функции — брендирование и лидогенерация. Он обязан снабжать компанию либо отдел продаж лидами и организовать бренд, дабы продукт был качественнее, продавался легче, дороже и т. д. Не обращая внимания на то, что маркетинг — разумеется стратегическая вещь, Я в компаниях среднего и малого уровня видел мало реально хороших стратегов-маркетологов. По большей части, в том направлении попадают тактики или операционисты.

Это неприятность компетенции, и в этих обстоятельствах нужно завлекать внешних экспертов — компании либо агентства, каковые занимаются разработкой аналогичных вещей. Наряду с этим работа ведется совместно с генеральным директором, дабы маркетинговая стратегия была созвучна основной миссии бизнеса.

Вторая неприятность, по окончании отсутствия стратегии — это ее безотносительное неисполнение. Реализацией узлов, к примеру, запуском сайта, организацией потока трафика, работой пиара занимаются тактические маркетологи. А операционные маркетологи — это те, кто: настраивает Яндекс.Директ, пишет статьи, прозванивает партнеров и без того потом.

  • 3 практики контент-маркетинга, от которых стоит отказаться малому бизнесу

Вопрос в том — что покинуть в компании, а что возможно вынести?

В большинстве случаев, позволить себе держать стратегов в штате смогут лишь громадные компании, потому их услуги дорого стоят, итог заметен на лишь большом промежутке времени, а для работы им нужны громадные ресурсы. В маленькой компании стратеги малоэффективны.

Довольно тактиков спорный вопрос: это офицеры, каковые с одной стороны необходимы бизнесу, а иначе — для чего? Над ними все равно должен быть генерал, а генералу-стратегу весьма сложно трудиться с тактиками, они говорят на различных языках. Мы заключили, что будет грамотнее нанять аутсорсинговое агентство, которое делает лишь одну функцию.

К примеру, у нас имеется агентство, которое занимается пиаром, имеется видеопродакшн, подразделение контент-маркетинга и т. д. Поделив их задачи и KPI, мы передали эти отделы в аутсорс.

Действительно, тут появляется одно несоответствие. Я думаю, многие из вас сталкивались с аутсорсом, фрилансерами, со студиями и это не всегда был успешный опыт. У нас также были неприятные обстановки, мы теряли деньги, но однако, мы не опустили руки и обучились взаимодействовать с другими компаниями.

Не сходу, но нам получалось отыскать нужного подрядчика, поскольку, набив шишки, мы уже знали, чего желаем. То же самое при комплекте сотрудников: кроме того при тщательном анализе, все равно имеется шанс совершить ошибку — проверить, подходит ли вам человек, к сожалению, возможно лишь практикой.

Необходимо готовьсяутратить некую сумму средств, перед тем как вы отыщете подходящую компанию либо сотрудника. Это стресс, об этом не очень приятно сказать, но отказываться из-за прошлых неудач от возможности выйти на новый уровень — это тупиковая позиция: нужно садиться, растолковывать, делать новые попытки.

Что могу порекомендовать — это не заключать сходу важный договор, а начать с несложной функции, маленького отрезка работы, а заметив, что все получается, продолжать дальше. Так возможно минимизировать утраты, наряду с этим не очень сильно завязнув.

Неточностью есть кроме этого передача всех задач в одни руки, поскольку многие процессы происходят параллельно. Лучше обратиться в специальное маркетинговое агентство, к примеру, одно агентство занимается триггерным email, второе — рассылкой и т.д. Если бы этим занималась та же самая команда, было нужно бы ожидать в 2 раза продолжительнее, а время крайне важно.

Что касается операционного маркетинга, то время от времени кое-какие функции мы передавать не можем либо не желаем. К примеру, работа с партнерами — достаточно постоянная вещь, которую возможно количественно и как следует оценить и назначить на нее отдельного человека. В случае если же это лишь периодический дизайн макетов, верстка буклетов — для таковой редкой задачи нанимать человека в штат не нужно.

Наряду с этим, разработка стратегии не должна занимать больше нескольких недель, оптимальный срок — семь дней. Принципиально важно, дабы стратегия подвергалась постоянной корректировке, в противном случае ваш итог в последних месяцах года окажется полной противоположностью тому, что вы написали сначала. Тактические задачи не должны занимать более одного месяца, нужно их по большому счету уменьшать до 2-3 недель.

Задача тактического маркетолога — согласовывать узлы, поскольку как раз они являются реализацией стратегии, видения компании.

  • Как проверить идею стартапа и собрать команду грезы: интервью с Вячеславом Семенчуком

Любой отдел — это отдельная бизнес-единица

Чем больше компания делается, тем ей сложнее руководить, и со временем вы становитесь «громадным неповоротливым китом». на данный момент отечественная организация — это свора дельфинов, где каждое подразделение — отдел рекламы, колл-центр — независимая рыночная единица, трудящаяся на клиента. Так, клиент отдела маркетинга — это отдел продаж, поскольку он поставляет им клиентов.

Не смотря на то, что изначально подразделения состояли в компании легко вследствие того что не было хорошего аутсорса, грубо говоря, как IT-компания, мы по большому счету не должны этим заниматься. Изначально, отечественный штат — это программисты, пара директоров и маркетологов по формированию.

Из начальников отделов мы сделали предпринимателей и сообщили им: «Сейчас у тебя собственный мелкий бизнес, где твой клиент — главная компания, но наряду с этим вы имеете возможность еще трудиться на внешний рынок, дабы кормиться за собственный, а не за отечественный счет».

Это принесло весьма драйв и большую динамику.

  • «Планерка» как метод увеличения лояльности персонала компании

показатели и Какие метрики ответственны?

В маркетинге довольно много показателей, начиная от цены лида и заканчивая ROI, каковые не в каждом бизнесе легко измерить. Но неприятность кроме того не в измерениях, а в том, чтобы выяснить — что нужно делать, как оценить итог работы?

Начальнику довольно часто по большому счету неизвестно, чем занимается маркетолог, если он неизменно не информирует ему об этом в какой-то форме, в виде конкретных цифр и отчётов. Но бывают каналы, каковые легко нереально отследить.

К примеру, у нас 40% трафика — это прямые заходы на сайт: люди приходят по советы, заметив выступление и т. д. Выделить что-то одно невозможно, да и нужно ли выделять? Основное — переходы, а не какой-то конкретный канал.

Все эти сложные таблицы KPI, с которыми мы начинали трудиться, на практике были совсем нефункциональны. Подсчет заработных платов по коэффициентам занимал по нескольку дней, да и людей это не очень мотивировало.

  • Рабочий сутки маркетолога в 14 графиках

Что делать с мотивацией?

Неприятность нахождения человека в офисе— это ненужное просиживание времени, но наряду с этим создание видимости бурной деятельности. Неспешно обстановка в Российской Федерации изменяется, и прошлые способы управления не так долго осталось ждать станут неэффективны. Новое поколение, выросшее в соцсетях, уже не желает ходить в офис, их мотивация — довольно часто не финансовая а также не карьерная, они просто хотят наслаждатьсяот судьбы и трудиться в компании, которая им нравится.

Если вы сможете донести эту идеологию, вы получите сотрудника, нацеленного на итог, делающего собственные функции без какого-либо менеджмента. Сейчас мы планируем создать штат сотрудников в размере 2-3 тысяч как раз в таком формате.

Однако, «совокупность морковок» еще никто не отменял. И в маркетинге, и менеджменте существует три модели взаимоотношений: пофигизм, что не редкость в застойных, госкомпаниях, где мотивация фактически на нуле — делают, по причине того, что нужно; требования либо твёрдый менеджмент, в то время, когда глава «пилит» собственных сотрудников — итог имеется, но наслаждения от работы нет; и энтузиазм, воодушевление, корпоративная мысль, в то время, когда компания держится на внутренней мотивации.

Мы комбинируем эти формы, поскольку в переходный период морковка до тех пор пока нужна, да и к тому же некоторых легко нереально вдохновить, а давить на них безтолку — им легко все равно.

Так что анализ показателей нужен, основное — дабы он не мешал людям трудиться. Я не забегаю в офис с криком, из-за чего у нас просели продажи, а говорю: «Ребят, у нас сейчас фрэш-дэй, мы будем имеется фрукты и выпивать свежие соки». Это дает мотивацию, а за ней и итог.

Причем такие поощрения неизменно обоснованы настоящими цифрами.

Высоких вам конверсий!

Создатель этого поста:

Макcим Плосконосов, директор по маркетингу, CMO LPgenerator

» Все статьи автора

Случайные статьи:

LPgenerator: Аутсорсинг или инхаус? Как распределить работу в отделе маркетинга?


Подборка похожих статей:

riasevastopol