5 Трендов алкогольного рынка

Дмитрий Малютин Начальник, Москва

Рынок промышленного пива в 2015 году просел на 15%, а дорогого алкоголя на 20-25% в натуральном выражении. Продолжится ли падение дальше?

Дмитрий Малютин, к.э.н., бизнес отдела анализа и руководитель-маркетинга, КСК групп

Бизнес алкогольной продукции постоянно считался в Российской Федерации в равной степени как привлекательным, так и классическим. Привлекательность данного рынка, действительно, находится под пристальным надзором страны, что не так уж и не хорошо, по причине того, что минимизирует количество фальсификата алкоголя, попадающего на отечественные столы.

Сейчас имеется пять стабильных трендов, каковые сохранят актуальностьс высокой долей возможности в течение следующих двух-трех лет.

Тренд №1. Монополизация рынка спирта

Как сказало издание РБК 2 февраля 2015 года, государственная компания Росспиртпром закрыла сделку по приобретению восьми больших спиртзаводов у предпринимателя Валерия Яковлева, став наибольшим производителем спирта в Российской Федерации. Быть может, это первый ход к госмонополии на спирт.

Как мы все прекрасно знаем, монополизация определенного рынка ведет к концентрации власти и отсутствию конкуренции в одних руках, что значительно чаще воспринимается обществом очень плохо. Как раз так было в 2011 году, в то время, когда было принято более 110 ответов по делам о нарушении антимонопольного законодательства: на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли.5 Трендов алкогольного рынка

Тогда же антимонопольными органами по итогам 113 рассмотренных дел наложены оборотные и иные штрафы в соответствии с КоАП РФ общей стоимостью 31,9 миллионов рублей.

Но спирт по собственной природе есть веществом вредным, и контроль над ним окажет помощь не допустить распространения нелегального бутлегерства.

Тренд №2. ЕГАИС: всем выйти из тени!

Внедрение ЕГАИС (Единая национальная автоматизированная система обработки данных) обсуждалось бесчисленное количество раз.

Но объективных обстоятельств для внедрения совокупности всего две:

  1. Борьба с контрафактным алкоголем. В ходе продажи алкоголя продавец обязан просканировать каждую реализованную бутылку. Информацию о продаже сразу же будут поступать в ЕГАИС. Клиент, со своей стороны, приобретает особый чек с QR-кодом, благодаря которому он сможет проверить на сайте ЕГАИС, не есть ли приобретённая продукция контрафактной.
  2. Обнаружение недобросовестных плательщиков налогов. Трудится это следующим образом. Предположим, ЕГАИС внедрили на пивном заводе. На производствах количество фиксируют особые счетчики АСИиУ (автоматические средства измерения и объёма и учёта концентрации безводного спирта, количества готовой продукции либо автоматические средства учёта и измерения количества готовой продукции), направляя полученные эти через сервер напрямую в Росалкогольрегулирование. Ранее до этого завод неизменно официально показывал минимальный прирост продаж чтобы экономить на налогах. При установке ЕГАИС практически сходу распознали, что завод реализовывал практически в 2 раза больше продукции.

Благодаря ЕГАИС статистика продемонстрировала рост производства пива в Российской Федерации

Рис.1. Сравнение прироста производства пива в Российской Федерации

Источник: Аналитический центр ЦИФФРА, Alcodream.ru

Разглядим сторону продавца, принимающего оптовую партию алкоголя. С 1 января 2016 года, в случае если сотрудник магазина принимает очередную партию алкоголя, он обязан открыть на компьютере программу, трудящуюся с ЕГАИС и взять в ней приходную накладную.

В случае если информацию о количестве продукта совпадают с данными накладной, то сотрудник принимает товар. При обнаружении расхождений в поставке с данными электронного документа, работник магазина вправе не принять товар и отклонить накладную.

Тренд №3. Упаковка, как драйвер роста

Не секрет, что большая часть больших фирм, создающих товары в различных секторах рынка, с целью увеличения продаж и повышения конкурентоспособности прибегают к разным процедурам. FMCG-компании, с одной стороны, нацелены на широкую целевую аудиторию, а, иначе, клиенты должны видеть постоянные улучшения в получаемой продукции. Поменять состав продукции, обычно, оказывается невыгодным и более сложным процессом, в связи с чем фирмы переключились на дизайн упаковки.

Эксперты компании Nielsen узнали, что изменение упаковки в алкогольной дистрибуции, т.е. редизайн, выяснилось весьма успешным маркетинговым ходом. Более того, согласно данным аналитики КСК групп из этого сектора алкогольной дистрибуции уверены в том, что это надёжный метод привлечь интерес потребителя, поскольку технологии изготовления напитка остаются прошлыми.

Тренд №4. Проседание рынка элитного алкоголя

Рынок алкоголя в Российской Федерации

Рис.2. Структура рынка премиум-алкоголя в Российской Федерации

Источник: DISCOVERY Research Group, апрель2016

В очередной раз было совершено изучение, автором которого являлась компания DISCOVERY Research Group, решившая оценить динамику продаж элитной крепкой алкогольной продукции и игристых вин (а также шампанского) за последние 2 года. В следствии было обнаружено, что количество спроса, не обращая внимания на текущую денежную нестабильность, вырос на 14% в стоимостном выражении, что стало причиной оборотам продаж в размере 83,3 млрд руб., что на 9,9 млрд руб. больше, чем это было в 2014 году.

К тому же, нельзя забывать, что речь заходит обо всем сегменте, и таковой рост совсем не свидетельствует, что во время кризиса клиенты поднялись в очередь за элитным алкоголем, количества продаж которого, к слову, в натуральном выражении были снижены практически на 25%. Явным фаворитом в изучении отмечена компания Бакарди РУС с долей рынка в 38% рынка. Среди марок виски у россиян в почете остается всем узнаваемая марка Chivas Regal, которая лишь в 2014 году занимала 4% от всего рынка продукции, что в целом есть хорошим показателем.

Неизменно изменяющееся законодательство в части продаж алкогольной продукции, повышение и инфляция налогов и сборов приводят к тому, что большая часть больших компаний все чаще прибегают к разным уловкам для того, чтобы сохранить прошлую целевую аудиторию. К примеру, иногда устраиваются дегустации напитков и все чаще к PR-кампаниям привлекаются знаменитости.

Не следует забывать и о том, что кое-какие компании считают необходимым из собственных бюджетов выделять дополнительные деньги на саморекламу за счет финансирования разных мероприятий. К примеру, согласно данным сайта cossa.ru, различные алкогольные торговые марки довольно часто инициируют кампании в каналах HoReCa, где в качестве точки входа выступают управляющие заведения.

Стимулировать и осуществлять контроль барменов и работу официантов бывает сложно: у них нет мотивации деятельно принимать участие в кампании очередного алкогольного бренда. Ответ естьэто программы мотивации для персонала заведения: разные бонусы за количество реализованных по промоменю коктейлей, и обучающие программы. Многие алкогольные торговые марки создают собственные школы барменов, выполняют курсы и конкурсы, что усиливает лояльность бренду и знание продукта.

К примеру, компания Diageo (создаёт Johnnie Walker, Guinness, Smirnoff, Baileys, Cuervo, Captain Morgan и т. д.) каждый год проводит Diageo Bar Academyкурсы и конкурс для барменов. Heineken проводит разные обучающие программы, к примеру, Heineken Star Serve, посвященную верному наливу одного из сортов пива бренда.

Тренд №5. Крафтовое пиво растет очень быстро

Рис.3. Отличия крафтового от промышленного пива

Российский рынок пива в 2015 году уменьшился на 15% — до 698 миллионов долларов. Такие эти приводит газета Коммерсантъ ссылаясь на осведомителя в компании Carlsberg. Потребление пива выяснилось самым низким за последние 12 лет — 50 л на одного человека.

Отгрузки Carlsbeg в Российской Федерации в прошедшем сезоне сократились на 17%, у Heineken — на 7-9%.

Виной всему этому грубо говоря есть твёрдая борьба, которую развязали отечественные пивоварни. Так как локальные продажи простого пива сейчас занимают более 25% всего сегмента, тогда как еще 6 лет назад их количества продаж составляли всего 15%, а это, первым делом, связано с тем, что экономический кризис все-таки ударил по карманам клиентов. Так, сейчас громаднейшим спросом пользуется как раз разливное и тарированное отечественное пиво, продающееся везде.

Специалисты уверены в том, что уже через 2 года часть крафтовых пивоварен на отечественном рынке будет ниже стабильных 70% и, возможно, зарубежным поставщикам будет удачнее заключать договора с местными производителями крафтового пива для того, чтобы сохранить собственную долю в этом сегменте. Тенденция усиления локальных пивоварен налицо, но мы видим в этом не угрозу, а, напротив, новые возможности для развития бизнеса, — комментируют текущую обстановку в САН ИнБев. Такое изменение потребительского поведения дает нам возможность совершенствовать собственный портфель. Так, любители крафта вдохновили нас на создание новой линейки пива, где были использованы необыкновенные для массового рынка рецептуры. Из-за понижения количеств потребления пива, начиная с 2008 года в Российской Федерации было закрыто 12 пивных фабрик.

Главные выводы в трендах алкогольной дистрибуции

  1. Государство весьма внимательно смотрит за рынком алкоголя. Это подтверждается введением ЕГАИС.
  2. Не обращая внимания на то, что производители элитного алкоголя стараются привлечь собственного клиента креативной упаковкой, рынок дорогого алкоголя просел на 20-25% в натуральном выражении. Наряду с этим изучения, касающиеся места товара на полке и его упаковки товара, целесообразно доверять опытным консультантам.
  3. Рынок промышленного пива в 2015 году уменьшился на 15% в натуральном выражении, многие специалисты связывают это с набирающим силу трендом развития локальных пивоварен крафтового пива.

В итоге возможно заявить, что рынок алкогольной дистрибуции будет еще какое-то количество лет лихорадить, что связано с несколькими рассмотренными тенденциями. Дабы закрепиться на этом привлекательном рынке бизнес обязан, в первую очередь, изучить влияние упаковки на потребителей и смотреть за тем, дабы его товар был на выигрышном месте на полке ритейлера. Дабы быть фаворитом, нужно осознавать, что позиция лидерски настроенных компанийэто ROI подход в ответе любых задач.

Оказать помощь организовать такую позицию смогут опытные консультанты, каковые заинтересованы в большой эффективности бизнеса клиента. Они ставят на кон самое ценноесвою репутацию. К тому же грамотный отраслевой консультант осознаёт, что хозяину серьёзен, в первую очередь, ROI (возврат от инвестиций).

Это подход прагрматичной отвественности за деньги, при котором инвестиции в бизнесе посредством консалтинга оправдывают себя.

Дополнительная информация на сайте: kskgroup.ru

Случайные статьи:

СОВЕЩАНИЕ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЯ С УЧАСТНИКАМИ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА


Подборка похожих статей:

riasevastopol