Взлет и падение цирка уродов

«Рождаясь, вы приобретаете билет на цирк уродов. Рождаясь в Америке, вы приобретаете билет на первый ряд»,
— Джордж Карлин, американский комик.

В Америке примера 19-го столетия глазеть на людей с врожденными деформациями в развитии тела не только не считалось зазорным — это было развлечение, на которое ходили семьями.

Ф.Т. Барнум (P.T. Barnum) получил на этом миллионы долларов. Его цирк уродов воображал собой собрание людей, чей внешний вид приводил к удивлению — бородатые дамы, всецело покрытые татуировками мужчины, очень непропорционально сложенные личности, а также весьма низкие либо, напротив, огромные.

Многие из этих людей попали в цирк еще детьми — и не по собственной воле.

Барнум в одних случаях гиперболизировал, а в других обстоятельства появления на свет собственных подопечных, причисляя их к животным, «редким особям» либо выходцам с острова Крит. В то время, когда его осуждали за мистификации и ложь, он отвечал, что его целью было привнесение доли волшебства в судьбу обывателя: «Я не желаю оболванить публику, — писал он одному издателю в 1860 г. — Я желаю завлечь ее, а после этого — доставить ей наслаждение».

Он достигал обе эти цели, эксплуатируя собственных артистов, но наряду с этим многие из них получали приличные суммы, сравнимые с доходами современных звезд спорта.Взлет и падение цирка уродов падение и Взлёт цирка уродов — это не только поражающая воображение бизнес-модель, но и поучительная история.

  • Скандально-абсурдное детское шоу, либо Разоблачение Тинки-Винки

Ф.Т. Барнум и взлет цирка уродов

Цирк уродов либо, как его еще именовали «сайдшоу» (sideshow), получил широкую популярность в 16 столетии в Англии. Столетиями считалось, что появление на свет людей с физическими недостатками есть плохим предзнаменованием либо свидетельством того, что человеком обладает не добрый дух. Но в конце 16 века эти убеждения сменились публичным любопытством.

1550 г. — начало подъема: «Цирки уродов», либо «сайдшоу», стали очень популярны в Англии при королеве Елизавете I в конце 16 в.

Новоявленные предприниматели обнаружили людей с отклонениями от нормы, брали их в оборот и возили по всей Европе, предлагая зрелище за маленькую цена. Одним из первых «уродов», свидетельство о котором дошло до наших дней, был Лазарус Коллоредо (Lazarus Colloredo), «вывернутый напротив», чей брат Иоанн рос прямо из его туловища головой вниз.

Сиамские близнецы «внушали публике в один момент ужас и интерес». Дуэту кроме того удалось выступить перед королем Чарльзом I в первой половине сороковых годов семнадцатого века. Вынужденные быть маргиналами, люди, подобные Лазарусу, получали на собственных неповторимых изюминках, пускай кроме того данный означало выступать на потребу публики.

Но впредь до 19 века цирки уродов собирали довольно маленькую аудиторию и не были способны принести больших доходов ни их обладателям, ни выступающим.

1630 г. — первые «артисты»: Сиамские близнецы Лазарус Коллоредо и его брат Иоанн Баптиста, росший из груди Лазаруса, гастролировали с представлениями по Европе.

1704-1718 гг.: Русский царь Петр Великий интересовался капризами развития людской тела и собирал диковинки в особенном музее, Кунсткамере (Петербург, Российская Федерация).

1810-1815 — «уроды» становятся звездами: Саарти Баартман («готтентотская Венера») выступала в Франции и Англии.

1842 — успех цирка Ф.Т.Барнума: Одной из первых мистификаций Барнума стало представление публике существа с хвостом рыбы и головой обезьяны, приобретшего известность как «русалка с Фиджи».

В начале собственной карьеры Ф.Т. Барнум зарекомендовал себя в качестве блестящего дельца. К 19 годам он был владельцем магазина и имел опыт распространения лотерейных билетов — занятия, помогающие поднатореть в искусстве и мошенничестве организации шоу.

Уже тогда он получал $500 в неделю, что примерно равняется $10 700 в современных деньгах.

Ф.Т. Барнум

Но в то время, когда руководство США запретило продажу лотерейных билетов, Барнум был без работы и переехал в Нью-Йорк. В 1835 году, наслушавшись историй об успехе цирков в Англии, он приобрел слепую парализованную рабыню, придумал и раздул сенсацию (о том, что ей было 160 лет и она являлась няней Джорджа Вашингтона) и начал брать деньги с тех, кто хотел взглянуть на нее.

Годом позднее дама погибла, и вскрытие продемонстрировало, что ей было только 80 лет. Но, казалось, зрителей шоу Барнума это мало тревожило: его истории носили захватывающий темперамент, а его жульничество было для них «неопровержимой правдой». Собственную рабыню Барнум купил за $1 000, и эта «инвестиция» приносила ему ту же сумму каждую семь дней.

Барнум преуспел в мастерстве красочного надувательства. Его первой большой мистификацией, которую он придумал в первой половине 40-ых годов XIX века, стала легенда о «русалке с Фиджи» (Fiji mermaid) — «существе с хвостом рыбы и головой обезьяны». Этот пример — туловище и голова юный мартышки, сшитые с задней половиной рыбы, — был изначально реализован одному британцу японскими моряками в первой половине 20-ых годов XIX века за $6 000 ($103 500 в переводе на современный курс).

Экспонат выставлялся какое-то время в Лондоне, а позже попал в Нью-Йорк, где Барнум договорился о его аренде за $12,50 в неделю.

Барнум начал замечательнейшую кампанию, целью которой было убедить публику, что существо было настоящим. Он платил за газетные статьи а также отыскал путь к официальному источнику в виде Американского музея естественной истории. Он сочинил легенду о том, как была обнаружена русалка, и распространил более 10 000 брошюр.

В течение нескольких недель ему удалось привлечь публичное внимание.

Барнум приобрел Американский музей, пребывающий на Бродвее в Нью-Йорке, и в течении 1840-х годов воображал «вереницу сменяющих друг друга уродов: альбиносов, карликов, гигантов, экзотических животных» и всех, кто имел возможность привести к интересу публики. Дабы разрекламировать собственный место, он отыскал самых бездарных музыкантов, которых вынудил играться с балкона в надежде на то, что «страшный шум» привлечет клиентов.

Под его управлением американский цирк уродов стал популярным видом бизнеса, приносящим в один момент унижение и доход его артистам.

  • История о том, как стоматологи сделали популярной сахарную вату

Чарльз Стрэттон: «Генерал Мальчик-с-Пальчик»

По окончании успеха «русалки с Фиджи» Барнум решил искать необыкновенных людей, с которыми он имел возможность бы вступать в партнерство (и на ком имел возможность бы получать). Наслышанный о собственном дальнем родственнике, Чарльзе Стрэттоне (Charles Stratton), очень сильно отличавшемся от остальных людей, Барнум решил съездить на разведку.

Стрэттон появился у своих родителей, оба из которых были обычного роста, и сам развивался, как и другие дети, пока не достиг шестимесячного возраста, в то время, когда его рост был равен 63,5 см., а вес — 6,8 кг. К пяти годам он не вырос ни на несколько сантиметров. Барнум заключил контракт с отцом Стрэттона, научил мальчика петь, танцевать и изображать известных исторических храбрецов (Купидона, Наполеона Бонапарта) и в 1844
представил Стрэттона публике под именем «Генерал Мальчик-с-Пальчик» (General Tom Thumb) и слоганом «Самый мелкий человек, когда-либо рождавшийся на свет». Зрителям говорили, что мальчику уже 11 лет, не смотря на то, что в то время ему исполнилось только 5. По окончании ошеломительного успеха в Америке, Барнум и его подопечный высадились в Европе, где сама королева Виктория была очарована выступлением маленького артиста.

На Стрэттона планировали толпы, где бы он ни оказался, и весьма скоро он завоевал интернациональную славу.

К концу 1860-х, благодаря Барнуму, Стрэттон стал состоятельным человеком. Хорошие 15 лет он приобретал за собственные выступления приблизительно $150 в неделю (что сейчас равняется $4 100). Выйдя на пенсию, он жил в одном из самых актуальных районов Нью-Йорка, обладал паровой яхтой и наряжался в лучших ателье.

Барнум также остался далеко не в накладе от данного партнерства. Европейский тур принес ему столько денег, что он практически приобрел родной дом Уильяма Шекспира. Его доходы достигали сотен тысяч долларов: собственные накопления он положил в итоге в бизнес, и применял для приобретения первого громадного музея.

Он переименовал его в «Музей Барнума», и к 1846 г. число визитёров данного заведения достигло 400 000 человек в год.

  • История изобретения нарезанного хлеба

Уильям Генри Джонсон: «Зип Булавочная Головка»

Уильям Генри Джонсон (William Henry Johnson) появился на свет в небогатой семье высвобожденных рабов в Нью-Джерси в 1842 г. Не обращая внимания на то, что его физическое отклонение было не таким большим (его голова была недоразвита из-за маленькой микроцефалии и имела коническую форму), американскому шоумену удалось нажиться на нем, преувеличив и украсив настоящую историю. Джонсон начал выступать в сайдшоу в середине 1850-х годов.

В 1860 Ф.Т. Барнум нанял его в собственный цирк, дал ему имя «Зип» (Zip the Pinhead) и начал отзываться о нем, как о «представителе людской расы, отысканном на протяжении экспедиции по изучению горилл около реки Гамбии в Западной Африке». Голову Зипа обрили, покинув лишь хохолок на макушке, и одели его в меховые одежды.

Именно незадолго до этого вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов», и Барнум утверждал, что Зип представляет собой недостающее звено между человеком и обезьяной, являясь, так, доказательством эволюционного развития.

Барнум показывал Зипа в клетке, приказав ему испускать лишь рычание. За молчание и соответствующую актерскую игру ему платили один американский доллар в сутки. Зип кроме этого играл на скрипке, но так не хорошо, что зрители платили ему дополнительные деньги, дабы он прекратил мучить их слух.

Зип скоро стал звездой в паноптикуме Барнума, получив известность кроме того среди таких знаменитостей, как автор Чарльза Диккенс. За свои силы Зип был щедро вознагражден обладателем цирка: Барнум платил ему по $100 за выступление (а таковых у артиста могло быть по 10 в сутки), и приобрел ему шикарный дом в Коннектикуте.

Зип был занимателен не только собственной любопытной историей происхождения. Его обожали за весёлый и оптимистичный темперамент. Как написал один из визитёров зрелища: «…он развлекал толпу, а масса людей развлекала его».

Существование его шоу продолжилось и по окончании смерти Барнума, и он выступал, кроме того в то время, когда ему было далеко за 80. Зип умел «реализовывать себя»: на протяжении известного «Обезьяньего процесса» 1925-го года над преподавателем, преподававшим теорию Дарвина в школе, он предложил свою персону в качестве живого доказательства эволюции, чем привлек широкое публичное внимание.

Не обращая внимания на то, что ему приходилось всю жизнь изображать из себя дурака и быть эксплуатируемым в шоу, Зип был неглупым и бережным человеком, что разрешило ему выйти на пенсию миллионером. На смертном одре он пара раз повторил сестре: «Ну, что ж, мы их продолжительно дурачили», — имея в виду не только надувательство публики, но и операторов сайдшоу, веривших, что Зип был умственно недоразвит.

  • Трейлеры к кинокартинам: история появления

Чанг и Энг Банкеры: «Сиамские близнецы»

Появившиеся в 1811 г. в маленькой рыболовной деревушке в Сиаме (сейчас Таиланд), Чанг и Энг (Chang and Eng Bunker) были сросшимися близнецами, соединенными 10-сантиметровой связкой в области груди. В конце 1820-х годах английский торговец заключил с ними договор и в течение трех лет возил по Америке и Европе. В будущем дуэт ушел от начал и шоумена собственное сайдшоу, которое получило громадную популярность.

Термин «сиамские близнецы» (The Siamese Twins) был создан одним врачом, посетившим их представление.

К 1838 году в возрасте 29 лет они покинули данную карьеру, получив $60 000 ($1 300 000), и осели в Северной Каролине, где приобрели ферму в 40 гектар и начали управление собственной плантацией. Близнецы забрали себе «американскую» фамилию «Банкер», взяли гражданство США и познакомились с двумя сестрами, на которых в итоге женились. Они выстроили два отдельных дома на своем наделе земли и договорились о трехдневной периодичности проживания с каждой из жен.

На двоих у братьев был 21 ребенок.

По окончании собственного банкротства в первой половине 50-ых годов девятнадцатого века братья возобновили карьеру в сайдшоу и подписали договор на тур с Ф.Т. Барнумом. В течение следующих 20 лет они иногда выступали и погибли во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века с промежутком в 4 часа, покинув своим женам огромное наследство.

  • Эмоции и маркетинг: счастье по-китайски и по-американски

Капитан Костентенус: «Татуированный Человек»

Георгий Костентенус (Captain George Costentenus), первый татуированный артист американского сайдшоу, так вошел в собственную роль, что о его настоящих корнях известно мало. Появился он во второй половине 30-ых годов XIX века и был, по его утверждению, греко-албанским принцем, воспитывавшимся в турецком гареме.

338 татуировок покрывали практически любой сантиметр его тела (за ступнёй и исключением носа). Они были весьма неестественными и изображали животных, водившихся в Бирме, и знаки из восточной мифологии: змей, слонов, аистов, газелей, драконов, цветы и растения, — все это смешивалось в причудливый узор на его коже.

В соответствии с легенде Коcтентенуса, на протяжении военной экспедиции в Бирме его с тремя товарищами забрало в плен местное дикое племя. Пленникам был предложен выбор: или быть порубленными на куски, или взять татуировки по всему телу в обмен на свободу, в случае если, само собой разумеется, они выживут в мучительном ходе. Солдаты выбрали последнее, и нанесение татуировок заняло 3 месяца.

Никто, не считая Костентенуса, не выжил.

Дабы убедить всех в правдивости собственной истории, Костентенус кроме того выпустил в первой половине 80-ых годов XIX века 23-страничную книжицу, в которой отразил каждую подробность собственного опыта. Только большое количество позднее он признал, что придумал легенду, чтобы получить славу и деньги. И это ему удалось.

В 1870-х Контентенус вступил в партнерство с Ф.Т. Барнумом, и стал одним из самых высокооплачиваемых артистов Американского музея, получая более $1 000 в неделю (либо $37 000). Выдержка из New York Times так обрисовывает его достаток: «Он носит прекрасные другие украшения и бриллиантовые перстни неспециализированной ценой около $3 000 [$71 500 по курсу 2014 г.] и в большинстве случаев ходит вооруженным на случай, в случае если кто-нибудь примет решение его ограбить. […] Добрая половина из тех, кто приходили взглянуть на Капитана Костентенуса, данный последний образчик греческого мастерства, смотрелись так, словно бы они были бы не против пройти через процесс аналогичного разукрашивания кожи, если бы это имело возможность обеспечить им комфортную судьбу без необходимости трудиться».

Одну половину собственного наследства Костентенус завещал Греко-кафолической церкви, вторую — своим товарищам по цирку уродов, не добившимся громадного успеха на данном поприще.

  • История происхождения Lorem Ipsum

Федор Ефтищев: «Мальчик с лицом собаки»

Появившемуся в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века Федору (Fedor Jeftichew) было суждено последовать по стопам собственного отца, Адриана Ефтищева, известного в Европе под именем «Сибирский Собакочеловек». Адриан был очень суеверен и религиозен и думал, что он и Федор были избраны жертвами божьего наказания.

По окончании ранней смерти отца 16-летний Федор попал под национальную опеку. К этим годам он был «покрыт долгими, шелковистыми волосами, напоминавшими мех, каковые были тверже на лице». Люди вычисляли его диким и подобным животному, но в действительности мальчик был пытливым, учтивым и застенчивым.

Федора усыновила достаточно ожесточённая дама: она привезла его в Англию и рекламировала как «мальчика, выращенного сибирскими волками». Ф.Т. Барнум попал на представление, выкупил мальчика и перевез его В США в первой половине 80-ых годов XIX века.

Но, как и при с другими артистами, Барнум приукрасил историю Федора.

Сейчас его стали звать «Джо-Джо, Мальчик с лицом собаки» (Jo-Jo The Dog-Faced Boy). Федор изображал первобытного человека в том стереотипном понимании, что существовало в викторианскую эру: его нашли в пещере глубоко в лесах центральной России; он питался ягодами и охотился посредством примитивного орудия; по окончании кровавой схватки охотникам удалось его приручить, научить ходить на двух ногах, носить одежду и сказать, как приличный человек.

Барнум одел Федора в русского кавалерийскую форму и вынудил разыгрывать собственную «дикую сущность», другими словами «лаять, рычать и скалиться» на зрителей. В течение 1880-х годов с гонораром $500 в неделю ($13 000) Федор был одним из самых высокооплачиваемых артистов. К концу карьеры его накопления составили приблизительно $300 000 ($7 600 000).

  • Из-за чего все дроиды мира являются собственностью компании Lucasfilm?

Закат цирка уродов

Ветхий цирк.

К 1890-м цирки уродов стали менее популярны, а к 1950 году провалились сквозь землю вовсе. Во-первых, успехи медицины развеяли таинственность многих отклонений развития: так называемым «уродам» ставились настоящие заключения, имевшие научное объяснение. Слава цирков начала меркнуть, потому, что особенные физические и медицинские состояния утратили собственный волшебный и прекрасный темперамент, а фантастические измышления шоуменов были развенчаны правильными науками.

Зрители стали более осведомлены о земной сути изюминок артистов, и любопытство сменилось жалостью.

Кино и телевидение, обширно распространившиеся в начале 20 столетия, предлагали другие формы развлечений, удовлетворяя потребность публики в чудных вещах. Сейчас дикие и удивляющие вещи возможно было замечать в комфортных условиях кинотеатра либо дома (начиная с 1920-х), и людям меньше хотелось тратить деньги на живые шоу. Медиа кроме этого привнесли собственную долю действительности и подорвали доверие к шоуменам.

Так, к примеру, в одном из фильмов зрители имели возможность убедиться, что обитатели острова Борнео вовсе не были столь дикими, как о них сказала реклама цирка Ф.Т. Барнума.

Последний удар по циркам уродов нанесло перемещение за права людей с ограниченными возможностями. Увеселения за счет физического несчастья другого начали осуждаться.

  • Исчезновение Луи Лепренса: таинственная будущее «отца» кинематографа

Моральные дебаты

Кроме того на пике популярности цирки уродов яро критиковались соперниками как эксплуатирующие физические недочёты и унижающие человеческое преимущество. В первой половине 60-ых годов XIX века английский историк Генри Мэйхью написал о них в собственном изучении, что это «не что иное, как деградация людской личности»: «Вместо того дабы иллюстрировать моральные правила, [цирки уродов] стали платформой, на которой учат жестокости Люди, управляющие этими местами, пользующимися плохой славой, через чур прекрасно привычны со слабостями собственной аудитории».

Вне всякого сомнения, артистами ранних сайдшоу пользовались, ими манипулировали, и на сцену они попадали не по собственному жажде. Лишь один из упомянутых выше людей, Капитан Костентенус, вступил на данный путь добровольно (он кроме этого сам сделал себя диковинкой, а не появился таковым).

В 1950-х Кэрол Грант, 16-летняя женщина, страдавшая от физического недочёта, посетила представление цирка уродов и была страшно обижена замеченным. Она послала письмо на имя начальника Сельскохозяйственной рабочей группе Северной Каролины, в котором писала: «Лица с физическими недостатками желают иных, громадных возможностей в жизни, чем стать звездой цирка уродов». Письмо привлекло общенациональное внимание и вызвало дебаты о том, должны ли выступающие иметь выбор, выступать им в таком шоу либо отказаться.

Харви Базвел, организатор сайдшоу, сам страдавший от паралича нижних конечностей, ответил Грант: «Я участвую в шоу, и меня это не задевает. Равно как и других необыкновенных людей, в особенности в то время, когда они направляются в банк, дабы положить на собственный счет $100, $150, $200 а также $500, получаемые ими еженедельно, благодаря сенсационным странностям, каковые они демонстрируют на сайдшоу».

Еще один узнаваемый шоумен Бобби Рейнольдс кроме этого засунул собственные пять копеек: «Если вы воображаете собой собственного рода мутацию человека, самое волнительное, что с вами может случиться, — это оформление пособия от страны раз в тридцать дней. Либо вас положат в лечебницу. Люди говорят: «Вы наживались за счет этих людей!». Мы не наживались за их счет. Они были звездами! Они были кем-то.

Они наслаждалисьот судьбы».

Однако, к середине 20 века, оставшиеся артисты данного жанра перешли трудиться в гастролирующие ярмарки либо музеи, получая только жалкое подобие того, что они имели пара десятилетий назад. Многие из тех, кто рассчитывал получить на хорошее житье посредством сайдшоу, закончили жизнь в нищете, приобретая мизерное пособие по инвалидности, а обычно и без оного.

  • XXI век: взор из прошлого

Современные реинкарнации

Не смотря на то, что цирки уродов были вытеснены из публичной судьбы, поскольку их существование было спорно с моральной точки зрения, они все еще существуют и Сейчас — лишь в пара другом виде.

Телевизионный канал TLC доказал сравнительно не так давно, что человеческие диковинки все еще продаются. Подобно Ф.Т. Барнуму, эксплуатировавшему «Жирного мальчика» Улака Эккерта («Fat Boy» Ulack Eckert,), программа «Моя жизнь в весе за 2,5 центнера» (My 600 Pound Life) применяет для привлечения внимания сенсационные нюансы ужасного ожирения, характерного для современной Америки.

Программа «Мелкие люди, громадный мир» (Little People, Big World) в легкой форме говорит о трудностях судьбы пары карликов так же, как это делал Барнум с «Мальчиком-с-Пальчиком». Телевизионные шоу «Человек с половиной тела» и «Я — человек-слон» стремятся заполучить те же любопытствующие взоры праздной аудитории, что кормили цирки уродов в течении 19 века. И совершенно верно, как их предшественники, сегодняшние «звезды» приобретают оплату за собственную эксплуатацию — до $8 000 за один эпизод.

Имеется и та

Случайные статьи:

Цирк уродов: истории и трагедии цирковых уродцев


Подборка похожих статей:

riasevastopol