Средневековый «дауншифтинг», или как европейские аристократы бросили все — и стали русскими святыми

Дауншифтинг, жизнь для себя, свобода и творчество в ущерб классической карьере — эти идеи становятся все популярнее, а также очередной кризис не смог их скомпрометировать. европейцев и Россиян, разочаровавшихся в возможностях «светского» мира, массово тянет на восток — к недорогой и созерцательной судьбе за счет фриланса, к творчеству, самопознанию и пр.

Но что имеется «восток»? У москвича, возможно, появятся ассоциации с песчаными пляжами и пальмами Гоа. А вот для обитателя средневекового Рима востоком имел возможность выступить кроме того Господин Великий Новгород.

Большое количество столетий назад Русь имела возможность представляться европейцам чем-то наподобие Индии для современников: таинственным, легко диковатым и страшным местом, но время от времени — еще и подходящим для самопознания, ухода от мира.

Сейчас мы поболтаем о двух состоятельных уроженцах Рима, каковые отказались от фамильных достатков и нашли себя в Киевской Руси. В следствии они не только получили собственный призвание и место, но и стали святыми Русской Православной Церкви. Эти именитые римляне, внесшие заметный вклад в православие, жили в различные эры — их разделяет целых 5 столетий.

Но их судьбы на удивление схожи. Итак, отправились.

Житие (и настоящая судьба) Антония Римлянина

Преподобный Антоний, появившийся в Риме приблизительно во второй половине 60-ых годов одинадцтого века, застал один из самых занимательных периодов европейской церковной истории. На момент его рождения прошло всего 13 лет с Великого раскола христианской церкви на католическую и православную. Последствия этого события не преодолены до сих пор и все еще воздействуют на судьбы людей.

В соответствии с житию Антония, он вырос в семье римлян, исповедовавших православие. Всего в 18 лет будущий святой осиротел. Потрясенный этим, он раздал часть состояния бедным, другую часть замуровал в бочку и кинул в море.

По окончании чего Антоний принял монашество, начал изучать святые писания и греческий язык.

Средневековый «дауншифтинг», или как европейские аристократы бросили все — и стали русскими святыми

Фрагмент надгробной скульптуры Антония Римлянина. Мастер Евтропий Стефанов. 1573 г.

Спокойная духовная жизнь была достаточно продолжительной — практически 19 лет Антоний жил на родине в качестве монаха. Но приблизительно в 1104 году область, где был монастырь, подверглась преследованиям местных князей и католиков. Обитель была уничтожена, а монахам было нужно бежать. Приблизительно с этого момента в житие отечественного храбреца появляются мифические либо сказочные мотивы — но судите сами.

Итак, Антоний, бежавший из уничтоженного монастыря, дошел до приморской гора, где 14 месяцев провел в молитве — по преданию, не сходя с места.

Неизвестно, как продолжительной была бы молитва Антония, не разыграйся в один из дней ужасная буря. Стихией отломило и кинуло в море кусок гора, на которой стоял Антоний. Что стало для него фактически радостным билетом — на камне монах проплыл некое «теплое море», Ладожское озеро и Неву, в следствии попав на берега реки Волхов, рядом от Новгорода.

В житии сообщено, что, по ощущениям Антония, на целый путь ушло лишь три дня.

Постаравшись вернуть морской путь от Италии до Новгорода, вы точно удивитесь. Карта конкретно утверждает: дабы попасть в Новгород через Неву, необходимо обогнуть Европу с Запада, и через побережья современных Португалии, Франции, Германии войти в Балтийское море. И все это на камне, отколовшемся от гора.

Но мы давали предупреждение — в житии Антония Римлянина большое количество мифического.

Как видите, монах не выбирал конечную точку — его в буквальном смысле «занесло» на Русь. Но весьма не так долго осталось ждать Антоний осознал, что это было лучшее место из всех вероятных для него. Очевидно, прибытие необычного человека на камне позвало громадной ажиотаж в окрестных деревнях. Сначала Антоний на все вопросы лишь кланялся, и опасался сойти с камня, ставшего вторым домом.

Но спустя время монах свел знакомство с торговцем, знавшим греческий, и смог узнать, куда попал. По окончании Антоний побывал в местных храмах, замечал обряды — и всецело уверился, что Новгород, в отличие от Рима с его преследованиямиправославных, красивое место 🙂

Не обращая внимания на периодические визиты в церкви и к местному духовенству, Антоний жилна камне. Рядом с ним и был основан мелкий древесный храм, ставший потом Антониевым монастырем — одним из центров духовной судьбы Новгородской республики на века вперед. Житие доносит до нас еще одну забавную подробность. На основание монастыря Антоний израсходовал личные деньги — из той самой бочки, скинутой в море еще в молодости.

Да, она кроме этого приплыла в Новгород за хозяином, и была выловлена местными рыбаками. Как мы упоминали выше, житие не носит научный темперамент — но, само существование Антония Римлянина подтверждается многими источниками.

Итак, на собственные-ли деньги, либо на чьи-то еще, но Антоний выстроил обитель и прожил в том месте продолжительную судьбу, в окружении монахов и последователей. Причем игуменом выстроенного им монастыря Антоний стал лишь в первой половине 30-ых годов XII века, по настоятельным просьбам братии. Антоний имел вес в политике Новгорода и покинул одни из самые ранних частных письменных актов в Киевской Руси — грамоты Антония Римлянина.

Достоверность этих грамот, как и очень многое в биографии отечественного храбреца, оспаривается, но все же — они имеется. До нас дошло два документа — купчая, где обращение ведется о приобретении почвы для монастыря, и духовная грамота, в которой Антоний дает согласие стать игуменом. Текст купчей грамоты:

«А обвод тои почвы от реки от Волхова Виткою ручьем вверх, да на Лющик, да Лющиком ко кресту, а от креста на коровеи прогон, а коровем прогоном на олху, а от олхи на еловои куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым внис, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов. А межа и тои земли.»

Во второй половине 40-ых годов XII века Антоний Римлянин погиб, покинув игуменом инока Андрея — автора жития собственного наставника. Как видите, в биографии Антония большое количество белых пятен. До сих пор ведутся споры кроме того о том, вправду ли он прибыл из Рима, либо же легко из широкой Священной Римской империи (до которой от Новгорода было довольно неподалеку).

Но в случае если главные моменты его жития правдивы, то Антоний прожил необычную судьбу, отыскав духовную отчизну, предназначение и гармонию в далекой для него России.

Но, он не был последним из римлян, искавших Всевышнего и себя в Российской Федерации. Потом обращение отправится о человеке, чья биография изучена подробнее — и не так изобилует легендарными подробностями.

  • Исчезновение Луи Лепренса: таинственная будущее «отца» кинематографа

Макарий Римлянин: В Россию — за истиной

В случае если Антоний прибыл в Новгород незадолго до получения последним независимости, то Макарий был в том месте спустя приблизительно полвека по окончании присоединения Новгородской республики к Столичному княжеству. Так, эти два уроженца Рима символически очертили период независимости Новгородского страны.

Биография Макария, появившегося в конце 15 века, похожа на судьбу его предшественника, но не столь мифологична. Он кроме этого вырос в Риме, в религиозной семье, давшей собственному отпрыску блестящее образование в духе строгих церковных традиций. Да, родители Макария, как и его предшественника, также придерживались православия. К чести сообщить, у их сына это не приводило к — он глубоко интересовался религией, монашеством и теологией, действительно планируя посвятить себя духовной судьбы.

Одна беда — реалии Рима того времени не удовлетворяли возвышенным намерениям молодого человека.

Церковь в начале 16 века волновалась переходный период. С одной стороны, целый 15 век Рим был одним из наиболее значимых культурных центров Ренессанса. Отец Пий II был известным поэтом, отец Адриан VI — гуманистом и философом. Иначе, столь светские увлечения высшего управления церкви, и последовательность тенденций в религиозной судьбе Европы, таких как появление и реформация протестантизма, имели возможность смутить одухотворенного парня.

Словом, неизвестно, что именно не устроило Макария в родном Риме. Легко в один раз он, фактически без средств, в поношенной одежде и с посохом паломника, ушел из дома — и направился на Русь.

В отличие от собственного предшественника, Макарий добрался до Новгорода не за три дня — он шел продолжительные месяцы. Но дойдя до цели, кроме этого не был разочарован — величественные храмы, православные традиции и строгая монашеская судьба оказались по душе юному подвижнику.

Прп. Макарий Римлянин. Древняя икона, бывшая на раке мощей святого.

На протяжении странствий по новгородской почва Макарий познакомился с игуменом Свирского монастыря , в котором отыскал духовного наставника. Игумен — это был сам основатель обители, Александр Свирский, — растолковал молодому человеку, чего жаждала его душа, и как получить это. Очевидно, через монашескую судьбу.

Структура данной истории сильно напоминает мистические путешествия по Азии, бывшие особенно популярными во времена хиппи. Сюжет о молодом человеке, что сбегает от обеспеченных своих родителей, отправляется в дальнюю страну за духовным опытом, и находит в том месте мастера, наставника, — данный сюжет в двадцатом веке был связан, в большинстве случаев, с Индией. Но, как мы видим, искатели Всевышнего были неизменно — и иногда они обнаружили его в Киевской Руси.

Возвратимся к Макарию. Отыскав собственного наставника, он принял постриг в монашество и отправился в непроходимые леса под Новгородом, дабы полностью посвятить себя духовным занятиям далеко от мира. Но, все шло так только некое время. Да, Макарий продолжительно жил в уединении, но в один раз к нему забрели заблудившиеся охотники. Они переночевали, пообщались с монахом, и ушли, вдохновленные его личностью. По земле Новгорода поползла молва.

К Макарию начало ходить все больше людей. Тот смиренно принимал паломников, но позже устал от этого — и ушел еще глубже в болота и леса.

Но, это помогло ненадолго. Люди все равно обнаружили святого, селились рядом и просили остаться при нем окончательно. Макарий счел это знаком — и вместе с последователями основал монастырь, Макарьевскую пустынь.

Первым игуменом монастыря стал он сам, но уже через пара лет, в первой половине 60-х годов шестнадцатого века, преподобный погиб. Тяжело спорить с тем, что Макарий, юношей ушедший из богатой семьи, прожил радостную и насыщенную судьбу. Возможно, он успел отыскать то, что когда-то вынудило его удалиться из дома родителей-аристократов.

  • Свидетели Иеговы, вирусный маркетинг и ожидание Армагеддона

Вместо заключения

Сейчас вы определили истории судьбы двух состоятельных римлян из хороших семей. В случае если житие Антония во-многом мифологично, легендарно и изобилует вызывающими большие сомнения фактами (наподобие трехдневного заплыва на камне), то Макарий — в полной мере историческая личность с точной биографией. Оба отечественных храбреца в отыскивании себя и Всевышнего пришли на почвы Новгорода — и нашли, что искали.

К чему мы это? Легко, в случае если напряженная работа и туманные карьерные возможности начинают надоедать, а фотографии друзей-дауншифтеров в Facebook приводят к жгучей зависти, то Не торопитесь все бросать, сдавать квартиру и лететь в Непал с целью принятия буддизма. Посмотрите назад около и задумайтесь. Быть может, вам нужен не самолет в Катманду, а поезд до Великого Новгорода? 🙂

А до тех пор пока

Высоких вам конверсий!

Случайные статьи:

OHOTN


Подборка похожих статей:

riasevastopol