Поиск «по целям использования» от ютинет.ру: заявка на мировое господство?

* Специально для Shopolog.ru

Вебмагазин Ютинет.Ру есть одним из фаворитов рынка электронной коммерции в продаже электронной, бытовой и цифровой техники. Магазин первым из русского e-commerce вышел на IPO, а ее бессменный фаворит — Михаил Уколов — есть одним из самые ярких начальников отечественных интернет-компаний.

Но, темами отечественного беседы с Михаилом стали не бизнес-показатели его компании и не обстановка на рынке, а технологическая инновация– так называемый «поиск по целям применения» либо, коротко — телепатический поиск.

О том, что это такое, каковы возможности и кто может воспользоваться этим ответом – отечественный разговор с Михаилом:

Антон Терехов (АТ). Направленность отечественного сайта— методическая. Мы стараемся поведать отечественным читателям о всяких увлекательных ответах, каковые смогут использоваться в электронной коммерции. Исходя из этого у меня вопрос не о бизнесе как бизнесе, а о телепатическом поиске Ютинета как о сервисе и технологическом решении.

Поведай коротко, что это такое.

Михаил Уколов (МУ): Мысль весьма несложная. Я бы сформулировал ее так: «люди не должны профессионально разбираться в том, что они берут. Задача телепатического поиска оказать помощь им сделать верный выбор, ответить на их вопросы, каковые они задают на простом людской языке. Вот ты же не знаешь состав, ну, к примеру, «Нарзана» либо «КокаКолы». А вот сейчас представь себе, что тебе предложат выбрать напиток по его составу.

Тебе так как будет тяжело. А мы предлагаем сервис, что проанализировав характеристики объекта, осознает твой вопрос, заданный на простом людской языке.

АТ: Согласен, я не «обязан» разбираться. Но исторически сложилось так, что я уже «разбираюсь». Пускай не в напитках J, нунапример в электронике.

МУ: Ты разбираешься, я разбираюсь, около десяти процентов людей разбираются, в случае если сказать об электронике. Наряду с этим, то что мы делаем, применимо не только к электронике. Телепатический поиск применим для поиска машин, квартир, туристических поездок, любыхОБЪЕКТОВ. Мы создаем, в случае если возможно так сообщить, ОБЪЕКТНЫЙ ПОИСК.

Легко исторически так сложилось, что Ютинет трудится в электронике, исходя из этого первое внедрение в Российской Федерации будет как раз в сфере электроники. Но уже на данный момент мы начали вырабатывать и обрисовывать базу «сервисных» объектов: рестораны, бары, автомойки и без того потом. Задача, которую мы решаем, это ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Ты формулируешь запрос на людской языке: «желаю стремительный ноутбук для работы». В офлайне тебе может оказать помощь приятель, консультант, оператор колцентра, в сети для того чтобы сервиса на данный момент нет. Мы кстати в 2012 году выкатим интеграцию отечественного объектного поиска со средствами распознавания речи, представь: заходишь на сайт вебмагазина, говоришь: «продемонстрируйте многоцветный ноубук» и у тебя перед глазами появляются ноутбуки с цветным корпусом.

Поиск по целям использования от ютинет.ру: заявка на мировое господство?

АТ: Миш, вот наблюдай, звучит, само собой разумеется, мало фантастично, но превосходно. Имеется одно «но»: как правило человек начинает пользоваться интернетом, как бы это сообщить: «не с Ютинета». С Яндекса, Вконтакте и т.п.

Начиная пользоваться «простыми» текстовыми поисками и переходя на сайты продавцов, пользователь встречает в том месте «параметрические» поиски. Он везде сталкивается с ними. Через два три сеанса он ПРИВЫКАЕТ к тому, что поиск по объектам устроен «параметрическим образом» и, приходя позже на Ютинет, он, как ни парадоксально, попадает в полностью непривычную для него обстановку.

МУ: Ну в девятнадцатом веке также все ездили на лошадях, кто-то поездом, и лишь Братья Райт прыгали со скалы на самолете. на данный момент тебе в голову не придет перемещаться между городами на лошади. Так же и тут.

Фильтры по особенностям объектов как средства поиска отомрут, я уверен, весьма скоро, практически через пара лет.

АТ. Как показалась мысль, имеется ли зарубежные аналоги?

Да, аналоги имеется, имеется одна американская компания http://www.easyask.com/, которая пробует делать то же, что и мы, у нее имеется определенный, более-менее сложившийся рынок.

Но, без оглядки на то, что идеи близки— по разработке мы этих ребят значительно обгоняем. Я бы заявил, что в случае если брать фактически разработку, ее функциональные возможности, то мы раз в десять круче. Это направление взяло в зарубежной литературе наименование NLP – natural language processing – поиск, в котором запросы формулируются на естественном людской языке.

АТ: На сайте у вас продолжительное время было доступно два поиска, простой, параметрический и новый, телепатический. Каким пользуются больше, у какого именно конверсия выше?

МУ: на данный момент пользуются приблизительно одинаково, наряду с этим аудитории достаточно сильнопересекаются. Имеется, само собой разумеется, и люди, каковые по большому счету не применяют поиск, а просто идут по каталогу, но в случае если брать как раз поиск, то я бы заявил, что 60% применяют параметры, 60% применяют телепатическую строке, т.е. пересечение приличное.

Новому типу поиска нужно учить. Вероятнее, в ночь на первое января мы полностью перейдем на телепатический поиск по товарам, на данный момент готовимся в масштабному продвижению, объяснению сути проекта. В декабре очень возможно, будет организован турнир по поиску, машину разыграем!

Обучение потребителей, по большому счету являетсяосновной проблемой продвижения проекта, ты тут верно все уловил.

АТ: Сообщи несколько слов о правилах работы сервиса, об методах.

МУ: Человеку тяжело разбираться в сложных объектах. Дело в том, что эти объекты складываются из, как мы их именуем, систем. В автомобиле, например, возможно выделить около 20 таких систем.

Любая система складывается из еще более небольших объектов—получается некая пирамида объектов, наверху которой стоит, так называемый, аггрегативный объект, ну вот фактически понятие — «автомобиль».

У каждой из частей данной пирамиды имеется собственные метрики. Метрику верхнего уровня мы именуем «качеством». Люди ищут: «хорошую квартиру, классный автомобиль».

Кроме этого имеется более детальные метрики, к примеру «громадная квартира», «стремительный автомобиль» Громадная квартира свидетельствует, что у нее громадная площадь и высокие потолки. Т.е. мы можем вычислить количество квартиры и к каждому численному показателю привязать некоторый синтаксис, т.е. заявить, что квартира площадью больше 100м – громадная. Позже мы подбираем все словоформы и синонимы к слову «громадная» и так обрисовываем аггрегативный объект посредством синтаксиса простого языка.

Метрики кроме этого присваиваются не только объекту верхнего уровня, но и его системам. Человек может сформулировать: «желаю стремительный ноутбук» либо «желаю ноутбук с стремительным процессором». Мы можем выстраивать и обрисовывать всю пирамиду особенностей.

Т.е. отечественные редакторы не трудятся с карточками товара как таковыми, они трудятся со особенностями объектов и систем.

Еще одним срезом являются цель применения объекта. Но так как цель в действительности возможно достижима лишь при наличии определенных особенностей объекта, а их мы обрабатываем так, как я обрисовал выше.

АТ. Т.е. ты берешь объект, декомпозируешь его на системы, системе ставишь в соответствие пара различных метрик, привязываешь к ним словесные описания (через словари синонимов и словоформ). Говоришь, что существуют определенные цели применения и их также связываешь с этими метриками – так?

МУ: Да, все верно. Чтобы обрисовать объект, к примеру ноутбук, мы выстраиваем его полную математическую модель, метрик его самого и его систем, целей и свойств применения. У нас имеется несколько товарных специалистов, которая занимается построением этих моделей – объектных матриц.

АТ: А где неприменим таковой подход?

МУ: Я бы выделил пара групп: первая – это визуальные объекты, одежда, обувь, на них необходимо наблюдать, описание особенностей не позволит для того чтобы ощущения, как их изображение. Вторая несколько- это объекты без особенностей, в них наименование всецело определяет свойство, к примеру «аккумулятор для Nokia6300».

АТ: какое количество на данный момент объектов обрисовано?

МУ: Один товарный специалист может обработать приблизительно один объект в неделю, наряду с этим на данный момент я говорю про объекты самого большого аггрегативного уровня, к примеру «ноутбуки». Начали мы проект в июне 2010 года – была написана первая строки кода, в феврале 2011, мы презентовали прототип на английском на CEBIT.на данный момент обработано около 40 объектов верхнего уровня.

АТ: А как вы позиционируете это решение? Первое внедрение будет в электронике на сайте www.utinet.ru– это ясно, но мне думается, что и продажа самого продукта по модели SAAS либо еще как-то сторонним клиентам возможно в полной мере пользуется спросом.

Ну само собой разумеется, по большому счету говоря, в полной мере вероятна обстановка в то время, когда придет специалист и обрисует в базе какие-то совсем непонятные для нас объекты, это смогут быть хоть популяции пингвинов. Он сам вносит в базу объекты, и мы ему некоторый сервисный продукт – поисковую строчок, при таковой ситуации мы платформу.

АТ: Допустим у меня имеется собственный вебмагазин. Что мне необходимо сделать, дабы подключиться к вам?

МУ: В начале развития отечественного проекта и в далекой возможности работа со сторонними клиентами будет организована по-различному. на данный момент для стороннего клиента мы сами создадим объектные матрицы, клиенту необходимо будет лишь забить в базу данных характеристик и значения свойств. У большинства вебмагазинов это уже сделано. В более далекой возможности мы можем выбирать главных партнеров в главных товарных категориях и дать им возможность создавать и поддерживать товарные матрицы.

Наряду с этим ясно, что наличие для того чтобы поиска – это конкурентное преимущество, исходя из этого прямым соперникам Ютинета мы данный продукт не дадим.

АТ: Ну твоя позиция по поводу параметрического поиска понятна, он падет в ближайшие пара лет, а что сообщишь по поводу полнотекстового поиска?

яндекс и Гугл живы и без того деятельно развиваются, по причине того, что огромные суммы получают на контекстной рекламе. Но так как каждая реклама — это объект, любой товар либо услуга – это объект. Эти совокупности (Директ, Adwords) существуют лишь за счет того, что полнотекстовый поиск не весьма подходит как раз для объектного поиска.

Вот набирает человек в поиске «зеленый ноутбук» — он не возьмёт релевантную выдачу по большей части поиске, но справа в контексте он может отыскать подходящие ему рекламные объявления. В том случае, само собой разумеется, в случае если кто-то из продавцов «подсуетился» и организовал такую выборку. На этоми Директ и Adwords и получают.

АТ. Ну, тут стоит отыскать в памяти Overture Билла Гросса, которая, именно и представляла собой один большой «адвордс» и при появлении полнотекстового поиска, основанного на PageRank удачно умерла.

МУ:. Ну да, но представь, что кто-то соберет всю библиотеку объектов и прежде всего коммерческих объектов и сделает по нимпоиск, что стократ эргономичнее как раз для поиска объектов (услуг и товаров), а в Яндексе останутся лишь запросы «образовательного» и «навигационного» замысла –так так как ему, Яндексу, жить не на что станет!

АТ: Это реально? Ты на данный момент не шутишь?

МУ: Ни капли! Для меня задача выглядит практически Дон-Кихотовской, т.к. структурированное описание всех объектов – это космический количество труда! Но, я желаю это реализовать, у меня имеется большое количество мыслей на эту тему.АТ: Погоди, погоди, я так как на данный момент верно услышал, что ты на данный момент говоришь уже не про поисковик, что употребляется

на сайте интернет-магзина (магазинов) а про глобальный независимый громадный поиск по всему сущему?

Совершенно верно! Мы говорим о ГРОМАДНОМ поиске. Вот представь себе следующую картину: мы собственными силами обрисовали миллион объектов, дали по нему объектный «телепатический» поиск.

В данный проект отправился трафик, и вот в данный самый момент я обращаюсь ко продавцам и всем производителям и говорю: «Парни, вот вам формат описания, а вот вам настоящий спрос на данный сервис». Само собой разумеется, многие из вебмагазинов, производителей отправятся на это, начнут выгружать собственные описания, создавать собственные модели объектов и проект начнет наращивать обороты, раскручиваться по спирали. В совершенстве при появлении каждого товара либо услуги нам нужно бы приобретать его описание.

Я в возможности желаю отобрать у поисковых машин около 10% запросов, каковые связаны с услугами и товарами. Это, по моим расчетам потребует около 10 лет работы и это, само собой разумеется, значительно шире, чем текущий масштаб Ютинета.

Хотелось бы само собой разумеется привлечь к этому проекту внимание громадных, стратегически интернет-инвесторов, т.к. это огромная долговременная история, которая значительно может поменять окружающий нас мир.

*Беседу вел главред клуба интернет магазинщиков SHOPOLOG– Антон Терехов.

** © при перепечатках ссылка на

www.shopolog.ruобязательна!

Случайные статьи:

Как правильно ставить цель? || Бизнес молодость.


Подборка похожих статей:

riasevastopol