О собственном взоре на события, выяснившие вид русского рынка интернет-торговли в 2016 году, поведали модераторы Фестиваля и ключевые спикеры интернет-торговли EcomWeek.ru (пройдет 4-6 апреля в Москве), и представители ведущих ритейлеров, отраслевых ассоциаций и сервисных компаний. В частности: партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, Доставка и генеральный директор Зоя Ли, директор по маркетингу компании «Аудиомания» Тимофей Шиколенков, глава PR в компании Avito Андрей Барковский, председатель совета директоров Pick Point Надежда Романова.
Все специалисты сошлись во мнении, что для рынка российского e-commerce прошедший год стал во многом примечательным. Во-первых, по окончании кризиса, без шуток ударившего по потребительскому поведению, он, наконец развернулся к росту. Так, согласно данным Data Insight, за 2015 год количество российского e-commerce в долларах уменьшился на 27%, а уже в 2016 году рост составил 13%. «Сейчас мы можем смело заявить, что рынок преодолел некоторый стресс-тест и будет расти, в случае если ему не мешать», — вычисляет Александр Иванов.
Вторая особенность рынка – создание больших объединений, делающих его все более консолидированным, полностью определяемым поведением главных игроков. Вот события, наглядно демонстрирующие данный тренд.
Создание суперсильного игрока в категории электроники и бытовой техники
Компания «Техносила» купила онлайн-гипермаркет е96.ru с традиционно сильными позициями в Сибири и на Урале. Оказалось объединение со всеми преимуществами омниканальности – сильный оффлайн-игрок с бюджетом и брендом и успешный онлайн-ритейлер с отлаженными операционными процессами. Саму «Техносилу» незадолго до этого приобрели структуры денежной несколько «Сафмар» семьи Гуцериевых-Шишханова.
В 2016 году они же стали обладателями «Эльдорадо», а после этого выкупили наибольшего российского ритейлера бытовой электроники и техники «М.Видео». «Так, несколько Гуцериевых имеет на данный момент в себя 4 наибольших магазина электроники , включая один из лучших онлайн-магазинов Рунета в данной товарной категории», — резюмирует Федор Вирин.
В следствии сделок оказалось объединение сильнейших игроков, а целый бытовой техники и рынок электроники стал еще более консолидированным и ориентированным на развитие собственной онлайн-составляющей. «Очень многое зависит от предстоящих шагов, каковые предпримет данный конгломерат. Любое объединение – это и возможность, и торможение. Но без сомнений, что появившийся гигант, разнородный и имеющий сильные стороны в регионах и разных сегментах, существенно поменяет рынок, среди них и онлайн», — думает Федор Вирин.
Слияние двух больших логистических операторов
DPD и SPSR – два логистических оператора, каковые во многом являются создателями рынка логистики для вебмагазинов, заявили о собственном объединении. Александр Иванов именует эти компании экспресс-перевозчиками первой волны в Российской Федерации и связывает их успех со своевременным выходом на рынок в начале двухтысячных годов. «Перевозчики, каковые тогда сомневались и решились заявить о себе существенно позднее, большей частью не дожили по сей день», — отмечает он.
Слияние двух компаний, определяющих вид современной логистики – знаковое событие. «Вопрос, что это даст рынку. На сегодня мне думается, что это приведет в основном к торможению, чем к формированию, но, в конечном счете, вероятнее, рынок победит», — рассуждает Федор Вирин.
Кроме этого оптимистично настроена Зоя Ли, председатель совета директоров OZON Доставка: «Сохраняем надежду, что объединение СПСР с DPD положительно скажется на развитии рынка, да и будет содействовать формированию отечественного сотрудничества. Время не простое, идет консолидация рынка. DPD имеет сильные позиции по первой миле, СПСР по последней.
Объединение должно сбалансировать их сервисные продукты и укрепить позиции на рынке».
Яндекс.Маркет ищет себя
площадка и Флагман рынка, во многом определяющая работу практически всего российского онлайн-ритейла, Яндекс.Маркет в 2016 году пережил череду важных трансформаций: уход из проекта его начальника Павла Алешина, пересмотр совокупности оплаты для продавцов — переход на CPA-завершение и модель отделения товарного агрегатора от компании Яндекс.
«Ранее, позиционируя себя как участник интернет-торговли, Яндекс. Маркет, по сути, оставался только площадкой, но в 2016 году его роль во взаимоотношениях с продавцами изменилась. Условно он попыталсястать веб-магазином, таким «полуамазоном».
До тех пор пока неясно, как эта попытка успешная, и по сей день Яндекс.Маркет будет в состоянии поиска самого себя.
И момент, в то время, когда флагман находится в некоей растерянности, для рынка крайне важен», — комментирует Федор Вирин. Переоценынным вычисляет влияние Яндекс.Маркета на рынок Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу компании Аудиомания. «Не нужно отправлять собственных клиентов писать отзыв на Яндекс.Маркет. В полной мере быть может, что вы привлекли клиента иным путём, и тогда говорить ему, где находятся соперники, не нужно.
Лишь не рассказываете, что все знают Яндекс.Маркет. По оценкам авторитетных источников, их часть на рынке образовывает порядка 10%», — утверждает Тимофей Шиколенков.
Выход Avito на рынок интернет-торговли
«Практически, Avito всегда был площадкой для услуг и продажи товаров, но лишь в 2016 году ресурс прекратил позиционировать себя только как виртуальную доску объявлений и звучно заявил о том, что готов к сотрудничеству с b2c компаниями, заинтересованными в аудитории площадки avito.ru . Это весьма скоро развивающийся сегмент, и это возможно громадный количество продаж», — говорит Федор Вирин.
Глава PR в компании Avito Андрей Барковский говорит об трансформациях в прошедшем году: «Avito усиливает позиции на рынке электронной торговли, деятельно развивая сервисы для профессиональных пользователей и частных. Компания запустила логистический сервис «Avito Доставка», осуществляя полноценный b2c-сервис, и консолидированную базу данных машин с пробегом «Автотека». Помимо этого, в 2016 году Avito стала единственным обладателем портала о недвижимости Domofond.ru».
Русские продавцы «распробовали» Aliеxpress
«Aliexpress стал деятельно завлекать на собственную площадку русских продавцов, причем, речь заходит о доставке заказов из России в Россию», — отмечает Федор Вирин. В целом, ответственной тенденцией 2016 года стало развитие логистики в регионах. Большая часть специалистов сходятся во мнении, что главным причиной, оживившим приобретения региональных клиентов стала трансграничная интернет-торговля.
Надежда Романова, CEO PickPoint, располалгает следующей статистикой. «Эксперты логистической компании PickPoint проанализировали аудиторию, делавшую заказы в вебмагазинах, и заметили следующее. В случае если принять за 100% клиентов Aliexpress, то только 13,2% из них ранее делали заказы в российских вебмагазинах, остальные же 86.8% собственные первые онлайн-приобретения совершили в зарубежных маркетплейсах.
В течение следующих шести месяцев 24,3% из «дебютантов» сделали собственный второй заказ в российских вебмагазинах». Аналогичной статистикой и разъясняется популярность маркетплейса среди российских продавцов.
Большая часть перечисленных трендов 2016 года показывают на одно – перемещение к укрупнению, консолидации российского e-com рынка. Главные позиции на нем занимают маркетплейсы, агрегаторы, большие их объединения и игроки.
Будущие стратегии развития онлайн-ритейла планируется обсудить на грядущем Фестивале интернет-торговли
Случайные статьи:
- Кейс: redmond книга рецептов для мультиварки
- Ольга аввакумова: «для правильного расчета налога нужно заморочиться»
ИТОГИ 2016 ГОДА. Главные события 2016 года.
Подборка похожих статей:
-
Российский e-commerce рынок в первой половине 2016 года
В случае если послушать специалистов и почитать профильные издания, то складывается практически апокалиптическая картина: нищие клиенты не находят…
-
3 Основных тренда веб-дизайна в 2016 году
В случае если мы взглянуть на дизайн сайтов, каковые были сделаны 15 лет назад, то сомнений касательно развития этого направления не будет. Непременно,…
-
Основные тренды e-commerce в 2014-2015 гг.
Несколько дней назад в КВЦ «Сокольники» прошла ежегодная выставка ECOM Expo. Одним из участников бизнес-программы наибольшей в Российской Федерации и…
-
С 1 по 3 ноября 2016 года в Экспоцентре прошел RIW 2016 – 9-ая Русский Интерактивная семь дней, в рамках которой прошел Форум в 10 параллельных потоках,…