В первой половине семидесятых годов прошлого века показалась аналитическая модель, предложенная консалтинговой компанией McKinseyСо для корпорацией General Electric. и названную модель GE/McKinsey. Как и многие другие стратегические матрицы – матрица GE/McKinsey представляет собой модифицированную матрицу БКГ (BCG). Матрица есть одним из самые популярных современных инструментов портфельного анализа.
Первоначально матрица была создана для решения проблемы сравнительного анализа ожидаемой будущей прибыльности 43-х стратегических бизнес-единиц корпорации General Electric. С ее помощью обеспечивалось частичное решение проблемы установления неспециализированной сравнительной базы для анализа стратегических позиций видов бизнеса, каковые очень сильно отличались друг от друга по собственному характеру.
В центре внимания модели GE/McKinsey находится будущая прибыль либо будущая отдача капиталовложений, каковые смогут быть взяты организациям. Иначе говоря главный акцент сделан на то, дабы проанализировать, какое влияние на прибыль смогут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса в кратковременной возможности. В отличие от матрицы BCG, в модели GE/McKinsey любая ось координат рассматривается как ось многофакторного, многоаспектного измерения.
И это делает данную модель более богатой в аналитическом замысле если сравнивать с матрицей BCG и, в один момент, более реалистичной с позиций позиционирования видов бизнеса.
Структура матрицы GE/McKinsey
Матрица является квадратом , организованный по двум осям: Сила бизнеса и Привлекательность отрасли. Любая ось условно поделена на три части: низкая, средняя и высокая. Соответственно, матрица складывается из 9 квадрантов (3х3).
Модель основана на мысли, что долговременная прибыльность стратегической бизнес-единицы зависит от конкурентной силы данной единицы, и от свойства и мотивированности усиливать собственные позиции на рынке, каковые определяются привлекательностью отрасли. Привлекательный рынок подразумевает громадные настоящие либо потенциальные финансовые потоки. Подобно и высокая конкурентная сила кроме этого свидетельствует свойство приобретать солидные финансовые потоки.
Вертикальная ось Y — Сила бизнеса (Business Sterngth)
Горизонтальная ось X – Привлекательность отрасли (Industry Attractiveness)
Размер круга, обозначающего стратегическую бизнес-единицу, соответствует размеру ее рынка, а выделенный на нем сектор равен доле данной стратегической бизнес-единицы на своем рынке.
Критерии, применяемые в матрице GE/McKinsey
(перечень не исчерпывающий)
Сила бизнеса | Привлекательность отрасли |
|
|
Матрица GE/McKinsey основана на сочетании как объективно измеримых параметров (емкость рынка, рентабельность, часть рынка и т.п.), так и субъективно оцениваемых.
Неизмеримые параметры должны оцениваться специалистами – самые квалифицированными сотрудниками компании (включая начальников всех уровней: топов и функциональных) и сторонними специалистами.. Наряду с этим употребляется либо нормированная шкала (от нуля до единицы), либо шкала от 1 до 5 (1 и 2 — «низкая», 3 — «средняя», 4 и 5 — «высокая»). Чем выше вес фактора, тем большее численное значение ему присваивается».
Суммируя итоговую оценку всех выделенных факторов для стратегической бизнес единицы, приобретаем ее положение на каждой оси.
Значения квадрантов матрицы GE/McKinsey
Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадрантов решетки, смогут быть сформулированы следующим образом.
Три квадранта в верхней левой части матрицы являются самые многообещающими с позиций будущих доходов от инвестиций. Нужно трудиться на этих рынках и инвестировать в рост этих бизнес-единиц. Они в большинстве случаев обознчаются зеленым цветом.
1. упрочнение и Сохранение позиции на рынке (Grow/Penetrate):
Эти бизнес-единицы должны быть главным объектом инвестиций, они сильны и трудятся на привлекательных рынках – исходя из этого они в обязательном порядке должны приносить большой доход по инвестициям. Советы:
- сохранение лидерства на этом рынке;
- инвестирование для обеспечения роста с максимальной скоростью.
2. Инвестирование в рост (Invest for Growth):
Эти бизнес-единицы трудятся на весьма привлекательных рынках, но сила этих бизнесов на данный момент мала. Они должны быть объектом инвестирования для усиления их позиций на рынке. Советы:
- концентрация упрочнений по усилению и поддержанию сильных конкурентных преимуществ и сторон;
- устранение и выявление не сильный сторон.
3. Выборочный сбор урожая либо инвестирование (Selective Harvest or Investment):
Эти бизнес-единицы имеют хорошую силу, но рынок уже теряет собственную привлекательность. Советы:
- поиск растущих сегментов;
- инвестирование в рост на этих сегментах, дабы расти стремительнее рынка;
- усиливать собственный лидерство на рынке.
Три диагональные квадранта (слева-направо и снизу-вверх) имеют среднюю привлекательность. Инвестирование в эти бизнесы должно быть, но оно должно быть осмотрительным и выборочным. Основная стратегия для этих видов бизнеса – извлекать большой доход уже на данный момент.
Эти квадранты в большинстве случаев обозначаются желтым цветом.
4. Выборочное инвестирование либо уход с рынка (Selective Investment / Divestment):
Эти бизнесы трудятся на весьма привлекательных рынках, но их сила на рынке мала. Инвестирование должно быть нацелено на усиление их конкурентных преимуществ. В случае если эти бизнес-единицы смогут улучшить собственный положение на рынке, то они должны быть объектом инвестирования.
В противном случае – нужно подготавливаться к уходу с этого рынка. Советы:
- поиск ниш;
- узкая специализация;
- разглядывать предложения о продаже этого бизнеса.
5. выборочное инвестирование и Стратегия сегментирования (SegmentSelective Investment):
Эти бизнес-единицы являются середнячками на средних рынках. Они смогут улучшить собственные результаты лишь за счет грамотной стратегии разделения (см. конкурентные стратегии по М.Портеру) – создавая и развивая прибыльные сегменты, и создавая преграды для выхода соперников на эти сегменты. Советы:
- поиск растущих сегментов;
- дифференциация и специализация;
- выборочное инвестирование.
6. Стратегия «сбора урожая» (Harvest for Cash Generation):
Сильный бизнес на отмирающем рынке. Нужно акцентироваться на большом увеличении текущей доходности этого бизнеса, по причине того, что возможностей роста для этого бизнеса больше нет. Вероятно ограниченное инвестирование в поддержание кратковременной конкурентоспособности бизнеса, но долговременное инвестирование нежелательно.
Нужно пристально следить за соперниками, пробующими оживить данный рынок. Советы:
- сохранять лидирующие позиции;
- максимизировать текущий доход;
- инвестировать лишь в поддержание конкурентоспособности.
Три квадранта справа внизу наименее привлекательны, для этих бизнесов нужно выжимать максимум доходов на данный момент и воздерживаться от инвестиций. Вероятна кроме того продажа либо ликвидация этих бизнес-единиц. Они в большинстве случаев выделяются красным цветом.
7. Контролируемый уход либо сворачивание инвестиций (Controlled Exit or Disinvestment):
не сильный бизнесы на средних рынках. Попытка расширить их конкурентоспособность и долю рынка возможно через чур дорогой и не окупиться на таком рынке. Инвестиции в данный бизнес должны быть очень осмотрительными. Советы:
- специализация;
- поиск узких ниш;
- планируемый уход с этого рынка.
8. Сбор урожая при постоянном контроле (Controlled Harvest):
В таком положении организации целесообразно сконцентрировать упрочнения на понижении риска и защите собственного бизнеса в самые прибыльных сегментах. Советы:
- защиты позиций на самые прибыльных сегментах;
- минимизации инвестиций;
- планируемый уход с этого рынка.
9. Стремительный уход с рынка либо атака соперников (Rapid Exit or Attack).
Эти бизнес-единицы являются первыми кандидатами на закрытие. Единственная и намного более тяжело реализуемая альтернатива сворачиванию этих бизнесов — применять их для атаки на дойных коров соперников, дабы снизить их доходность.
- своевременно распродать товары по удачной цене;
- искать возможность атаки на соперников;
- минимизировать постоянные издержки, избегая инвестирования.
См. кроме этого: маркетинговая стратегия
Использование матрицы GE/McKinsey
Матрица используется при наличии в компании громадного количества отдельных стратегических бизнес-продуктовых линеек и единиц.
Матрица есть эргономичным инструментом определения приоритетности инвестирования в разные виды бизнеса и для перераспределения ресурсов
Матрица может употребляться на всех уровнях в компании. На корпоративном уровне элементы бизнес-портфеля смогут анализироваться при помощи данной матрицы. На уровне бизнес-единиц смогут анализироваться отдельные продукты.
Недочёты матрицы GE/McKinsey
Не смотря на то, что выводы, каковые делаются на базе данной матрицы и выглядят через чур широкими, но они не дают ответа на вопрос о том, как осуществлять такие стратегии. Менеджер должен быть в курсе потенциальных неприятностей. К примеру, существует опасность того, что ориентация на рост видов бизнеса, относящихся к Победителям, в один раз перейдет в перенагружение этих областей инвестиционными ресурсами, каковые прекратят давать ожидаемый эффект.
Более того, в кратковременной возможности весьма тяжело оценить правильность инвестиций в виды бизнеса, относящиеся к Победителям, поскольку эффект может проявиться существенно позднее. Исходя из этого, в случае если организация будет чересчур очень сильно ориентироваться на Победителей, то ресурсы, нужные в кратковременном периоде, смогут всецело истощиться, что приведет к проблемам, связанным с финансовой наличностью. Подобной критике смогут быть подвергнуты и предложения Нейлора довольно диагональных позиций матрицы.
Модель GE/McKinsey предполагает последовательность методических допущений относительно осей матрицы позиционирования и составляющих их переменных. Относительные преимущества организации в определенной отрасли (ось X) определяются на основании сравнения уровня доходности соответствующего бизнеса организации если сравнивать с его положением у соперников.
Не смотря на то, что считается, что конкурентная позиция будет ухудшаться с течением времени, в случае если лишь не будут отысканы новые источники конкурентного преимущества. Исходя из этого разумнее было бы позиционировать бизнес организации в соответствии кроме этого с его возможностями, а не только с настоящим статусом.
Оценка рыночной привлекательности (ось У) основывается на предположении, что она в обязательном порядке отражается в среднем потенциале получения прибыли в долговременной возможности для всех участников данной отрасли.
Модель GE/McKinsey рекомендует воспользоваться такими стратегиями, каковые, мягко говоря, выглядят наивными и очень поверхностными. Их скорее возможно взять на вооружение как ориентир для предстоящего углубленного анализа, но никак нельзя рассматривать как управленческое ответ.
Разбивка осей матрицы GE/McKinsey кроме этого очень спорна. Во-первых, она никак не изменяется при трансформации комплекта оцениваемых факторов. Во-вторых, теряется рациональное зерно многофакторности, когда из нескольких оценок складывается одна, которая определяет координату позиций бизнеса на соответствующей оси.
Случайные статьи:
Матрица GE/McKinsey
Подборка похожих статей:
-
Матрица mcc: mission and core competencies (мкк: миссия и ключевые компетенции)
Матрица МКК (MCC) представляет собой модифицированный вариант матрицы БКГ (BCG, Boston Consulting Group), где были заменены главные модули. Каждая…
-
Матрица Ансоффа (матрица роста товара-рынка) — аналитический инструмент стратегического планирования, разрешающий выбрать одну из вероятных типовых…
-
Когда становится тесно в матрице ансоффа
Игорь Козуля Директор по маркетингу, Москва В случае если маркетинговые практики не вписываются в метод хорошей матрицы, значит, это предлог создать…
-
Как изменить свои привычки: матрица моделей поведения человека
В течение последнего десятилетия представители разнообразных научных направлений проявляют недюжинный интерес к тому, как трудится мозг человека….