Куда идет рынок электронного маркетинга

Ольга Шевченко Менеджер по маркетингу, Петербург

SMS- и Email-рассылки в цифрах и фактах: история в Российской Федерации c 2003 года и прогнозы развития отрасли.

Электронный маркетингцелый комплекс мер, применяемых для создания бренда и налаживания контакта с целевой аудиторией. SMS- и Email-рассылки уже давно стали неотъемлемым элементом коммуникационной активности и больших, и небольших компаний. Всем привычны устоявшиеся правила игры, а совокупности налажены до автоматизма.

Но было ли так неизменно?

Замечая за процессом становления русского рынка коммуникаций изнутри и являясь ярким его участником, вот уже десять лет, отечественное агентство организовало личный взор на историю развития электронного маркетинга. Мы решили поделиться с вами этими наблюдениями и попытаться спрогнозировать вероятные варианты будущего SMS- и Email-маркетинга в Российской Федерации.

С 2006 года среднегодовой количество рынка мобильного маркетинга увеличился в Российской Федерации с 9 млрд до 49 млрд рублей (согласно данным на 01.08.2015 года). Прибыль от SMS-рассылок с рекламным контентом образовывает приблизительно 5% от суммарной прибыли операторов от одолжений сотовой связи.

самые значительные структурные звенья SMS-маркетинга сейчас мобильный банкинг и рассылки организаций из сферы розничной торговли, состоящие как рекламных, так и транзакционных (сервисных) сообщений.Куда идет рынок электронного маркетинга

Наряду с этим из года в год часть последних возрастает. Но ранее обстановка отличалась от текущей.

20032009 годы

SMS-рассылки как разновидность электронного маркетинга на отечественном рынке появились в 2003 году. Примерно до 2008 года рынок мобильной коммуникации эволюционировал только за счет повышения числа абонентов. Большая часть отправляемых компаниями сообщений носили рекламный темперамент. Наряду с этим не существовало культуры сбора подписных баз.

Рынок одолжений расширялся, но его качественная составляющая была не на высоте.

Но одвременно с этим взял развитие SMS-банкинг. В 2009-2010 годах услуга SMS-информирования из финсектора перетекла в другие отрасли бизнеса, в особенности ритейл. Мобильные оповещения о скидочных программах и баллах лояльности разрешали компаниям повышать уровень обслуживания клиентов, оставаться с ними на связи 24/7 и открывали новые возможности для повышения продаж.

С 2006 по 2009 год российский рынок SMS-маркетинга прирастал со скоростью 55-65% годовых. Такие показатели достигались в первую очередь за счет повышения перечня компаний-приверженцев данного инструмента. К началу 2010 года активными пользователями мобильного маркетинга стали компании, нацеленные на B2B-сегмент.

В госсфере SMS-информирование сочли хорошим методом для оплаты парковочных мест, штрафов, налогов и другого. Активно использовались интерактивные рассылки с ответами на снятые в аренду маленькие номера.

20102013 годы

Вместе с информированием развивались рекламирования услуг и сфера маркетинга посредством SMS. Часть рекламных сообщений преобладала, составляя более 70% суммарного SMS-трафика. К 2013 году популярность сервисов мобильного маркетинга достигла пика.

Но сам метод инициации рассылок дал сбой: этого хватило, дабы пошатнуть всю совокупность.

Запуск массовых сообщений имел возможность осуществляться без договоров и прямых подключений с мобильными операторами. Компании инициировали отправку самостоятельно либо через ПО SMS-агрегатора, тарифная политика которого появилась максимально удачной. Агрегаторы же отправляли сообщения конечным пользователям через незашифрованные межоперторские сигнальные стыки.

Получалось, что сотовые операторы оставались в стороне и не были в состоянии мониторить целый SMS-трафик, его законность и качество отправки SMS-абонентам. На законодательном уровне рассылки формально регулировались: отправлять рекламные тексты абоненту без его согласия не разрещалось. Но твёрдого контроля властями не проводилось.

Отечественное агентство, предоставляющее веб-интерфейс для SMS-рассылок, прилагало все возможные упрочнения по блокировке вызывающего большие сомнения контента, не разрешая ему курсировать через отечественные каналы. Но недобросовестные клиенты к менее бдительным агрегаторам. Невозможно низкие стоимости (себестоимость трафика в 2012 году была около трех копеек), полное невмешательство операторов и властей спровоцировали вспышку SMS-спама, количество которого практически сравнялся с числом легальных сообщений.

В конторы операторов, ФАС и Роскомнадзорв лишь за 2013 году поступило более 30 тыс. жалоб на несанкционированные рассылки.

Первой мерой в битве с недобросовестными рекламодателями было внедрение в операторских сотовых сетях антиспам-совокупностей. Первопроходцем в этом деле стала компания ВымпелКом (Билайн). Для обладателей SMS-софта и платформ (агрегаторов) предусматривались большие штрафы за проведение нелегальных рассылок. Это разрешило сократить количество спама, но полностью не устранило проблему.

Тогда операторы обязали посредников к сотрудничеству лишь по прямым соглашениям и начали открывать сетевые шлюзы для официальных партнеров, каковые при необходимости должны были представить доказательства согласия абонентов на получение рекламных сообщений.

2014 год

Переломным моментом в истории эволюции российского SMS-маркетинга, само собой разумеется, можно считать вступление в силу трансформаций в законО связи (октябрь 2014 года). Поправки в официальный документ были созданы в связи с ростом количества жалоб абонентов и были призваны сократить нелегальные SMS-рассылки.

Не обращая внимания на то, что трансформации в законодательстве существенно усложнили операторов и работу, и агрегаторов, подняли цену отправки сообщений, эти меры и, следовательно, обновленная схема инициации SMS-рассылок неспешно вылечили рынок. Она стал прозрачнее, сократилось излишнее количество посредников. С 2014 года соответствующей деятельностью на рынке занимаются лишь операторы сотовой связи и официальные агрегаторы, каковые, со своей стороны, сотрудничают с компаниями-клиентами рассылок.

Новая совокупность работы стала причиной росту цена рассылокс 3-6 коп. до 50-150 коп. за одно сообщение, а это закономерно стало причиной снижения количества трафика более чем вдесятеро. Помимо этого, инициировать массовые рассылки сейчас смогут лишь юридические лица, предоставившие соответствующие документы. Буквенное неповторимое имя отправителя предполагает абонентскую плату и, правильно некоторых сотовых операторов, должно соответствовать товарному символу организации.

Подобные меры стали причиной закономерному спаду спроса на услугу. Объем кроме того сервисного сервисного трафика (в виде транзакционных сообщений), не говоря о рекламном, в 2014 году составил 56 млрд SMS, что вдвое меньше, чем в 2013.

2015-2016 годы

В 2015 году тенденция сокращения трафика сохранилась до 47 млрд. Но не справедливо будет вычислять, что понижение количеств исходящих SMS обусловлено неспециализированным спадом интереса к SMS-маркетингу. Скорее случилась зачистка последовательностей отправителей, оставив в строю лишь готовых подчиняться букве закона.

Однако, согласно расчетам аналитиков, в 2016 году сумма всех посланных SMS составит 49 млрд рублей, в 201751 млрд. рублей. Динамика количества запросов смс-рассылка в Яндексе выглядит следующим образом:

Структура SMS-трафик в 2016 году возможно обрисовать следующим образом:

  • Транзакционные сообщения (SMS-банкинг): 29%.
  • Сервисно-информационные сообщения (статус доставки, номер заказа и т. д.): 38%.
  • Рекламные сообщения: 33%.

Более 49 % трафика приходится на сферу ритейла, 42%на банковскую сферу.

Возможности SMS-маркетинга

как следует рынок SMS-маркетинга меняетсяв лучшую сторону. Доверие абонентов к рассылке, как к каналу коммуникации, всегда растёт. Во-первых, за счет уменьшения количества спама, во-вторыхввиду удобства нынешней простоты и этого инструмента отписки.

По отечественным прогнозам, следующие пара лет SMS-маркетинг трансформируется и перейдет в новое уровень качества. Что позвано прежде всего возникновением более действенных каналов коммуникации. Мы думаем, что на данный момент мобильными мессенджерами и мультиканальным маркетингом.

Сейчас отечественное агентство уже предоставляет услугу на базе многоканальной платформы: ViberSMSEmail. Суть в том, что сервисный трафик возможно направить сперва по приоритетному каналу (более недорогому для клиента либо предпочтительному для получателя), потом, в случае если сообщение не было доставлено либо прочтено в заданный временной промежуток, продублировать в виде SMS либо Email. Распределение трафика происходит машинально.

Подобный метод отправки уже пользуется популярностью и особенно пользуется спросом в сфере ритейла.

Эволюция Email-маркетинга

Любопытно, но email-маркетинг как целостная совокупность за долгие годы не претерпел значимых трансформаций. Показались новые функции, новые инструменты, процесс усовершенствовался технически и технологически. Эволюция способов подачи информацииглавная особенность email-рассылок.

В первые годы по окончании появления электронной массовых рассылок и почты пользователя возможно было поразить самим фактом отправки электронного сообщения и одной-двумя строками текста. Современный подписчик не будет ограничиваться малым: кроме того легко некорректное отображение картины в письме может послать его прямиком в корзину, либо того хужев папку спам. Пользователь 2016 года имеет обостренное чувство вкуса и испытывает особенную любовь к файлам мультимедиа (в особенности, к видео).

Эта тенденция (рвение к гармонии и красоте во всем, кроме того в этикетках покупаемых товаров) на данный момент вынуждает экспертов обратить внимание на развитие мобильных сервисов и смартфон-предположений собственных продуктов.

Раздельно необходимо подчеркнуть такое выстрелившее в последние несколько лет направление, как триггерные email-рассылки. Возможность учитывать поведенческие факторы на автоматическом уровне стала причиной резкому росту конверсии. Триггерные цепочки писемэто рассылки, запускающиеся машинально по заданному вами сценарию.

Основное здесьхранить все данные о клиенте и применять ее с громаднейшей пользой. Остальноедело техники. Современные системы email-рассылок способны настраивать самые эластичные сценарии.

Предположим, вы понимаете возраст и пол вашего клиента, категорию интересующих его товаров, регулярность среднего визитов и размер чека в магазин. Тогда вы имеете возможность сформулировать рекламное предложение, полезное как раз для него, и послать письмо в самое подходящее для конкретного клиента время (возможно предложить не только новые товары, а, к примеру, сопутствующие аксессуары для прошлой приобретения). Попадание в цель тут99%.

Три тренда, ведущие в будущее

На предстоящее развитие разработок мобильного маркетинга повлияют следующие тенденции:

  • Мультиканальность.
  • Мобильность (адаптивный дизайн).
  • Полный переход в онлайн.

В то время, когда комфортно, где на данный момент то, что желают слышать пользователи. Кто-то предпочитает применять Telegram, кому-то эргономичен Viber, кому-то все еще привычнее просматривать простые сообщения. Задача маркетологов будущегоуметь подстраиваться под предпочтения и потребности клиентов, применяя разные инструменты.

А мобильная версия сайта либо адаптивный дизайн письма уже давно не являются роскошью. Это стойкая, нарастающая необходимость времени мобильных условий и технологий прогрессивных пользователей. Чем раньше вы поймёте важность этого пункта, тем лучше.

Думается, на данный момент кроме того те сферы, каковые мы никак не ожидали заметить в сети, начинают бороться за место под теплым электронным солнцем и медлено захватывают собственную интернет-аудиторию. Это приводит к постоянному росту борьбы в коммуникационном пространстве и вынуждает маркетологов совершенствовать каналы сотрудничества с клиентами и способы их применения.

Из этого обзора и приведенной статистики совсем ясно, что классические виды рекламных инструментов не планируют сдавать собственных позиций, они разрешают маркетологам модифицировать себя в соответствии с требованиями времени и совершенствовать процесс общения с целевой аудиторией. Каркас начальных явлений наподобие SMS и Email-рассылок остается неизменнымтрансформируется только их оболочка, откликаясь на потребительские жажды, выстроенные по принципу тут и по сей день.

Случайные статьи:

Рынок Интернет-маркетинга


Подборка похожих статей:

riasevastopol