Конкурентоспособность в широком смысле слова — это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта удачно соперничать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности страны, компании, продукта либо цены на данный продукт, смогут быть одинаково корректны. Все зависит от задач и конкретной ситуации, для которых употребляется понятие конкурентоспособность.
Применительно к маркетингу, конкурентоспособность это относительная оценка потенциальной свойстве удачно соперничать на рынке за ограниченный платежеспособный спрос. Наряду с этим возможно сказать о конкурентоспособности отдельных продуктов либо компании в целом.
Высокая конкурентоспособность свидетельствует, что продукт либо компания возможно смогут с высокой долей возможности рассчитывать на коммерческий успех на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности в большинстве случаев подразумевает малую возможность потенциального коммерческого успеха.
В реальности конкурентоспособность компании и создаваемых ею продуктов тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность продукта может компенсироваться конкурентными преимуществами компании (в форме применения для продукта популярного бренда, или действенных каналов продаж), снабжая коммерческий успех на конкретном рынке, и напротив.
По М.Портеру, конкурентоспособность возможно обеспечить двумя методами:
1) добиться лидерства в издержках;
2) через разделение товара.
Низкие издержки отражают свойство компании разрабатывать, производить и реализовывать сравнимый товар с меньшими затратами, чем соперники:Разделение — это свойство обеспечить клиента неповторимой и большей сокровищем в виде нового качества товара, особенных потребительских особенностей либо послепродажного обслуживания.
Подробнее о конкурентных стратегиях:
- Классификация конкурентных стратегий по Дж.Трауту и Э.Райсу
- Классификация конкурентных стратегий по Ф.Котлеру
- Классификация конкурентных стратегий по М.Портеру
- Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)
Оценка конкурентоспособности
Оценка конкрентоспособности вероятна лишь через прямое сравнение относительно конкурентов (соперничающих компаний и продуктов), представленных на одном рынке в одно время. Наряду с этим оценка конкурентоспособности вероятна только с позиций потенциального потребителя. Исходя из этого корректность оценки конкурентоспособности во многом зависит от корректности определения границ рынка, потенциальных потребителей и конкурентов.
К примеру, компания либо продукт смогут быть неконкурентоспособной в масштабах страны либо региона, но быть фаворитом рынка в конкретном городе. Второй пример — нишевые игроки владеющие низкой конкурентоспособностью в масштабах рынка в целом, но высокой — в определенных сегментах.
Грубо говоря, оценка конкурентоспособности является моделированиемобстановки выбора потенциальным потребителем среди соперничающих продуктов. Чем скорее потребитель выберет определенный продукт — тем выше его конкурентоспособность.
Соответственно, оценку конкурентоспособности нужно затевать с определения факторов и потенциального потребителя, воздействующих на его выбор. Этими факторами смогут быть:
1) цена — включая т.н. цена владения, а для некоторых товаров еще и вероятную цену продажи по окончании применения;
2) характеристики продукта — как измеримые параметры, так и неизмеримые: удобство, эстетичность и т.п., наряду с этим значение имеют не результаты опробований, а субъективное восприятие потенциальных потребителей;
3) доступность продукта потенциальному потребителю — потребитель может отказываться от приобретения;
4) уровень информированности потребителя о товаре;
5) ограничения, имеющиеся у потребителя — к примеру, ограничения, накладываемые религией;
6) иррациональные мотивы потребителя — к примеру, потребитель может руководствоваться собственными стереотипами.
Для оценки конкурентоспособности нужно максимально подробно обрисовать воздействующие на потребительский выбор факторы, каковые послужат критерием оценки.
Количественная оценка конкурентоспособности возможно осуществлена способом экспертной оценки, или при помощи количественного исследования рынка. Оценка конкурентоспособности делается в два этапа.
Первый — формируется список параметров и оценивается относительная значимость каждого параметра (весовой коэффициент ki).
Второй — любой из сравниваемых объектов оценивается по этому списку параметров pi.
Интегральный показатель для каждого объекта расчитывается через суммирование произведений значений параметров на их весовые коэффициенты.
I = ∑pi*ki
Но необходимо подчеркнуть, что получение более-менее точной количественной оценки конкурентоспособности по этому способу потребует от вас много времени и материальных затрат. Как правило это не составит большого труда неоправдано.
Случайные статьи:
конкурентоспособность
Подборка похожих статей:
-
Нужно ли снижать цены, чтобы повысить конкурентоспособность бизнеса?
Принято вычислять, что большая часть людей совершает приобретения online, руководствуясь тем, что цены в вебмагазинах ниже, чем в классических торговых…
-
Борьба в широком смысле слова (от позднелатинского concurrentia, от concurrere — сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в…
-
Конкурентная стратегия — это комплексный замысел действий компании на рынке относительно фирм-соперников. Маркетинговый суть конкурентных стратегий…
-
Топ-10 «смертельных» ошибок в стратегии ценообразования
В условиях современного рынка наличие продуманной стратегии ценообразования в маркетинге есть одним из наиболее значимых условий успеха компании….