Конкуренция

Борьба в широком смысле слова (от позднелатинского concurrentia, от concurrere — сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, отличных показателей в определенной публичной сфере.

Борьба в маркетинге — это обстановка соперничества между двумя и более коммерческими структурами за ограниченные рынки.

Борьба есть неотъемлемым аттрибутом свободной рыночной экономики, в отличие от социалистической планово-распределительной. Считается, что именно борьба между коммерческими структурами есть залогом увеличения эффективности (а следовательно — роста) экономики страны в целом. Ограничение же конкуренции ведет к стагнации экономики, по причине того, что у коммерческих сруктур теряется стимул совершенствовать собственную деятельность.

Различают ценовую и неценовую борьбу.

Уровень борьбы

Об уровне борьбы имеет суть сказать лишь применительно к конкретному рынку. Чем выше уровень борьбы на рынке — тем сложнее участникам этого рынка снабжать высокие количества продаж собственных продуктов, и напротив. Уровень борьбы — это оценочная категория, не имеющая чётких методик и абсолютного значения измерения.

Уровень борьбы на рынке в конкретный момент времени зависит от следующих факторов:

  • количество соперничающих коммерческих структур
  • схожесть размеров, ресурсов, разработок и бизнес-процессов соперничающих коммерческих структур
  • отличие между совокупными производственными совокупным спросом и мощностями конкурентов
  • преграды ухода коммерческой сруктуры с рынка

Кроме этого довольно часто в данный перечень включается уровень однородности (идентичности, взаимозаменяемости) продуктов, представленных на рынке — либо, как было бы корректнее, как потребители поймут отличие между соперничающими продуктами. Но этого запрещено по двум обстоятельствам.

Во-первых, всем как мы знаем, что разделение продукта есть одной из вероятных конкурентных сратегий. Исходя из этого уровень однородности продуктов говорит только о том, какие конкретно стратегии применяют соперники в собственной конкурентной борьбе. Чем более однородны (либо менее дифференцированы) соперничающие продукты — тем более очевидно выраженным будет ценовой темперамент борьбы между ними.

Но на этом же рынке смогут находиться компании, каковые смогли дифференцировать собственный продукт — эти компании на том же рынке будут испытывать заметно меньшее давление со стороны соперников.

Во-вторых, большой уровень разделения продуктов может сказать о том, что рынок очень сильно сегментирован, и разглядывать его как единое целое смысла нет. Когда мы начнем разглядывать конкретные сегменты — возьмём все те же примерно однообразные (однородные) продукты.

Модель конкурентных сил М.Портера

Эта модель разрешает оценить не только текущий уровень борьбы на рынке, но и его возможные трансформации в ближайшем будушем. Потому, что конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых соперников, для анализа борьбы на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов (силы):

Конкуренция

  • соперничество среди существующих на данном рынке продавцов – борьба на рынке;
  • борьба со стороны товаров, являющихся заменителями – влияние товаров-заменителей;
  • угроза появления новых соперников – влияние потенциальных соперников;
  • позиции поставщиков, их экономические возможности давления на компанию – влияние поставщиков;
  • позиции потребителей, их экономические возможности давления на компанию – влияние клиентов.

Любая из разглядываемых сил борьбы может оказывать разное как по направлению, так и по значимости действие на обстановку в отрасли, а их суммарное действие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место компании на рынке и ее успешность.

Любой из факторов, характеризующих борьбу на рынке, оценивается специалистами в баллах по определенной шкале. Потом расчитываются средневзвешенные баллы для каждой группы факторов. А через распределение значений средневзвешенных баллов, определяется уровень борьбы в отрасли.

Борьба в социальной психологии

Борьба есть одной из форм конфликта. Конфликт — это каждая социальная обстановка либо процесс, в которых две либо более социальных единицы связаны, по крайней мере, одной формой психотерапевтического либо интерактивного антагонизма. Психотерапевтический антагонизм — это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм понимается как сотрудничество, строящееся по типу борьбы.

Считается, что со временем интерактивный антагонизм медлено переходит в психотерапевтический.

Конфликт предполагает, что как минимум одна из сторон видит взаимоисключающий темперамент целей (заинтересованностей) для себя и принимаемых оппонентов. Т.е. достижение собственной цели одной стороной машинально мешает достижению целей вторыми сторонами. На примере борьбы за ограниченный спрос, любой потребитель стоит перед выбором продуктов различных компаний, и если он выберет один продукт — это указывает, что продавцы (поставщики) вторых продуктов уже не смогут на данный момент совершить с тем же клиентом подобные сделки.

Исходя из этого в базе любой конкуренции лежат следующие исходные условия:

  • цели (интересы) сторон воспринимаются ими как взаимоисключающие (обстановка конфликта)
  • данный конфликт урегулирован определенными правилами, каковые помогают заинтересованностям самих участников, или третьей стороны
  • движущий мотив соперников — это рвение к одной и той же цели, а не жаждой причинить ущерб второй стороне

Практически стратегия концентрации по М.Портеру есть попыткой ухода от конфликта либо как минимум понижения числа активных соперников. В то время, когда компания концентрируется на определенном сегменте,ее цель перестает противоречить целям большинства вторых участников рынка, каковые или сами концентрируются на вторых сегментах, или данный сегмент видится им непривлекательным. Стратегия концентрации — это единственный законный метод компромисного разрешения обстановки борьбы (см. потом)

Конкурентные стратегии

  • Классификация конкурентных стратегий по Дж.Трауту и Э.Райсу
  • Классификация конкурентных стратегий по Кеничи Омае — модель 3К (3C)
  • Классификация конкурентных стратегий по Ф.Котлеру
  • Классификация конкурентных стратегий по М.Портеру
  • Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)
  • Другие модели построения стратегии

В качестве заключения

В социологии выделяют только три вероятных сценария разрешения конфликта:

  • переговоры для достижения компромисса
  • победа одной из сторон
  • устранение конфликтующих сторон либо предмета конфликта (того, за обладание чем ведется борьба)

В случае если применить эту совокупность к соперничающим коммерческим компаниям, то первый сценарий разрешения конфликта в большинстве случаев есть незаконным — антимонопольное законодательство любого страны мешает любым договоренностям между соперниками. Победа одной из сторон практически будет означать полный единоличный контроль данной компании над всем рынком — т.е. монополию, что снова же будет противоречить антимонопольному законодательству. Третий вариант практически свидетельствует исчезновение конкретного рынка либо целой отрасли.

Из этого направляться, что победить в конкурентной борьбе в современной рыночной экономике нереально. См. кроме этого: Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)

Случайные статьи:

5.8 Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде и рыночная саморегуляция


Подборка похожих статей:

riasevastopol