Борьба в широком смысле слова (от позднелатинского concurrentia, от concurrere — сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, отличных показателей в определенной публичной сфере.
Борьба в маркетинге — это обстановка соперничества между двумя и более коммерческими структурами за ограниченные рынки.
Борьба есть неотъемлемым аттрибутом свободной рыночной экономики, в отличие от социалистической планово-распределительной. Считается, что именно борьба между коммерческими структурами есть залогом увеличения эффективности (а следовательно — роста) экономики страны в целом. Ограничение же конкуренции ведет к стагнации экономики, по причине того, что у коммерческих сруктур теряется стимул совершенствовать собственную деятельность.
Различают ценовую и неценовую борьбу.
Уровень борьбы
Об уровне борьбы имеет суть сказать лишь применительно к конкретному рынку. Чем выше уровень борьбы на рынке — тем сложнее участникам этого рынка снабжать высокие количества продаж собственных продуктов, и напротив. Уровень борьбы — это оценочная категория, не имеющая чётких методик и абсолютного значения измерения.
Уровень борьбы на рынке в конкретный момент времени зависит от следующих факторов:
- количество соперничающих коммерческих структур
- схожесть размеров, ресурсов, разработок и бизнес-процессов соперничающих коммерческих структур
- отличие между совокупными производственными совокупным спросом и мощностями конкурентов
- преграды ухода коммерческой сруктуры с рынка
Кроме этого довольно часто в данный перечень включается уровень однородности (идентичности, взаимозаменяемости) продуктов, представленных на рынке — либо, как было бы корректнее, как потребители поймут отличие между соперничающими продуктами. Но этого запрещено по двум обстоятельствам.
Во-первых, всем как мы знаем, что разделение продукта есть одной из вероятных конкурентных сратегий. Исходя из этого уровень однородности продуктов говорит только о том, какие конкретно стратегии применяют соперники в собственной конкурентной борьбе. Чем более однородны (либо менее дифференцированы) соперничающие продукты — тем более очевидно выраженным будет ценовой темперамент борьбы между ними.
Но на этом же рынке смогут находиться компании, каковые смогли дифференцировать собственный продукт — эти компании на том же рынке будут испытывать заметно меньшее давление со стороны соперников.
Во-вторых, большой уровень разделения продуктов может сказать о том, что рынок очень сильно сегментирован, и разглядывать его как единое целое смысла нет. Когда мы начнем разглядывать конкретные сегменты — возьмём все те же примерно однообразные (однородные) продукты.
Модель конкурентных сил М.Портера
Эта модель разрешает оценить не только текущий уровень борьбы на рынке, но и его возможные трансформации в ближайшем будушем. Потому, что конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых соперников, для анализа борьбы на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов (силы):
- соперничество среди существующих на данном рынке продавцов – борьба на рынке;
- борьба со стороны товаров, являющихся заменителями – влияние товаров-заменителей;
- угроза появления новых соперников – влияние потенциальных соперников;
- позиции поставщиков, их экономические возможности давления на компанию – влияние поставщиков;
- позиции потребителей, их экономические возможности давления на компанию – влияние клиентов.
Любая из разглядываемых сил борьбы может оказывать разное как по направлению, так и по значимости действие на обстановку в отрасли, а их суммарное действие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место компании на рынке и ее успешность.
Любой из факторов, характеризующих борьбу на рынке, оценивается специалистами в баллах по определенной шкале. Потом расчитываются средневзвешенные баллы для каждой группы факторов. А через распределение значений средневзвешенных баллов, определяется уровень борьбы в отрасли.
Борьба в социальной психологии
Борьба есть одной из форм конфликта. Конфликт — это каждая социальная обстановка либо процесс, в которых две либо более социальных единицы связаны, по крайней мере, одной формой психотерапевтического либо интерактивного антагонизма. Психотерапевтический антагонизм — это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм понимается как сотрудничество, строящееся по типу борьбы.
Считается, что со временем интерактивный антагонизм медлено переходит в психотерапевтический.
Конфликт предполагает, что как минимум одна из сторон видит взаимоисключающий темперамент целей (заинтересованностей) для себя и принимаемых оппонентов. Т.е. достижение собственной цели одной стороной машинально мешает достижению целей вторыми сторонами. На примере борьбы за ограниченный спрос, любой потребитель стоит перед выбором продуктов различных компаний, и если он выберет один продукт — это указывает, что продавцы (поставщики) вторых продуктов уже не смогут на данный момент совершить с тем же клиентом подобные сделки.
Исходя из этого в базе любой конкуренции лежат следующие исходные условия:
- цели (интересы) сторон воспринимаются ими как взаимоисключающие (обстановка конфликта)
- данный конфликт урегулирован определенными правилами, каковые помогают заинтересованностям самих участников, или третьей стороны
- движущий мотив соперников — это рвение к одной и той же цели, а не жаждой причинить ущерб второй стороне
Практически стратегия концентрации по М.Портеру есть попыткой ухода от конфликта либо как минимум понижения числа активных соперников. В то время, когда компания концентрируется на определенном сегменте,ее цель перестает противоречить целям большинства вторых участников рынка, каковые или сами концентрируются на вторых сегментах, или данный сегмент видится им непривлекательным. Стратегия концентрации — это единственный законный метод компромисного разрешения обстановки борьбы (см. потом)
Конкурентные стратегии
- Классификация конкурентных стратегий по Дж.Трауту и Э.Райсу
- Классификация конкурентных стратегий по Кеничи Омае — модель 3К (3C)
- Классификация конкурентных стратегий по Ф.Котлеру
- Классификация конкурентных стратегий по М.Портеру
- Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)
- Другие модели построения стратегии
В качестве заключения
В социологии выделяют только три вероятных сценария разрешения конфликта:
- переговоры для достижения компромисса
- победа одной из сторон
- устранение конфликтующих сторон либо предмета конфликта (того, за обладание чем ведется борьба)
В случае если применить эту совокупность к соперничающим коммерческим компаниям, то первый сценарий разрешения конфликта в большинстве случаев есть незаконным — антимонопольное законодательство любого страны мешает любым договоренностям между соперниками. Победа одной из сторон практически будет означать полный единоличный контроль данной компании над всем рынком — т.е. монополию, что снова же будет противоречить антимонопольному законодательству. Третий вариант практически свидетельствует исчезновение конкретного рынка либо целой отрасли.
Из этого направляться, что победить в конкурентной борьбе в современной рыночной экономике нереально. См. кроме этого: Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)
Случайные статьи:
5.8 Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде и рыночная саморегуляция
Подборка похожих статей:
-
Как избежать конкуренции, используя стратегию «голубого океана»?
Книга «Стратегия голубого океана: как создать вольный рынок и сделать вопрос борьбы несущественным» (Blue Ocean Strategy: How to Create Uncontested…
-
Как выбраться из ловушки ценовой конкуренции
Нина Жукова Консультант, Екатеринбург Дабы достойно выйти из игры на понижение стоимостей, принципиально важно произвести отстройку от соперников с…
-
Ценовая борьба — это конкурентная борьба за счет понижения стоимостей до более низкого относительно конкурентов уровня. Наряду с этим за счет улучшения с…
-
Создайте конкуренцию, чтобы двигать бизнес вперед
Борьба может раскрыть потенциал опытных спортсменов либо участников конкурса юных талантов. Но оказывает помощь ли она простым людям стать более…