Как создать шаблон бизнес-модели, или lean canvas?

Lean Canvas, либо «бережный шаблон» — это метод действенной записи самые важных догадок относительно развития бизнеса. Созданный в 2009 году, способ употреблялся в основном для работы с SaaS-стартапами (software as a service).

Сейчас этот подход преподается в более чем 200 университетах мира, входит в программу известных стартап-акселераторов и практикуется во многих больших компаниях. Количество последователей «бережного шаблона» превышает 125 000 — с его помощью уже создано более 175 000 моделей для разных отраслей бизнеса.

Создатель Lean Canvas, Эш Маурья (Ash Maurya) признает, что не ожидал таковой популярности: кроме того рыбаки из Чили прислушиваются к его рекомендациям!

  • Управление по созданию MVP либо минимально жизнеспособного продукта

Прибыль — не основное?

Изначально Эш Маурья направил собственные идеи участникам закрытых воркшопов и буткампов (boot camp), и без того как информация отсутствовала в публичном доступе, в следствии доработки и адаптации уникальная версия методики претерпела большие искажения.

Это стало ясно по окончании выхода поста Бенджамина Кампманна (Benjamin Kampmann) «The Lean Canvas: нехороший инструмент для работы» («The Lean Canvas: Wrong Tool for the Job»), где узнаваемый разработчик обрисовывает пара неприятностей, появившихся у него в ходе моделирования стартапов посредством шаблонов.Как создать шаблон бизнес-модели, или lean canvas?

Согласно точки зрения Кампманна, Lean Canvas через чур зациклен на получении прибыли как на основной цели любого стартапа. Он говорит, что таковой фокус на деньгах обрекает на провал те компании, каковые выходят за пределы стандартной схемы (пользователь=клиент), к примеру, некоммерческие бизнес-модели.

Эш прокомментировал это следующим образом:

«В первую очередь, я желал бы поблагодарить Бена за то, что он открыто поделился своим опытом. Я постараюсь ответить на волнующие его вопросы, наряду с другими, накопившимися к этому времени», — пишет он. — «Не смотря на то, что мне не нравится думать о деньгах как об необыкновенной цели бизнеса, я сравниваю деньги с кислородом. Мы не живем для кислорода, но нам нужен кислород, дабы жить.

Имеется отличие между прибылью и деньгами. И я не считаю прибыль универсальной целью бизнеса либо продукта».

  • Инновационная модель развития облачных стартапов

Универсальная цель

Базой темой книги Эша «Фабрика клиентов» («The Customer Factory») возможно назвать следующее утверждение: «Универсальная цель бизнеса — делать клиентов радостными».

Довольные клиенты, каковые платят вам за ваш труд и делают это стабильно — вот подлинная задача бизнеса, в соответствии с Lean Canvas.

Это правильно в отношении любой компании, являетесь ли вы некоммерческой организацией либо получаете деньги на своем изобретении, создаете продукты либо предоставляете услуги, разрабатываете ПО либо промышленное оборудование, простое либо высокотехнологическое.

Как раз такое познание универсальной цели бизнеса лежит в базе применения методики Lean Canvas для моделирования стартапов, которую светло синий раскрыл своим последователям. Эта ей черта «погони за прибылью» случилась из-за наличия в шаблоне раздела «Потоки доходов» (Revenue Streams box).

  • Что такое бизнес-модель: какие конкретно бизнес-модели существуют в сети?

Как заполнять данный раздел?

Как отмечает Эш, «признательный клиент как цель любого бизнеса — это не предлог избегать заполнения данного раздела в Lean Canvas, что я частенько замечаю во многих просмотренных мною шаблонах — кроме того в коммерческих моделях. Бизнес не существует без потока доходов».

Чтобы выяснить, о чем идет обращение, разглядим для начала самая стандартную, прямую бизнес-модель. Наряду с этим, как пытается донести создатель Lean Canvas, — не требуется ограничиваться перечислением источников вашего дохода. Громадное значение имеют кроме этого прогноз и актуальные цены LTV, либо «жизненного цикла клиентов» (lifetime value): к примеру, $50/мес за 2 года «судьбы».

Эти цифры нужны, дабы оценить собственные возможности и осознать, «стоит ли неприятность ответа». В случае если обстановка не хватает целесообразна, то для чего тратить на нее какие-либо упрочнения?

Но, не обращая внимания на довольно несложную схему применения Lean Canvas к прямой бизнес-модели, она систематично приводит к ряду вопросов.

1. Как я поставлю цену на продукт, в случае если решения еще нет?

Ответ: «Клиенты волнуются о собственных проблемах, а не о вашем ответе».

Необходимо устанавливать прайс, исходя из сокровища вашего продукта, а не из того, чего вам будет стоить его доведение и разработка до потребителя. В совершенстве, вы должны быть способны дать хорошую альтернативу существующим вариантам, лучшим подтверждением которой есть «монетизируемая боль» (monetizable pain):

  • Traction: как отыскать актуальную идею для бизнеса?

2. Как угадать «срок судьбы» клиента?

Это мало более сложная, но не меньше серьёзная задача.

Не смотря на то, что все предприниматели грезят, дабы клиенты оставались с ними окончательно, в каждом бизнесе имеет место оттекание, либо некое ограничение «срока судьбы» клиентов — время от времени клиенты уходят вследствие того что им не нравится продукт, а время от времени по причине того, что обожают продукт так, что деятельно пользуются им для ответа собственных неприятностей, и со временем необходимость в нем исчезает.

Одним из способов угадать «срок судьбы» клиента — осознать его проблему. Она единичная либо повторяющаяся? В случае если повторяющаяся, как довольно часто клиенту необходимо будет ее решать и как продолжительно?

Эта информация разрешит вам вычислить, в то время, когда клиент прекратит нуждаться в вашем продукте.

Изучение соперников кроме этого оказывает помощь действенно оценить среднюю LTV ваших клиентов. В это же время, в случае если все остальные игроки в вашей области терпят неудачу, делать прогнозы направляться крайне осторожно.

  • Как вычислить и расширить пожизненную сокровище клиента?

3. Что, в случае если у меня пара клиентских сегментов?

Попытайтесь сохранить вашу модель ценообразования (pricing model) максимально простой, в особенности на ранних стадиях. Тем самым, вы не только облегчите себе предварительную оценку, но и сможете стремительнее подтвердить собственную бизнес-модель.

Эш рекомендует начать с одной цены, которую сразу же стоит проверить на ранних клиентах (early adopters). Суть в том, что если вы не имеете возможность вынудить самый лояльный сегмент принять вашу ценовую политику, какой у вас шанс с остальными клиентами?

Если вы так же, как и прежде собираются трудиться с несколькими категориями клиентов, применяйте несложную модель распределения клиентских сегментов для установки средних стоимостей в каждой категории.

  • 5 неточностей ценообразования, либо Как убить прибыльность бизнеса

4. Что, в случае если я буду раздавать собственный продукт безвозмездно?

Не существует ни одной бизнес-модели без прибыли.

В собственной книге Эш растолковывает, из-за чего вычисляет фримиум (англ. freemium, free — бесплатный, premium — отличающийся более высоким качеством) бизнес-модель, сущность которой сводится к предложению воспользоваться продуктом либо услугой безвозмездно, тогда как его расширенная (улучшенная) версия предлагаются за дополнительную плату, неудачной стартовой бизнес-моделью.

Вместо того, дабы убеждать клиентов перейти на полную версию, фримиум предлагает разумную альтернативу, в следствии чего многие из них предпочитают обходиться бесплатной версией.

Выбор тарифов — самый рискованный этап создания бизнес-модели, поскольку грамотная цена делает значительно больше, чем вам прибыль. Она воздействует на восприятие вашего продукта а также на аудиторию, которую вы завлекаете.

Возможно поразмыслить, что все вышесказанное имеет отношение лишь к прямым моделям бизнеса. Но Эш приводит следующее определение бизнес-модели, которое в собственности Солу Каплану (Saul Kaplan) из The Business Model Innovation Factory::

«Бизнес-модель — это история о том, как организация формирует, предлагает и приобретает сокровище».

Создавая сокровище методом составления неповторимого предложения (Unique Value Proposition) и предоставления ответа (Solution), вы приобретаете часть данной ценности назад, в виде потоков прибыли (Revenue Streams).

И не смотря на то, что при c прямыми моделями обстановка мало несложнее, поскольку история тут неизменно одна — как ваши пользователи становятся вашими клиентами — однако, любой бизнес должен быть в состоянии поведать ее по-своему.

Высоких вам конверсий!

По данным leanstack.comimage source: Karyn Stepien

Случайные статьи:

Построение бизнес-модели Александра Остервальдера


Подборка похожих статей:

admin