Александр Ратнер Консультант, Украина
Осознать проблему – это решить ее наполовину. Как посредством ситуационного анализа выработать стратегию повышения прибыли для клиента? Такие задачи характерны многим компаниям.
Применение логических деревьев для выработки решений и анализа ситуации – прием не новый. Достаточно заявить, что два выдающихся теоретика управления – Эдуард Деминг и Элияху Голдратт – предлагают применять логические деревья в качестве одного из главных инструментов ситуационного анализа.
Но, не обращая внимания на очевидную эффективность и концептуальную простоту, эта методика не взяла до тех пор пока так широкого применения, как того заслуживает. Для демонстрации методики воображаю вашему вниманию описание настоящей консультации. В данной статье для построения дерева применен Микрософт Office Visio.
Практически в консультации писали на бумаге.
Итак, кейс. Мой клиент – начальник направления в маленькой оптовой компании. Ее хозяин (и СЕО) обижен тем, что прибыль направления близка к нулю и желает поменять клиенту совокупность зарплаты , дабы стимулировать рост прибыли, или вовсе закрыть направление. Клиент уверен в том, что неприятность в том, что хозяин не желает вкладывать хватает денег в бизнес и ожидает через чур стремительного возврата инвестиций.
Изменение совокупности зарплаты , согласно точки зрения клиента, приведет к резкому понижению его доходов. Вопрос к консультанту: как переубедить хозяина?
Потому, что «занозой» обстановки была заявлена низкая прибыль, мы начали с анализа того, из чего эта низкая прибыль формируется. Клиент дал оценку денежным показателям, из которых складывается прибыль, в сравнении с ориентировочными отраслевыми «стандартами»:
- количество продаж – мелкий;
- наценка – приблизительно в полтора раза ниже, чем в среднем на рынке;
- накладные затраты – низкие.
Клиент не готовьсяразбирать еще и скорость оборота, исходя из этого мы решили попытаться обойтись для начала без этого фактора.
С этого момента мы начали составлять логическое дерево (смотрите ниже). Стрелками обозначены связи от обстоятельств к следствиям (стрелку возможно просматривать как «…исходя из этого…»).
Не смотря на то, что мы сходу узнали, что накладные затраты низки и не смогут быть обстоятельством низкой прибыли, мы стали не убирать данный элемент из дерева, на тот случай, в случае если с ним появятся какие-либо связи при предстоящем анализе. И, нужно сообщить, в самом финише эти связи обнаружились.
Дальше я попросил клиента отыскать в памяти серьёзные нюансы его бизнеса, которые связаны с низким низкой наценкой и объёмом продаж. Ответы зафиксированы в серых прямоугольниках слева от дерева:
Мы поискали причинно-следственные связи между перечисленными явлениями:
Итак, у компании имеется большие клиенты, количество продаж которым неудовлетворительный, потому, что цены через чур высоки. Компания сравнительно не так давно на рынке, исходя из этого у нее по большому счету мало клиентов, а существующая клиентская база пассивна. Мелкий ассортимент кроме этого не додаёт привлекательности как для новых, так и для существующих клиентов.
Все это ведет к низкому количеству продаж, что в сочетании с низкой наценкой есть обстоятельством низкой прибыли.
Прямоугольники про маленьких клиентов мы объединили в один, потому, что у них следствия и одинаковые причины.
Мы ищем базисные обстоятельства обстановки. Исходя из этого появились вопросы:
- чем обусловлен мелкий ассортимент?
- из-за чего при больших отпускных стоимостях низкая наценка (это несоответствие продемонстрировано красной стрелкой)?
Мой клиент ответил, что обстоятельство «нехороших» недостаточного ассортимента и цен одна – мелкий количество закупок. Помимо этого стало известно, что «юность» компании усугубляется не сильный маркетингом. И мы добавили элементы, окрашенные на следующем рисунке серым:
А обстоятельством мелких закупок есть тот самый недостаток финансирования, о котором было заявлено сначала. Сейчас схема наглядно демонстрировала «замкнутый круг» неприбыльного товарооборота в бизнес-модели (красные стрелки):
Итак, мы нашли в логике бизнеса «генератор» низкорентабельного (либо кроме того убыточного) оборота:
1) маленькие вложения в закупки маленьких партий товара, по большим стоимостям и с узким ассортиментом;
2) продажа товара большим оптовым закупщикам по крупнооптовым (низким) стоимостям;
3) получение в следствии маржинального дохода, не покрывающего кроме того низкие накладные затраты.
Наподобие, вся логика процесса была распознана. Дабы вскрыть в данной ситуации вероятные ответы, мы попытались ввести в анализ цифры. Данных анализа рынка у нас не было, но для ответа задачи выяснилось достаточно приблизительных (экспертных) оценок, каковые дал клиент.
Узнали, что часть компании на ее рынке – всего пара процентов. Большие клиенты, которых примерно 10-15% от общего числа существующих на рынке клиентов, потребляют около половины всей емкости рынка. Это те, кому нужно реализовывать многочисленные партии по низким стоимостям. Не меньше половины от всех мелких покупателей и существующих средних по большому счету не знают о существовании компании.
А отношения с существующими средними клиентами строятся на личных связях и создают маленькой, но рентабельный оборот.
Мы собрали эти приблизительные оценочные цифры в таблицу:
сегменты (группы клиентов) |
к-во |
часть сегментов на рынке |
часть компании в сегментах |
часть сегментов в обороте компании |
рентаб. оборота |
«большие» |
15 |
50% |
7% |
70% |
5% |
«средние» |
25 |
20% |
8% |
30% |
15% |
«небольшие» |
60 |
30% |
0% |
0% |
быть может, 20% |
Вот, как смотрелось итоговое логическое дерево по окончании дополнений и внесения уточнений:
Стало ясно, что большая часть дефицитных оборотных средств употребляется неэффективно: разрешена войти в нерентабельный оборот. Вследствие этого компания неимеетвозможности в должной мере удовлетворить потребности в ассортименте мелких клиентов и средних, готовых делать закупки по удачным стоимостям. Помимо этого, сегмент мелких клиентов и средних, разумеется, «недоокучен»: проникновение в него, в среднем, менее 4%.
Итак, цели были прояснены. Первостепенная задача пребывает в том, дабы, применяя только имеющиеся оборотные средства, расширить рентабельность оборота. Сделать это возможно за счет освоения небольших и средних клиентов и вынужденного частичного (дабы не утратить стратегических взаимоотношений) перераспределения товарооборота к ним от клиентов больших.
В цифрах эти цели смогут быть приблизительно такими:
сегменты (группы клиентов) |
к-во |
часть сегментов на рынке |
часть компании в сегментах |
часть сегментов в обороте компании |
рентаб. оборота |
«большие» |
15 |
50% |
снизить не посильнее, чем до 4% |
снизить с 70% до 35% |
5% |
«средние» |
25 |
20% |
расширить с 8% до 13% |
расширить с 30% до 50% |
15% |
«небольшие» |
60 |
30% |
расширить с 0 до 3% |
расширить с 0 до 15% |
быть может, 20% |
Такое перераспределение оборота привело бы к росту средней рентабельности оборота в полтора раза (с 8% до 12%). С учетом того, что накладные затраты поглощали практически целый доход, речь заходит о появлении в совокупности прибыли в размере приблизительно 4% оборота.
Следующим шагом возможно повышение оборота за счет реинвестиций прибыли или за счет дополнительных инвестиций, в случае если хозяин сочтет их применение действенным. По оценкам клиента консультации, повышение оборота приблизительно наполовину разрешит взять дополнительно 2-5% скидки при закупках. В этом случае целевая структура оборота возможно таковой:
сегменты (группы клиентов) |
к-во |
часть сегментов на рынке |
часть компании в сегментах |
часть сегментов в обороте компании |
рентаб. оборота |
«большие» |
15 |
50% |
расширить с 4% до 6% |
расширить с 35% до 40% |
5% |
«средние» |
25 |
20% |
расширить с 13% до 15% |
может снизиться с 50% до 40% |
15% |
«небольшие» |
60 |
30% |
расширить с 3% до 5% |
расширить до 20% |
быть может, 20% |
При условии сохранения накладных затрат без трансформаций, это указывает прибыль в размере 7% оборота при росте доли рынка с 5% до 7,5%.
Итого, стратегия может заключаться в том, дабы сначала расширить товарооборот с существующими средними по рентабельности и ёмкости клиентами и начать поставки небольшим высокорентабельным клиентам. В связи с недостатком оборотных средств для этого нужно сократить нерентабельные поставки большим клиентам. Для этого не требуется привлечения дополнительных средств, а только изменение формата задач продаж.
По окончании вывода направления в прибыль возможно совершить переговоры с инвестором о дополнительных вложениях, за счет которых возможно будет расширить закупки, опустить цены, вывести поставки большим клиентам в прибыль и начать их развивать, применяя рост товарооборота для следующего понижения закупочных стоимостей и роста рентабельности.
Еще одним резервом была выяснена скорость оборота и связанные с ней отношения с поставщиками. Но это уже вторая история.
Еще возможно добавить, что оказавшийся замысел задал достаточно ясные KPI для подразделения (по крайней мере, на первый этап):
- заключить договора не меньше чем с тридцатью новыми клиентами со средней рентабельностью оборота 20%, совокупным оборотом к Январю в размере 15% оборота компании;
- расширить до Января этого года в 1,6-1,7 раза товарооборот существующих «средних» клиентов со средней рентабельностью 15%;
- сохранить стратегические отношения со всеми существующими большими клиентами, временно сократив товарооборот с ними в два раза (синхронно с ростом оборота в других сегментах).
Как видите, построение логического дерева кроме того в таких не через чур сложных кейсах разрешает упорядочить и систематизировать познание обстановки. не меньше ответственный эффект «дерева» для клиента – визуализация, помогающая заметить проблему полностью, в единстве всех ее связей.
Случайные статьи:
- Как начать работать с государственными закупками
- Как сделать, чтобы каждый звонок приносил прибыль интернет-магазину
Михаил Васильевич Попов отвечает на вопросы, часть первая
Подборка похожих статей:
-
Как с помощью lpgenerator увеличить продажи в сфере оптовых b2b-поставок: кейс от mebax
С середины 2014 года рынки быстро сужаются. Исходя из этого, дабы собственный кусок, необходимо уже не ходить, а бегать — в частности, искать новые…
-
Как увеличить продажи интернет-магазина с помощью персонализированного email-маркетинга?
Email это неотъемлемая часть маркетинговой стратегии любого вебмагазина, разрешающей преобразовать визитёров сайта в радостных клиентов. Как в…
-
Как увеличить продажи с помощью сквозной аналитики?
Я желал бы поведать вам историю. Историю о том, как очень сильно заблуждаются владельцы и маркетологи бизнеса, думая, что знают показатели эффективности…
-
Как увеличить продажи с помощью вебинаров
Марина Банникова Нач. отдела, зам. начальника, Новгород Вебинары как инструмент повышения продаж, повышения и привлечения лояльности клиентов применяют…