История американских горок: развлечение как серьезный бизнес

Хорошая поездка на американских горках лучше, чем секс.
(Письмо в редакцию издания Oui, январь 1978)

Быть может, что ни один второй аттракцион в историине вызывал у визитёров в один момент столько противоположных эмоций — от неприкрытого кошмара до чистейшего восхищения — так действенно, как это делают американские горки (roller coasters).

С того времени как примерно 250 лет назад эти «автомобили криков» (scream machines) заметили свет, они извлекли из собственных пассажиров миллионы и океаны эмоций долларов. Один из инженеров-разработчиков американских горок на условиях анонимности поведал, как он воображает себе собственную основную задачу: «Моя работа по большей части сводится к тому, дабы максимально приблизить визитёров аттракциона к ощущению, что на данный момент у них от страха случится неконтролируемая дефекация. Но по окончании поездки пассажиры должны сходить с горок в восхищении и с жаждой прокатиться еще и еще раз». 😉

Сама история этого развлечения была полна резких поворотов и перепадов высот не меньше, чем его лучшие автострады: очень популярные в начале двадцатого века американские горки в 1920-х годах пережили что-то наподобие «предсмертного опыта»; магнаты и титаны развлечений покорно следили за тем, как их судьбы гибнут под обломками разрушающихся аттракционов.История американских горок: развлечение как серьезный бизнес Но во второй половине двадцатого века «автомобили криков» победоносно восстали из пепла более замечательными, высокими и стремительными, чем когда-либо прежде.

На данный момент отрасль переживает уверенный подъем: в мире насчитывается 2956 автострад, расположенных в 2067 парках развлечений и посещаемых каждый год практически 400 000 000 пользователей аттракциона.

Но как это чудо инженерной мысли стало столь популярным и кому поклонники roller coaster обязаны признательностью за собственный любимое развлечение?

  • Секреты конверсии от Disney: чудесный клиентский опыт и 70% повторных визитов

История падений и взлётов

Самый ранний предшественник американских горок — так именуемые «русские горки» («Russian Mountains»), огромные неестественные ледяные бугры, строимые в Российской Федерации зимой. Первые упоминания о них датируются XVII веком.
Визитёры поднимались на 70-футовую (21 м) древесную башню и быстро соскальзывали на маленьких санях по 600-футовому (180 м) ледяному скату, установленному под углом 50 градусов и поддерживаемому древесными балками.

Сначала данный «зимний спорт» практиковали лишь представители добропорядочного сословия.

Екатерина Великая, посещавшая «русские горки» в Петербурге в середине 1700-х годов, быта так увлечена катаниями, что приказала соорудить для нее летний вариант аттракциона в царской резиденции в Ораниенбауме. Вместо санок и льда в устройстве «Катальной Горки» употреблялись несложные тележки, установленные колесами в намерено вырезанные желобки наклонного древесного ската.

Огромная популярность этого времяпрепровождения привлекла к нему интерес европейских антрепренеров. В 1812 году французы выстроили собственный вариант «русских горок» («Les Montagnes Russes»), снабженный направляющими дорожками для тележек. После этого показались «Воздушные прогулки» (Promenades Aeriennes, 1817 г.) — они первенствовалиаттракционом для катания, имевшим надежно закрепленные на дорожке колесные тележки, траектория перемещения которых задавалась направляющим рельсом.

Французы внесли довольно много усовершенствований в ранние модели «катальных горок» — к примеру, во второй половине 40-ых годов XIX века они выстроили и испытали первую в истории автостраду в виде замкнутой петли. Тележка, удерживаемая на автостраде лишь центробежной силой, промчалась через петлю высотой 13 фут (около четырех метров) на скорости «150 миль в час» (241 км/ч! — очень неправдоподобное заявление). На протяжении опробований этих горок роль пассажиров сначала игрались мешки с песком, куриные яйца, мартышки.

После этого посчастливилось прокатиться и одному из работников, обслуживающих аттракцион.

Его рассказ об испытанных на протяжении поездки ощущениях послужил базой репортажа, опубликованного во французской газете «Journal du Havre»: «Стартовав в самой высокой точке траектории, испытатель за 8 секунд достиг оконечности автострады, расположенной на расстоянии 248 футов (примерно 76 м). По завершении поездки он казался весьма довольным и заявил, что на протяжении совершения петли им были испытаны столь восхитительные ощущения, что он желал бы прокатиться еще раз».

В случае если в Европе горки были только актуальным развлечением, то В США они употреблялись более прагматичным методом. В первой половине 90-ых годов XVIII века в местечке Саммит-Хилл, штат Пенсильвания (Summit Hill, Pennsylvania) были обнаружены широкие залежи каменного угля, что косвенным образом послужило обстоятельством появления настоящих американских горок. 😉

В те времена добытый уголь транспортировался в мешках, навьюченных на мулов. Доставка груза по пересеченной местности занимала пара дней. Горнодобывающая компания Lehigh CoalNavigation Company, разрабатывавшая месторождение Саммит-Хилл и курировавшая доставку угля клиентам — промышленникам Филадельфии — не имела возможности обеспечить стабильные поставки «нефти».

Новые времена потребовали новых ответов.

Во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века компания сооружает Mauch Chunk Switchback Railway, вторую в истории Соединенных Штатов «гравитационную» рельсовую дорогу, доставлявшую извлеченный уголь с вершины бугра к угольным складам у его подножия. Движимый силой тяжести груженый углем вагон проходил автостраду сверху вниз за рекордные 30 мин., но вот дабы втащить его наверх требовались изнурительные 4-часовые упрочнения нескольких мулов.

Скоро рельсовая дорога делается местом воскресного паломничества представителей высшего класса, готовых заплатить 50 центов за то, дабы прокатиться по «пара возбуждающей эмоции» 5-мильной автостраде. Это развлечение делается таким популярным у туристов, что во второй половине 20-ых годов XIX века обладатели дороги оставляют для транспортировки угля лишь утреннее время, а другая часть дня отводится катанию праздных гуляк. Mauch Chunk Switchback Railway удостоили своим присутствием кроме того 18-й американский президент Улисс С. Грант (Ulysses S. Grant) и легендарный предприниматель и американский изобретатель Томас Эдисон (Thomas Edison).

К 1846 году компания создала храповой механизм, в сочетании с применением фуникулера на паровой тяге упростивший подъем вагонов на вершину бугра. Храповик в будущем станет базой совокупности антиотката, использующейся в конструкции современных американских горок.

Вдохновившийся новой идеей Ламаркус Адна Томпсон (LaMarcus Adna Thompson), изобретатель, бизнесмен и инвестор из Огайо, стал первым в мире магнатом американских горок. Он раньше всех выявил коммерческий потенциал незатейливого развлечения — спуска по рельсовой дороге в вагончике — и в первой половине 80-ых годов XIX века возвел на полуострове Кони-Айленд (Бруклин, Нью-Йорк) первые в Соединенных Штатах рельсовые горки Switchback Railway, намерено созданные и выстроенные для развлечения публики.

Томпсон был практически очарован катанием на собственных горках. Собственные ощущения он сравнил с «броским солнечным светом, рассеявшим тьму. Всего-то за 5 либо 10 центов». 😉

Вправду, пассажиры платили всего по 5 центов «с носа», поднимались на высокую стартовую башню и рассаживались на скамьях в вагончике; по окончании толчка они скатывались по 600-футовой дорожке (приблизительно 183 м) к основанию противоположной башни (примерно как на ветхих петербургских «русских горках»).

Аттракцион пользовался такой высокой популярностью и доходностью, что начальные инвестиции окупились за 3 семь дней — вот что означает большой ROI! ;).

Амбиции Томпсона взяли предстоящее воплощение в построении американских горок с замкнутой автострадой (1884 г.) и в новаторской конструкции 1885 года с подъемником для визитёров и вагончиками, в которых пассажиры рассаживались «лицом вперед» (по направлению перемещения). Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века Томпсон запатентовал собственную концепцию проектирования горок, пользуясь которой он за первое десятилетие двадцатого века соорудил по всей Америке более 20 «автомобилей криков».

  • История фармацевтического маркетинга

Историк Джудит Адамс о культурном влиянии аттракционов Томпсона: «Они объединяли кажущуюся опасность с настоящей безопасностью, щекотали нервы пассажиров захватывающей дух скоростью и разрешали широкой публике тесно соприкоснуться с новой эстетикой промышленной революции: сталью, зубчатыми колесами и ослепительными электрическими огнями».

Чертеж запатентованной улучшенной конструкции американских горок, 1898 г.

Джон Миллер (John A. Miller), считающийся «отцом современных скоростных горок», применял идеи Томпсона для разработки колеса нижнего сцепления, которое находится под рельсом и надежно удерживает вагон на автостраде. Это изобретение не только быстро повысило безопасность аттракциона, но и открыло «окно возможностей» для разработчиков: сейчас возможно было запускать вагоны на более высоких скоростях по автострадам с резкими перепадами высот и головокружительно крутыми поворотами.

Скорость, безрассудство и смелость — этими тремя словами возможно характеризовать двадцатые годы прошлого века в истории обрисовываемого аттракциона: за это десятилетие — настоящий «золотой век» американских горок! — их было выстроено практически 2000.

«Циклон» (Cyclone), американские горки в Кони-Айленде, выстроенные на замену ветхим томпсоновским Switchback Railway, стали самым запоминающимся знаком того периода. Выстроенный во второй половине 20-ых годов XX века за $175 000 ($2,3 млн по курсу 2014 года) «Циклон» справлялся с пиковой нагрузкой в 1400 пассажиров в час. Билет на одну поездку стоил 25 центов.

Великая депрессия неожиданно, скоро и решительно положила конец «золотому веку» американских горок. Много этих сооружений, выстроенных в 1890-1930 годах, встретили собственный преждевременный финиш под ударами шаровых таранов: в 1965 году «на ходу» оставались только 200 из 2000 аттракционов, запущенных в 1920-х годах.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века американские горки как сектор индустрии развлечений прозябали на рекордно низком уровне.

Но на горизонте забрезжила заря изменений: американская экономика восстановилась, у бэби-бумеров (Baby Boomers) показалось больше денег на развлечения. Практически сразу после открытия первого Диснейленда (1955 г.) его управление обратилось к компании-разработчику американских горок Arrow Dynamics, Inc. с предложением выстроить для парка развлечений ветхий хороший аттракцион, но с применением самых на то время продвинутых разработок.

И вот итог: во второй половине 50-ых годов двадцатого века в эксплуатацию был введен аттракцион «Маттерхорн» (Matterhorn), первые в мире американские горки из трубчатой стали и с нейлоновым покрытием колес вагонов. Эти революционные инновации окончательно поменяли индустрию «scream machines».

Пара лет спустя один из самых известных конструкторов горок Джон С. Аллен (John C. Allen) загорелся идеей вернуть аттракциону прежнюю славу. Он был свидетелем расцвета отрасли в 1920-х и 1930-х годах и уже планировал уйти на пенсию, в то время, когда познакомился с Гэри Ваксом (Gary Wachs), обладателем парка развлечений на Кони-Айленде. Во второй половине 60-ых годов XX века Вакс убедил немолодого инженера, «уйти, звучно хлопнув дверью», сконструировав на прощание еще одну горку. Аллен дал согласие.

На протяжении собственной работы в Philadelphia Toboggan Company Аллен трудился только с деревом и полагал, что потенциал этого материала в строительных работах американских горок еще далеко не исчерпан.

Творение Аллена, «Гонщик» (The Racer), воздвигнутое в первой половине 70-ых годов двадцатого века в парке Кингз-Айленд (Kings Island), что находится в Мейсоне, штат Огайо (Mason, Ohio), стало чем-то громадным, чем вершиной персональной карьеры конструктора: The Racer инициировал приход «второго золотого века» американских горок. Неповторимая конструкция древесного «Гонщика» разрешала синхронно запускать два поезда по параллельным дорожкам так, дабы они спешили по автостраде рядом между собой, в один момент осуществляя подобные маневры.

Данный проект стал культовым в среде инженеров-разработчиков. Один из них назвал The Racer «мечтой тематического парка, генератором и произведением искусства ярких ощущений, слитыми воедино». Все восьмидесятые годы «Гонщик» практически купался в лучах внимания масс-медиа, и у него появились собственные фанатично преданные поклонники: некоторый Дон Хельбиг (Don Helbig) в течение одного лета умудрился прокатиться на аттракционе 1200 раз, а всего он «накатал» на данной горке 12 000 спусков, с чем и попал в Книгу рекордов Гиннеса.

На волне успеха детища Аллена в 1974–1990 годах американские горки переживают триумфальное восстановление: за один год этого периода их строится больше, чем за любой прошлый, в случае если вести отсчет с 1920 года. Металлические конструкции, сооруженные по последним достижениям науки и техники, начинают полностью господствовать в отрасли.

  • Опытный «создатель звуков»: история судьбы голливудского «фоли»

Гигантизм и рекордомания: новая эра «автомобилей криков»

В 1970-х годах Рон Тумер (Ron Toomer) стал фаворитом строительства горок из трубчатой стали. Гениальный конструктор, в первой половине 60-ых годов XX века взявший диплом инженера-механика, принимал участие в запусках первых американских неестественных спутников Почвы, а после этого трудился в НАСА (NASA), где конструировал теплозащитные экраны для аппаратов проекта «Аполлон» — его разработки использовались на «Аполлоне-11» (Apollo 11), известном космическом корабле, высадившем лунный модуль с космонавтами на поверхность Луны.

Но в 1965 году Рон покидает НАСА и устраивается на работу в компанию по постройке аттракционов Arrow Dynamics Inc, тем самым положив начало собственной 30-летней карьере проектировщика американских горок.

Тумер без конца покорял новые вершины: во второй половине 60-ых годов двадцатого века он, располагая бюджетом в $1 000 000, выстроил цельностальные горки Runaway Mine Train в тематическом парке развлечений Six Flags Over Texas, что находится в Арлингтоне, Техас. Данный шедевр инженерной мысли стал знаком организации Американских энтузиастов рельсовых горок (American Coaster Enthusiasts, ACE).

Вот как сами «энтузиасты» оценили творение Рона Тумера: «Объединив продуманные повороты с впечатляющими перепадами высот, он [Рон Тумер] помог американским горкам продвинуться прямо в XXI век. Runaway Mine Train занял место не только в истории, но и в сердцах визитёров парка».

В 1975 г. Тумер в развлекательном парке Knott’s Berry Farm в Калифорнии строит автостраду «Штопор» (Corkscrew) — в соответствии с общепринятому точке зрения, это первенствовалаттракцион с переворачиванием вагончиков с пассажирами с «ног на голову». Рон разглядывал собственную конструкцию только как прототип новой серии горок, но обладатели парка, представители состоятельного калифорнийского семейства Нотт, были так восхищены этим аттракционом, что купили его безотлагательно.

Еще один рекорд, установленный Роном — построение во второй половине 80-ых годов XX века горки Magnum XL-200, первой в истории превысившей высоту в 200 футов (61 м). Сейчас подобные сооружения «ростом» выше 200 футов выделяются в отдельную категорию «гиперкостеров» (hypercoasters).

Но сам легендарный конструктор, покинувший отечественный мир в 2011 году, относительно редко удостаивал собственные детища катанием. «Меня с детства укачивает на горках, — растолковал он собственную проблему интервьюерам из ACE. — Но я все-таки поездил по ним достаточно для того, чтобы знать, что на них происходит и что ощущают пассажиры».

Разработки Тумера, владевшего редким талантом наблюдать в будущее, так опережали собственный время, что он был причислен редакцией известной энциклопедии Britannica к числу «100 самых влиятельных изобретателей всех времен» наровне с Генри Фордом (Henry Ford) и Стивом Джобсом (Steve Jobs).

Его поздние сооружения, сочетавшие в конструкции новые и недорогие микропроцессоры гидравлические разработки, проложили путь для «гиперкостеров» и «гигакостеров» (giga-coasters) 1990-х годов. Кент Секо (Kent Seko), ветеран конструкторского бюро компании Arrow Dynamics, именует это время «эрой войны высот, эрой, в то время, когда производители и парки соревновались в создании самых громадных, самых стремительных и самых стремительных американских горок в мире».

В девяностых годах в отрасли был установлен последовательность рекордов, совсем сравнительно не так давно казавшихся фантастикой: на горках «Побег Супермена» (Superman The Escape), расположенных в калифорнийском парке Six Flags Magic Mountain, пассажиры в течении 400 футов (122 м) пребывали в состоянии свободного падения и развивали скорость практически 100 миль в час (160 км/ч). Японский «Металлический Дракон–2000» (Steel Dragon 2000) мог похвастаться немыслимой протяженностью автострады — 8133 фута (2479 м).

Рекорды ставились чтобы спустя семь дней быть побитыми: это была «битва гигантов», огорчавшая и сбивавшая с толку поклонников американских горок в мире — стоило приехать на автостраду в Нью-Джерси, днем ранее считавшуюся самой стремительной на свете, как выяснялось, что ее итог превзойден новым аттракционом в далеком Абу-Даби.

В 2000 году начинала концепция «гигакостеров»: легенда индустрии строительства американских горок Вернер Штенгель (Werner Stengel) выстроил Millennium Force — первую всецело замкнутую автостраду высотой 300 футов (91 м), включавшую наклонные участки крутизной 80 градусов.

Всего три года спустя была выстроена всецело замкнутая автострада Top Thrill Dragster высотой 400 футов (122 м). На ней пассажиры менее чем за 4 секунды достигали головокружительной скорости 120 миль в час (193 км/ч). Парк развлечений направляться Flags, расположенный в Нью-Джерси, ответил на данный вызов постройкой немыслимого «монстра» Kingda Ka, достигшего по вертикали отметки в 456 футов (139 м).

Технологии, используемые для «автомобилей криков», всегда развиваются. Сейчас на многих из самых современных горок употребляются новейшие электромагнитные разработки и замечательные линейно-асинхронные двигатели, создающие магнитный импульс, движущий вагоны вниз по автостраде. Джим Сий (Jim Seay), глава фирмы-производителя линейных двигателей Premier Rides, уверен, что не так долго осталось ждать вагоны с пассажирами будут парить над автострадой на магнитной подушке — будущее за данной разработкой, снабжающей поездку без трения, следовательно, без шума и тряски.

Отрасль «молодеет» на глазах: все горки-рекордсмены выстроены менее 15 лет назад. Индустрия, балансировавшая на грани смерти в 50-х годах прошлого века, переживает второй «золотой век».

  • Трейлеры к кинокартинам: история появления

«Магнаты американских горок» в реальности

Чертеж нового аттракциона в Мейсоне, Огайо (отечественные дни)

Джон С. Аллен, инженер-конструктор, в 1979-х годы возродивший к судьбе roller coasters, излишне фамильярно пошутил когда-то: «Дабы спроектировать американские горки вам не нужен диплом инженера — вам нужна ученая степень по психологии».

Излишне и уточнять, что эта шутка и близко не соответствует действительности.
Строительство аналогичного аттракциона имеется масштабное мероприятие, требующее участия проницательных хороших инженеров и руководителей проекта, признанных экспертов по структурному инжинирингу, материаловедению, расчету нагрузок, электротехнике и т. д. Чтобы получить работу в данной отрасли, соискателю нужно будет преодолеть очень большой конкурс: горки в Соединенных Штатах разрабатывает и сооружает приблизительно сотня компаний, творческим и производственным ядром большинства из которых являются мелкие, высокоспециализированные группы из 10–15 человек.

Большая часть разработчиков вдобавок к диплому инженера владеют хорошими математическими свойствами, острым вниманием к подробностям и настоящей страстью к физике. Инженер Гленн Биркет (Glenn Birket) говорит, что более половины времени работы над проектом он посвящает проблемам безопасности: «Это не тот вопрос, что вы решаете прежде всего, но по окончании того как вы поразмыслите о конструкции горок, вы думаете над тем, как обезопасисть пассажиров от всевозможных проблем».

Конструктор Майк Будли (Mike Boodley) додаёт, что он и его коллеги как подлинные энтузиасты «практически посвящают собственные жизни проекту» за в неспециализированном-то скромную по американским меркам среднюю по отрасли заработную плат — $74 600 в год.

Имон Келли (Eamon Kelly), ведущий проектировщик балтиморского филиала Premier Rides, вырос на компьютерной игре, популярной экономической стратегии RollerCoaster Tycoon («Магнат американских горок»). В юные годы Имон строил горки в виртуальных парках развлечений, на данный момент строит в реальности. Ниже он поэтапно растолковывает процесс строительства аттракциона.

В большинстве случаев, работа начинается с того, что обладатели парка определяют, из какого именно материала будут выстроены горки — сталь, дерево и т. д. Решив данный вопрос, они рассылают письма с изложением концепции аттракциона компаниям-производителям, предлагающим собственные цены за исполнение подряда на постройку. Начальная концепция может варьироваться от расплывчатой идеи до скрупулезно проработанного 50-страничного технического задания.

Строительство горок в тематическом парке Toverland («Страна чудес»), Нидерланды, 2007 г.

По окончании того как производитель выбран, он начинает совместно с представителями парка трудиться над проектом. От последних требуется множество информации, воздействующей на дизайн горок — плотность грунта, преобладающие в данной местности метеоусловия, тип земли, рельеф участка и т. д. В ходе проектирования употребляются программы 3D-моделирования — Inventor и SolidWorks, для визуализации макета — 3DStudioMax и NoLimits, последнюю из которых Келли именует «RollerCoaster Tycoon для взрослых».

В то время, когда проект утвержден и строительство начато, начинается сборка компонентов, причем доставка некоторых из них по морю может занимать по времени около месяца: возведение американских горок — это весьма узкоспециализированная отрасль и маленькая, и кое-какие подробности, нужные для аттракциона, приходится скупать «по всему глобусу».

Любой нюанс строительства требует внимания инженеров: от метеоусловий влияния и анализа грунта на прочность опор до управления систем и установки контроля. В качестве инженера проекта Келли лично участвует в разработке неспециализированного замысла горок и предварительной оценке цены строительных работ.

Цены на сооружение аттракциона колеблются в диапазоне от 3 до 30 миллионов долларов в зависимости от сферы и размеров применения горок (регион, тип парка и т. д.). Древесные американские горки планируют в большинстве случаев за 8–9 месяцев, металлические — за период до полутора лет. Весьма специальные по дизайну горки — как в Диснейленде — строятся в сроки от 3 до 5 лет.

Джефф Пайк (Jeff Pike) вспоминает, что на выбор будущей профессии повлияла его детская поездка с отцом на американских горках и мелькнувшая тогда идея: «А кто же их выстроил?». С этого момента он знал, чем желает заниматься, в то время, когда повзрослеет. Джефф поясняет: «Меня вправду не интересовала профессия инженера сама по себе, но я желал строить горки, и в случае если без диплома это было нереально, что ж, я его взял».

Краткая стажировка в компании Lexmark лишь укрепила это желание: «Я взял настоящую дозу корпоративной культуры. Я поразмыслил: хватит, я желаю заниматься лишь горками».

Он получал образование Луисвиллском университете (University of Louisville) на инженера-механика и во второй половине 90-ых годов двадцатого века был принят на работу собственной грезы в компанию Great Coasters International (GCI) еще за 5 месяцев до получения диплома. GCI, одна из трех компаний в мире, проектирующих и строящих только древесные горки, обслуживает узкую маркетинговую нишу: из 2956 роллеркостеров, имеющихся на данный момент во всем мире, лишь 174 выполнены из лесоматериалов. на данный момент Джефф занимает должность вице-президента GCI по дизайну и продажам.

Джефф Пайк на вершине автострады аттракциона Ozark Wildcat в Миссури

Половину собственного рабочего времени он тратит на разработку новых концепций, макетов и планов. Оставшаяся добрая половина, он утвержает, что «делится между поездками в мире в попытках реализовать проекты и нечистой тяжелой работой по установке вагончиков на рельсы горок».

Что касается новых проектов, то Пайк шутит, что идеи для них появляются из самых неожиданных источников: «Как-то мы трудились над новым проектом, а в офисе валялся издание People с фотографией Джея Лено (Jay Leno). Мы его профиль от линии волос до подбородка — вот так мы и взяли замысел одной из отечественных автострад в Голландии».

Не смотря на то, что большая часть сотрудников Пайка разглядывают древесные американские горки как анахронизм, случайно выживший в «металлическую эру», сам Джефф выделяет собственные творения из неспециализированного последовательности: «Они выглядят как хорошие картины в хороших рамах на стенах технологического музея».

  • Как показался восьмичасовой рабочий сутки и не пора ли от него отказаться?

Культурное влияние американских горок

В американском лексиконе словосочетание «the roller coaster» стало неким клише, словесным штампом, в зависимости от контекста, в котором он употребляется, принимающим диаметрально тяжёлый опыт — и «противоположные значения», и «приятное путешествие».

На американские горки ссылаются все — от поп-певицы Аврил Лавин («Жизнь похожа на американские горки — живи, будь радостен, наслаждайся судьбой») до правоконсервативного радиоведущего Раша Лимбо («Я обязан вам заявить, что ежедневно — это американские горки»). Сама эта фраза стала неразрывно связана с выражением чувств человека во всем их разнообразии.

Эта сообщение была увидена еще во второй половине 20-ых годов двадцатого века, в то время, когда германский социолог Зигфрид Кракауэр (Siegfried Kracauer) следил за пассажирами горок, пребывающими на протяжении поездки в состоянии эмоционального конфликта: «Думается, что все они кричат от эмоции облегчения, по причине того, что избегли опасности». Кракауэр записал следующее наблюдение: «Это крик успеха: Вот мы встали наверх в блаженстве и ускоряясь летим вперед, где может ожидать смерть, но может и умиротворение».

Существует проект до тех пор пока что не выстроенных американских горок — и будем сохранять надежду, что они ни при каких обстоятельствах не будут выстроены, — наглядно воплощающий в себе эту эмоциональную двойственность аттракциона. В 2010 году студент Королевского колледжа искусств в Лондоне Юлийонас Урбонас (Julijonas Urbonas) придумал «горки для эвтаназии» (Euthanasia Coaster), металлическую рельсовую дорогу, предназначенную чтобы «покинуть жизнь в эйфории и с элегантностью».

Концепция «смертельной поездки» предусматривает спуск с 500-метровой высоты на скорости 220 миль в час (354 км/ч) с последующим прохождением 7 последовательных вертикальных петель. Гипотетически, предполагаемые пассажиры должны безболезненно погибнуть от кислородного голодания мозга (церебральной гипоксии) по окончании завершения первой либо второй петли.

Макет Euthanasia Coaster

Эта художественная концепция, по словам автора, пытается продемонстрировать «совместное будущее технологий и человека», подчеркивая садомазохистский, неясный темперамент аттракциона: мы наслаждаемся страданиями, потому, что мы увлечены неизвестностью — быть может, потенциальной опасностью — скрытой от нас за поворотом либо за пиком автострады.

Врач Сеймур Эпштейн (Dr. Seymour Epstein), психолог из Университета штата Массачусетс (University of Massachusetts), сравнивает мотивации, движущие поклонниками американских горок и лыжниками, предпочитающими страшные для жизни горные склоны: «Если вы спросите таких лыжников, из-за чего они не выберут не столь рискованный спуск, они ответят, что они предпочитают автострады, каковые их пугают. Данный ужас заставляет их ощущать себя живыми так, как это вероятно.

В то время, когда вы реагируете на вызов, требующий от вас большой концентрации внимания, вы включаете все ваши эмоции на полную катушку».

Так и американские горки, претерпевшие череду усовершенствований, на большом растоянии уведших их от ледяных холмов из России семнадцатого века, помогают той же самой цели, что и страшный лыжный спуск: вызывать у нас первобытное желание чувствовать себя по-настоящему живым, покидать пределы надоевшего комфорта, испытывать целый спектр людских чувств.

Не смотря на то, что солидную часть времени, по словам Джона С. Аллена, «на горках легко чертовски радостно кататься». 🙂

Высоких вам конверсий!

По данным: priceonomics.com, image source eweliyi

Случайные статьи:

10 НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ в ПАРКАХ АТТРАКЦИОНОВ


Подборка похожих статей:

admin