Инновации в ритейле. какие технологии для ритейла «выстрелят» в ближайшей перспективе?

10.11.2015 Маркетинг

Традиционно в последних месяцах года мы пробуем посмотреть в будущее — какие конкретно технологии для ритейла возьмут громаднейшее развитие в ближайшее время, станут более дешёвыми, и т.д.

Вот, что поведали опрошенные нами представители и эксперты компаний, трудящихся на этом рынке…

Елена Суховей, управляющий директор Price.ru:

Следующие пять лет ритейл изменится, возможно, больше, чем за последние полвека. Я выделяю пара главных трендов, каковые напрямую связаны со стремительным развитием разработок, глобальным объединением и глубокой аналитикой оффлайна и онлайна.

Объединение знаний о клиент офлайн- и онлайн-магазинов дляомниканальныхритейлеров. Большие ритейлеры выходят в интернет позднее остальных, уже имея базу клиентов. Самая непростая задача для них – это интегрировать товароучетную совокупность и CRM в новую онлайн-площадку.Так как омниканальный бизнес обязан управляться посредством единой технологической платформы.

Это дает глубокую аналитику по клиенту: какое количество прошло времени отпросмотра баннера в сети, до приобретения в оффлайне; какой товар и в каком канале в итоге купил клиент; возможность cross- и up-saleпри предстоящих приобретениях. Без объединения знаний о клиентском опыте нереально выстроить единую коммуникационную политику.

Применение big-data для персонализации предложения.Инновации в ритейле. какие технологии для ритейла «выстрелят» в ближайшей перспективе? Детальный анализопыта каждого клиента ответственна как в онлайне, так и в офлайне. Обогащение данных от dmp-платформ, поискlook-a-like по собственной аудитории, персонализация рассылок и рекламных сообщений – это золотые инструменты для повышения конверсии уже на данный момент.Дальше – больше.

Компания Mondelez International уже создала видео-консоли с рекламой под конкретного потребителя для гипермаркетов. А инструмент Emotient считывает человеческие чувства и разрешает магазинам подбирать товары под клиента, корректировать запах в магазине и музыку под его настроение.

Виртуальные примерочные. Стремительное развитие нейронных сетей и появление супер-популярных сервисов, типа Prisma, приближают будущее. Я прогнозирую, что уже через несколько лет онлайн-примерочная станет необходимым условием действенной торговли в сегментах Fashion, Товары и Мебель для дома.

Достаточно сфотографировать себя либо собственную квартиру, как виртуальный ассистент в течение нескольких секунд предложит готовое ответ в нужном ценовом диапазоне.

Оптимизация логистики. Логистика – наиболее значимая составляющая ритейла (наровне с закупкой и маркетингом товара). Наряду с этим сложнейший процесс, что при неправильной настройке может убить любой бизнес.

Маленьким интернет-магазинам невыгодно открывать личные пункты выдачи заказов и снабжать логистику. Исходя из этого шеринг складов и службы доставки с громадными ритейлерами разрешает имсущественно оптимизировать косты. Со своей стороны, большие игроки масштабируют логистический бизнес и хорошо на нем получать.

Легкий доступ в интернет для офлайн-магазинов. В ближайший год в интернет выйдут офлайн-магазины с маленьким оборотом. Способов показывать товары целевой аудитории достаточно: конструкторы сайтов Wix, инстаграм, онлайн-витрины (ozon, ulmart, lamoda) и другие saas-решения.

Добавим ко мне легкое рекламное продвижение, к примеру, размещение на прайс-агрегаторах наподобие Price.ru, где уже организован товарный каталог и имеется готовая к приобретениям аудитория. И бизнес трудится еще действеннее.

Павел Азыркин, консультант, Консалтинг-Центра «Ход»:

Не секрет, что из года в год увеличивается число и качество новых разработок, разрешающих повысить эффективность продаж в розничных сетях. Какие конкретно из них приживутся, а какие конкретно нет?

Новые разработки либо новые способы возможно поделить на два типа: 1) упрощающие сотрудничество между покупателем и магазином и 2) формирующие привязанность клиента к определенному бренду. Мы верим, что именно эти два типа будут развиваться в ритейле быстрее всего. Какие конкретно возможно назвать примеры?

  • Повсеместное введение касс самообслуживания (они же «селф-чекауты»), каковые разрешат ускорить процесс приобретения и сократить затраты на зарплатукассиров;
  • Применение планшетов/телефонов/встроенных сенсорных экранов для стремительного получения информации, просмотра отзывов по товару а также оплаты приобретения, что кроме этого разрешит сократить затраты на ФОТ;
  • Аналитика громадных данных (Advenced Analytics of Big Data) разрешит делать прогнозы по потребительскому поведению, в частности: закупать нужное количество товара для покрытия спроса, моделировать продажи в соответствии с прошлыми приобретениями клиента и т.д.

Методы увеличения привязанности посредством Сети и новых технологий уже известны и не так дороги, это:

  • Формирование некоего круга собственных клиентов с применением как существующих социальных сетей (Facebook, Twitter и Вконтакте), так и их созданием с нуля (как это сделал Adidas);
  • Наймом на работу евангелистов (известных и авторитетных людей, продвигающих бренд в социальном пространстве);
  • По окончании того как бренд делается узнаваемым и надежным, вероятно повышение доли товаров СТМ.

Лидия Урывская, начальник проекта Контур.Ритейл компании СКБ Контур:

в течении последних лет ритейл быстро приобщается к электронному документообороту. Многие пользователи начали знакомство с этим направлением с сервиса для обмена EDI-сообщениями, что разрешает перевести в электронный вид коммерческие коммуникации. Характерной изюминкой 2016 года стало то, что сети и поставщики переводят в электронный вид и закрывающие документы по поставкам.

Сейчас ритейлеры деятельно наращивают внедренные EDI-цепочки до полного цикла документооборота, что включает электронные юридически значимые квитанции-фактуры, акты-12 и ТОРГ. Уверена, что эта тенденция сохранится и будет усиливаться в последующие пара лет.

Эту тенденцию подкрепляет и законодательный фактор. ФНС ход за шагом переводит в электронный вид сотрудничество с налогоплательщиками. В частности, с 1 января 2017 года ответить на требование налоговых органов возможно будет лишь в электронном виде.

Пользователям совокупностей ЭДО сделать это значительно несложнее – в пара кликов мышкой.

Экономический эффект так же, как и прежде остается одним из главных факторов в пользу ЭДО. К примеру, разглядим затраты магазина для бизнес-процесса «Возврат товаров поставщику». Он подразумевает два экземпляра накладной и один – счета-фактуры. С учетом затрат на бумагу, канцтовары, оргтехнику, трудоресурсы один пакет бумажных документов обходится приблизительно в 45 рублей. А подобный набор электронных документов, переданных через EDI.Конту, — 14 рублей.

Экономия – 31 рубль за пакет. А число возвратов может быть около 100 000 в год. Так, электронный документооборот не только уменьшает время на рутинные ежедневные операции, но и оптимизирует затраты компаний-пользователей.

Александр Осипов, ГК «Пилот»:

Предвещать будущее — неблагодарная работа. Но в случае если поразмышлять, что «выстрелит» в ближайшие 3-5 лет, то я бы выделил пара направлений:

  • iOT (интернет-вещей);
  • развитие омниканальности;
  • CRM-маркетинг;
  • «Умные прилавки».

Начнем с iOT (интернет-вещей). Это направление разрешит шагнуть на новый уровень сотрудничества с клиентами за счёт:

  • расширения продаж из офлайна в онлайн — возможность реализовывать через веб-магазины и мобильные приложения;
  • отслеживания интереса клиентов к тем либо иным категориям товаров через мобильные приложения и виртуальные витрины — полученные эти возможно применять для действенных закупок;
  • применения мобильных приложений в качестве виртуальных примерочных;
  • собственных платежных совокупностей ритейлеров, при помощи которых клиенты смогут со смартфонов через NFC переводить деньги для приобретений.

Второй тренд: развитие омниканальности. Эта тема в далеком прошлом известна и используется наибольшими ритейлерами. Всё очевидно — удобство клиента равняется прибыль магазина.

К примеру, развитие омниканальности окажет помощь клиенту выбрать технику в сети по характеристикам и отзывам, а прийти за ней в ближайший магазин, где вживую проверить заинтересовавшие модели.

Третье направление: CRM-based маркетинг. В далеком прошлом известно: привлечь нового клиента дороже, чем допродать текущему. Исходя из этого в будущем мы заметим развитие личной работы с клиентами:

  • приобрел что-то? Тебе допродадут опции, расходники, сопутствующие товары;
  • довольно часто получаешь вино определённой марки? Тебе предложат сыр, что будет сочетаться с ним;
  • приобрел baby-няню в веб-магазине? Тебе порекомендуют увлажнитель воздуха для детской помещения;
  • в далеком прошлом не брал товар, что раньше получал систематично? Напомнят о нем по SMS, почте либо вторым каналам связи с клиентом.

То как приобретать эти для этих чудесных возможностей — уже не секрет для передовых ритейлеров. В этом окажут помощь бальные и скидочные карты, купоны в офлайн-магазинах, приложения либо вебмагазин для предстоящих допродаж и действия через совокупности ретаргетинга, e-mail-рассылки, SMS-рассылки и push-уведомления.

Последний, но вовсе не меньше увлекательный тренд — «Умные прилавки». Ко мне я бы отнёс применение RFID, iBeacon, электронных ценников, касс-самообслуживания. С их помощью ритейлер сможет отслеживать клиентов и их перемещение по торговому комплексу. Помимо этого, любая из категорий имеет дополнительные преимущества:

  • широкое применение RFID-меток разрешит решить задачи от проверки возраста для товаров 18+ до отслеживания посещаемости определенным клиентом конкретных магазинов;
  • применение виртуальных карточек и витрин товара, каковые клиент может изучить, вычисляв штрих-код с ценника на смартфоне — состав, производитель, отзывы;
  • рекомендательных совокупностей снова же через мобильные приложения — берёшь красное вино, приобрети сыр и хамон, каковые находятся в таком-то последовательности. Или взвесил свёклы и килограмм моркови на весах самообслуживания, а взял рецепт борща на смартфон по iBeacon.

А что из разработок подешевеет? В случае если отвлечься от уровня рубль-доллар, то сдадут в цене все умные разработки, что популярны сейчас. Как пример, практически полтора-два года назад минимальная цена электронных ценников была на уровне 25-30 долларов.

Но на данный момент производители смогут предложить качественные ЭЦ и по 10 долларов.

Кроме этого будет и с другими разработками, за счёт:

  • их массового применения;
  • выхода на рынок азиатских аналогов;
  • частичной локализации оборудования — к примеру, «Пилоту» удалось снизить на 40% цена кассы самообслуживания «Трансформер» как раз за счет частичной локализации производства.

Иван Малахов, фонд VRTech:

Так как фонд VRTech находится на передовой инновационных разработок в сфере виртуальной реальности, я конечно желал бы остановиться на VR-разработках. В разрезе ближайшего года мне вызывает большие сомнения коммерческая эффективность применения разработок виртуальной реальности конкретно в продуктовом ритейле. Конечно же, никто не отменял возможности VR в продвижении товаров и услуг и, точно, уже в самое ближайшее время мы заметим череду BTL-акций у наибольших ритейлеров.

Сейчас же самая интересной сферой для применений разработок виртуальной реальности мне представляется недвижимости и продажа автомобилей.

Но, конечно же, имеется возможности применения таких разработок, как advanced machine learning, artificial intelligence и AR. Мне думается, что именно использование ИИ в построении взаимоотношений с вашими клиентами и встраивание разработки машинного обучения в воронку продаж, способны в корне поменять то, как осуществляется коммуникация с потребителем и продажа ему товаров и услуг.

Раздельно желал бы подчернуть, что доступность той либо другой технологии есть вопросом организованного спроса на неё. В моем представлении, было бы логично высказать предположение, что активное распространение мобильных устройств, разрешит в будущем собирать все больше информации о пользователях, их предпочтениях и привычках, что прямо скажется на количестве разнообразных сервисов, развивающих направление big data и их доступности для большего количества ритейлеров. Точно, VR- и AR-технологии кроме этого будут помогать в продажах и продвижении за счет увеличения стоимости аудитории и снижения устройств.

Олег Сидоров, Remagic.studio:

Главными потребителями следующих 5 лет станут представители Y-ов и Z-ов — новых поколений, принимающие мир через цифровую призму. Дабы не утратить растущую аудиторию (по различным данным, от 30% до 40% к 2020 году) ритейлу нужно «будет влезть в смартфон» к нынешней молодежи, причем предложить им не просто данные о товаре, а дать развлечение — это кардинальное различие в коммуникации с Z-ами и Y-ами, они как раз так принимают и показывают данные, другое неинтересно.

В ближайшее время одним главных инструментов развития ритейла станет внедрение игровой составляющей в коммуникации с потребителями — так называемой геймификации коммуникаций.

Геймификацию возможно условно поделить на offline и online — или она происходит в реальности, или — на экране смартфонов пользователей. Успешным примером offline-геймификации стали «прилипалы», каковые принесли «Дикси» 20% квартальной выручки. Настоящих продуманных кейсов online-коммуникаций я на русском рынке еще не видел.

Не смотря на то, что польза разумеется — онлайн-коммуникации стоят дешевле, запускаются стремительнее, не требуют затрат на логистику, а вовлеченность распространения и скорость информации выше в разы, если не на порядки. Бесплатным бонусом есть автоматизированный сбор широчайшей статистики о собственном потребителе — то, что именуется актуальным словом big data.

Как пример «коммуникаций будущего» возможно предположить мобильное приложение-игру под брендом ритейлера, из-за которой игрок приобретает скидки на настоящие товары и вовлекает собственный окружение через публикацию результатов игры в соцсетях. Это одна из примитивнейших механик online-геймификации, что, однако, есть «рабочей» фактически для любого бренда.

Продолжение направляться…

Случайные статьи:

Торговое дело. Тренды ритейла 2017


Подборка похожих статей: