Буддистская экономика: о том, как важно ценить людей, а не вещи, и как отдавать предпочтение созиданию, а не потреблению

досуг и Работа — это две неотъемлемые и взаимодополняющие части отечественной повседневной жизни, и вы не в силах отделить их друг от друга, не нарушив целостность.

О том, как велика отличие между богатством и материальным достатком, и из-за чего мы чаще делаем выбор в пользу последнего, сообщено, в действительности, много слов, но расхождение между этими двумя понятиями делается еще более ощутимым, в случае если разглядывать его в контексте наций и глобальной экономики.

Что означает достаток для отдельного человека и достаток для транснациональных корпораций и государств?

Книга английского ученого, статистика и теоретика экономики Е.Ф.Шумахера (E. F. Schumacher), вышедшая в первой половине 70-ых годов XX века и названную «Красота в малом: экономика, которая имеет значение для людей» (Small Is Beautiful: Economics as if People Mattered), освещает этот круг вопросов. Печатный труд, воображающий собой коллекцию занимательных эссе и статей, вошел в перечень одной из 100 самые влиятельных книг, изданных в послевоенное время, и разрешил автору победить респектабельную европейскую премию Шарля Вейонна.

Разделяя идеологическое родство с этими великими умами, как Лев Толстой и Ганди, работа Шумахера есть шедевром контркультуры, проникающим вглубь истории по наиболее вопросамсовременности и ставящим перед собой задачу воспитать, возвысить, просветить.Буддистская экономика: о том, как важно ценить людей, а не вещи, и как отдавать предпочтение созиданию, а не потреблению

  • 10 научно обоснованных вещей, мешающих отечественному счастью

Одно из самые убедительных эссе в книге носит название «Буддистская экономика» (Buddhist Economics) и использует духовные нравственные цели и принципы к вопросу успехи достатка. Шумахер пишет:

«Верный образ судьбы — это одно из основных требований восьмеричного пути спасения в буддизме. Исходя из этого в данном контексте имеет суть сказать о буддистской экономике».

«материальное благополучие и Духовное здоровье не противоположны друг другу: наоборот, они тесно связаны между собой».

Создатель продолжает, что «классическая западная экономика уже давно пришла в тупик, следуя корневому заблуждению, что вещи большое количество дороже, чем люди, а творческая, созидательная активность менее полезна, нежели потребление».

«Экономисты, как и эксперты вторых направлений, частенько страдают от так называемой метафизической слепоты: они честно верят в то, что их наука фундаментальна и владеет подлинным и неоспоримым знанием. Кое-какие идут еще дальше и заявляют, словно бы экономика и вовсе свободна от любой философской мысли либо системы ценностей, как и сила притяжения».

Из этого и вытекает отечественное хроническое желание избежать работы, а сам процесс поиска работы, что бы всецело удовлетворял отечественным заинтересованностям, делается очень трудоемким занятием.

Шумахер рисует фон для современной заболевания переутомления:

«Неоспоримо, что источником всех людских благ и богатства есть труд. Однако современная наука разглядывает труд не в противном случае как нужное зло. С позиций работодателя, это всего лишь строка затрат, которую нужно свести к минимуму или свести на ноль через, скажем, автоматизацию процесса.

С позиции рабочего человека труд — пагубен; трудиться — значит приносить в жертву комфорт и свой отдых, а зарплата есть собственного рода компенсацией за причиненные неудобства. Следовательно, для работодателя совершенным вариантом стало бы полный отказ от наемной силы, а для рабочего — постоянный доход без трудоустройства.

И в первом, и во втором случае труд есть нежелательным, и подобное отношение и в теории, и в практике имеет далеко идущие последствия. Любой способ, что разрешает уменьшать рабочую нагрузку, воспринимается позитивно. В таком контексте самый выигрышным вариантом считается так именуемое «разделение труда» (division of labor).

Наряду с этим речь не идет о трудовой специализации, которую человечество практиковало с незапамятных времен. Разделение всего процесса производства на минутные этапы, что разрешит создавать продукт на высокой скорости без каких-либо дополнительных упрочнений».

  • Лень и прокрастинация: в среднем 3 часа из 8 наемный работник «серфит» и болтает с сотрудниками

Шумахер противопоставляет подобную трактовку буддистской концепции:

«С позиций буддизма труд делает как минимум три функции:

  • позволяет человеку реализовать себя и развить собственные способности;
  • оказывает помощь ему преодолеть личный эгоцентризм через приобщение к вторым людям в ответе неспециализированных задач;
  • снабжает существование.

Принимать труд как что-то изнурительное и неинтересное значит переступать закон; это значит отдавать предпочтение вещам, а не людям; это пагубная привязанность и отсутствие сострадания ко всему нехорошему, что имеется в данной жизни. Восприятие отдыха как альтернатива труду кроме этого рассматривается как полное непонимание одного из фундаментальных законов судьбы, которое гласит, что отдых и труд неразрывно связаны между собой и их нельзя отделить друг от друга.

Буддизм различает 2 типа механизации: первая развивает человеческие свойства, вторая — оставляет его в позиции раба.

  • Осмысленный труд — путь к развитию и успеху

Е.Ф. Шумахер

Вторя бессмертным словам Ганди, Шумахер пишет:

«Буддистская экономика имеет коренное отличие от экономики современного материализма, потому, что буддизм видит сущность цивилизации не в преумножении потребностей, а в очищении людской характера. Темперамент одновременно с этим формируется в ходе труда.

«И одвременно с этим, — продолжает Шумахер, — буддизм не осуждает материальные блага, а наоборот, склонен к интеграции с ними.

Тогда как материалисты нацелены на вещи, буддисты стремятся к освобождению. Но буддизм — это собственного рода «золотая середина», которая не противопоставляет собственный мировоззрение материальному благополучию.

Достаток не должно находиться на пути рвения к свободе, но привязанность к достатку не запрещается. Сущность не в удовольствии достатком, а в жажде к нему. Лейтмотив буддистской экономики несложен и миролюбив.

С позиций экономиста, чудо буддийского образа судьбы разъясняется полной рациональностью ее картины — страно маленькие средства ведут к удовлетворительным итогам.

Данный концепт приводит к крайнему непониманию у экономистов из потребительской культуры. Тут мы снова сталкиваемся с пресловутым западным консьюмеризмом:

«Современный западный экономист привык измерять уровень судьбы человека через количество каждый год потребляемых благ, и чем больше данный количество, тем лучше и качественнее жизнь человека. Для буддиста данный подход поразительно иррационален: потому, что потребление всего лишь является средством обеспечения существования человека, целью будет большое благополучие при минимальном потреблении.

  • Наука о счастье и составляющих гармоничной жизни

Потребление товаров — это средство с целью достижения цели, и буддистская экономика направлена на поиск дорог успехи цели минимальными средствами. Западные экономисты, наоборот, уверенный в том, что потребление — это и имеется цель всей экономической активности, а такие факторы производства, как почва, капитал и труд — это средства.

В первом случае происходит повышение удовлетворенности человека через оптимизацию его потребительских паттернов поведения; во втором происходит максимизация потребления через установление оптимальной производственной структуры.

Максимизация людской удовлетворенности основывается на двух наиболее значимых буддистских правилах: непричинении и простоте вреда.

«Оптимальная структура потребления, разрешающая максимизировать уровень людской удовлетворенности через понижение скорости потребления, разрешает людям жить без напряжения и делать главное предписание буддийского учения: “Прекрати делать зло; твори добро”».

Как мы знаем, физические ресурсы ограничены, и возможность того, что люди будут драться между собой за них значительно меньше, в то время, когда они потребляются умеренно.

Шумахер кроме этого предвещает широкую пропаганду развития локальных рынков:

«В соответствии с позиции буддистских экономистов, развитие локальных рынков для удовлетворения местных потребностей имеется единственно приемлемый путь рациональной экономической судьбе, тогда как зависимость от импорта предполагает развитие экспортных товаров для далеких и малоизвестных народов, а это ведет к тщетным тратам и оправдано только в частных небольших масштабах и случаях.

Шумахер приходит к выводу о непреходящей ценности буддийского подхода к экономике, которая, пожалуй, выглядит более актуальной как раз сейчас, а не в первой половине 70-ых годов XX века:

«Изучение буддистских баз экономики полезно кроме того тем, кто вычисляет экономический рост более ответственным, чем религиозный либо духовный. В итоге, тут не следует вопрос о выборе между традиционной стагнацией и современным ростом. Это вопрос поиска той самой золотой середины, того самого верного пути, что объединит и практицизм запада, и духовность востока».

Высоких вам конверсий!

По данным brainpickings.org, image source telmo32

Случайные статьи:

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ ЦЕНИ ЛЮДЕЙ, а НЕ ВЕЩИ SAD STORY OF THE PRICE OF PEOPLE, NOT THINGS


Подборка похожих статей:

riasevastopol