Благодаря чему растет рынок e-commerce

14.07.2016 Маркетинг

В номинальном выражении за 9 месяцев 2016 года прирост оборота розничной торговли непродовольственными товарами и продуктами питания составил всего 2,4%. Настоящий прирост, что учитывает потребительскую инфляцию, ушел в минус и составил -5,3%. В кризисное время и падения потребительского спроса рынку интернет-торговли удалось продемонстрировать хорошую динамику – около 6%.

оптимальнеесправился сектор непродовольственной розницы – ему удалось нарастить долю в общем обороте с 3,8% в 2015 году до 4,2% в 2016.

По оценкам РБК Изучения рынков, в 2016 году оборот всего рынка (не учитывая продаж купонов на скидки) составит 944,3 млрд руб., что выше показателя 2015 года на 5,8%.

Рис. 1. Динамика количества В2С сегмента русского рынка интернет-торговли в 2009-2016 гг., млрд руб., %

Источник: РБК Изучения рынков, дата актуализации – ноябрь 2016 года

Из года в год все значительную часть в структуре товарного сегмента русского рынка интернет-торговли занимает трансграничная торговля. Зарубежные веб-магазины стремятся «переиграть» российские компании за счет более низких стоимостей и расширенного ассортиментом продукции. Это обостряет борьбу на уже высококонкурентном рынке.

Повышение присутствия зарубежных игроков на рынке интернет-торговли уже не первый год тревожит как топ-менеджмент отечественных онлайн-ритейлеров, так и регулятора.Благодаря чему растет рынок e-commerce

В октябре 2016 года Федеральная таможня внесла предложение снизить порог для свободного ввоза в Россию товаров из зарубежных вебмагазинов, а в декабре Министерство финансов объявил, что трансграничная интернет-торговля обязана облагаться такими же пошлинами и налогами, как и оффлайн-ритейл. На этом фоне зарубежные веб-магазины стремятся минимизировать вероятный урон – так, кое-какие уже предоставляют русским интернет-проектам право размещать товары на собственных сайтах, что разрешает увеличить ассортимент трансграничных игроков и повысить число клиентов русских вебмагазинов.

Услуги берут всё меньше

Второй большой сегмент русского рынка интернет-торговли (платные интернет-услуги) уступает остальным секторам как по темпам развития, так и по доле в структуре рынка. В случае если в 2014 году платные интернет-услуги занимали 14,1% рынка e-commerce, то к 2016 году их часть сократилась до 11,8%. В финансовом выражении сегмент платных одолжений не претерпел значительных трансформаций: в 2014 году он составлял 113,7 млрд руб., а в 2016 году его оборот не превысил отметки в 111,0 млрд руб.

Потребители стремятся к экономии

В соответствии с итогам опросов РБК Изучения рынков, большинство русских онлайн-клиентов за последние полгода хотя бы раз совершали приобретения посредством интернета. Однако, 6 из 10 опрощеных стараются реже выполнять приобретения в сети. 37% онлайн-клиентов подчернули, что за последний год (с ноября 2015 года по ноябрь 2016 года) их затраты на услуги и товары в сети сократились.

У 26%, по данным опроса, затраты остались прежними, а у 25% опрощеных – они возросли.

Рис. 2. Динамика трансформации затрат на приобретения в вебмагазинах, 2015-2016 г., % от опрощеных, совершавших приобретения в вебмагазинах

Источник: РБК Изучения рынков, дата актуализации – ноябрь 2016 года

Наряду с этим каждый четвертый опрошенный в 2016 году увеличил собственные затраты на приобретения в сети если сравнивать с прошлым годом. В частности, 50% опрощеных стали совершать онлайн-приобретения чаще, а 11% стали покупать более услуги и дорогие товары. Но больше половины опрощеных связывает это напрямую с повышением цен.

Кроме этого повышение стоимостей помогает одной из обстоятельств хорошей динамики развития рынка e-commerce.

Если сравнивать с прошлым годом количество опрошенных, отметивших рост стоимостей, снизилось с 69% до 57%. Наряду с этим часть тех, кто начал покупать чаще, выросла на 10%. Не обращая внимания на сокращение темпов повышения цен, он так же, как и прежде заметен для большей части россиян.

Это, но, не воздействует на спрос на рынке e-commerce – он увеличивается .

Рис.3 Динамика трансформации обстоятельств, воздействующих на повышение затрат, 2015-2016 г., % от опрощеных, увеличивших затраты в сети

Источник: РБК Изучения рынков, дата актуализации – ноябрь 2016 года

Доставка теряет популярность, а скидки интересуют практически всех

Последние два года растет число потребителей, каковые предпочитают функцию самовывоза вторым моделям приобретений в онлайне. В 2016 году оно составило 53,9%. Тому имеется две обстоятельства: во-первых, веб-магазины расширяют сеть пунктов выдачи (причем не только в больших городах, но и в регионах), во-вторых, клиенты стремятся экономить в кризис. Заказ с последующей доставкой со своей стороны два года теряет популярность.

Самый непопулярный вариант – заказ с получением товара в ближайшем розничном магазине (по причине того, что как немногие ритейлеры реализуют мультиканальную стратегию развития).

Рис.4 «Какие конкретно методы приобретения товара через интернет есть для вас самые ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМИ?», 2014 – 2016 гг.*, % от опрощеных, совершавших приобретения товаров в вебмагазинах

Источник: РБК Изучения рынков, дата актуализации – ноябрь 2016 года, * – сумма не равна 100%, так как респондент имел возможность выбрать пара вариантов ответа

Поднять трафик и расширить конверсию интернет-магазинам окажут помощь грамотно проводимые распродажи: 2016 году 91% опрошенных стали обращать внимание на акции и спецпредложения.

Клиенты доверяют картам, но не электронным деньгам

С 2010 по 2016 год часть онлайн-клиентов, оплачивающих заказ посредством наличных, сократилась с 70% до 46%. 70% клиентов предпочитают оплату пластиковыми картами. Теряют популярность сервисы электронных платежей – WebMoney, Yandex Деньги, RBK Money.

Однако, благодаря интеграции в мобайл, им удалось развернуть негативный тренд последних лет – в 2016 году часть клиентов, пользующихся электронными кошельками, выросла с 12% до 17%. Интернациональные совокупности электронных платежей (QIWI, PayPal и другие), пользуются популярностью еще у 15% онлайн-клиентов.

Случайные статьи:

Урок №6. Почему цена растет или падает


Подборка похожих статей: