Венчурные инвесторы утратили интерес к русскому рынку интернет-торговли, офлайн-ритейлеры заняли их место
Создатель: Адриан Хенни (Adrien Henni), главред East West Digital News
С позиций инвестиций прошедший год стал очень противоречивым для русского рынка интернет-торговли: с одной стороны длился спад венчурных и прямых инвестиций, с другой – последовательность офлайн-ритейлеров деятельно запускали e-commerce проекты.
В 2015 г. венчурные инвестиции достигли собственного исторического минимума. В соответствии с предварительным оценкам компании RMG Partners,было заключено только 42 сделки общей стоимостью$137 млн, для сравнения в 2014 году было закрыто 68 сделок на сумму $390 млн. По результатам 2015 г. веб-магазины, торгующие материальными товарами, взяли $104 млн на протяжении 15-ти инвестиционных сделок – годом ранее таких сделок было 36, а количество инвестиций составил $319 млн.
Период между 2010 и 2014 годами возможно назвать золотым временем для вложений в электронную коммерцию: отрасль была главным получателем венчурных инвестиций в Российской Федерации. Самыми большими сделками сталиинвестиции в Lamoda – $130 млн в июне 2013 года,и $150 млн в Ozon весной 2014 года.
Такие компании, как KupiVIP и Wikimart кроме этого взяли большое финансирование – порядка $100 млн и более для каждой из этих компаний в 2010 – 2014 гг.
Обстановка на рынке в то время была очень благоприятной, вспоминает Александра Рассказова, советник немецко-американского фонда e.Ventures. Фонд вложился в пара российских интернет-компаний, а также в Sapato и Teamo.ru. “Так как многие бизнес-модели (к примеру, Zappos) не были выведены на российский рынок, то борьба была относительно низкой; и всё это на фоне стабильного роста покупательской проникновения способности и показателя Интернета населения.”
Негативные условия
Сейчас условия для инвестирования кардинально изменились: “Большая часть успешных западных бизнес-моделей уже выведены на российский рынок — а те, что всё еще не опробованы, попросту не увлекательны для венчурных инвесторов, поскольку не смогут достигнуть требуемого уровня доходов, как минимум $100 млн за 4-5 лет. Одновременно с этим, венчурные инвесторы стали лучше осознавать специфику российскогоe-commerce рынка,конкретные неприятности вебмагазинов,” отмечает Рассказова.
развитие и Запуск вебмагазина требуют больших инвестиций в его инфраструктуру в течении долгого времени, при очень неочевидных возможностях на экзит (продажу проекта).
Затраты на маркетинг e-commerce проектов в сфере нематериальных товаров и услуг высоки, а рынок – не весьма велик. “Пример с продажей компании Avito, в пара другом сегменте, есть скорее исключением, чем правилом, для русского рынка”, – говорит Рассказова. Основанная в 2007 году, эта онлайн-платформа объявлений была реализована в 2015 г. интернациональной группе Naspers при оценке в $2.7 млрд.
Текущий кризис стал обстоятельством еще большей неуверенности в скором времени рынка: “на данный момент сложно угадать, какими будут покупательские ответы населения”, – отмечает Рассказова
Венчурные и прямые инвестиции в российский e-commerce в 2015/2014 гг
Количество сделок
Сегмент
2015 г.
2014 г.
E-commerce материальных товаров
15
36
— 58%
Цифровой e-commerce
13
23
— 43%
E-commerce услуги, IT решения, инфраструктура
14
9
+ 56%
Итого / в среднем
42
68
— 38%
Количества инвестирования
Сегмент
2015 г.
2014 г.
E-commerce материальных товаров
$104,5 млн
$319,5 млн
– 67%
Цифровой e-commerce
$4,3 млн
$8,6 млн
– 50%
E-commerce услуги, IT решения, инфраструктура
$28,3 млн
$61,8 млн
– 54%
Итого / в среднем
$137,1 млн
$389,9 млн
– 65%
Источник: RMG Partners, Russia Venture Report 2016
NOTA BENE:
- Данный анализ включает информацию о росте капитала Ozon $150 млн в апреле 2014 года; не включает информацию о поглощении онлайн-платформы объявлений Avito в октябре 2015 года.
- Уменьшение количеств инвестирования в 2015 г. происходит частично по обстоятельству обесценивания рубля (практически 62 рубля за американский доллар в 2015 году и 38 рублей за американский доллар в 2014).
Давид Варокье из Mangrove Capital Partners – компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные неприятности в инвестициях в российский e-commerce видит в “нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях.” Этого достаточно, дабы отпугнуть большая часть инвесторов ранних стадий.
Интернациональное напряжение, которое все возрастало В первую очередь украинского кризиса в 2014 году, “конечно, не оказывает помощь, – отмечает Варокье. – За очень редкими исключениями, интернациональные инвесторы приостановили собственные инвестиционные проекты в Российской Федерации , пока обстановка не стабилизируется”.
“Западные биржи всецело закрыты для русских компаний сейчас”, – подтверждает второй интернациональный инвестор, что вычисляет “фантазией” замыслы Юлмарта выходить на западную биржу в 2016 либо 2017 г.
Русские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая интернациональные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал пара вложений в индийские и турецкие e-commerce компании. Были и сделки с русскими компаниями, к примеру, Esky и TrendsBrands в 2013 году – но на более скромные суммы.
Яркое будущее?
Но, как вычисляют Рассказова и Варокье, обстановка, возможно, в будущем улучшится, поскольку степень проникновения онлайн-ритейла в Российской Федерации вырастет, а уровень потребления опять повысится по окончании кризиса.
В то время, как громадные российские корпорации, быть может, с громадным интересом будут брать стартапы, зарубежные игроки будут видеть российский рынок в более благоприятном свете, когда интернациональное напряжение спадет.
“С позиций e-commerce, Российская Федерация остается весьма привлекательным рынком. Большая часть больших вебмагазинов продемонстрировали большой рост прибыли в 2015 году, в особенности те, каковые удовлетворяли самые простые потребительские запросы, трудились с массовым рынком, например, в сегменте одежды,” отмечает Варокье, ссылаясь на пример KupiVip. В 2015 г. проект стал прибыльным с ростом продаж на 50%.
Варокье кроме этого не исключает новые инвестиции Mangrove Capital Partners в российские компании в недалеком будущем: “Мы шепетильно мониторим развитие рынка и продолжаем общаться с русскими стартапами, в особенности с теми, каковые смогут и желают выйти на интернациональный рынок. Мы до сих пор открыты для хороших инвестиционных проектов”.
Офлайн-ритейлеры идут в онлайн
Одновременно с этим, офлайн ритейлеры из FMCG сегмента, опять демонстрируют интерес к формированию онлайн продаж. “Это впечатляющая новая волна,” – говорит основатель Data Insight Борис Овчинников, комментируя новости от последовательности наибольших игроков. К примеру, Перекресток (X5 Group) сравнительно не так давно заявил о перезапуске e-commerce проекта, тогда как «Магнит» начал тестировать онлайн-заказы. Вторая розничная сеть – Лента – может запустить онлайн-продажи уже в текущем году.
O КЕЙ кроме этого деятельно трудится над собственным e-commerce проектом по окончании пробного периода в прошедшем сезоне. “По количеству трафика, данный сайт уже есть вторым по окончании «Утконоса», главного игрока в этом сегменте ” – отмечает Овчинников.
Стагнация продаж в офлайне сделала предстоящее развитие традиционныхритейл-сетей не столь прибыльным делом. В следствии, у этих ритейлеровпоявилось больше ресурсов для e-commerce проектов, растолковывает Овчинников.
В также время, внекоторых сегментах, не относящихся к продовольствию, кризис стал причиной тому, что кое-какие игроки снова фокусируются на офлайн-каналах, отмечает специалист.
Демонстрируя, вопреки всему, жёсткую веру в будущее, кое-какие многоканальные игроки инвестируютв огромные фулфилмент центры. В 2015 году «Леруа Мерлен» начал постройку склада (100,000 квадратных метров) в Домодедово. Он станет самым громадным центром дистрибуции для розничной торговли в истории России – и самой громадной сделкой в сегменте складской недвижимости в мире в 2015 году, в соответствии с Radius Group, американской компании, которая ведет данный проект.
(перевод с английского языка)
Случайные статьи:
Венчурные инвестиции в России
Подборка похожих статей:
-
Исследование «интернет торговля в россии. руководство к успешным инвестициям и проектам»
Интернациональный информационный ресурс East-West Digital News по заказу РВК подготовил в ходе проекта Venture Kitchen аналитическое маркетинговое…
-
Возврат инвестиций в маркетинг
Светлана Шишкова Менеджер интернет-проекта, Москва Один проектов дает пятикратный возврат инвестиций, второй показывает убытки в 25%. Как исправить…
-
Известность – это продукт: создав, ее возможно выгодно реализовывать Обширно распространено вывод, что известность – это что-то эфемерное, не имеющее…
-
E-commerce в россии: итоги 2015 года
В декабре Яндекс.Маркет совершил два мероприятия, приуроченных к собственному пятнадцатилетию. Сперва — открытие выставки фотографий «Рынки мира», после…