Теория воплощенного сознания: тело и разум — единое целое?

Вывод большинства людей о том, как взаимодействует тело и мозг, сводится к следующему: тело приобретает данные через зрение, звуки и тактильные ощущения и отправляет ее в мозг, где происходит обработка данной информации и принимается ответ о последующем действии. Так, видя приближающуюся собаку, человеческое сознание пробует идентифицировать, соседская она либо чужая, безобидная либо нет, и дает сигнал телу погладить ее, обойти стороной либо пускаться наутек. Это думается несложным и закономерным, не противоречащим опыту.

В собственной книге «Разум во плоти» (Intelligence in the Flesh) когнитивный психолог Гай Клакстон пишет, что данное предположение ошибочно. Сознание не отделено от тела и не руководит телом, а скорее, взаимодействует с ним, делая человека разумным.

Собственный предположение Клакстон основывает на теории воплощенного сознания (embodied cognition), которая говорит, что мыслительные процессы неотделимы от двигательных функций и физических ощущений. Согласно точки зрения Клакстона, «тело, нутро, эмоции, иммунная совокупность, лимфатическая совокупность так тесно взаимодействуют с сознанием, что нереально совершить линии на протяжении шеи и заявить, что все, что будет над чертой — это разумное, а все, что под чертой — нет».Теория воплощенного сознания: тело и разум — единое целое?

  • 7 способов действия на «рептильный мозг» клиентов

Мышление, эмоции и ИИ

Ханс Моравек, учитель Университета робототехники при Университете Карнеги-Меллон, известный своими работами в сфере ИИ, увидел, что успехи в изучении компьютерного мышления и смежных областях открыли необычный парадокс: задачи, определяемые людской сознанием как сложные, скажем, абстрактное мышление, легко воспроизводятся компьютерными программами, тогда как несложные для человека действия, к примеру, ровная ходьба по пересеченной местности — весьма тяжело трансформировать в действенный код.

Deep Blue, шахматный суперкомпьютер, созданный компанией IBM, победил матч из 6 партий у мирового чемпиона по шахматам Гарри Каспарова во второй половине 90-ых годов двадцатого века, но роботы до сих пор не обучились ходить как люди. Моравек в собственной книге «Дети разума» (Mind Children) пишет: «Мыслительный процесс, что мы именуем аргументацией, я полагаю, есть только поверхностным качеством людской мысли, трудящимся лишь потому, что оно основано на более замечательном, не смотря на то, что в большинстве случаев неосознанном, сенсомоторном знании».

Другие ученые совершили опыт с Ботоксом (препаратом ботулотоксина). Предполагалось, что люди способны распознавать чужие чувства благодаря подсознательному, чуть уловимому копированию выражений лиц. В опыте участвовали две группы дам.

В одной группе испытуемые применили Ботокс для коррекции мимических морщин (Ботокс оказывает парализующий эффект на мускулы), в второй — Рестилайн, дермальный филлер, не оказывающий действие на мускулатуру лица. Результаты опыта разительно отличались. Дамам, взявшим инъекции Ботокса, хуже получалось выявить эмоции на лицах, изображенных на фотографиях.

Ботокс не оказывает прямого действия на сознание, но он парализует эмоциональное восприятие.

Клакстон приводит множество аналогичных примеров — студентов, держащих в руках на протяжении опыта хладоэлементы и в последствии холодно встречающих собственных друзей, людей, осуществляющих контроль азарт на протяжении игры в лабораторных условиях и взявших задание держать пояснице прямо или принять расслабленную позу и т.д..

  • Будет ли человечество стёрто с лица земли неестественным разумом

Что такое отечественное «я»?

Но кроме того в случае если тело играется громадную роль, чем мы привыкли полагать, неужто мозг перестает быть мозгом? Cтроитель по имени Финеас Гейдж было травмирован головы: железный прут прошел через его череп, повредив мозг, по окончании чего он уже не был «тем самым Гейджем». Само собой разумеется, железный прут, прошедший через ногу и повредивший связки и мышцы, не оказал бы для того чтобы же результата — то была бы ужасная травма, но она бы не лишила Гейджа его личности.

Клакстон не ставит под сомнение значимость людской мозга, но и не отступает от собственной теории. Он ссылается на книгу Оливера Сакса «Нога как точка опоры», в которой нейропсихолог обрисовывает собственный восстановление по окончании тяжелой травмы, взятой на прогулке: «Я не имел возможности придумать, как еще больше напрячь четырехглавую мышцу. Я не имел возможности придумать, как мне подтянуть коленную чашечку и как согнуть бедро».

Кроме физических ощущений он кроме этого обрисовывает психотерапевтические последствия травмы: «То, что мне казалось сперва не более, чем локальным, периферическим повреждением, сейчас продемонстрировало себя в другом, совсем страшном свете как нарушение памяти, мышления, воли; это было не просто повреждение мускулы, а повреждение моего «я»».

Травма Сакса мало похожа на случай Гейджа: нога тут появлялась громадным, чем легко нога. Но практически нога, являясь частью тела, в один момент воспринималась больным как частью его «я», его личности.

Для лучшего понимания себя Клакстон рекомендует медитацию осознанности, упражнения и тренинги по самоконтролю за физиологическим состояниями организма, такими, как потоотделение либо сокращение мышц. Он пишет, что эти методики улучшают внутренний контроль, контроль над собственным телом, включая перемещения конечностями, сердечный ритм а также ощущения в желудке. Рандомизированное контролируемое изучение пожилых людей старше 70 лет, продемонстрировало, что занятия тайцзи (китайская гимнастика) значительно улучшили координацию больных, уменьшили ужас падения.

  • Эффект плацебо: как мысли воздействуют на отечественное тело?

Неприятность работников умственного труда

Клакстон рекомендует почаще переключаться с работы за компьютером на ручную работу с настоящими предметами/материалами а также убивать время в мастерских:

«Устройства не могут заменить опыт, приобретаемый человеком в работе с материалами — тактильные ощущения, каковые испытывают ежедневно стеклодувы, переплетчики, плотники».

Согласно точки зрения психолога, современная западная культура во многом ориентирована на абстрактное мышление и недооценивает или преуменьшает значимость сенсомоторной информации, о которой пишет Моравек. Мы именуем офисных сотрудников работниками интеллектуального труда, как словно бы дровосеки либо сантехники трудятся без каких-либо мыслей в голове.

Современная культура ориентирована на абстрактное мышление и недооценивает значимость сенсомоторной информации

Твитнуть цитату

Офисная работа далеко не всегда бывает креативной и воодушевляющей: в большинстве собственном, она монотонна как работа Чарли Чаплина в его комедии «Новые времена». Но люди все чаще предпочитают должности, которые связаны с абстрактным мышлением, и не имеет значения, как это сложно либо утомительно. Тогда как любой труд, который связан с физическим упрочнением, с участием тела воспринимается пренебрежительно.

Согласно точки зрения Клакстона, сознание и тело неразделимы, и не имеет значения, для чего вы их используете — для ответа математической задачи, распознавания людских чувств либо подсознательного понимания, что бегущая навстречу собака безобидна.

Высоких вам конверсий!

По данным nymag.com, image source: Damian Michaels

Случайные статьи:

Мудрость Песков — Сказка песков (Аудиокнига, Nikosho)


Подборка похожих статей:

riasevastopol