На протяжении кризиса компании уменьшают маркетинговые бюджеты. Из-за чего это страшно для бизнеса и как продвигать услуги и товары в условиях экономии?
HBR — Российская Федерация: на данный момент большое количество говорят о таргетировании, персональных предложениях для клиента. Но вот компания Tele2 выходит с низкими тарифами на столичный рынок и за первую семь дней реализовывает 150 тысяч сим-карт. Необходимы ли «узкие настройки» в маркетинге, в случае если превосходно трудится ценовая борьба?
Липсиц: Не всегда борьба за долю рынка — разумная мысль. Да, время от времени нужно биться до последней капли крови. На русском рынке сотовой связи это необходимо было делать, в то время, когда он формировался.
В 1990-е шла безумная война стоимостей, первый официальный договор на подключение к оператору сотовой связи стоил в Москве 7,5 тысячи долларов. Я не забываю статью в «Коммерсанте» про исторический сутки: в первый раз цена подключения опустилась ниже 1 тысячи долларов. Подключения!
Тогда у многих не было телефонов, и, снижая цены, сотовые операторы втягивали людей в рынок.
А сейчас на уже зрелом рынке Tele2 низкими тарифами переманивает клиентов у других операторов. Вероятнее, начнется ценовая война. Каков будет результат?
Сотовые операторы останутся без денег и начнут экономить, что приведет к падению качества одолжений. В итоге им нужно будет договариваться и бережно повышать цены.
на данный момент для завоевания клиента нужны более узкие инструменты.
А компаниям необходимо познание, какова отдача от затрат на маркетинг?
Да, довольно часто в данной сфере тратятся огромные деньги. Samsung, к примеру, каждый год расходует на поддержку продаж более десяти млд дол. Но мало кто знает, какая польза от маркетинговых мероприятий. Исходя из этого компании обучаются измерять их результаты и выбирать, на что тратить деньги.
Маркетинг высокой точности предполагает не только оценку эффективности, но и создание экспертных совокупностей принятия ответов. К примеру, шепетильно выстраивая «путь клиента» к приобретению, возможно сократить воронку продаж. Компания, имея громадный количество информации о потребителе, делает ему предложение, от которого он неимеетвозможности отказаться.
Довольно часто такие предложения, напротив, назойливы и неуместны. Из-за чего при обилии новых инструментов маркетологи не хорошо знают потребности клиентов?
По причине того, что многие компании с громадными разрешёнными пока работать не могут. У них стоят примитивные программы, каковые показывают потребителю одну и ту же рекламу либо навязывают ненужные услуги. Пример умного маркетинга демонстрирует английская розничная сеть Tesco.
Она выделяет около 1800 групп клиентов и предлагает каждому один из 250 тысяч вариантов купонов на приобретение. К примеру, обычная несколько — юные пары, у которых сравнительно не так давно родился ребенок. Выяснить их по приобретениям легко — в чеках имеется памперсы.
Что им предлагает Tesco? Баночное пиво. Британцы обожают проводить свободное время в пабе, а юные родители не смогут покинуть ребенка и в том направлении пойти. Исходя из этого им предлагают пиво, дабы они расслаблялись дома.
В русском ритейле также имеется примеры адресной работы с клиентом. В красноярской розничной сети «Командор» изучили опыт Tesco и запустили программу «Копилка».
Компания собирает сведения о истории и предпочтениях приобретений клиентов и в зависимости от этого рекомендует им конкретные товары. Но таких примеров до тех пор пока мало.
Компании не могут изучать клиента либо не желают?
Кое-какие российские компании уверены в том, что цепляться за клиента не нужно, это дорого и тяжело. Народу в стране 140 млн — один ушел, пять вторых придут. Исходя из этого плясать около клиента не желают.
Это неточность. Нужно «плясать», «привязывать» клиента к себе, устанавливая с ним эмоциональные связи.
Эмоциональный маркетинг в Российской Федерации уже начинается — скажем, в детском ритейле.
Это всемирный тренд; пара лет назад кроме того показался термин Customer Experience Management (CEM).
Скидками клиента уже не всегда привлечешь, а все товары приблизительно однообразные. Исходя из этого необходимо создавать эмоциональное сопровождение приобретения, дабы человек вспоминал ее с наслаждением и снова к вам стремился. В то время, когда я в русском аудитории говорю, что в Harley-Davidson имеется целый отдел, что занимается настройкой звука выхлопной трубы, и что фирменный рокот Harley запатентован, отечественные менеджеры слушают меня со скепсисом: дескать, какое это имеет значение?
Принципиально важно количество «кубиков» в двигателе. Но фирменный рокот выхлопной трубы — элемент впечатления, а человеку необходимы впечатления.
Как продолжительной возможно привязанность клиентов к брендам?
Как продолжительно человек, приобретший Harley, предан компании?
По гроб судьбы. Средний возраст клиентов Harley — около 46 лет. Значит, среди клиентов имеется люди, которым очень сильно за 60. Компания сделала ставку на том, что все мы смертны — вопрос, как мы отправимся в последний путь.
И внесла предложение предоплаченную услугу похорон на особом прицепе к Harley: «Ты и на кладбище уедешь как настоящий байкер».
Борьба на данный момент уходит из территории функциональных черт в том направлении, где бал правят менеджеры по чувствам. Вот заметите, университеты не так долго осталось ждать будут готовить экспертов по генерации чувств в продажах.
Сейчас мы видим, как компании уменьшают затраты на рекламу и маркетинг. Что делать, в случае если на это нет денег?
Проводилось изучение, в котором был поставлен вопрос: «Разумно ли ведут себя компании, каковые на протяжении кризиса сворачивают рекламу?». Клиент сейчас не исчезает и голову не выключает. В случае если вашей рекламы нет, про вас забывают. По окончании кризиса часть рынка компаний, не сокративших рекламные затраты, растет значительно стремительнее, чем у «экономных молчунов».
Второй вопрос: где и как рекламироваться? «Наружка» и ТВ становятся не весьма действенными.
Нужно перебрасывать рекламные деньги поближе к клиенту — к примеру, в зал магазина. Американцы внедряют сенсорные панели — в то время, когда вы тележкой на них наезжаете, включается реклама: обратите внимание, на полке новинка либо скидка. Целый всемирный бизнес тратит деньги на то, дабы брать вас тепленьким, в то время, когда вы пришли в магазин. на данный момент не время транжирить деньги, нужно выбирать маркетинговые программы, исходя из понимания, что ожидает бизнес.
А что его ожидает?
Мы на долгое время вошли во время падения доходов. Российский рынок будет скоро нищать. на данный момент главная задача — создать ассортимент весьма недорогих товаров для беднеющего клиента, у которого изменяются преференции и доходы. Нужно снижать цены и издержки.
Средний класс сжимается по численности во многих государствах. Но показался термин «полусредний класс». Это люди, прежде всего из Латинской Америки и стран Африки, с регулярным месячным доходом от 30 до 300 долларов.
Через десятилетие их будет около миллиарда, значит, ежемесячно они смогут генерировать спрос, скажем, на 150 миллиардов долларов. Рынок громадный, и компании во всем мире думают, какие конкретно недорогие товары предложить этим людям.
Маркетинг скоро осваивает новые приемы.
Что останется из «ветхой школы»?
Филип Котлер, в то время, когда приезжал сравнительно не так давно в Москву, сообщил мне, что сейчас он на собственные ветхие книжки автографы не ставит: «Мои первые книги были про второй рынок, других потребителей и другую конкуренцию. Сейчас эти книги вредны, в них обрисованы модели, каковые не действуют». В случае если книжка по маркетингу выпущена десять лет назад, то она уже во многом отстала от судьбы.
Но какие-то вещи из маркетинга не уходят. Мы начинали когда-то с «четырех Р», на данный момент базисных маркетинговых инструментов насчитывают 12, 20 и больше. Но остается продукт, что нужен клиенту. Еще одна неизменная тема — цена; для ее определения мало учитывать эластичность спроса. Никуда не денется и продвижение.
Да, изменяется механика подачи информации, но все равно у человека имеется эмоции и инстинкты, на каковые необходимо влиять.
Игорь Липсиц — русский ученый, доктор наук НИУ ВШЭ, врач экономический наук.
Случайные статьи:
- Скандал и скарлетт йоханссон для продвижения домашней газировки
- Революция в маркетинге, которой не было
Как ПЕРЕСТАТЬ ТРАНЖИРИТЬ ДЕНЬГИ / Стать ОБЕСПЕЧЕННЫМ
Подборка похожих статей:
-
Время — деньги, или сколько на самом деле стоит ваше время?
Согласитесь, не всегда удается расходовать время с однообразной пользой, но в случае если это понять, то возможно существенно поменять собственную жизнь….
-
Ольга Бедарева Редактор, Москва Как через виртуальные сообщества делать что-то значимое, Executve.ru поведала создатель нового способа «Эффект стрекозы»,…
-
Прототипы пользователей: время, деньги, человеческие ресурсы
Прототип пользователя (personas) — это сборный образ, воплощающий множество сходных поведенческих черт, мотиваций и целей целевой аудитории. Это…
-
Время – деньги: лучшие часы и дни для контекстной рекламы
Источник изображения CTR, пожалуй, самый ответственный показатель успеха вашей кампании контекстной рекламы – чем больше кликов, тем лучше. В новом посте…