Наука о запахах, или как устроено обоняние человека?

«Он выпивал данный запах, утопал в нем, напитывался им до самой последней внутренней поры»
Патрик Зюскинд, «Парфюмер»

«Живите судьбой, в которой станете подмечать запах соленой морской воды, разносимый холодным бризом, и ястреба с красным хвостом, горделиво парящего над озером», — рекомендует узнаваемая американская писательница Анна Квиндлен (Anna Quindlen) в собственной книге «Краткое руководство к радостной судьбе» (Short Guide to a Happy Life).

Сьюзен Зонтаг (Susan Sontag), режиссер театра и кино, литературный и художественный критик, успешная писательница, говорит, что одними из ее любимых вещей являются запахи свежескошенной травы и постиранного белья.

Джон Стейнбек (John Steinbeck), американский прозаик, создатель многих широко известных повестей и романов, в собственной книге «К востоку от эдема» (1952) пишет так: «Быть может, вся твоя прошедшая судьба была серой, ты жил в мрачном унылом краю, среди мрачных унылых деревьев. Но внезапно пришло озарение! И вот уже песнь сверчка пленяет твой слух, почва отправляет тебе собственные запахи, и рябь солнца, просеянная через листву, ласкает взор».

  • Счастья не хватает, либо Из-за чего жизнь без смысла вредит вашему здоровью?

p
Любое ваше воспоминание так или иначе связано с какими-то запахами.Наука о запахах, или как устроено обоняние человека? Американская писательница, историк и поэтесса Диана Аккерман (Diane Ackerman), получившая широкую известность благодаря книге «Естественная история эмоций» (A Natural History of the Senses), пишет об этом феномене следующее:

«Обоняние человека фактически неизменно точно, но обрисовать второму человеку незнакомый для него запах у вас не выйдет…

Мы видим что-то лишь тогда, в то время, когда около достаточно света, слышим лишь тогда, в то время, когда звук достаточно громкий, чувствуем вкус, в то время, когда пища оказывается у нас во рту. Но запахи мы ощущаем неизменно. Любой вдох — это новая палитра запахов.

Закройте глаза — и вы не сможете ничего заметить, закройте уши — и на пара секунд окружающий мир смолкнет. Прекратите дышать — и вы погибнете».

Иллюстрация Венди МакНотон (Wendy MacNaughton) к книге Ричарда Беттса (Richard Betts) «The Essential Scratch and Sniff Guide to Becoming a Wine Expert»

Каждый день человек делает 23 040 выдохов и вдохов, потребляя наряду с этим 438 кубических футов воздуха, вдыхая что он постоянно ощущает разнообразные запахи, исходящие от деревьев, цветов, почвы, животных, пищи, вторых людей, промышленной деятельности и т. д. Но при попытке обрисовать тот либо другой запах мы постоянно прибегаем к каким-то эфемерным сравнениям, наподобие «это было похоже на запах яблоневого цвета» либо «по-моему, мало отдает аммиаком».

Обстоятельство содержится в том, что связь между совокупностью структур и центром речи конечного мозга, которые связаны с восприятием запахов, через чур не сильный, чего никак нельзя сказать о связи между гиппокампом и обонятельным мозгом (часть лимбической совокупности, важная за долговременную память).

  • Память, острая как бритва, либо 6 научных способов не забывать больше

«В то время, когда я подношу к носу фиалку, молекулы ее запаха попадают в верхнюю область моей носовой полости, где в толще слизистой оболочке оболочки залегают обонятельные рецепторные клетки, образующие обонятельный эпителий. Любая рецепторная клетка имеет около 10-12 узких отростков (“ресничек”), главная функция которых пребывает в улавливании молекул пахучих веществ. В следствии для того чтобы контакта в рецепторной клетке рождает нервный импульс, что по обонятельной нити (центральные отростки рецепторных клеток) устремляется в мозг .

В отличии от нейронов глазного яблока и внутреннего уха, повреждение которых ведет к непоправимому ухудшению работы обоих органов, повреждение обонятельного эпителия не несет в себе никаких угроз, потому, что каждые 2-4 семь дней рецепторные клетки всецело обновляются».

Запах есть одним из самые сильных эмоциональных триггеров. К примеру, человеку достаточно запах собственного возлюбленного, дабы он начал испытывать приятное беспокойство.

«Запах способен пробудить самые сильные воспоминания, образы и, казалось бы, в далеком прошлом забытые ощущения. В то время, когда вы даете человеку духи, вы даете ему жидкую память. Киплинг был полностью прав: “Духи заставляют сердечные струны звенеть посильнее, чем взгляды и звуки”».

  • Психофизиология чувств на работе интернет-маркетинга — как человек решает, кому доверять?

В книге «Естественная история эмоций» Диана Аккерман приводит классификацию главных природных запахов и растолковывает, из-за чего синтетические парфюмерные композиции пользуются большей популярностью, чем натуральные:

«Все запахи делятся на пара главных категорий: мятные (мятные конфеты), цветочные (розы), эфирные (груши), мускусные (мускус), смолистые (камфара), отталкивающие (протухшие яйца) и резкие (уксус). Однако, потому, что сейчас большая часть парфюмов создаются синтетическим методом, потребности в натуральных веществах фактически не появляется.

Как мы знаем, первыми неестественными духами, созданными на альдегидной базе, являются культовые Chanel No. 5. В то время, когда в первой половине 50-ых годов XX века журналист поинтересовался у Мэрилин Монро, что она надевает, в то время, когда ложится дремать, актриса кокетливо ответила “Пара капель Chanel No. 5”.

Верхней нотой популярного женского запаха есть альдегид (синтетический цветочный запах) — его вы ощущаете первым. Позже ваш шнобель улавливает среднюю ноту (жасмин, роза, иланг-иланг и ландыш) и, наконец, базисную, которую довольно часто именуют “шлейфом запаха” (ветивер, ваниль, дубовый мох, сандаловое дерево, амбра, пачули и мускус)».

Не все окружающие нас предметы имеют собственный запах, потому, что одним из главных условий его происхождения есть летучесть того либо иного вещества (свойство молекул отрываться от поверхности жидких и жёстких тел). Так, попадая в открытый космос, космонавты теряют свойство чувствовать запах и вкус, потому, что в условиях невесомости процесс испарения происходит многократно медленнее.

Общеизвестно, что человек различает всего 4 главных вкуса — соленый, кислый, неприятный и сладкий. Другими словами, большая часть вкусовых качеств пищи определяются ничем иным, как ее запахом. Посудите сами: значительно чаще желание отведать «чего-нибудь вкусненького» позвано каким-то приятным запахом. 🙂

Кое-какие химики пошли так на большом растоянии в развитии данной теории, что начали утверждать, словно бы вино — это насыщенная разными запахами полностью безвкусная жидкость. В соответствии с данной догадке, человек, страдающий насморком, не в состоянии отличить вино от несложной воды. 🙂

На сегодня существует огромное количество изучений, растолковывающих, как трудится обонятельная совокупность человека. Но не обращая внимания на то, что число нераскрытых секретов все еще остается громадным, в одном мы можем быть полностью уверены — в жизни каждого из нас запахи играются далеко не второстепенную роль. 🙂

Высоких вам конверсий!

По данным brainpickings.org, image source Vishal Patel

Случайные статьи:

Как работает орган полового обоняния


Подборка похожих статей:

riasevastopol