Логистическое удушье

Современная дистанционка: обстоятельства стагнации

Отрасль дистанционной торговли в Российской Федерации переживает сейчас один из самые впечатляющих кризисов в собственной недолгой истории. Данный кризис очевиден и малозаметен в один момент. За мишурой, шариками, конфетти и серпантином, все яснее проглядывают кладбищенские очертания.

И вот вопрос — что нужнее — закрыв глаза, весело повторять, что мы едем, едем, либо все-таки пора бить тревогу , говорить прямо и искать безотлагательно пути решения проблем?

Вступление и нужные (согласно точки зрения автора) расшаркивания

Решившись все-таки опубликовать эту заметку, я испытываю чувство неловкости. А также (не ищите в этом слове иронии) — жалости. По отношению к тем, кто большое количество, довольно часто и весело говорит о том, в какой прорывной отрасли мы трудимся. По отношению к стараперам и инвесторам.

ответственным чиновникам и Журналистскому пулу.

Но все-таки — давайте к содержанию

Дистанционка в Российской Федерации — малюсенькая. Не обращая внимания на целый PR, благосклонность постоянные разговоры и прессы о том, что «за интернет-торговлей — будущее».

И в то время, когда мы говорим о громадном и ярком будущем, то в подтверждение этого тезиса приводятся цифры роста финансового оборота в сегменте дистанционки — а прирост финансовой массы в действительности впечатляет, по самым сдержанным оценкам, он растет не меньше чем на 25% ежегодно.Логистическое удушье

Но картина быстро изменяется, в случае если за оценку брать не оборот денег, а оборот посылок.

Давайте сперва, в первой части заметки, взглянуть на эти цифры, а позже давайте разберемся, из-за чего отрасли для ее развития серьёзнее количество продаж, чем денежный рост.

Оборот посылок в Российской Федерации и мире

Какое место Российская Федерация занимает в этом замысле по отношению к «остальному миру»?

В Российской Федерации в этом, 2012 году, неспециализированный оборот посылок будет равна примерно 107 млн. посылок.

Чуточку остановлюсь на данной цифре. Не стану подробно писать, откуда она взялась — это тема отдельной статьи. Сообщу для интересных, что 5,5 млн из них — посылки из-за предела (4,2 — EMS), 52 млн. — Почта России.

«Самовывоз» тут не учитывается вовсе (как его посчитать?), ну да и всевышний с ним — в итоге, говоря строго, самовывоз имеет к дистанционке очень приблизительное отношение. А все другое — а также, доставленное собственными курьерами — посчитано.

В случае если первичный приступ любопытства удовлетворен — идем дальше.

Итак, 107 млн посылок свидетельствует, что у нас на одного человека приходится 0,74 посылки в год. Хорошо. Действительно, в 2009 приходилось 0,65 — какой-то не очень сильно впечатляющий, но все-таки — рост.

Но давайте посмотрим назад, что происходит в «остальном мире».

В Германии в 2011 году оборот посылок составил 1,1 млрд. Другими словами — 11,6 посылок на одного человека.

В Китае — около 5 млрд в том же 2011 г. На душу, соответственно, было нужно 3,2 посылки. А ведь китайцы стартовали куда как позднее нас, в том же 2009 те же самые показатели были в полной мере сопоставимы с нами — 0,7 посылок на душу.

Наконец, соседняя Польша. Оборот посылок в 2011 г. — 220 млн., на душу — ровно 5 штук.

(Эти по вторым государствам, не считая России, приведены на 2011 год, а в том месте бизнес-то также не следует на месте — растет, так что, возможно, к моменту опубликования данной заметки, отставание будет еще больше).

Сейчас — о «приятном». Что-то же, в сравнении с «остальным миром», должно же нас, как обитателей «отчизны слонов» и представителей «особенного пути», порадовать?

Так вот — давайте «порадуемся».

Мы — в числе мировых фаворитов по количеству открытых вебмагазинов. У нас их больше, чем, к примеру, в Германии либо в Польше.

На мой взор, дело в том, что веб-магазины, существуя в совокупности неразвитой логистики, делают роль стационарных киосков, торгуя однородным товаром.

В случае если, например, в Москве имеется ИМ, торгующий настольными лампами, то ареал распространения его товара ограничен МКАД. А в соседней Рязани имеется собственный ИМ, торгующий совершенно верно такими же лампами, но его курьеры способны бегать лишь по Рязани, забегая, возможно, разве что еще в соседний город Рыбное. Между Рязанью и Москвой имеется Коломна, где имеется собственный ИМ, торгующий совершенно верно тем же, по совершенно верно той же причине, по какой в соседнем в Коломной более мелком Воскресенске имеется совершенно верно такой же, но — местный — магазинчик.

А имеется, не считая упомянутых, еще огромное количество городков и городов по всей России с тем же ассортиментом.

Будь мы Германией и трудись мы не с Почтой России, а с Дойче Пост, таких ИМ на всю территорию страны было бы большое количество — пять, а скорее всего, еще меньше, и размешались бы они — в случае если выбирать из вышеописанных населенных пунктов — в Коломне, по причине того, что в том месте — дешевле.

Но мы живем так, где живем, и трудимся с теми, кто живет тут же.

Из-за чего оборот посылок для развития рынка — более ответственный показатель, чем оборот денег

Возможно, совсем уж кратко возможно ответить на данный вопрос — по причине того, что без развитой логистики рынка дистанционки не существует вовсе.

Возможно, придется все-таки (при всей лени и неохоте) развернуть данный тезис

На чем строится рынок посылочной логистики? Верно — на обороте. Чем больше посылок — тем ниже себестоимость обработки каждой низ них.

Отправить тысячу посылок из Москвы в Самару — хорошая (по прибыльности) задача для логистической компании. Послать по тому же маршруту одну — легко горе горькое.

В случае если борт (любой, что это за борт — оленья упряжка либо самолет — придумайте для себя сами) везет одну посылку, то себестоимость ее доставки — фантастическая. В случае если тот же самый борт везет тысячи (ну — пускай много, цифры тут не так уж серьёзны), то себестоимость, соответственно, кратно значительно уменьшается. Другими словами задача любого перевозчика — неустанно трудиться над увеличением оборота, в этом случае — оборота посылок.

Прекрасно трудится перевозчик — оборот возрастает, себестоимость понижается, время от времени (как это происходит в почтах некоторых государств) это разрешает снижать тарифы. Трудится не хорошо — себестоимость растет, перевозка посылок делается убыточной, компания разоряется.

Также, понижение количеств оборота отрицательно отражается на скорости доставки. Ну, в действительности — для чего гонять тот самый пресловутый борт каждый день, если он недогружен? Может, стоит дождаться, в то время, когда в этом направлении хоть какие-то грузы покажутся?

Так и по себестоимости пара получше показатели смотреться будут, да и, в итоге — оленя жалко.

Вообще-то это все — азбучные, любому логистику (да и по большому счету любому здравомыслящему человеку) понятные истины.

Не считая, возможно, отечественной почты.

По причине того, что каждый год, уже много-много лет, почта ставит перед страной одну и ту же задачу — разрешите нам повысить цены, нам нечем почтальонам платить зарплаты!

Дальше (каждый год, более 10 лет подряд (!!!) происходит одно да и то же — стоимости поднимаются, оборот почтовых отправлений — падает, финансовая масса, так, не возрастает, а почтальоны как жили, так и живут себе с заработной платом нет, заработная плат — растет. Выросла же с 3,5 тысяч рублей до 4,5 тысяч! И еще давали слово 13% прибавку!

Ну, не сходу — со временем, само собой разумеется.

При таких вот заработных платах почтальонов, (ну, для сравнения — в Швейцарии, стране, действительно, весьма дорогой для проживания, почтальон получает 6–7 тыс. швейц. франков), дешевизне источников энергии (в сравнении с той же Европой) и другими отечественными «преимуществами», посылочные тарифы у нас выше среднеевропейских в 1,5 — 2 раза. Достаточно еще одного, самого легонького нажима — и пересылка Почтой России выйдет за границы рентабельности.

Мне время от времени думается, что я и мои коллеги — единственные сторонние наблюдатели данной долгой свистопляски на граблях И вывод зрителей самих исполнителей никак не интересует.

Из-за чего я начал как раз с почты? Ну, легко вследствие того что Почта России сейчас остается самым большим игроком на этом рынке. Практически 50% доставки ВСЕГО отправляемого в стране — это, согласитесь, весьма хороший показатель (в 2009 году было 95%).

Помимо этого, на сегодня это до тех пор пока единственный игрок на отечественном рынке, которому по силам обслужить отдаленные и деревеньки и малонаселённые городки, и, возможно, он на долгое время таким игроком останется.

Тут я желаю притормозить мало и задать вопрос — нужно ли намерено, отдельной главой, что-то писать о почте, либо перейдем к альтернативке? О Почте России возможно писать продолжительно, умной и безтолку, о EMS возможно и вовсе не писать — ее нынешнее состояние, на мой взор, полностью неописуемо.

В общем, в случае если необходимо — сообщите, засунем главку, а до тех пор пока посмотрим, что происходит с другими доставщиками.

Завершая эту главу, хочется выделить простое — в случае если логистик трудится на увеличение оборота отправляемого, то он в состоянии получить сам, дать качественную услуги клиенту по приемлемым стоимостям и сделать доставку в максимально сжатый срок.

В другом случае он обязательно, как огурец, помещенный в банку с рассолом, станет Почтой России.

Имеется ли в Российской Федерации альтернатива «Почты России»

А в действительности, не махнуть ли нам рукой на национальную услуги и не создать ли что-то собственный — такое, для людей — нужное?

Ну не получается у нас, как в Германии, посылку на почту, в случае если показалась у нас такая потребность, и уснуть себе нормально, зная, что посылка эта В обязательном порядке будет у адресата уже на следующий день.

Кстати, успешный проект создания альтернативы «официальной» почте зародился как раз в Германии. Когда-то (более 25 лет назад) почта в том месте слабо отличается от Почты России. Ну, не от сегодняшней почты России — от сегодняшней, именно, сильно отличалась — а от отечественной почты 15-летней давности.

Так на свет показалась компания «Гермес», которая сейчас трудится в большинстве государств-членов Евросоюза, и по совокупному обороту посылок превосходит любого, в отдельности забранного, национального почтового оператора.

У нас такие попытки делались многими «дистанционщиками» — когда компания достигала определенных масштабов, управлению, в большинстве случаев, стандартно и стабильно приходила в голову идея о том, что «мы и сами с усами». До тех пор пока — констатируя факт — не получилось ни у кого в отдельности. Не обращая внимания на то, что пробовали — фавориты рынка, компании с большими оборотами посылок.

Но кроме того самого громадного оборота в раздельно забранной дистанционной компании было не хватает чтобы неспециализированный посылочный оборот был бы на уровне, отличающем себестоимость доставки от почтовой в лучшую сторону.

Призывы создать «народную почту», т.е. скинутся совместно на структуру, которая стала бы акционерным обществом, консолидирующем посылочные потоки фаворитов рынка, успехом тогда не увенчались — у каждого уже был «на ходу» собственный личный проект, любой лелеял надежду на то, что у него что-то, да окажется Это я говорю о событиях 5–7-летней давности, в то время, когда заметных вебмагазинов фактически не было, а балом правили каталожники. А сейчас та же самая картина повторяется и у вебмагазинов. Возможно, стоит какое-то время подождать, пока и эти пузырики полопаются, и возвратятся к беседе о «народной почте».

Но, свято место пусто не бывает, и «свободные» от почты 50% рынка скоро и достаточно удачно заполняются вторыми компаниями. Кто-то из них берет скоростью доставки, кто-то — ценой, кто-то — сервисными возможностями.

К примеру, не уверен, что стоит как-то раздельно писать о постоматах, но их в стране показалось много, и растут они, как грибы, и соперничают с другими видами доставки очень удачно.

Помнится, выступая на отечественной классической »Distance selling in Russia» весной 2010, в то время, когда Почта России царила в доставке, я рискнул высказать предположение, что через 2–3 года логистическая «картина мира» («мира» в узком смысле слова — замечаемого нами пространства) разительно изменится, мы возьмём громадную когорту новых, качественных, более сильных, чем имели тогда, логистических компаний и новые формы доставки. Частично это как-то воплотилось в судьбу, ну игод до «завершения предсказания», все-таки, еще имеется).

О бедном клиент замолвим

Перед тем как замолвить словечко о клиент, хотелось бы возвратятся к «стартовому вопросу» — откуда, при весьма скромном, невидимо ползущем росте оборота посылок внезапно так скоро (чуть ли не стремительнее всех в мире) растут денежные показатели? Я писал в начале статьи о ежегодном минимальном росте «финансового вала» в 25%, а оптимисты говорят и о росте в 45%.

Позволяйте разбираться (в случае если мы принимаем все эти финансовые взрывы на веру), в чем тут дело.

Ясно, что — инфляция.

Разумеется, что — рост накладных затрат.

Конечно, что — увеличение средних доходов и, как следствие, увеличение среднего чека (отечественный средний чек приближается к «среднемировым»).

И еще — за счет вымывания из интернет-магазинных витрин недорогих насыщения и товаров этих витрин товарами более дорогими.

Обстоятельство одна — резкий рост цены доставки и, как следствие, «покупательское отторжение» — психологически сложно заказывать товар, цена доставки которого будет сопоставима (либо приблизится) к цене самого товара.

«Повинны» в этом не только рост тарифов, но и нормативные почтовые документы, каковые поменяли дефиниции почтовых отправлений.

Миникейс (не удержусь, дабы не поведать): компания реализовывает балетную обувь. Когда-то, в то время, когда бизнес данный лишь начинался в Российской Федерации — в 2005-м, пара балеток стоила 200 рублей, доставка (бандероль) — 12.50, спрос (у нас вся страна танцует!) сумасшедший, цена у соперников в офф-лайн на подобного качества товар- 350, и бизнес как-то шел себе

Сейчас пара балеток стоит 250 (инфляция), а доставка — 107 (это уже не бандероль, а — посылка!). Благодарю соперникам — у них аналог стоит 450–500, но платить за товар ценой 250 107 за доставку это уж — простите.

О товарах ценой нижеуказанной кроме того сказать безрадостно

В Германии когда-то совершили изучение покупательских ожиданий и узнали, что платить больше 3 евро за доставку клиент вычисляет неосуществимым. С того времени в том месте доставка в 3 евро — чуть ли не верхний предел доставки по большому счету, все компании, и почта — прежде всего, ориентируются на эту цену как на предел вероятного, осознавая наряду с этим, что стоит им лишь опустить эту ценовую планку, как благодарные клиенты тут же увеличат их почтовый оборот (стем самым тут же снизив, как мы уже говорили выше, себестоимость доставки), заказывая массово недорогие товары. О том, что товары недорогие продаются в большем количестве, чем дорогие, возможно, и сказать не следует — любой маркетолог (и не маркетолог) это и без того знает.

Быть может, нам, как рынку, также нужно такое изучение. Не уверен, что оно как-то откроет глаза Почте России, но очевидно будет полезно для остальных участников рынка — а это уже больше 50% всего, доставляемого сейчас.

Выводы?

Я кроме того и не знаю, необходимы ли тут какие-то выводы.

Вывод о том, что ужасная (да забудут обиду меня все участники этого рынка) логистика сейчас есть главным тормозом для развития «дистанционки», мне думается, сейчас в полной мере очевиден полностью всем. Характерно, что один из очень активных и легендарныхна рынке граждан, уже давно чуть ли не криком кричавший, что «доставка никого по большому счету не интересует» (правда-правда, было такое), сейчас с уверенностью, как собственное, выстраданное знание, говорит в выступлениях, что это и имеется неприятность номер один на рынке.

Но это уже так, попутные мелочи — как заметки фенолога, а мы так как и без фенологов подмечаем, что зима — пришла.

Исходя из этого никаких особенных, неожиданных выводов из данной заметки — не будет.

И без того ясно, что нам больше всего мешает трудиться.

Позволяйте заставлять отечественную почту — трудиться.

Либо — позволяйте создавать собственную, «народную почту», в качестве альтернативы существующему вакууму.

Создатель: Александр Иванов, Президент НАДТ.

Случайные статьи:

Власти США утихомирили беспорядки в городе Фергюсон


Подборка похожих статей:

riasevastopol