«Квакушка» или «вау-вау»-гитарная педаль, покорившая мир

18 августа 1969 года, примерно в десять часов утра, не который нуждается в особенном представлении гитарист-виртуоз Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) поднял вверх собственный белый «стратокастер» и, окинув взором многотысячную толпу зрителей фестиваля Вудсток (Вудстокская ярмарка искусств и музыки, Woodstock MusicArt Fair), ударил по струнам, заиграв инструментальную версию гимна США «The Star-Spangled Banner».

В течение прошлых трех дней ранее ничем не примечательную молочную ферму города в сельской местности Бетел, Нью-Йорк, посетило, по различным оценкам, от 400 000 до 500 000 человек. Хендрикс, что был гвоздем концертной программы всего фестиваля, вышел на сцену последним номером, и около 30 000 людей стали свидетелями его по-настоящему звездного выступления.

За 3 секунды и 43 минуты Джими поверг всех зрителей в шок, объединив в одно музыкальное полотно сходу пара композиций и сдобрив выполнение серией звуковых опытов, отразивших во многом чувство разочарования и настроение эпохи в среде американской молодежи. Их базой стала та самая «квакушка» — «вау-вау»-педаль, с которой у большинства ассоциируется культовый на следующий день гитариста.

Созданная в середине 60-х годов, в самый разгар музыкальной революции, данный гитарный эффект стал, по словам одного из музыкальных критиков эры, «психоделией без психоделиков».«Квакушка» или «вау-вау»-гитарная педаль, покорившая мир Его имитация людской голоса разрешила преодолеть барьер между музыкальной и певческой коммуникацией. Со времен записи Эриком Клептоном (Eric Clapton) заглавной темы для культового фильма «Шафт» (Shaft), «вау-вау»-педаль так и осталась в истории музыки самым узнаваемым и влиятельным звуковым эффектом.

Как же случилось изобретение данной культовой технологии? И из-за чего оно отыскало такое широкое использование в массовой культуре? Ответом на эти вопросы станет продолжительный и полный неожиданных поворотов рассказ, что, что примечательно, начнется с легендарных ливерпульцев The Beatles.

  • Джон Чоунинг — «папа» цифрового синтезатора

Горе-усилитель Beatles

«Битлы» играются через собственный новый усилитель Vox AC-100, что стал называться «Супер-Битл» (Super Beatle) (1964)

Когда легендарная четверка начала подготавливаться для собственного первого тура по США в начале 1964 года, они внезапно осознали, что имеющимся у них разработкам не достаточно нужной мощности. За прошлые четыре года несколько стала самой востребованной в Англии, и юноши игрались перед толпами в 10 000 человек, но часто пение и крики зрителей заглушали музыку, звучащую из усилителей.

В то время британцы применяли 30-ваттный усилитель Vox AC-30, выпускавшийся британской компанией Jennings Musical Industries (JMI). Когда представители JMI выяснили, что их оборудование уже не соответствует потребностям «ливерпульской четверки», компания создала 100-ваттную версию собственного усилителя, что стал называться «Супер-Битл» (Super Beatle). семь дней спустя несколько, вооружившись новым устройством, дала аншлаговое выступление в Соединенных Штатах на шоу Эда Салливана (Ed Sullivan), зрителями которого стали 73 миллиона человек (треть обитателей страны).

На следующий сутки The Beatles стали известны по всей Америке. Скоро JMI осенило, что США — это потенциальный новый рынок для их замечательных усилителей, и они стали искать дистрибьютора, что помог бы им с осуществлением плана. В августе 1964 года им удалось отыскать подходящую кандидатуру: маленькую компанию в Лос-Анджелесе, которая называлась Thomas Organ Company.

Сначала JMI поставляла усилители из Англии, но такая бизнес-модель угрожала обвалить рентабельность всего сотрудничества. Тогда предприимчивый директор Thomas Organ Company убедил представителей английской компании реализовать собственной компании права на распространение и производство усилителей на территории США.

  • Научная правда о музыкальных революциях

Случайное изобретение

Пример «вау-вау»-педали.

В 1965 году, в маленьком подсобном помещении в Лос-Анджелесе, инженеры Thomas Organ Company начали производство усилителей Vox AC-100. Среди этих инженеров был и весьма смышлёный 20-летний юноша по имени Брэд Планкетт (Brad Plunkett).

председателем совета директоров компании Планкетту была поручена непростая задача: он должен был разобрать гитарный усилитель Vox AC-100 и отыскать метод сделать его производство дешевле, сохранив наряду с этим уровень качества продуцируемого им звука.

«Первое, что я увидел, — вспоминает он в документальном фильме «Cry Baby», — это был мелкий тумблер усилителя, маркированный знаками MRB».

Данный тумблер, изобретенный английским инженером Диком Денни (Dick Denney) и установленный в Vox AC-100, усиливал диапазон средних частот. Усиливая эти частоты, он как бы сглаживал звуковые экстремумы (высокие и низкие тона) и делал звук более ровным и плоским. Планкетт осознал, что он может заменить данный дорогой тумблер потенциометром (регулируемый делитель электрического напряжения, разновидность реостата) и достигнуть совершенно верно для того чтобы же результата.

«Выключатели были весьма дорогие, стоили около $4 любой,» — вспоминает Планкетт. — А потенциометр стоил всего-то около 30 центов».

Потенциометр

Провозившись пара дней с запчастями, Планкетт с успехом создал схему, которая имела возможность с легкостью изменять частоту исполняемой ноты несложным вращением ручки потенциометра. Но после этого случилось что-то неожиданное:

«Я отправился к соседу и попросил его подключить собственную гитару к данной кучке проводов, конденсаторов и резисторов, каковые лежали на скамье, — вспоминает Планкетт. — Он сыграл пара аккордов, тогда как я поворачивал ручку потенциометра. Оказалось что-то типа «вау-вау-вау». Мы взглянули друг на друга и вскрикнули: «Это, линия забери, сильно!».

Не смотря на то, что полученный эффект был заводным и неповторимым, была одна неприятность: гитарист никоим образом не имел возможности в один момент играть на гитаре и крутить ручку потенциометра. Окинув взором помещение, Планкетт увидел педаль от электроклавиш Vox Continental и его осенила мысль: поместить потенциометр вовнутрь данной педали. По окончании произведенных манипуляций Планкетт имел возможность ногой инициировать колебания потенциометра, продолжая играть на гитаре:

Темперамент колебаний звуковых волн, генерируемых «вау»-педалью

Гитара подключалась к педали, педаль вела к усилителю, становясь умным посредником, разрешающим манипулировать звуком. В то время, когда педаль прижималась к полу, сыгранные на гитаре ноты фильтровались по низкой частоте; в то время, когда она поднималась, ноты фильтровались по высокой частоте.

«Скоро целый офис признал, что оказалось достаточно хорошо, — продолжает Планкетт. — Но мы не осознавали и половину масштаба того события, которое произошло».

  • Как музыка воздействует на продуктивность?

От Заппы до Хендрикса: как «вау»-педаль завоевала рок-н-ролл

В 1965 для гитаристов были доступны лишь 4 вида звуковых эффектов, которыми возможно было манипулировать через педаль: дилей (delay), тремоло (tremolo), ревербации (reverb), фузз (fuzz), что по сути есть дисторшном (от англ. distortion — искажение). Как отметил старший редактор издания Guitar Player Magazine Арт Томпсон (Art Thompson), «гитара была весьма популярным инструментом, но группы, каковые играли на них, было сложно отличить друг от друга». Музыканты экспериментировали и искали новые методы действия на звук.

Одним из таких музыкантов был Дэл Кешер (Del Casher). Он был студийным гитаристом для таких звезд, как Джин Отри (Gene Autry) и Элвис Пресли (Elvis Presley). в один раз он присоединился к группе Vox Ampliphonic Orchestra, которая была создана по инициативе компании Thomas Organ, дабы продвинуть на рынок их новые усилители.

Тут он и наткнулся на ранний прототип Планкетта.

«Я задал вопрос: «А что это за ручка?», и начал крутить ее в различные стороны, удивляясь тому, какие конкретно звуки начала издавать гитара, — вспоминает Кешер в интервью New York Times. — И тогда я вскрикнул: «Это то, что необходимо!».

Сначала председатель совета директоров Thomas Organ, громадный фанат биг-бэндов (громадных джазовых оркестров), воспринял педаль как новую примочку для трубачей, каковые уже много лет создавали подобный эффект посредством резиновой заглушки. Но Кешер был настойчив в идее, что она обязана продаваться лишь для гитаристов, и ему удалось убедить вышестоящее управление позволить себе записать демо, применяя «вау»-педаль.

«Они пологали, что я спятил, но все же разрешили мне это сделать» — шутит Дэл. — А я собственную гитару, подключил ее к первому прототипу педали и поиграл мало для себя».

Не смотря на то, что запись Дэла не снискала успеха, необычный гитарный эффект привлек интерес известного мульти-гениального композитора и инструменталиста Френка Заппы (Frank Zappa). Эклектичный гитарист нанял музыкантов и отправился с ними в тур, попутно экспериментируя с педалью.

В феврале 1967 года компания Thomas Organ презентовала педаль широкой публике.
Сначала аппарат именовали «Clyde McCoy», в честь джазового трубача, что обширно применял резиновую заглушку, дабы создать «вау»-эффект в 1920-е годы. Но скоро, по предложению подкованных в маркетинге сотрудников, увидевших, что педаль звучит как детский плач, наименование поменяли на «Cry Baby». Из-за договорных обязательств с компанией Vox, на рынок поступило два продукта под именами «Cry Baby» и «Vox Wah-Wah».

Текст рекламных объявлений гласил, что посредством «вау»-педали гитаристы смогут смело экспериментировать со звуком и выйти за пределы собственных прошлых возможностей. Возможно сымитировать звучание индийской ситары, взять вправду фанковое звучание бас-гитары, играться весьма грувовый блюз и другое.

Примеры рекламных объявлений «вау»-педали

«Вау» стал для меня новым голосом гитары, — согласился Кешер в интервью. — Олдскульные продюсеры и музыканты не видели ничего занимательного в данной технологии, а вот молодежь вышла с ней на сцену».

По окончании выхода в продажу Френк Заппа тут же купил себе один экземпляр и, подобно Эрику Клептону и Джими Хендриксу, увековечил педаль в собственных произведениях.

После этого последовала череда громких хитов, в которых так или иначе употреблялась «вау»-педаль: в мае 1967 года несколько Cream записывает «Tales of Brave Ulysses», за ним последовала «Up From the Sky» Джими Хендрикса, «Little Miss Lover» и «Burning of the Midnight Lamp».

«Я пологаю, что мы будем применять его еще на нескольких записях, — сказал Хендрикс в том году. — У нее весьма заводной звук».

Не смотря на то, что многие другие именитые групп всегда использовали «вау»-эффект и экспериментировали с ним, Хендриксу первому удалось пересмотреть его звуковые возможности: откровением стала запись 1969 года «Voodoo Child (Slight Return)» (продолжение темы «Voodoo Chile», записанной в мае 1968 на протяжении студийного джема со Стивом Винвудом на органе и Джеком Кэседи на басу):

В конце 60-х многие музыканты на территории США и Англии стали использовать «вау»-педаль в надежде повторить успех Хендрикса. За чуть менее, чем четыре года она превратилась из вызывающего большие сомнения устройства в определяющий звучание рок-музыки эффект.

В конце 60-х многие музыканты стали использовать «вау»-педаль — эффект, выяснивший звучание рок-музыки

Твитнуть цитату

«1960-е годы были временем необычных изменений в мире музыки, — поясняет журналист «Rolling Stone» Бен Фонг-Торрес (Ben Fong-Torres). — В то время, когда вы слышите что-то второе — а мы живем в мире, где все говорят на различных языках, вы берете это на заметку».

Патент на «вау»-педаль

Не смотря на то, что «вау»-эффект и позвал воистину культурную революцию и дал рок-музыке новый, пульсирующий голос, перед производителем Thomas Organ уже замаячили громадные неприятности.

24 февраля 1967 года, немногим позднее по окончании выпуска изделия на рынок, Брэд Планкетт подал заявление на получение патента на это изобретение. К сожалению, процесс оформления патента занял целых три года.

Сейчас Warwick Electronics Inc., внушительного размера компания, поглотила Thomas Organ. Дабы сократить затраты производства, они решили перенести производство «вау»-педали в Эко, компанию в Италии.

К марту 1967 года сведения о дизайне «вау»-педали, ввиду неудовлетворительной совокупности информационной безопасности Эко, распространились по территории всей Европы, что стало причиной появлению последовательности фирм, каковые кроме этого наладили выпуск реплик уникального «Cry Baby».

Кроме того по окончании того, как Thomas Organ, приобретённый Warwick Electronics, взял патент на производство данной педали, работу компаний-клонов уже нереально было остановить: «К тому времени, в то время, когда управление компании поняло всю важность данной информации, уже все собирали эти педали, и потребовалось бы довольно много усилий и средств, дабы позакрывать все эти компании», — делится воспоминаниями один из очевидцев событий.

  • Что неспециализированного между Нобелевской премией и искусством?

«Shaft» и восстановления фанка

Постер к культовому фильму 70-х годов «Shaft».

В 1960-х годах «вау»-эффект отыскал собственный место в обжигающих гитарных соло, в 70-е данный эффект взяли на вооружение исполнители фанка, соула и ритм-энд-блюза, чьи композиции и составили саундтрек нашумевшего фильма «Шафт».

Фильм был снят в жанре «blaxploitation», другими словами ориентирован в основном на чернокожих зрителей. Сюжет говорил историю чернокожего детектива, что собственными силами боролся с итальянской мафией, дабы спасти дочь.

В то время, когда режиссеры кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer начали съемки в первой половине 70-ых годов двадцатого века, они осознавали, что им нужна чертовски хорошая заглавная песня. Для произведения основной темы был нанят Айзек Хейз (Isaac Hayes), что тогда как раз выдал целую вереницу отличных хит-синглов.

Хейз собрал группу сессионных музыкантов, пригласив в нее и Чарльза Питтса (Charles Pitts), что в то время считался одним из лучших кудесников фанк-гитары. Вот что он вспоминает о ходе произведения материала:

«Мы искали что-то, что соответствовало характеру фильма. Айзек сообщил барабанщику забрать ритм, а я сейчас контролировал педали и свою гитару. Я включил «вау»-педаль и сыграл какой-то рифф.

Когда Айзек услышал это, он завопил: «Что ты делаешь? Играйданный рифф! Продолжай его играться!».

Я не стал менять кроме того позу, играться».

Данный рифф (последовательность аккордов) потом стала самой узнаваемой в истории музыки.

«Мне это показалось весьма забавным и нелепым, — согласится Питтс. — Кроме того спустя десятилетия, в то время, когда я слышу эту песню, я честно не осознаю, из-за чего мне разрешили играться это фуфло в течении всей песни».

Критики отреагировали по-различному. Выпущенный в виде сингла в первой половине 70-ых годов двадцатого века «Theme from Shaft» занял первое место в хит-параде Billboard Hot 100, второе место в BIllboard Soul Single Chart и 6-е в Billboard s Easy Listening Chart.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века песня победила премию Американской кино-академии в номинации «Лучшая уникальная песня», сделав Хейса первым афроамериканцем, что когда-либо приобретал эту приз.

К концу десятилетия «вау»-педаль пробралась во все популярные жанры: рок, ритм-н-блюз, соул, фанк, джаз, регги, телевизионные джингы а также в порнофильмы.

Мелвин Рагин (Melvin Ragin), узнаваемый под ником «Вау-вау» Уотсон, прославился собственными свойствами играться ритм посредством «вау»-педали. Он записал целую дюжину хитов, сольно и в составе коллективов: «What s Going On» (Marvin Gaye, 1971), «Papa was a RollinStone» (The Temptations, 1972), «Come a Little Closer» (Etta James, 1974), «Car Wash» (Rose Royce, 1976), and «I Will Survive» (Gloria Gaynor, 1978).

  • Как ностальгия воздействует на музыкальные вкусы?

возрождение и Забвение

С наступлением 80-х в музыку пришла эра новой волны и панка. Неспешно рок-музыка устарела, а музыканты стали чаще применять электронику, а не аналоговые инструменты.

Прогресс в компьютерной микросхемой интеграции стал причиной созданию сотен цифровых гитарных педалей, и «вау»-педаль — несложная, наивная, электромеханическая — начала использоваться меньше и меньше.

В первой половине 80-ых годов XX века Whirlpool, конгломерат, обладавший правами компании Thomas Organ, решил ее распустить и прекратить выпуск «вау»-педали.

Но лишь один человек, по имени Джим Данлоп (Jim Dunlop), не имел возможности допустить, дабы это случилось.

Джим Данлоп на церемонии шотландской музыкальной премии в 2011 году

Шотландский иммигрант Джим Данлоп основал завод по производству гитарных аксессуаров Dunlop Manufacturing в 1965, трудясь по совместительству инженером-химиком. По окончании нескольких успешных редизайнов гитарных тюнеров, он сместил внимание на медиаторы и в мгновение ока занял всю нишу.

«Он был известен как коллекционер аксессуаров», — согласится его дочь.

В первой половине 80-ых годов XX века, в разгар ликвидации Thomas Organ, Джим связался с вице-президентом Whirlpool и выразил желание купить права на производство «вау»-педали. Вице-президент не был искушен в музыкальном бизнесе, исходя из этого с удовольствием дал согласие на подобную сделку.

В течение 9 месяцев Данлоп занимался повторным моделированием педали: схема была полностью перестроена, корпус стал более прочным.

По окончании того, как Стивен Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) перезаписал выдающийся хит Хендрикса «Voodoo Child» в 1984, педаль повторно привлекла интерес музыкантов и вместе с такими группами, как Metallica, GunsRoses и Toto пробралась в мир металла.
Ренессанс «вау»-педали сохранился и в революционных 90-х: Nirvana, Alice in Chains и Pearl Jam применяли ее вовсю.

Благодаря таким группам, как Nirvana, Alice in Chains и Pearl Jam ветхая аналоговая «квакушка» приобрела новую судьбу

Твитнуть цитату

  • Моцарт как лекарство: научные факты о пользе музыки для здоровья

Заключение

Сейчас, не обращая внимания на то, что современная музыка все больше принимает цифровой формат, «вау»-педаль приводит к восхищению, как и прежде. К примеру, в 2008 году «вау»-педаль Джими Хендрикса ушла с аукциона за астрономические $15 500, а к ее клиенту тут же обратились популярные музыканты прося одолжить ее на время.

Не смотря на то, что сейчас компьютер может синтезировать фактически любой звук, «вау»-педаль все же отыскала собственный место в истории и остается собственного рода культом.

«Вау»-педаль — это динамика в чистом виде», — восхищается Бобби Седро (Bobby Cedro), инженер Dunlop Manufacturing. – Любой раз вы создаете что-то неповторимое, что повторить уже не окажется. Исходя из этого «вау»-педаль остается и постоянно будь вне времени».

Высоких вам конверсий!

По данным priceonomics.comImage source: Bernd Sauer-Diete

Случайные статьи:

Квакушка (вау-вау) DUNLOP ZW45


Подборка похожих статей:

riasevastopol