Анна Енютина Менеджер по маркетингу, Москва
Стараясь оптимизировать товарный ассортимент, сетевые ритейлеры совершают недальновидные поступки. Как не поддаться кризисной панике, реализовывать продукцию высокой маржинальности и не растерять клиентов?
Любой кризис – это время для качественного обновления. 2015 год приготовил вызовы для производителей и ритейлеров, непросто придется всем. Благодатные времена 2000-х, в то время, когда реализовать возможно было практически что угодно, фактически по любой цене, в далеком прошлом уже стали воспоминаниями. Какие конкретно трансформации случатся в категорийном менеджменте?
Попытаемся разглядеть, какие конкретно непростые задачи будут находиться перед ритейлерами и их поставщиками, и практические дороги их преодоления.
Ухудшающиеся экономические прогнозы, растущие валютные котировки – внимательные участники рынка подмечали приметы кризиса еще в конце 2013 года. К осени 2014 года сдержанный оптимизм («какое количество уже неурядиц пережили») сменился нарастающим пессимизмом – сегодняшний кризис в сравнении с рецессией 2008 года обещает быть куда более затяжным и глубоким. Последовательность зарубежных компаний уже ушли с русского рынка, многим это еще предстоит сделать.
Прогнозов по выходу из рецессии до тех пор пока никто не дает, скорее напротив, появляются все более негативные оценки развития экономической обстановке.
на данный момент большое количество говорится о том, что в моменты спада больше всего страдают бренды-представители средней ценовой категории. Их клиенты обычно несложнее и стремительнее переключаются на более низкий ценовой сегмент. При оптимизации (которая в кризисное время делается синонимом слова сокращение) эти продукты исчезают с полок первыми.
Заниматься продуктами среднего класса по большому счету неизменно непросто – инвестиции в бренд уже достаточно велики, а отдача в маркетинговой премии и «виде лояльности» куда ниже, чем у продуктов класса люкс.
Кстати, принято вычислять, что премиальные торговые марки переживают кризисы значительно мягче. Частично это так, но имеется один нюанс: по моим наблюдениям, обычно глубина скидки делается больше. В большинстве случаев, обширно это не анонсируется, чтобы не навредить имиджу бренда, но при появлении вправду заинтересованного клиента продавец делается значительно более эластичным в предложении условий.
Вправду, громадная маржинальность и личная работа с клиентом в условиях понижения спроса разрешает сохранить объёмы и лояльность продаж. Данный маленький секрет разрешает клиенту взять более удачное предложение по той же цене.
Все большее внимание ритейлеры уделяют формированию собственных торговых марок, в кризис эта задача принимает серьёзное стратегическое значение. Главная причина лежит на поверхности – продукты под собственной торговой маркой разрешают обеспечить громаднейшую прибыльность ритейлеру.
Распространено вывод, что продукты собственных торговых марок – это уровень entry-price, другими словами с соответствующим качеством и низкой ценой. Это не совсем так. Не смотря на то, что среди СТМ большое количество товаров начальной ценовой категории, ритейлеры осваивают и личные марки более высоких ценовых сегментов, и тому имеется множество успешных подтверждений.
Реализовывая отличный и высокомаржинальный продукт, магазин в один момент может заниматься и увеличением покупательской лояльности, поскольку личные торговые марки продаются лишь в данных магазинах. Это событие кроме этого несет угрозу классическим брендам, поскольку ритейлер a priori более заинтересован в продаже продукта под собственным брендом и может больше инвестировать в его продвижение. В случае если в большинстве случаев в рамках категорийного менеджмента идет сотрудничество ритейлера и производителя, то тут их интересы разнонаправлены.
Что делать брендам, каковые находятся в зоне риска? Прежде всего, заблаговременно подготавливаться к беседам с категорийным менеджером. Нужно подвергнуть тщательному анализу продажи и подготовить сценарий на случай негативного варианта развития событий, к примеру, сокращения ассортимента.
Производитель, зная собственный продукт и имея больший опыт продаж собственного ассортимента, справляется с подготовкой новой матрицы лучше ритейлера.
В 2009 году в Екатеринбурге я замечала следующую картину: магазин решил оптимизировать ассортимент, руководствуясь анализом по принципу Парето, другими словами, легко покинув 20% ассортимента, приносившего 80% продаж. На выходе вместо ассортимента оказался легко комплект продуктов, не удовлетворяющий потребностям клиентов. Очевидно, это экстремальный пример непрофессионализма, но в кризисной панике компании совершают и не такое.
Кроме этого нужно уделять больше внимания промо-акциям в точках продаж. По опыту, это самая действенная инвестиция в тот период, в то время, когда покупательская лояльность понижается. Подобные акции должны быть броскими и бить совершенно верно в цель.
Довольно часто говорится, что в кризис нужно увеличивать затраты на рекламу. Мне эта совет думается советом из серии «имеется пирожные, в то время, когда нет хлеба». В ситуации важного потенциального урезания и ограничения ресурсов маркетингового бюджета нужен инструмент, что принесет стремительную отдачу, оказывая влияние на человека, уже находящегося у полки.
Выше уже было сообщено о том, что в кризис возрастает возможность переключения на другой бренд – не только по прочине слабости брендинга, но и вследствие того что клиент склоняется к постоянному поиску более удачных предложений, – так из-за чего бы этим не воспользоваться?
В промо-акциях в кризисные времена весьма заинтересованы и сами магазины. Самая первая цель ритейлера – расширить трафик торговой точки. Разумеется, что привлеченный клиент будет первостепенное внимание обращать на уровень стоимостей в магазине. Кроме того в случае если его благосостояние не изменилось либо кроме того улучшилось в последнии месяцы, нагнетаемая психотерапевтическая воздух заставляет его экономить.
Идеальная удачная («экономичная») приобретение разрешает ему ощущать себя лучше. Тут на помощь приходят промо-акции поставщика, и программы, проводимые самим ритейлером. Как может смотреться подобная программа? Один из вариантов таков. Категорийный менеджер выбирает некое количество наиболее значимых для категории позиций и снижает цену по ним до минимальной по рынку.
У клиента, сравнившего цены на серьёзные для себя продукты, формируется представление о магазине с дешёвыми стоимостями, кроме того с учетом того, что на остальные позиции цена выше среднерыночной.
Довольно часто употребляется кроме этого тактика «безумных предложений» – но, разрабатывая такие акции, принципиально важно не терять голову и выполнять баланс между суперпривлекательностью для клиента и собственной прибылью. Много лет назад я была свидетелем комичной обстановке – в то время, когда ритейлер поставил сверхнизкую цену на товар, которая была ниже закупочной стоимости, чтобы привлечь клиентов.
Кроме клиентов, привлек еще и собственного поставщика, что собственный же товар по акции, и позже заново поставил его в магазин. Это было на заре развития «цивилизованного» ритейла, и возможно было бы заявить, что все участники рынка в далеком прошлом уже сделали собственные выводы. Но, практически в прошедшем сезоне одна компания, столкнувшись с недостатком денежных средств, также решила совершить акцию себе в минус, дабы быстро расширить оборот, в итоге последствия покатились, как снежный ком, и компания обанкротилась.
Еще одной занимательнейшей возможностью для ритейлеров есть анализ поведения клиентов. Разумеется, что всевозможные карты клиента (скидочные, бонусные, идентифицирующие) служат прежде всего не инструментом увеличения лояльности, а полезнейшим источником информации о клиенте. Это громадный массив информации о частоте, времени визита, предпочитаемых акциях и продуктах, что возможно разглядывать, выявляя разнообразные связи.
Как мне известно, не так много компаний на рынке проводит таковой анализ, а ведь он скрывает в себе воистину огромные возможности. По сути, с его помощью возможно не только обрисовать, но и угадать поведение клиентов. Думаю, широкое применение инструментов data mining будет означать начало нового этапа развития российского ритейла.
Случайные статьи:
- Практикум поставщика: как победить в переговорах с торговой сетью
- Модель прямых продаж не работает – как перестроить схему?
Категорийный менеджмент. Елена Воробьева, куратор проекта Капитаны категорий
Подборка похожих статей:
-
Категорийный менеджмент против кризисных последствий
Бум русском экономики снабжал стабильную прибыль без применения сложных маркетинговых инструментов. Сейчас более сложные стратегии стали очень актуальны….
-
Памятка поставщику: чего нельзя делать в переговорах с ритейлерами
Сергей Илюха председатель совета директоров, Москва Сергей Илюха произвел опись граблей, на каковые наступают все производители, чье сотрудничество с…
-
Как делать конкурентный анализ и учиться на чужом опыте
Анна Акбаева Менеджер интернет-проекта, Москва Хорошая новость: все неточности и успешные ответы уже сделаны до вас. Анна Акбаевао том, как улучшать…
-
Скидки не убивают ltv на целых 30%: это делают люди!
Быть начальником SaaS-проекта — работа не для не сильный духом. Как раз так вычисляет Патрик Кэмпбелл (Patrick Campbell), CEO SaaS-агентства Price…