Дмитрий Сингеев Нач. отдела, зам. начальника, Москва
Что люди думают о вашей компании? Десять вопросов от Дмитрия Сингеева оказывают помощь оценить, как верно вы планируете и оцениваете работу PR.
Как сформулировать цель PR-деятельности и не поссориться с маркетологом?
В июне 2010 года на европейском саммите AMEC в Барселоне были приняты ключевые принципы измерения результативности PR. Первый из этих правил гласит – «Базой любой PR-программы будет постановка измеряемых целей».
Те, кто профессионально занимается PR, чаще вторых сталкиваются с тем, как неправильно определенная цель ведет не только к проблемам с оценкой эффективности, но и к проблемам взаимоотношений с начальниками главных подразделений бизнеса.
В собственной «войне за место под солнцем» начальники PR-подразделений значительно чаще склонны к двум крайностям:
1. Брать на себя «повышенные» обязательства и формулировать для корпоративного PR цели, достижение которых нереально без согласованных упрочнений отделов продаж, маркетинга, рекламы и других главных бизнес-подразделений. К примеру, без трансформаций показывают для корпоративного PR неспециализированную бизнес-цель компании: «Повышение продаж продукции на 30% если сравнивать с прошлым периодом».
Постановка таковой цели в PR, в большинстве случаев, встречает противодействие со стороны начальников отдела продаж либо главного маркетолога, каковые принимают такую формулировку PR-целей, как покушение на их «суверенитет». Так как взяв такую цель, PR-топ довольно часто пробует ставить задачи вторым бизнес-подразделениям, без участия которых данной цели достигнуть запрещено.
Но настоящих полномочий для постановки задач вторым контроля и подразделения их исполнения PR-менеджер, в большинстве случаев, не приобретает.
В следствии: задача поставлена PR-структуре и при провала ? она и отдувается за всех, под негромкие (либо не весьма негромкие) усмешки со стороны «продажников», «рекламщиков» и «маркетологов». А при успехе раздается стройный хор тех же «продажников», «рекламщиков» и «маркетологов», утверждающих (не без основания), что прекрасный результат обеспечили как раз их упрочнения. А выделить и продемонстрировать управлению ? какой же конкретно вклад в неспециализированный успех внес PR ? у PR-эксперта не получается.
А все вследствие того что цель не соответствовала назначению PR.
2. Обжегшись на масштабных задачах, PR-щики начинают формулировать PR-цели так, дабы возможно было измерить работу PR-экспертов «в килограммах и граммах» ? в количествах публикаций, цитируемости, количестве визита корпоративных страниц в соцсетях. Цели смогут быть сформулированы как «увеличение уровня присутствия компании в медиаполе на 15%» либо «увеличение частоты цитируемости специалистов компании в массмедиа вдвое», «доведение численности подписчиков корпоративных страниц в соцсетях до 10 тыс.».
Время от времени это срабатывает: достижение обозначенных PR-целей сходится с успешным достижением компанией ее бизнес-показателей. Помой-му все прекрасно, все результативно поработали, итог налицо.
Но хорошие времена не продолжаются всегда. По итогам очередного периода компания не достигла удовлетворительных бизнес-показателей. Помой-му все трудились! Маркетологи все разбирали и внедряли «как неизменно», «рекламщики» размещали рекламу, «продажники» вели ветхих и искали новых клиентов, но наша фирма в убытках, а соперники с прибылью. Начинается разбор полетов: маркетинг, само собой разумеется, подкачал, реклама не так хороша, как имела возможность бы быть, сейлзам необходимо быть активнее.
А что у нас делал PR? Чем помог бизнесу? Какую пользу взяла компания от роста медиа-активности? Главному специалисту трудиться не давали ? он уже от журналистов скрывается!
Да на ваш отдел тратится каждый месяц треть миллиона, не считая затрат на пресс и журналистов-мероприятия! Где отдача? Для чего все эти траты?
И попадают PR-щики из огня, да в полымя. И не смотря на то, что цели PR были измеримыми, измерения эти были тщетными.
Значит ли это, что PR не нужен? Само собой разумеется, нет!
Подвели ли PR-щиков неправильно поставленные цели? Непременно, да!
В базе этих неточностей ? неправильное познание территории ответственности PR, а во многих случаях ? еще и попытка подмены PR какой-либо его личной составляющей, к примеру ? связями со СМИ (Media relations).
Разумеется, что территория ответственности PR проистекает из определений, данных этому виду деятельности:
Узнаваемый французский исследователь Жан-Пьер Бодуан дал PR такое определение: «Деятельность PR пребывает в поддержании и установлении результативных взаимоотношений с нужными аудиториями».
Об этом же говорит и американский исследователь Рэкс Харлоу, выяснивший PR как функцию управления, в то время, когда на первое место ставит такое ее назначение, как «устанавливать и поддерживать связи, согласие, взаимопризнание и сотрудничество между общественностью и организацией»
Как мы видим из этих определений, сфера ответственности PR – поддержание и установление взаимоотношений (связи, согласия, взаимопризнания и сотрудничества) с некими «нужными аудиториями», направленных на достижение некоего результата.
Как же в конечном итоге обязана формулироваться цель для PR?
Представим такую обстановку: проводится мировой чемпионат по лыжным гонкам. Натренирован претендент на чемпионский титул, с ним трудится команда экспертов: тренеры, психологи, массажисты и медицинские работники, люди, несущие ответственность за безопасность и эксперты, несущие ответственность за исправность инвентаря: формы, лыж, палок.
Вот, как не необычно, на роли последних я и желаю остановиться. В то время, когда лыжник выходит на старт, его шансы победить очень во многом зависят, само собой разумеется, от его тренированности и от избранной тактики, и от исправности лыж, палок и выбранной для лыж мази. По окончании выстрела стартового пистолета он остается один на один со снежной лыжней, в условиях, в то время, когда соперники готовы на все, что бы его обогнать.
И сейчас от того, как его лыжи «коммуницируют» со снегом, зависит ? сможет ли лыжник наилучшим образом реализовать собственный потенциал, принесут ли чемпионский титул (именно это стратегическая цель) годы и долгие месяцы усиленных тренировок. Мазь выбрана неправильно и вместо легкого скольжения спортсмен ощущает, как на лыжи налипает снег и мешает двигаться вперед.
Мазь неправильно распределена по длине лыжи и вместо уверенного отталкивания, нога лыжника проскальзывает назад, теряется энергия и скорость. Так мастерство человека, выбирающего и накладывающего мазь на лыжи спортсмена, может решающим образом сказаться на результате работы участника гонки и специалистов и целой команды тренеров.
Можем ли мы поставить этому человеку цель ? победить олимпийское золото? Само собой разумеется, нет ? достижение данной цели зависит от труда всей команды.
Будет ли верным поставить ему цель ? «нанести на лыжи три грамма мази». Разумеется, что также нет!
От работы этого человека требуется, дабы снег (наиболее значимая для спортсмена «целевая аудитория») стал союзником, а не соперником, другими словами с одной стороны разрешал опираться на себя при толчке, а с другой ? помогал скользить вперед с минимальным упрочнением.
Сделать из снега ? из данной целевой аудитории ? надежного союзника в достижении стратегической цели ? вот настоящая цель эксперта, наносящего мазь на лыжи.
Эта цель сильно роднит его со экспертами по PR.
Сделать из целевой аудитории надежного союзника в достижении стратегической цели ? вот настоящая цель PR-деятельности
Да-да, нам также чтобы обеспечить достижение стратегической цели компании, нужно организовать такую совокупность коммуникаций, которая, учитывая свойства и состояние целевых аудиторий, превращала бы их в союзников, помогающих компании достигнуть ее стратегических целей с минимальными упрочнениями.
Наряду с этим круг отечественных «PR-овских» целевых аудиторий пара шире, чем, к примеру, в маркетинге либо рекламе. Это уже не только потенциальные и настоящие потребители продукции компании. Это еще и поставщики, инвесторы, представители национальных властей ? регуляторов в отечественной сфере деятельности, наконец, это личный персонал компании, а во многих случаях, и родственники сотрудников.
И, конечно же, это представители СМИ, от опытных и личных взаимоотношений с которыми зависит, как вовремя и неискаженно будут переданы отечественные сообщения вторым целевым аудиториям, что особенно принципиально важно в кризисных обстановках.
Так, цель PR-деятельности имеет статус коммуникационной задачи, ответ которой нужно (но все-таки, в большинстве случаев, не хватает) с целью достижения стратегической цели компании.
Исходя из приведенных определений PR, цель PR-деятельности обязана определяться в формулировках, конкретно показывающих, какого именно отношения либо действия приоритетных целевых аудиторий (ЦА) нужно добиться, и к какому конкретному сроку.
Разрабатывая цель PR-кампании, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какова стратегическая цель, стоящая перед бизнес-структурой?
- Какую роль играются (какое влияние оказывают) в достижении данной цели отечественные главные целевые аудитории (потребители, сотрудники, поставщики, инвесторы, национальные власти, местные власти, местные социальные и политические объединения, представители СМИ)?
- Какие конкретно из этих ЦА самый приоритетны (другими словами, без участия каких ЦА стратегическая цель не может быть достигнута).
- Каким должно быть отношение целевых аудиторий либо какие конкретно действия они должны предпринять (либо от каких действий удержаться) чтобы отечественная бизнес-структура самый рациональным образом достигла стоящей перед ней стратегической цели.
- До какого именно предельного срока должно быть организовано такое отношение, дабы другие подразделения отечественной бизнес-структуры имели возможность им воспользоваться для ответа стоящих перед ними задач в рамках успехи неспециализированной стратегической цели компании.
- По каким показателям мы будем определять степень успехи нужного нам отношения целевых аудиторий либо совершения ими нужных нам действий.
- Способны ли мы имеющимися средствами и силами PR в существующих и прогнозируемых условиях обеспечить к требуемому сроку нужное отношение (воздействие) целевых аудиторий? И в случае если нет, то…,
- Какие конкретно трансформации должны случиться в организации и во внешней среде, дабы это произошло?
- Приемлемы ли для бизнес-структуры эти трансформации?
- Смогут ли они быть совершены и использованы с целью достижения цели PR-деятельности в требуемые сроки.
Ответы на вопросы 1-5 дадут вам возможность светло и верно сформулировать цель PR-деятельности.
Ответы на вопросы 6-10 окажут помощь проверить цель PR на достижимость и измеряемость, разрешат оценить количество дополнительных мероприятий, нужных с целью достижения цели PR.
К примеру, при проведении локальной избирательной PR-кампании (таких кампаний одного кандидата на протяжении подготовки к выборам может проводиться пара) цель возможно сформулирована так (без привязки к настоящей предвыборной обстановке):
«До 30 августа 2013 года добиться вовлечения обитателей районов Планерная, Левобережный, Сходня муниципального округа Химки в социальные проекты, реализуемые по инициативе кандидата в мэры (ФИО) вместе с райсоветом труда и ветеранов войны, отсутствия действенного противодействия реализации этих социальных проектов со стороны районных администраций, и формирование мнения не меньше чем 50 процентов участников активных групп электората Г.О. Химки о превосходстве административных, людских качеств (ФИО кандидата) и его замыслов по увеличению социального уровня судьбы населения округа если сравнивать с планами и качествами вторых кандидатов».
Как измерить эффективность успехи данной цели?
Весьма легко:
- Через количество местных обитателей, реально принявших участие в социальных проектах (так как требуемое количество рабочих рук для посадки, к примеру, аллеи имени кандидата в мэры известно заблаговременно). Обеспечено число участников-добровольцев либо нет?
- Были ли факты противодействия со стороны местной администрации? Вариантов всего три: не было; были, но значительного влияния на успешную реализацию проекта не оказали (также приемлемый итог); местная администрация сорвала реализацию социального проекта ? итог неудовлетворительный, необходимо разбираться, как такое оказалось, в чем недочёты коммуникации (кроме этого продумать, как данный срыв возможно применять в предстоящей предвыборной борьбе).
- Наконец, посредством опросов определяется часть электората, уверенный в превосходстве отечественного кандидата.
Критерием для оценки результативности PR-кампании, проводимой в условиях конкурентной борьбы, возможно лишь критерий приемлемости (критерий оптимальности в этих условиях категорически не подходит).
Снова пример из спорта: Константин Цзю в финале мирового чемпионата по боксу побеждает соперника в пятом раунде. Он ? мировой чемпион! С позиций критерия приемлемости ? цель достигнута, а с позиций критерия оптимальности ? нет. Цзю так как не послал соперника в нокаут первым ударом в первом раунде, а бился с ним в целых пяти раундах.
В условиях конкурентной борьбы не все зависит от вас.
В случае если же мы разрабатываем PR-кампанию в интересах бизнеса, то цель уже будет обрисовывать те желаемые убеждения (установки) и действия (либо бездействия) главных групп клиентов, акционеров, государственных регуляторов и сотрудников, каковые нужны с целью достижения компанией ее стратегических бизнес-целей.
Случайные статьи:
Комплексная оценка эффективности СИЗ
Подборка похожих статей:
-
Как написать пресс-релиз для компании
Как написать пресс-релиз для компании Охота на журналиста, либо как написать пресс-релиз. В случае если компании имеется что сообщить общественности, она…
-
Что выигрывает компания во главе с руководителем-брендом
Вероника Кириллова председатель совета директоров, Петербург Всем ли директорам нужен персональный бренд? И как организовать PR-проект, что разрешит его…
-
Три возможности для улучшения рыночной политики компании
В случае если в совокупности продаж отмечается застой, пора устроить «главную уборку». Как реанимировать клиентскую базу, навести порядок в…
-
Десять универсальных секретов для хорошей продающей презентации
Ася Барышева председатель совета директоров, Москва Как несложную компьютерную программу перевоплотить в замечательный довод для продаж, работы с…