Финансовый пузырь в сети

Елена Бреслав Нач. отдела, зам. начальника, Ярославль

В сети произошёл коллапс. На рынке IT-одолжений спрос опережает предложение.Участник Сообщества Елена Бреслав уверена – растущий в Сети денежный пузырь вот-вот лопнет.

К написанию данной статьи меня подтолкнули пара событий. Началось все с того, что я как-то прекратила верить поисковикам: в случае если, скажем, годом ранее, организовав поиск, я ограничивалась первой парой страниц, то с какого-либо момента необходимые мне результаты стали обнаруживаться значительно позднее. Последний месяц я кроме того прекратила удивляться, в то время, когда «роскошный и узнаваемый сайт» выяснялся в поисковой выдаче на позиции, которой он совсем не заслуживал.

В этом были и собственные плюсы: я разрабатывала методику успешного сайта, и мне необходимы были примеры неточностей на интернет-страницах – выяснилось, их возможно брать из первых строчек. Основное – верно выбрать слова для запроса.

«Правильности» также добиться было легко. Предположим, мне нужен для иллюстрации сайт с неудачно сделанным коммерческим предложением либо без неповторимого торгового предложения, либо с дизайном, не соответствующим собственной сфере, другими словами не вызывающим нужных ассоциаций. Перечисленные неприятности сводятся в одну точку – не сильный продвижение, а оно характерно производственным фирмам, каковые концентрируются в большинстве случаев на производстве в узком смысле.Финансовый пузырь в сети

Набираем в поисковике «производство» – и остается лишь выбрать иллюстрацию максимально наглядную.

Но разработка методики закончилась, и видеть «во первых строчках» сайты по типу «как не нужно» уже совсем неинтересно. Но этого мало.

В параллель с процессом «проигрыша поисковых машин SEO-оптимизаторам» в интернет-сфере разворачивались и два вторых процесса: расслоение в среде веб-разработчиков и, в случае если возможно так выразиться, «перемещение интернет-бизнеса в веса». Это принципиально важно, обсудим подробнее.

Расслоение среди веб-разработчиков выразилось в том, что фактически провалились сквозь землю предложения, средние по цене при хорошем качестве работ.

Конечно, данный вывод я делаю по ограниченной выборке: по латвийским разработчикам и фрилансерам, к каким приходилось обращаться. Быть может, в столицах либо еще где-то обстановка другая, но что-то мне подсказывает, что закономерность скорее неспециализированная.

Предложения по веб-разработке распались на две принципиально различные части по составу исполнителей и цене услуг: с одной стороны – дорогие и чаще кроме того весьма дорогие предложения от компаний-разработчиков либо профи с именем, за которыми также стоят в случае если и не компании, то группы людей, с другой – недорогие, в большинстве случаев типовые предложения от фрилансеров либо начинающих студий веб-дизайна. Как я уже писала выше, провалился сквозь землю средний сегмент.

Пикантно, но, что уровень качества работ не гарантируется ни в дорогом, ни в недорогом случае, а срыв сроков и на долгое время стал в данной сфере нормой. Кроме этого как словно бы не видно неприятностей с клиентами – исполнители независимо от расценок утверждают, что к ним стоят очереди, и если судить по их нагловатому неторопливому поведению, таки в самом деле стоят. А также, стоит очередь из тех, чей проект еще реализуется, он не закончен и не запущен, а исполнители начинают уже новые проекты новых клиентов.

Им незаконченное надоедает, не будучи сданным.

С позиций маркетинга обстановка четко напоминает рыночный пузырь: спрос опережает предложение, на фоне этого разрыва растут цены и страдает уровень качества, производители-поставщики наглеют, в отрасль лезут любители, каковые большое количество просить не решаются, но уровень качества у них еще хуже стоимостей. Пожалуй, появление в отрасли громадной массы любителей, пускай недорогих, но таких, каковые без пузыря ко мне по большому счету не рискнули бы приблизиться, – самый броский симптом происходящего.

Пузырь, но же, вечным быть неимеетвозможности – деревья не растут до небес. Но в какой форме может случиться его коллапс, в случае если публика от Интернета, сайтов и другого отказаться неимеетвозможности в принципе? Возможно прекратить строить (лопнул пузырь недвижимости), возможно перейти на более экономичные двигатели (сдулся пузырь стоимости одного бареля нефти), но уйти из Интернета… это утопия. Либо нет?

Либо действительность?

Минуточку, отправимся дальше.

В Сети надувается еще один пузырь – информационных продуктов либо бизнеса в сети. Информационные продукты, согласно точки зрения пишущего эти строки, и в действительности будущее: они занимают очень привлекательную нишу между бумажными изданиями (газетами, изданиями, книгами), каковые комфортно просматривать, но в которых некомфортно искать, и сайтами, приспособленными под поиск, но ограниченными в количестве публикаций. Но проблемы и преимущества информационных продуктов – тема отдельной диссертации.

Будет весьма интересно – поболтаем позже. А на данный момент для нас принципиально важно, что эти самые информационные продукты стали создаваться в огромных количествах, причем за последние два-три года случилось резкое ухудшение их качества, и в эту сферу стремятся те, кому объективно места в ней нет.

Предвидя возмущение создателей информационных продуктов, тороплюсь растолковать признаки и симптомы ухудшения их качества: главной из них – понижение удобства для пользователя. В то время, когда информационные продукты в Рунете начинали развиваться, они были прелесть как эргономичны: хорошие тексты, с навигацией, ссылками, плюс видео, плюс аудио, плюс таблицы – как учитель я с громадным удовлетворением смотрела за прогрессом дидактики в Сети.

И внезапно «Дунай повернул вспять»: электронные книги сменились туповатыми (в техническом смысле) pdf-текстами, позже тексты провалились сквозь землю вовсе, и остались лишь подкасты (видео и аудио). Ролики же – вещь неясная: в случае если тема разрешает, то они эргономичны, к примеру, провести время в пробке с пользой.

Но в случае если нужно видеть иллюстрации, в случае если требуется вникнуть «по-важному», а такое не редкость довольно часто, то ты должен наблюдать все без исключение в надежде, что это необходимое в том месте где-то в первых рядах обнаружится. В тексте-то наличие нужного определяется беглым пролистыванием – с подкастами данный номер не проходит, приходится тратить жизнь.

Но дело этим не ограничилось: с каждым месяцем замедляется темп изложения материала в роликах, ведущий говорит все распевнее… растет часть рекламной составляющей – о себе, о собственных заслугах, о замыслах на будущее… а основное – провалился сквозь землю видеоряд как такой, многие популярные авторы прекратили делать соответствующие презентации. И усматриваю я в этом не столько лень либо нахальство выступающего, сколько его желание заставить слушателей прослушать увеличенную рекламную составляющую.

По причине того, что в случае если выступление идет на фоне презентации, к тому же и видеоряд презентации грамотный, пользователь может ее «пролистнуть» по типу текста, составить представление – и отказаться от полного просмотра. В случае если же презентации нет, ты как… должен слушать/наблюдать все без исключение все в той же надежде определить что-то нужное от раскрученного гуру. В итоге уже и не рад, что связался с видео, даже в том случае, если это безвозмездно.

А уж в случае если за него было нужно заплатить – как, к примеру, в обучающем курсе, то совсем обидно. Как словно бы за твои же деньги у тебя воруют твое невозвратное время.

Создатели информационных продуктов, каковые не согласны со мной, не спорьте! Легко сделайте необходимый пользователю видеоряд, а значительно лучше – плюс к нему текст. Как было принято недавно – с навигацией, ссылками, иллюстрациями. Что, в тексте стало видно, что вы медлительно рассказываете, что в продукте нет новых идей?

Сорри, приятели, это ваши неприятности.

Что же касается «массового набега любителей», то его легче всего оценить по постоянным призывам «создавать по-настоящему классные инфорпродукты» – причем эти призывы обращены к аудитории молодежи, идущей в интернет-бизнес от неустроенности, довольно часто по большому счету без опыта работы, с образованием, уровень которого стал притчей во языцех. Где логика?

Подводим результат: налицо денежный пузырь, подобный пузырю недвижимости, но надувшийся в сфере сайтостроения и информационных продуктов. Обязан лопнуть. Первые показатели уже имеется: по сообщениям аналитиков Ovum, в Соединенных Штатах начался коллапс на рынке IT-одолжений.

Выразился он в понижении заказов на софт и железо, и разработку сайтов. Соответственно следующим шагом началось падение количеств потребления цифровых продуктов, логичное развитие процесса – падение количеств разработки.

Вывод неутешителен: никто не планирует отказываться от Интернета. Планируют отказываться тратить деньги на посредственное производство в сети.

Но для автора этих строчков – равно как и для многих читателей – все вышесказанное носит темперамент лишь прелюдии. Главные вопросы другие: что стоит за этими симптомами, чего в соответствии с этим ожидать и какие конкретно действия предпринимать?

По порядку.

Что реально происходит?

За обрисованными симптомами стоит смена продукта развития и стадии рынка – притом, что многие компании на фоне раздувшегося пузыря этого еще не осознали.

Эти термины – стадия развития рынка, компании и продукта – забраны из книги Шнейдера, Кацмана и Топчишвили «Наука побеждать в инвестициях, маркетинге и менеджменте», которая обрисовывает несложной и весьма результативный подход к анализу жизнеспособности сочетания стадий развития рынка (пять стадий), продукта (четыре стадии) и компании (три стадии). Не пересказывая все (книга легко написана и стоит того, дабы тратить на нее время), выделю, что всего получается 60 комбинаций, из которых жизнеспособны лишь 13.

Остальные 47 обречены на банкротство либо медленное прозябание «кое-как» – в этот самый момент вам решать, какой из вариантов лучше. Неприятность в том, что успешная комбинация может смениться нежизнеспособной исподволь, незаметно для управления компании – рынок изменился, продукт развился, а ваш бизнес остался тем же.

Стадии развития рынка

Продукта

Компании

(нулевая стадия, рынка нет) Потребителей, каковые платят деньги за применение нового предложения, пока еще не существует – лишь энтузиасты

(первая стадия) Зарождение

(первая стадия) «Гаражные» компании

(первая стадия) Появляются клиенты, каковые реально платят деньги

(вторая стадия) Развитие

(вторая стадия) Компании с доступом к капиталу более чем $10 млн

(вторая стадия) Начинают массово приходить потребители, оставляя рынок прошлый

(третья стадия) Зрелость

(третья стадия) Компании с доступом к капиталу более чем 100-200 млн. USD, в большинстве случаев котирующиеся на бирже, но не обязательно

(третья стадия) Все потенциальные потребители уже пользуются предложением данного рынка

(четвертая стадия) Специализация – продукт делится на специальные продукты

(четвертая стадия) Происходит оттекание потребителей, каковые начинают применять новое предложение вместо имевшегося

Что случилось с Интернетом, первой волной и сайтами информационных продуктов в последний год?

С позиций рынка – вторая стадия сменилась третьей, Интернет охватил все общество, оставшиеся «неокученными» отдельные регионы не делают погоды. С позиций продукта – продукт стал зрелым. Нужен уже не сайт как такой, «дабы был», а сайт с определенными особенностями, лучше – достигающий нужных целей.

Что делать?

Таковой комбинации «третья стадия рынка – третья стадия продукта» соответствует лишь большой капитал (акционерные компании) в сочетании с сервисными компаниями на местах. Большие компании создают и выводят на рынки продукты, каковые позже кастомизируются сервисами – эта схема знакома по учетным совокупностям, к примеру.

Итого на место неповторимых сайтов должны прийти шаблоны – к примеру, на WordPress это уже случилось, и не только на WordPress… Причем шаблоны должны достигнуть уровня, в то время, когда их применение для сайта «рядовым необученным» не будет вызывать у последнего никакого затруднения. Наполнение шаблонов контентом не вызывает затруднений уже на данный момент – но существенно облегчится и кастомизация дизайна…

Должны показаться эргономичные платформы для качественных (технически, само собой разумеется, – содержание остается делом автора) цифровых продуктов.

Другими словами потребителю через какое-то время станет легче: падение количеств заказов окажется необратимым, клиенты все делать сами. Тем более, за шаблонами стоят не только шаблоны, и вдобавок и бессчётные плагины. Равно как и за платформами для цифровых продуктов.

А что делать производителям, другими словами веб-авторам и разработчикам информационных продуктов?

С разработчиками все ясно – в их задачи на данный момент входит:

  1. не проглядеть новые разработки, каковые совсем не так долго осталось ждать покажутся, зрелый продукт начнет специализироваться, в его недрах в т.ч. зародиться что-то совсем новое;
  2. не проглядеть собственное банкротство. Маленьким компаниям имеется суть сдвинуться в сторону сервиса, по стратегии «близости к клиенту», по причине того, что для зрелого продукта на первый замысел выходят неприятности эксплуатации. Кстати, это окажет помощь заметить новые потребности. К примеру, для тех же сайтостроителей имеет суть озаботиться не просто тем, дабы сайт был и трудился, и вдобавок тем, дабы он реально реализовывал и продвигать не столько сайт в поисковых машинах, сколько компании-клиентов и их продукты. Другими словами увеличить сферу деятельности, принять новых экспертов либо войти в альянс.

В части рекламы оптимальнеетрудятся демонстрация и общественные связи самой компании где лишь возможно – логотип, имя, спонсорство (в случае если на все это еще остались средства). Но в таковой скоро изменяющейся сфере, как информация и Интернет по большому счету, быть может, необходимо задуматься над своевременным закрытием текущего бизнеса и подождать именно новой волны.

Какой она будет? Не знаю – ее легко проглядеть. Оливетти проглядел компьютеры, поисковые машины – соцсети и т.д.

Но ожидать осталось недолго.

Случайные статьи:

8.6 Финансовые пузыри


Подборка похожих статей:

riasevastopol