Бороться с коррупцией может только компьютер

Контролировать сведения о расходах и доходах государственныхы служащих обязана особая программа — это единственный метод сделать действенной борьбу со взятками, считают эксперты Высшей школы экономики. А о итогах проверки должны знать все

Основной элемент борьбы со взятками — публичные отчеты менеджеров и чиновников госкорпораций о собственных доходах внес предложение в 2008 году президент Медведев.

В 2012 году уже в должности премьера он признал, что декларационная кампания закончилась провалом.

Удивляться тут нечему, считают Андрей Яковлев из Высшей школы экономики и Алексей Конов из Центра развития госслужбы : нынешние способы борьбы со взятками в Российской Федерации вряд ли возможно назвать действенными, госслужащие смогут легко избежать предоставления исчерпывающих информации о собственных имуществе и доходах, а основное — об источниках их получения.

Специалисты ВШЭ проанализировала всемирный опыт и предложили свой вариант борьбы с взяточничеством. Во многом их предложения повторяют советы России от Мирового банка.

Основное в декларационной кампании:

вести четкий график отчетов о доходах,

не верить госслужащим на слово, а контролировать предоставленные сведения,

наказывать, если они неверны,

публиковать все данные в открытом доступе.

История борьбы со взятками по-российски
Бороться с коррупцией может только компьютер
Начиная с 1992 г. было принято пара документов, каковые регламентировали раскрытие информации о доходах государственныхы служащих. Но указы исполнялись не хорошо и не приносили результатов: контролировали сведения кадровые работы ведомств, а сама проверка проводилась лишь по запросу налоговых и МВД. Для общественности эти сведенья были недоступны.

Нынешняя совокупность была создана в первые годы президентства Медведева и преподносилась как революционный ход в борьбе со взятками:

В 2008 г. был принят закон, обязывающий национальных и муниципальных служащих предоставлять сведения о собственных имуществе и доходах, и о имуществе и доходах собственных несовершеннолетних детей и супругов.

В 2009 г. закон дополнили двумя указами. Информацию о доходах стали публиковать главы госкорпораций, фондов, и других госорганизаций.

Второй пакет указов в том же году утвердил проверки и порядок публикации этих сведений. Основанием для проверки стали являться не только информация от госорганов, но и Общественной глав палаты и заявления партий.

В 2010 году в государственную думу был внесен закон, предусматривающий распространение требований о декларировании на своих родителей, детей (включая совершеннолетних), усыновителей, усыновленных, сестёр и родных братьев, дедушек, бабушек и внуков государственныхы служащих. Он не был поддержан ни важным комитетом Государственной думы, ни комитетом-соисполнителем.

В 2011 г. начальники властей взяли право запрашивать справки по счётам и операциям собственных подчиненных, и сведения из налоговой.

В начале 2012 г. Владимир Владимирович Путин подверг критике обилие кумовских сделок в госкомпаниях и поручил их пресечь. Министерства экономики в октябре предложило публиковать информацию о компаниях родственников на сайте госзакупок.

В 2012 г. первое чтение в государственной думе прошел закон, по которому с государственного служащего смогут быть потребованы информацию об источниках доходов, в случае если сумма одноразовой сделки, идеальной им либо участниками его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход всех участников семьи по главному месту работы.

Что не так

Яковлев и Конов растолковывают, из-за чего антикоррупционные объявления не стали действенным инструментом по следующим обстоятельствам:

Формы подачи объявлений сохранилась еще с 1997 г.

Анализ поданных сведений так же, как и прежде проводит кадровая работа. Не обращая внимания на то, что формально для таковой работы ведомства создали отдельные подразделения по профилактике коррупции, трудятся в том месте те же кадровые служащие, не имеющие нужного опыта.

У этих испытаний нет цели: механизмов регулярных испытаний так и не показалось, нет выявления сопоставления конфликтов и процедур доходов заинтересованностей.

В подготавливающемся к принятию законе о контроле за затратами практически говорится о появлении новой процедуры — декларировании затрат. Но лучше сделать так, дабы госслужащие подавали сведения и о доходах и о расходах в один момент, а не раздельно.

Дискуссии о проблемах коррупции в Российской Федерации через чур политизированы, что мешает нахождению инструментальных, прикладных способов их решения. Необходимо исходить из необходимости борьбы со взятками, а не с самими государственный служащими.

Что предлагают исследователи ВШЭ:

на данный момент госслужащие сами заполняют декларации, а возможно обязать госорганы вырабатывать декларации из сведений об уплаченных налогах и зарегистрированной недвижимости и авто. Для этого за два года необходимо создать особую программу, которая объединит все существующие базы.

Публиковать необходимо не только информацию о недвижимости и автомобилях, но и о наличных и предметах роскоши сбережениях на сумму более чем 1 млн.руб., и показывать все операции с имуществом за год со ценой приобретения либо продажи.

Начать реформу декларирования необходимо с 5-7% высших чиновниковов — от заместитель главы департамента министерства и выше, начальников управлений МВД и парламентариев Государственной думы. Раскрывать доходы у начальников высшего звена должны еще и совершеннолетние дети.

У декларирования должно быть две цели — обнаружение индикаторов коррупции (фактов, свидетельствующих о вероятном правонарушении) и обнаружение конфликта заинтересованностей. Индикаторами смогут быть: несоответствие доходов и расходов, получение завышенной оплаты за работу либо товар, стремительное выплату долга. Дабы исключить конфликт заинтересованностей, госслужащие должны публиковать еще и источники дохода со всеми юридическими данными.

Диагностику самих объявлений обязана выполнять особая программа. Лидеры должны проверяться ежегодно, рангом меньше — по заявлениям общественности. Заявление смогут подавать среди них и простые граждане, и некоммерческие организации — через сайт госуслуг.

Меры ответственности за предоставление недостоверной информации — лишение и увольнение права быть госслужащим впредь. Незаконно добытое имущество необходимо дать стране согластно судебному вердикту. За неполные сведения — ввести штраф.

В случае если полные сведения не смогут быть предоставлены, государственный служащий обязан об этом официально заявить.

Собирать данные должны одни госорганы, контролировать — другие, контроль нужно передать от кадровых работ тем, кто может проводить денежные расследования.

Ученые дают предупреждение, что необходимо постоянно помнить об главных уловках коррупционеров:

— взятки дают не самому госслужащему либо его семье, они перечисляются на квитанции контролируемых им (ими) организаций,

— оформляют имущество госслужащие не на себя либо семью, а на третьих лиц,

— главное имущество находится за рубежом,

— незаконные доходы коррупционеры значительно чаще тратят не на новое имущество, а на обслуживание задекларированного — ремонт дома и т.д.

Итогом работы таковой реформированной совокупности будет подготовка Национального доклада о состоянии совокупности антикоррупционного декларирования в Российской Федерации, что будет размещен в открытом доступе.

Прокуратуры, со своей стороны, должны каждый год опубликовать сводный отчет по итогам испытаний всех государственныхы служащих.

Случайные статьи:

\


Подборка похожих статей:

riasevastopol