Недавняя фраза президента хорошо так всколыхнула целый отечественный e-commerce. Кто подзабыл, вот она, из послания Федсобранию:
“Одним из проектов может стать создание больших русских частных компаний в сфере электронной торговли, дабы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира. У нас имеется, что поставлять”.
Как в большинстве случаев, конкретики недоложили. То ли обращение шла о b2c, то ли о b2b; об агентстве, поддерживающем экспорт, либо о создании очередного русского eBay “сверху”. В комментариях нужно будет строить предположения — так как новость в целом хорошая.
Возможно, целый российский e-commerce, реализовывающий отечественную продукцию, ожидают привилегии и льготы?
Давайте совместно пофантазируем на тему “а что имела возможность бы Российская Федерация реализовывать на экспорт по интернету?”.
Какой будет формат
Для начала, что во всей фразе имеется конкретного: “большие частные онлайн-ритейлеры, реализовывающие товары русского производства по интернету”. Другими словами практически обращение о магазинах-агрегаторах. По какому принципу в них будут отбираться товары?
Наверное, обращение не о каталоге со свободным доступом на полки, поскольку при таких условиях будет нереально осуществлять контроль само предложение — а у нас обращение фактически о национальном проекте.
самый вероятный вариант — каталог намерено отобранных российских продуктов, к котором имеется потенциальный интерес у зарубежного клиента. Другими словами b2b, потому что вызывающе большие сомнения, что каталог b2c-продукции будет пользоваться массовым спросом — в том месте действуют другие модели сотрудничества.
О брендах и бренде
Имеется такое понятие — национальный бренд. Все знают, что в случае если товар made in Italy — значит, он красивый и актуальный. В случае если made in Germany — качественной и безотказный. И без того потом.
Такое явление, в то время, когда страна делается брендом, чуть ли не основополагающее условие успешного экспорта потребительских товаров.
Попытка сделать что-то подобное уже предпринималась, в случае если не забывайте, то был (но остановился в развитии) проект Made in Russia, каталог русских брендов с потенциалом на экспорт. Проект был призван создать обычный “зонтичный бренд” на национальном уровне, в случае если—зарубежного потребителя принимать любой товар с маркировкой “Сделано в Российской Федерации” позитивно.
Тут налицо те же инструменты: в каталог добавляется не все производители без разбора, а лишь те, каковые смогут подтвердить собственные удачи на зарубежном рынке. И после этого продвигаются как цельный бренд, презентуют страну в мире.
Сейчас ни один из топовых русских брендов (по большей части это поставщики сырья, ритейл-сети и туристические компании) не входит в перечень лучших мировых. Это показывает, что трудиться имеется над чем. Но исполнению задачи по экспорту русских товаров мешает пара факторов — и в итоге не весьма ясно, как их преодолевать.
Неприятность: потребителю это не весьма интересно
Мы не любим, в то время, когда нас именуют экспортером ресурсов. Не смотря на то, что с задачей справляемся превосходно — будь то нефтегаз, мороженная рыба либо IT-аутсорс.
Но мы любим подчеркивать, что у нас технологии и неповторимые производства. Но, в случае если присмотреть поближе — это производство для потребностей армии, индустрии, науки или других специфичных отраслей (электронные микроскопы либо радиолампы — это не совсем про массового потребителя).
Еще момент. В соответствии с весьма скромному каталогу тех же Made In Russia: да, Depot WPF сильны в дизайне упаковки, но это b2c-услуга. Имеется отечественные софтверные компании, признанные за границей: те же Yandex, Kaspersky, ABBYY либо 2GIS, но они предоставляются как сервис, “коробочные” решения для IT в далеком прошлом уже уходят на второй план.
Итого имеем: с одной стороны, наукоемкие производства, каковые мировым спросом пользуются, но потребительских товаров не делают. Иначе, местами развитый сектор одолжений, что не подходит под концепцию “громадного вебмагазина”.
А, к слову, это товары для массового потребителя делают и экономику, и (что ответственнее) формируют вид страны за границей. Apple не просто так дороже Газпрома многократно.
Неприятность: продукты питания — не для онлайн-экспорта
Не все товары подходят для заказа по интернету. К примеру, продукты питания смогут быть скоропортящимися либо продолжительного хранения — первые гарантированно не будут заказывать.
Да и в принципе у потребителя должна быть сильная мотивация заказывать продукты питания в второй стране и ожидать доставку, в то время, когда то же самое возможно приобрести в муниципальном молле.
В это же время, для русского обывателя “отечественные потребительские товары” —
это в основном напитки и кондитерские изделия. Что из этого реализовывать в онлайне за границу — не весьма ясно.
“Карта брендов”, подготовленная в следствии опросов населения, разрешает сделать вывод: россияне редко связывают собственные регионы с потребительскими товарами. По большей части вспоминают нефть, оборонку, тяжелую индустрию, ритейл и мало IT.
Неприятность: юридические преграды в интернет-торговле
Это не основной барьер, но он имеется. Продажа алкоголя, драгоценных металлов, драгоценностей (свободная торговля ограничена) и лекарств (планируется дать добро для аптек с 2017 года) через интернет у нас запрещена. Ввиду того, что любая из отраслей удачно идет на экспорт в оффлайне, это значительно сократит размер предполагаемого онлайн-каталога.
Неприятность: существующая негативная национальная окраска
Народные веса думают штампами, хоть у нас, хоть за рубежом. До тех пор пока мы лидируем по продаже водки Smirnoff в Англии и Stolichnaya в Греции, додавая к этому перечню пиво и икру — о нас думаютштампами из голливудских фильмов девяностых.
Основная же задача аналогичного национального проекта — это задача PR, а не продаж. Учитывая кроме этого текущую внешнюю политику, нам будет сложно переломить отношение к себе несложных потребителей: их ужас, недоверие и презрение.
Неприятность: кто отечественный клиент
Традиционно рынок для сбыта русских товаров выбирался так: наблюдаем, имеется ли в стране русская диаспора и реализовываем товар ей, своевременно нажимая на эмоцию ностальгии. Исходя из этого США, Германия, Израиль и т.д.
Глубоких маркетинговых исследований никто исторически не проводил — для чего приспособить продукт под зарубежный рынок, в то время, когда на долю продаж за границей приходится 1-2%? По той же причине: для чего рисковать и проводить агрессивную маркетинговую кампанию, в случае если изначально продукт делался для внутреннего рынка в этот самый момент хорошо продается? Следовательно, не считая водочных брендов и второй отечественной “исконной” продукции западный потребитель не видел ничего.
Еще один рынок, на что прекрасно работается отечественным производителям, но которого не существует на Западе: товары, стилизованные под зарубежные. Телевизор, наименование которого звучит “по-германски” россияне берут охотнее, чем какой-нибудь “Рубин” (наряду с этим у него страно дешёвая цена).
Вот достаточно широкий перечень таких (в действительности русских) брендов: бытовая техника Bork, Vitek, Scarlett, Akira, кофе Milagro, чай Greenfield, косметика Faberlic, обувь Carlo Pazolini, спортивная экипировка Bask, канцтовары Erich Krause и многие другие.
Вещь в том, что подобная модель манипуляции потребителей не работает в конкурентной среде с настоящими германскими либо итальянскими брендами. Обстоятельство опять та же — у нас эти товары берут из-за мифологического “национального бренда” второй страны, на земле которого начинается бренд самого товара. В Германии, Японии либо Италии никто не слышал про Kaiser, Kenatsu либо Grand Pasta, и восприниматься они будут соответственно.
Неприятность: мало конкурентоспособных товаров
Все, что удается отыскать среди российской продукции: стройматериалы, промышленное оборудование, продукты питания, стилизованная “под импорт” электроника и бытовая техника, пара обуви и брендов одежды (“Котофей”, “Bask” и еще пара), каковые наподобие как прекрасно продаются на экспорт. Не смотря на то, что для первого бренда рынок сбыта — страны СНГ и Монголия, о западных либо рынках азиатских речи не идет. Видится информация о мебельной фабрике “Фотон”, которая экспортирует в государства Скандинавии мебель для баров общей стоимостью 250 миллионов долларов в год.
Но таких данных мало. Кроме того в случае если пролистать перечень “товаров года” — на лицо одна кондитерка и очень мало товаров, пригодных для продажи онлайн.
В сухом остатке
У нас хорошо с потребительскими товарами. У нас не хорошо с потребительскими брендами.
При наличии производственных мощностей (пускай частично переведенных с военных рельс), при наличии внутреннего рынка потребительских товаров — мы не можем выйти дальше игр в импортозамещение. Отыскать, чем бы заткнуть дыру в поставках привычного товара — худо-бедно можем. Соперничать собственными аналогами западных товаров на их поле — не получается.
Обстоятельство опять та же: нет бренда, нет узнаваемости и мотивации выбирать отечественный продукт.
На Запад прекрасно продаются товары с национальной окраской, но они глобальных подвижек не сделают. Говорят, что китайцы обожают брать отечественные лампочки — они наподобие как живут продолжительнее азиатских аналогов. Но таковой информации — жалкие крупицы и не ясно, что приводить в подтверждение.
Исходя из этого фраза о поставках российского на экспорт какая-то уже весьма расплывчатая. В случае если принимать это заявление легко как часть неспециализированного патриотического пиара — тогда всё сходится: и импортозамещение, и санкционные товары и другая. В случае если как важные замыслы отечественного правительства на будущее онлайн-ритейла — то через чур уж всё неправдоподобно.
Вот и получается, что у нас “Берите российское”, а не &светло синий;Сделано в Российской Федерации”, почувствуйте отличие.
Что мы практически можем предложить в Громадном Русском Интернет-магазине, кто знает?
Материал подготовлен командой REES46
REES46 — сервис товарных рекомендаций, что специализируется на отраслевых ответах для онлайн-ритейла и многоканальном сотрудничестве магазинов с клиентами.
Случайные статьи:
Самый бесполезный телесюжет
Подборка похожих статей:
-
Выбор есть всегда, или что такое товары-субституты?
Маркетологи всегда допускают 2 неточности: создают товары повседневного спроса и сохраняют надежду, что потребители согласятся платить за них цену,…
-
Российский интернет-ритейл и трансграничная онлайн-торговля – итоги, прогнозы, предложения, мнения
По итогам 2016 года АКИТ прогнозирует рост рынка интернет-торговли приблизительно на 18% до 900 млрд. рублей. В 2017 году рынок продолжит рост и…
-
15 Признаков того, что российская реклама становится хуже
Современная русский реклама Давайте будем откровенны: если не считать отдельных признаков роста и локальных успехов у отдельных агентств, то реклама в…
-
Российский ecommerce впервые обсудили на гайдаровском форуме
Тема роли и электронной коммерции русского рынка в ней в первый раз за всю историю Гайдаровского форума попала в повестку. 15 января, в третий сутки…