Развитие артикуляции у детей и взрослых

Упражнения для развития артикуляции

Человеку с нарушениями речи – маленькими либо сильно выраженными – весьма сложно выстроить успешную карьеру.

И дело не в том, что над ним посмеиваются коллеги, а в том, что ему сложно высказывать собственные идеи. Теряется уверенность в себе, а ведь это основное условие восхождения по служебной иерархии. Как совладать с нарушением артикуляции?

Как по большому счету появляется эта неприятность?

Нарушение артикуляции у взрослых

Нарушение артикуляции диагностируется еще в юные годы, и в случае если в раннем возрасте эту проблему не решить, она останется до самой старости. В большинстве случаев, обстоятельством делается раскоординированность языка, нижней челюсти и губ.

Улучшить работу органов артикуляции возможно посредством особой гимнастики. Другое дело, в случае если обстоятельство физиологической природы: неверный прикус, мала «уздечка» и т. п. Тогда за помощью нужно обратиться к логопеду.

Делать гимнастику для развития артикуляции возможно самостоятельно, но лучше заниматься с логопедом, тогда итог покажется стремительнее и будет более качественным.

Кроме этого трудиться со экспертом лучше, в случае если у вас нарушение нескольких звуков в один момент либо в случае если обстоятельством нарушения стала травма либо сильный стресс. За помощью к логопеду необходимо обращаться и при отсутствия результатов при независимой коррекции речи.Развитие артикуляции у детей и взрослых

Как проходит курс коррекции речи?

В первую очередь необходимо выяснить, какие конкретно звуки вы не произносите либо произносите неправильно. Определить возможно, поинтересовавшись у друзей или записав собственную обращение на диктофон. Имеется пара типов нарушений:

  • нарушение свистящих – [с], [з], [ц];
  • нарушение шипящих – [ш], [ж], [ч], [щ];
  • нарушение звука [л];
  • нарушение звука [р];
  • нарушение всех звуков.

Трудиться возможно начать с любого звука, но основное – исправлять их попеременно, а не все разом. Сам процесс развития артикуляции делится на пять этапов, каковые необходимо проходить последовательно, не перескакивая с одного на другой:

Подготовительный. На этом этапе необходимо изучить, как действуют органы артикуляции при верном произношении звука. Быть может, вы сходу сможете исправить его произношение, в случае если нет, то окажет помощь особая гимнастика.

Упражнения необходимо делать четко по инструкции, и лишь по окончании того, как вы сможете их делать без неточностей в стремительном темпе, возможно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. На этом этапе в зависимости от артикуляции звука выполняются разные упражнения, целью которых есть свойство произносить любой звук изолированно (р-р-р-р, ш-ш-ш-ш).

Автоматизация. Целью данного этапа есть введение поставленного звука в обращение. Это делается последовательно: сперва отрабатываются слоги, после этого слова и, наконец, предложения.

Не торопитесь сходу переходить к скороговоркам, это самый последний ход на этапе автоматизации и самый тяжёлый.

Разделение. На этом этапе происходит разграничение сходных звуков наподобие [р] и [л], [с] и [ш]. Оно происходит последовательно: сперва слоги, после этого предложения и слова.

Скороговорки – последний ход этого этапа.

Введение звука в обращение. Этому содействует заучивание стихов, устное сочинение и пересказ текстов рассказов. На этом этапе работа ведется, в большинстве случаев, сходу со всеми звуками.

Гимнастика для развития артикуляции

Все упражнения лучше делать перед зеркалом. Не следует сходу пробовать сделать все упражнения, лучше вводить их по одному, освоив и закрепив прошлые.

  • Разработка мягкого неба. Зевки с закрытым ртом.
  • Упражнение «маляр» – языком в рта «покрасить» верхний свод – от мягкого нёба до основания верхних зубов.
  • Произношение гласных звуков, позевывая.
  • Имитация полоскания горла.
  • Разработка нижней челюсти. Перемещения челюстью взад-вперед и из стороны в сторону.
  • Опускание челюсти вниз с сопротивлением.
  • Разработка щек. Поочередное втягивание либо надувание обеих щек.
  • Перекатывание «воздушного шарика» от одной щеки к второй.
  • Упражнение «рыбка» – втянуть обе щеки так, дабы оказался «рыбий» рот и подвигать губами.
  • Разработка губ. Поочередно радоваться и вытягивать губы трубочкой.
  • Бережно пожевать губы.
  • Пофыркать, как лошадь.
  • Разработка языка. Повращать языком между губами и зубами.
  • Напрягая, тащить язык, дабы получался острый кончик, после этого расслабить, положив язык «лопаткой» на нижнюю губу.
  • Постараться дотянуться языком до подбородка, а после этого до носа.
  • Складывать язык трубочкой.
  • На счет 1-2 подносить язык к основанию верхних и нижних зубов, на 3-4 – к правой и левой щеке.
  • Пощелкать кончиком языка, как лошадь.

Делать артикуляционную гимнастику необходимо не только при нарушениях речи, но и перед выступлениями и важными совещаниями. Кроме того в простой рабочий сутки полезно подняться перед зеркалом и сделать несколько упражнений, поскольку мы живем среди людей, и общению с ними ничего не должно мешать.

© Василина, TimesNet.ru

Случайные статьи:

Сценическая речь Артикуляция Урок 1


Подборка похожих статей:

riasevastopol