Экомаркетинг vs «невидимая рука» рынка

Игорь Козуля Директор по маркетингу, Москва

Как именно экологический маркетинг может увеличить стратегию социальной ответственности бизнеса? Одновременно с этим новые правила экополитики противопоставляют себя хорошему маркетингу. Подробнее в статье Игоря Козули для конкурса «Громадная игра-2014».

Постановка неприятности

«Капитализм может упасть,
если он не разрешит стоимостям сказать
экологическую правду»

Эрнст фон Вайцзеккер

Термин «невидимая рука» в отношении рынка был введен в широкое пользование с подачи Адама Смита и мистически заворожил многих экономистов своим благотворным действием на экономику. Но общество и прогресс не следует на месте, ветхие догмы опровергаются /корректируются. Похоже, дошла очередь и до «отца рыночной экономики».

Несостоятельность саморегулирующих рынков стала очевидна на данный момент – в то время, когда мир уверенными шагами приближается к экологической трагедии. В игру вступает государство с введением новых правил в экологической политике, частично, а где и без шуток ущемляя интересы бизнеса. Складывающаяся обстановка требует новых стратегий с учетом твёрдых требований современного общества.

Как один из примеров – создание в первой половине 90-ых годов двадцатого века Глобальной торговой организации (ВТО).

Экомаркетинг – это не просто прибавление составной части сложных слов «эко» к производимой продукции для увеличения спекулятивной маржинальности (аналог с «псевдобрендами»), а комплексное управление рыночными взаимоотношениями, направленное на борьбу с избыточным потребительским спросом, накладывающее социальную ответственность на бизнес.Экомаркетинг vs «невидимая рука» рынка

Это отметание застарелого штампа: «что прекрасно для бизнеса – прекрасно для общества» и переориентация его на ответственность перед обществом. Экомаркетолог – эксперт, что не ориентируется на сиюминутную пользу компании, горизонты его видения простираются существенно дальше и охватывают благополучие потомков.

Сходу появляется логичный вопрос о соответствии функции маркетинга и планируемым задачам. Так как раньше считалось – что заботой об экологии занимаются совсем другие эксперты – экологи, чей функционал очень далек от маркетинга. Разглядим данный вопрос под другим углом зрения, применяя широкую научную базу.

Тут нам не обойтись без «парадоксальной» кривой Кузнеца (рис.1), где по оси абсцисс отложен «доход на одного человека», а по оси ординат «нагрузка на внешнюю среду».

Большая часть государств начинают собственный путь в громадный бизнес как «бедные и чистые», потом, преобразовываясь в индустриальные, они становятся «богатыми и нечистыми». Поняв собственный плохое положение в экологическом замысле, государства начинают вводить экологические программы, и неспешно переходят в состояние «богатые и чистые».

Рис.1 – «Кривая Кузнеца»

Перейдем сейчас к экологической обстановке в Российской Федерации. РФ относится к государствам с нехорошей экологической обстановкой. Масштабы загрязнения внешней среды, в особенности сейчас, велики. Кроме того «оптимистический» диагноз дает убытки, экономического характера, родные к 50% ВВП.

Перейдя к конкретике, имеем: более 2% населенных пунктов относятся к категории «очень страшно загрязненных», более 10% — «страшно загрязненных» и около 7% — «умеренно страшно загрязненных» (рис. 2). Кроме этого существует 16 регионов – критических в плане экологии, суммарно занимающих около 15% площади страны, с населением более чем 60 млн чел.

Рис. 2

Перечислим шесть экологических стратегий, содействующих синергично снять напряженность в этом вопросе и актуальных для нашей страны:

1) энергоэффективность,

2) синергетический подход к применяемому горючему,

3) возобновляемые источники энергии,

4) утилизация отходов,

5) работа с продуктом,

6) экономия воды.

Маркетинговая стратегия есть производной от главной стратегии, максимально поддерживающая и усиливающая ее в собственных начинаниях. Экомаркетинг не есть исключением из данного правила, лишь в этом случае он «играется» на стороне потребителей, удовлетворяя их потребности и нужды в надёжном существовании на до тех пор пока еще пригодной для жизни планете. Так что, сосредотачиваясь на главной пользе, постепенными улучшениями будем приводить продукт в более «экологичную» форму.

Строительство (строения)

Начнем реализацию экологических стратегий с сегмента «частные дома» и «многоквартирные дома». Подсчитано, что жилищный фонд тратит более четверти всего мирового расхода электричества. Главные траты ложатся на следующие опции либо устройства: отопление/охлаждение, бытовые устройства, свет, тёплая вода, холодильники.

на данный момент в мире делается актуальной концепция «пассивного дома», которая в Российской Федерации стала называться «экодом». До тех пор пока разработка «экодома» есть новинкой для нас, в ЕС уже ставится вопрос о переходе на такие дома как стандартные.

Перечислим главные концептуальные вещи для того чтобы строения. Прежде всего – это минимальные потери тепла за счет современных теплоизоляционных технологии и материалов застекления. Следующий ход – самовентилирующееся строение, в базе которого лежат несложные физические законы (употребляются противоточные воздухоносители). Самые громадные окна выходят на юг.

Дом фактически может снабжать себя электрической энергией за счет элементов по преобразованию солнечной энергии расположенных на крыше строения.

Технологии «экодома» кроме этого возможно использовать при ремонте ветхих строений. У нас этот проект, к сожалению, не имеет активной маркетинговой помощи. На начальной стадии, кроме того простейшее информирование потребителей о существующих возможностях / преимуществах для того чтобы образа судьбы даст весьма хорошие результаты.

По большому счету, замечательный импульс, само собой разумеется, дало бы занесение данного проекта в национальную программу, наровне с «Дешёвым жильем». В многоквартирном доме концепция возможно похожая по применяемым материалам, но имеет собственные особенности.

Тут будет весьма кстати концепция «умный дом», максимально оптимизирующая затраты электричества, поддерживая нужный комфорт минимальными энергетическими затратами. Это направление находится в стадии активного применения в Российской Федерации, но используется по большей части, в респектабельном секторе жилья. В маркетинговом направлении стоит задача репозиционирования данного продукта в массовый сегмент, отказом от избыточных функций и значительным удешевлением.

Сейчас, конечно, весьма интересно посмотреть на обстановку с промышленными строениями. По данной теме в Российской Федерации не отыскал хороших примеров, исходя из этого решил обратиться к мировому опыту. Возможно, самый впечатляющий из них – башня «Жемчужная река» в Китае, имеющая высоту 310 м. Башня стала первым небоскребом с «нулевой энергией».

Тяжелая индустрия (цемент и металлы)

Эти показательные направления выбраны намерено, поскольку являются одними из самых «нечистых» и энергоемких. В Российской Федерации до 15% выбросов парниковых газов приходится именно на эти сектора. Еще в СССР было очень популярно соревноваться между школами в сборе металлолома – и совершено верный вектор, поскольку при производстве вторичной стали экономится до 70% энергии.

В начале ХХI столетия строительство «малых» металлургических комбинатов, для работы на «ломе», стало в Российской Федерации одним из перспективных трендов. Еще больший эффект приносит замена железных составляющих конструкций/подробностей композиционными материалами, но тут мы сталкиваемся с важным сопротивлением замечательного металлопроизводящего лобби. На данном этапе нужна замечательная рекламно-информационная кампания по субститутным материалам.

Разработка производство цемента в Российской Федерации подразделяется на устаревшую/ энергозатратную – «мокрую» и современную – «сухую». Дополнительно «сухой» метод существенно уменьшает расход пресной воды.

На данный момент «мокрый» метод по большому счету не используется в Японии, Германии, Испании, а в других развитых государствах занимает малого долю. В Российской Федерации же все с точностью напротив! Поменять данную картину может лишь публичное вывод, поскольку потребуется важная модернизация устаревших производств, вкладываться в которую российский бизнес пока не хочет.

Еще более продвинутый метод – производство геополимерного цемента. Но у нас до сих пор, еще с 1824 года, производится хороший портландцемент.

Добывающая индустрия

На тему загрязнения внешней среды «безжалостными» способами нефте/газодобычи в Российской Федерации написано огромное количество научных статей. В огромных количествах сжигается попутный газ! На местах по большей части добывается легкая нефть, в связи, с чем выработанность нефтяных месторождений редко превышает 50%, что есть верхом расточительности. Подозреваю, что экомаркетингу вмешиваться в существующее положение дел в данной отрасли – очень страшно. На кону стоят легко огромные деньги.

Максимально, чем возможно заняться в данной сфере – действенное использование/утилизация попутного газа. Тут речь заходит о развитии сегмента мини-электростанций, теплоцентралей, теплиц, перевод техники близлежащей областей на возможность работы двигателя на попутном газе.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство есть прямым виновником выброса 18% парниковых газов и поглощает до 70% воды, потребляемой людьми. В среднем, на 100 га обрабатываемых сельхозугодий приходится ~80 человек.

Разброс количества людей в зависимости от страны – легко большой (от 2 чел. в Соединенных Штатах до практически 300 в Китае). Тут главную роль играется механизация производства. Аграрному комплексу сама будущее приказала деятельно пользоваться возобновляемыми источниками энергии, да и про биогорючее не нужно забывать.

Действительно, имеется и запрещенные приемы: «страшные» для здоровья удобрения и само собой разумеется ГМО. Тут экомаркетинг обязан активней вмешиваться в закупочную политику фирм, а при наличии собственных хозяйств быть неустанным наблюдателем за «полезностью» продуктов, системному подходу в их подборе. Кроме этого очень нужны и мероприятия по бенчмаркингу, отслеживающие/перенимающие достижения и новейшие разработки в отрасли.

Транспорт

Тут видятся два других дороги:

1) Ограничение поездок, активное применение публичного транспорта и оптимизация его маршрутов. Однозначного совета, что сделать маркетингу в данной обстановке, дать не могу – возможно забрать пример со государств, где это уже реализовано, и взглянуть на главные этапы успехи желаемого результата. Не смотря на то, что очень сложно переломить менталитет, что лишь люди чего-то достигшие в жизни ездят на своем транспорте.

2) Оптимизация всех узлов компонентов автомобиля:

  • корпус (минимизировать сопротивление воздуха);
  • кузов (максимально уменьшить за счет композитных материалов);
  • привод (уменьшить количество передаточных механизмов, улучшить сотрудничество);
  • горючее (работа на комбинированном горючем – бензин, газ, водород, электричество и пр.) и без того потом.

Донести все пользы современного, экономичного, надёжного автомобиля – это прямая задача экомаркетолога. Тем более что цены на бензин увеличиваются …

Выводы

Экомаркетинг – это не туманное будущее, а настоящее настоящее, это забота о предстоящих поколениях, о судьбе людской цивилизации. Парадоксально – но экомаркетинг во многих случаях противопоставляет себя заинтересованностям бизнеса, наверное, что маркетинг уже купил «личные крылья»!

По данным, которыми мы сейчас рассполагаем, – экомаркетинг не преподают ни в одной бизнес-школе и нужно безотлагательно наверстывать данное упущение.

Экомаркетинг – развивающийся тренд будущего, поднявшись на его путь, вы вряд ли станете постоянным клиентом рекрутинговых компаний.

Еще раз повторюсь, что экомаркетинг – существенно шире, чем современная актуальная тенденция социально-ориентированного маркетинга, но эти эксперты уже находятся в переходной территории от хорошего маркетинга, ориентированного на большую прибыль и потакающего во всем «невидимой руке» рынка, к маркетингу ориентированному на выживание семимиллиардного населения земного шара.

Пологаю, что как все новое, экомаркетинг, вероятнее, будет воспринят в штыки со стороны бизнес-сообщества. Но постоянно хочется верить в лучшее, поскольку Почва у нас одна!

Данный текст опубликован в ходе конкурса «Громадная игра-2014» ? литературного состязания авторов, трудящихся в жанре Non fiction. Номинация «Маркетинг».

В конкурсе смогут учавствовать авторы, зарегистрированные в Сообществе менеджеров E-xecutive.ru (независимо от срока регистрации), отправившие собственные публикации на content@e-xecutive.ru с пометкой «конкурс Громадная игра-2014» и указанием номинации в поле «Тема письма», либо выложившие их на портал самостоятельно с пометкой «конкурс Громадная игра-2014, номинация такая-то» во время с 10 февраля по 1 декабря 2014 года включительно. Подробнее об призовом фонде и условиях определите из описания конкурса «Громадная игра-2014».

Случайные статьи:

Адам Смит и его \


Подборка похожих статей:

admin