Геомаркетинг: как увеличить прибыль с помощью карты

Сергей Щербина Директор по маркетингу

Если вы определите лучшие точки для размещения рекламы либо магазинов, это окажет помощь вашему бизнесу? О тонкостях геомаркетинга в Российской Федерации ? говорит Сергей Щербина.

Геомаркетинг как конкурентоспособности повышения и источник прибыльности

Геомаркетинг есть одним из тех направлений, где применение географической информации, пространственного анализа может дать весьма значительные пользы. Наряду с этим геомаркетинг может рассматриваться и как часть прикладного корпоративного маркетинга, ? и в этом смысле он имеет дело с выстраиванием принятия и процессов планирования управленческих ответов на базе применения пространственных данных.

Одновременно с этим, он может выступать и как продвижения продукции анализа и самостоятельный метод рынка. В этом случае геомаркетинг предполагает обнаружение пространственных закономерностей в потребительском поведении, изучение объёмов и географическое сегментирование спроса/предложения на той либо другой территории (наряду с этим масштаб возможно разный ? от маленького муниципального района до большой территории либо страны).

Рис.1 Визуальное сравнение нескольких вариантов размещения торговых точек

Конечной целью геомаркетинга как вида маркетинговой деятельности есть максимизация прибыльности каждого конкретного магазина торговой сети за счет трех главных факторов:

Геомаркетинг: как увеличить прибыль с помощью карты

  1. Улучшения покупателей понимания и уровня рынка,
  2. обработка и Структурирование BigData на правилах географического подхода
  3. внедрение и Повышение новых разработок пространственного бизнес-анализа

Геомаркетинг снабжает работу с клиенто-центричными данными, а также ? анализ и сбор так называемых данных SoLoMo (Social, Location, Mobile). Возможность же работы с этими данными в рамках единой визуальной картографической среды дает принципиально новые возможности для получения на их базе как следует новых выводов довольно потребительского поведения, и более четкого таргетирования (прежде всего ? территориального).

На практике геомаркетинг используется для того, чтобы получить ответы на вопросы о том, где оптимальнееразместить магазины, выяснить плотность потоков клиентов и выбрать наилучшие места размещения наружной рекламы, осознать, не происходит ли каннибализация собственных магазинов, и какую долю клиентов смогут перетянуть на себя магазины соперников.

Кроме помощи в принятии аналогичных решений по поводу наилучшего размещения объектов и поиска «белых пятен» ? относительно незанятых территорий, ? геомаркетинг оказывает помощь глубже и лучше осознать потребителей, определить, какой тип потребителей преобладает на той либо другой территории и как в соответствии с этим оптимизировать ассортимент, способы продвижения и ценовую политику в данном месте и для данной торговой точки.

Для получения правильных ответов на эти вопросы употребляются геоинформационные совокупности (ГИС). Как раз посредством имеющихся в том месте моделей и инструментов для пространственного анализа делается вероятным учитывать множество пространственных факторов и корреляцию между бизнес-данными, социально-демографическими чертями населения и чисто географическими чертями данной территории и имеющимися на ней инфраструктурными и иными объектами.

ГИС дает неповторимый геопространственный взор на бизнес-процессы и разрешает распознать обстоятельства тех либо иных явлений, недоступные при применении каких-либо вторых аналитических способов. К примеру, способы статистического пространственного анализа оказывают помощь численно осознать влияние на количества, структуру и динамику продаж конкретной торговой точки, ее транспортной и пешеходной доступности, половозрастных характеристик и размеров целевой аудитории в зоне охвата, конкурентной среды, наличия поблизости дополнительных «других притяжения» факторов и точек потребителей.

Рис.3. Расчет возможности визита магазина клиентами

Главным способом геомаркетинга есть визуализация и пространственный анализ бизнес-информации посредством специальных ГИС-инструментов, статистических методов и аналитических моделей многофакторного пространственного анализа (пространственная корреляция и второе). Так, специальное ПО рассчитывает варианты расположения торговых точек так, дабы охватить как возможно больше потребителей, учитывая магазины собственной конкурентов и сети; предлагает варианты расположения методом отбора предельного количества точек обслуживания, при котором удастся охватить указанный процент от общей доли рынка с учетом соперников.

В ГИС реализовано множество функций с целью проведения корреляционного и выявления и регрессионного анализа пространственных связей. К примеру, использование модели Хоффа (Huff model) помогает для прогнозирования потока потребителей в данной торговой точке. Данный прогноз строится на базе информации о соперниках и расстояний до торговых точек, ряда и факторов привлекательности вторых. Применяя данный инструмент, возможно выбрать наилучшую точку среди нескольких имеющихся вариантов.

Существует богатый инструментарий для визуализации и расчёта торговых территорий на основании таких параметров, как информацию о продажах, размер торговой площади и другие.

Много возможностей, каковые дает использование ГИС, определяются несколькими факторами

  • Во-первых, ГИС разрешает применять в анализе в один момент пара способов ? математических, статистических, визуальных, эвристических («умозрительных»).
  • Во-вторых, разработки разрешают организовать совместную работу и анализ ее особенностей и характеристик территории специалистами в разных предметных областях. К примеру, применяя серверные и онлайн ГИС-технологии к участию в одном проекте возможно сходу подключить и аналитиков из штаб-квартиры, и региональных торговых представителей, и экспертов по продвижению, и трудящиеся на подряде исследовательские и рекламные агентства. Это повышает эффективность всей коммисии и уровень качества решений в целом.
  • В-третьих, лишь ГИС оказывает помощь выявлять скрытые закономерности, в базе которых лежат пространственные факторы.
  • И, наконец, ГИС снабжает интеграцию данных из разных корпоративных IT-совокупностей (ERP, CRM, автоматизированных торговых систем и других) в единой базе геоданных с конкретной геопривязкой для предстоящего применения при принятии и проведении анализа управленческих ответов.

Так же как и для «классического» исследования рынка, для действенного применения геомаркетингового подхода громадное значение имеет доступность и качество базисных пространственных, демографических и статистических данных. Ограниченный доступ к таким данным есть главным препятствием для развития геомаркетинга у нас.

Опыт реализации практических проектов по геомаркетингу у нас говорит о том, что имеется достаточно большое количество способов решить задачу получения базисных данных для анализа как из коммерческих, так и из открытых источников. К примеру, эти по плотности населения возможно взять на базе информации по участкам для голосования, а информацию о торговых точках соперников ? из соответствующих тематических справочников. После этого эти сведенья геокодируются ? наносятся на карту.

Во многих случаях это возможно сделать в режиме онлайн.

Как оптимально организовать геомаркетинговую деятельность в компании?

В некоторых случаях, к примеру, для маленькой компании либо в качестве «пилота», дабы лучше осознать и разобраться в возможностях геомаркетинга, возможно в профильной фирме геомаркетинговый отчет по заданной теме. Это может оказать помощь решить разовую задачу, проверить ту либо иную догадку, но в тех случаях, в то время, когда экспансия торговой сети и открытие новых торговых точек есть постоянным процессом, данный метод выясняется невыгодным.

В случае если требуется углубленная работа с данными, создание собственных картографических материалов и корпоративных ГИС-сервисов, то возможно развернуть ГИС в компании. Не обращая внимания на то что потребуются начальные затраты на приобретение ПО ГИС и обучение экспертов, каковые будут трудиться с данной совокупностью, таковой подход предоставит шанс неограниченного применения ГИС в повседневной работе для ответа не только маркетинговых, но и множества вторых отчётности-задач (и бизнес администрирования, управления логистикой, помощи принятия инвестиционных и других управленческих ответов, выстраивания отношений и обслуживания клиентов с поставщиками и др.).

Рис.2 Esri Maps for office: из MS Excel ? прямо на карту!

Первые проекты в области геомаркетинга были реализованы еще в середине и начале 2000-х годов (к примеру, проект для аптечной сети «36.6») и с того времени развиваются у нас достаточно стремительными темпами. Главными потребителями являются компании, трудящиеся в розничной торговле, денежном секторе, телекоммуникациях, в сфере развлечений и досуга и другие.

Перспективным направлением есть использование способов геомаркетинга и муниципалитетами и государственными органами власти для планирования объектов социальной и транспортной инфраструктуры, объектов ЖКХ и пр. Примерами таких проектов помогают геомаркетинговое изучение розничных магазинов для Департамента потребительского рынка и услуг Москвы и ГИС-помощь проекта «Социальная карта москвича».

Развитие разработок определяет контуры геомаркетинга на ближайшую возможность

  • Во-первых, в эту область деятельно попадают мобильные устройства (смартфоны, планшеты). Так, согласно данным изучения агентства Ipsos, совершённого в 2011 году, 95% пользователей смартфонов хоть раз искали данные о собственном ближайшем окружении и географическом местоположении, а 70% делали это на протяжении шоппинга, другими словами сравнивали магазины либо другие торговые объекты. Это значит, что компании должны обеспечить подачу информации клиентам на их мобильные устройства.
  • Во-вторых, развитие социальных сетей, что дает новые возможности по более четкому таргетированию с учетом изюминок покупательского и местоположения клиента и социального поведения и предложения, так называемых, Location Based Services (LBS) ? как раз тех одолжений, каковые необходимы данному клиенту вданномместе, сейчас времени.
  • В-третьих, новые подходы к анализу данных ? от классической «офлайн» аналитики к анализу в настоящем времени с применением исторических данных из разных совокупностей. Другими словами, необходимы новые инструменты для моделирования, прогнозирования, визуализации и совместной аналитической работы. Географический подход есть весьма действенной платформой для ответа этих задач.
  • Наконец, начинается, так называемая, разработка In-store Mapping. Она разрешает обеспечить ориентацию клиента конкретно в магазине, и, что еще серьёзнее, проанализировать поведение клиентов на территории: маршруты их перемещения, на чем сосредоточено их внимание и другое.

Все это разрешает решать множество задач мерчендайзинга и оптимизации распределения торговых и сервисных площадей.

Случайные статьи:

«Как увеличить прибыль с помощью скриптов продаж» Мастер класс с Гребенюком 08.08.2017 г. БМ]


Подборка похожих статей:

riasevastopol