Целеполагание

Цель — это желаемый будущий итог деятельности, четко обрисованное желательное состояние, которого нужно достигнуть.

Целеполагание (установка целей) есть этапом разработки любого стратегического замысла, в т.ч. маркетинговой стратегии.

Устанавливаемая цель обязана сооветствовать параметрам модели SMART:

  • Specific / четкая, определенная. Цель «срочно нажимать кнопку» не есть четкой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды»
  • Measurable / измеримая. Цель должна иметь возможность измерения/проверки результата (содержать критерии успехи и методику их измерения либо оценки).
  • Achieveable / достижимая. Цель должна быть достижимой.
  • Relevant / соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.
  • Time-bounded / ограниченная во времени. Цель должна иметь четкие сроки успехи.

Кроме этого довольно часто видится другая модель параметров качества формулировки целей:

  • действительность, в частности достижение целей должно быть обеспечено всеми видами ресурсов в нужном количестве, и полномочиями и правами, регулирующими деятельность подразделений, персонала и руководителей;
  • сопоставимость, в частности обязана иметься возможность оценки целей с позиций их влияния на достижение конечных результатов деятельности организации, определения вклада в их исполнение конкретных исполнителей и подразделений;
  • вертикальная и горизонтальная взаимоувязанность, исполнение подцелей каждого нижестоящего уровня есть нужным и достаточным условием успехи цели вышестоящего уровня, подцели одного уровня должны быть свободны друг от друга и не выводимы приятель из приятеля;
  • непротиворечивость, в частности — в структуре целей не должно быть взаимоисключающих;
  • нормативность, в частности задания по достижению конкретных целей должны быть связаны с нормативными документами, а также с законами, необходимыми требованиями стандартов, замыслами организации и т.д.

Целеполагание
Обычные неточности при постановке целей

1. Игнорирование стратегической цели

Во многих компаниях уделяется внимание в основном тактическим (денежным) целям, в то время как о стратегических обычно забывают.

Примеры тактических целей:

  • ускорить скорость увеличения прибыли;
  • повысить рентабельность;
  • расширить количество финансовых поступлений.

Но денежное будущее организации снабжают стратегические цели, а их достижение и постановка требуют значительных затрат времени и ресурсов. Примеры стратегических целей:

  • расширить присутствие на рынке;
  • улучшить уровень качества продукции/одолжений;
  • заботиться о репутации компании;
  • поднять цена компании.

2. Негативная формулировка цели

Эта очень частая ошибка продиктована свойством человека реагировать на проблему бегством от нее, а не устранением обстоятельства. Но корректно поставленная цель обязана отражать перемещение к желаемому результату, а не на рвение убежать от неприятности. Примеры негативной формулировки целей:

  • снять риски в определенной области деятельности компании;
  • сократить число опозданий на работу;
  • уменьшить численность рекламаций.

При таковой постановке целей появляется много запретов, что обычно сковывает инициативу сотрудников. В итоге они опасаются функционировать, дабы не навлечь на себя бешенство начальника. Избежать негативных последствий окажут помощь хорошие формулировки, предлагающие в качестве цели желательную для компании возможность, к которой она обязана стремиться. В случае если вышеприведенные примеры целей представить как хорошие, то возьмём приблизительно следующее:

  • создать и применить процедуру управления рисками;
  • выделить транспортное средство для развозки сотрудников;
  • улучшить уровень качества производимой продукции.

3. Размытая формулировка цели

Довольно часто видятся формулировки целей наподобие «повысить эффективность», «наладить трудовую дисциплину», «стать лучшими на рынке» и т.п. Это цели из разряда недостижимых. К примеру, директор компании поставил цель — наладить своевременный обмен информацией между коммерческим и логистическим отделами. Через некое время их главы доложили, что цель достигнута.

В то время, когда же директор захотел определить, в чем содержится обмен информацией, стало известно, что люди легко стали чаще общаться.

Начальник ожидал другого результата, но, потому, что цель не соответствовала параметрам SMART (в частности, не был выяснен критерий оценки ее успехи), то подчиненные не знали, чего как раз от них ожидают. Директору необходимо было сформулировать цель, например, так: наладить своевременный обмен информацией между отделом логистики и коммерческим отделом методом еженедельного предоставления друг другу отчетов о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие конкретно показатели любой отдел обязан включить в собственный отчет).

4. Частичное использование концепции управления по целям

Как показывает изучение, большая часть начальников разглядывают управление по целям как инструмент для оценки персонала, и лишь 16,6% знают, что МВО рекомендован прежде всего для согласования целей компании на разных уровнях.

Но игнорирование любого из качеств МВО ведет к тому, что все усилия, направленные на его внедрение, оказываются ненужными.

Обстоятельства этого кроются в следующем:

  • цели нижнего уровня не хватает четко сформулированы;
  • эти цели не отражают потребностей компании (не связаны с целями более большого уровня);
  • не назначены важные за любой участок работы.

Дабы устранить эти обстоятельства, начальник компании обязан согласовывать цели для подразделений с их начальниками, практику же донесения и единоличной постановки целей их до исполнителей нужно искоренить.

5. Официально заявленные цели не отвечают действительности

Нередки ситуации, в то время, когда начальник, официально декларируя определенные цели, игнорирует их, принимая управленческие ответы. К примеру, цель собственной работы компания может выяснить так: «Мы должны обожать отечественного клиента», а глава одного из ее отделов кроме того не планирует реагировать на поступающие рекламации

Случайные статьи:

Бизнес молодость. 4 этапа целеполагания. Выступление Михаила Федоренко


Подборка похожих статей:

  • Маркетинговая стратегия

    Шепетильно созданный замысел, в большинстве случаев, проваливается, т.к.события, для которых он был создан, неизбежно изменятся — Хельмут фон Мольтке…

  • От продавца к менеджеру

    Георгий Цхвиравашвили Директор по продажам, Москва Менеджер по продажам и продавец играются различные роли. Удачливые продавцы заряжаются четкой и…

  • Краудсорсинговая доставка в россии: возможна ли? нужна ли?

    Краудсорсинговая доставка – достаточно новое явление на рынке, в то время, когда заказ из вебмагазина либо ресторана реализовывают не специальные…

  • Как достичь цели?

    На пути к успеху нам приходится бороться с громадным числом неприятелей. Давайте разглядим самого злейшего неприятеля Вашего успеха и обсудим как…

riasevastopol