3 Совета, как развить критическое мышление

Критическое мышление

Человек, владеющий критическим мышлением, — это скептик. Для него не существует авторитетов и истин, которым он слепо доверяет. Он сомневается во всем и никому не верит, подобно Мюллеру, храбрецу Леонида Броневого в фильме «Семнадцать мгновений весны», что наставлял Штирлица: «Верить …запрещено никому, иногда кроме того самому себе». (Действительно, потом он иронически додавал: «Мне – возможно».)

«Почва круглая? Докажите!», «В горах объявился Ейети? А где доказательства?» — спросит скептик либо сам перероет горы литературы в отыскивании истины.

И чем сложнее и неординарнее будет утверждение, тем больше доказательств ему потребуется, дабы опровергнуть идея либо дать согласие с ней. Скептик действует в соответствии с правилу «Доверяй, но контролируй».

Идеи сомнения и крайнего скептицизма высказывал философ-эмпирик шотландец Дэвид Юм, что писал, что «подлинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским произведениям».

Скептиков, ни при каких обстоятельствах и ничего не принимающих на веру и задающих вопросы, нельзя сравнивать с циниками, каковые критически принимают какие-либо утверждения и без всяких сомнений отрицают их, не имея жажды докопаться до истины.

Психолог Бенджамин Блум писал, что «критическое мышление не свидетельствует необоснованную критику либо негативность суждений.3 Совета, как развить критическое мышление Это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств».

Кое-какие люди не желают мыслить критически

Возможно, им так комфортно – не требуется напрягать мозги, поскольку кто-то уже решил для них, что «Партия – отечественный рулевой!», «На работу – с удовольствием, а с работы – с гордостью!», «Выпивайте, дети, молоко – станете здоровы!» и т. д. Они выбирают кумиров и безоговорочно им верят, не давая себе труда усомниться в проповедуемых ими истинах.

Желание выяснить, как устроен данный мир, появляется в раннем детстве, недаром мелких детей именуют почемучками. Из-за чего кузнечик зеленый, из-за чего Солнце не падает на землю, из-за чего кошки мяукают, а псы лают – и множество вторых мыслимых и немыслимых вопросов задает ребенок маме с папой ежедневно. «По причине того, что «потому» заканчивается на «у» — отвечают кое-какие родители, довольные своим остроумием. Не смотря на то, что, вероятнее, они и сами не знают ответа, по причине того, что никто не научил их не только мыслить критически, но и по большому счету мыслить.

В большинстве школ детей кроме этого не учат ставить под сомнение то, что написано в книжках. Не требуется сомневаться – нужно, зазубрить то, что преподносится как истина.

Из-за чего нужно мыслить критически?

Итак, дети должны. Для чего им навыки критического мышления?

Так как точно имеется заинтересованные в отсутствии у людей здорового скептицизма, по причине того, что тогда ими несложнее руководить: они слепо верят СМИ, тому, что говорят с телеэкранов, и не дают себе труда усомниться в представленных фактах и проверить их. Исходя из этого многие пробуют лечить важные заболевания перекисью водорода либо уриной и доверяют экстрасенсам.

Не умея мыслить критически, они разрешают себя запугать и так собой манипулировать. Так как, как мы знаем, большая часть людей, пока не удовлетворят базисные потребности, в частности в безопасности и еде, не начнут думать о духовном развитии.

Отсутствие критического мышления приводит и к тому, что кое-какие мифические и научно не подтвержденные утверждения переходят в разряд подлинных. К примеру:

«Глаза – зеркало души». какое количество поэтических слов написано о них! «Глаза могут говорит, но лгать они не смогут», «Язык может скрыть истину, а глаза – ни при каких обстоятельствах!» и т. д. В конечном итоге глаза смогут лгать, и обладатель красивых наивных глаз в полной мере может оказаться мошенником;

«Противоположности притягиваются. Брак будет крепче, в случае если у женщины и мужчины различные характеры – они будут дополнять друг друга». Но разность характеров совсем не есть залогом успешного брака. Напротив, различные привычки, взоры, образ судьбы смогут потом, в то время, когда эмоции утихнут, стать обстоятельством ссор либо развода;

«Мозг человека задействован всего лишь на 10%». Это утверждение ссылаясь на какие-то изучения психологов не соответствует действительности и есть псевдонаучным. Большую роль в том, что оно было растиражировано, сыграли фильмы «Люси», «Области тьмы» и др. Но нейробиологи, в частности Барри Бейерштейн, приводят научные доводы, опровергающие данный миф.

Интеллект посредством упражнений развить возможно, но в работе мозга здорового человека в действительности задействованы все его участки.

Аналогичных мифов, прочно вошедших в нашу жизнь из-за отсутствия у людей привычки подвергать все сомнению и контролировать, перед тем как доверять, много.

Причиняет ли отсутствие критического мышления вред? без сомнений.

Как пример возможно привести случай, произощедший в реальной жизни. Дама взяла на воспитание девочку, но ее начал беспокоить тот факт, что девочка не испытывала к ней дочерних эмоций, как ей того хотелось. И тогда она обратилась к «психологам», практиковавшим техники перерождения.

Они высказали предположение, что у биологической матери девочки были сложные болезненные роды, почему новорожденная испытала стресс, не разрешающий ей обожать мать.

Эти «психологи» за 30 тыс. долларов взялись организовать повторные «роды», каковые должны были позволить девочке переродиться и вызволить ее из плена блокирующих ее сознание страхов. Была создана «благоприятная» ситуация: для соответствующей атмосферы нижнюю всю туловища девочку и часть матери накрыли несколькими одеялами, а на девочку еще и сел один из «психологов».

Она кричала, что не желает перерождаться, но ее крики посчитали естественными, соответствующими процессу появления на свет. В итоге девочка задохнулась. Все участники этого действа, среди них и «мать», были арестованы и осуждены.

Вот так неумение мыслить критически и сомневаться, слепая вера «психологам», с их «новаторским» способом стало причиной столь печальному финалу.

Возможно ли развить критическое мышление?

Это совсем нетрудно, стоит только захотеть. Необходимо лишь не лениться:

1. Задавать вопросы и не принимать на веру все, что нам предлагают

Чем сложнее утверждение, тем больше должно быть вопросов, поскольку сложное утверждение и опровергнуть тяжелее.

«Сало имеется вредно – оно повышает холестерин», — убеждали нас день назад. «Дабы очистить кровеносные сосуда от нехорошего холестерина, необходимо имеется сало», — слышим мы сейчас. «Кофе выпивать вредно, он может вызвать гипертонический криз, он вымывает кальций из организма», — и мы отказываемся от кофе. «Кофе является профилактикой заболевания Паркинсона, инсульта и сердечно-сосудистых болезней», — мы облегченно вздыхаем и опять варим себе его на ланч. А где же вопросы, благодаря которым мы определим истину?

Символ вопроса сравнивают с рыбацким крючком, на что ловится рыба. Любой может иметь таковой крючок, но у каждого ли окажется ее поймать? Слово «вопрос» на английском звучит как question, а оно происходит от слова quest, что свидетельствует «поиск». Роль вопроса – запустить познавательную деятельность, направленную на поиск решения проблемы. Человечество не будет развиваться, в случае если люди прекратят задавать вопросы.

Но хороший вопрос может задать только интеллектуально развитый человек.

«Только те, кто может мыслить, могут и задавать вопросы», — говорит психолог А. Кинг. Она констатирует факт, что большинство людей задают примитивные вопросы, отвечая на каковые достаточно только незначительно напрячь память. Но навык задавать вопросы, считает она, возможно развить;

2. Ищем доказательства, подтверждающие либо оспаривающие взятую данные

Сложное утверждение требует более весомых доказательств. Утверждение «Все люди смертны» либо «У квадрата все стороны равны, а его противоположные стороны параллельны» доказать существенно проще, чем утверждение «Каждую ночь на Землю опускаются летательные тарелки, и инопланетяне похищают людей».

Последнее утверждение на полном серьезе высказывали ведущие уфологи. Они отмечали, что лишь в 1988 г. в СССР бесследно пропали более 17 тысяч людей, и связывали эти пропажи с агрессией инопланетных инопланетян. Их статьи публиковались в известных авторитетных изданиях того времени, в частности в издании «Огонек» и «Комсомольской правде».

Собрать и проанализировать эти, каковые бы обосновывали либо опровергали вывод авторитетных ученых, тогда было непросто! на данный момент, в эру интернета, это сделать несложнее. Тем более что многие люди обладают зарубежными языками и им доступно больше информации, разрешающей сделать объективный вывод;

3. Накапливаем знания, расширяем кругозор

Дабы знать, где и как искать данные, мочь ее объективно оценить и отклонить фальшивые идеи, необходимо владеть определенными знаниями и иметь широкий кругозор. Чем больше человек знает, чем несложнее ему разобраться в вопросе и тем тяжелее сбить его с толку, вынудить пойти по фальшивому пути.

Принципиально важно мочь признавать собственные неточности, быть объективным и не иди на предлогу собственных предубеждений, принимать чужое вывод и соглашаться с ним, даже если оно противоречит отечественному, но все доказательства свидетельствуют в его пользу.

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Прикрепленные файлы

  • Скачать «Разработка развития критического мышления» в формате doc, размер 74,5 КБ

Случайные статьи:

Критическое мышление


Подборка похожих статей:

riasevastopol