В кризис кроме того суперобеспеченные урезают собственные затраты – а также, и на приобретение люксового автомобиля. Правда ли, что «богатые также плачут»?
Илья Олейников, MITTEL MGU Market ResearchConsulting
Как говорили в свое время Ильф и Петров, «статистика знает все». Либо практически все. В то время для нее оставался неясным факт, «какое количество в СССР стульев». С того времени статистика шагнула на большом растоянии вперед, в наши дни подсчитать количество покупаемых гражданами каждый год стульев – задача тривиальная.
Но сейчас на карте побед прикладной статистики остаются собственные «белые пятна». В отечественном примере такая лакуна – актуальная обстановка на русском рынке люксовых машин, отражающая особенности текущего момента финансового кризиса.
Сходу желаю оговориться, что под «люксовыми машинами» мы понимаем автомобили «докризисной ценой» приблизительно от 7-8 до 20 миллионов рублей. В 2009 году планка цены машин люксового сегмента возрастет еще как минимум на 20-30%. Из прекрасно представленных на русском рынке брендов в данную категорию, в первую очередь, входят топовые модели Mercedes-Benz (и тюнинговые предположения от AMG), Bentley, Rolls-Royce, Maybach, Ferrari, Maserati.
Такие не меньше именитые марки как BMW, Audi, Land Rover, Porsche, Jaguar, Lexus все-таки не входят в категорию «люксовых» по восприятию их статуса русскими клиентами, не смотря на то, что отдельные модели по цене близко приближаются к разглядываемой нами категории.
Интересующиеся этим рынком столкнутся с тем, что с момента начала кризиса фактически отсутствует точная информация о спросе на люксовые машины в Российской Федерации. Прошло еще не так много времени, дабы показалась исчерпывающая статистика, отражающая явный тренд. Наряду с этим разные источники под влиянием неспециализированного спада потребительской активности часто переносят кризисную тенденцию на смежные рынки, не смотря на то, что конкретной информации по ним не хватает.
Часто возможно прочесть о «коллапсе рынка люксовых машин». Дополнительную путаницу в познание текущего спроса на люксовые машины вносит тот факт, что до крупномасштабного проявления кризиса в Российской Федерации (впредь до середины 2008 года) прогнозы продаж элитных машин на 2008-2009 годы были очень оптимистичными, и кое-какие источники так же, как и прежде обращаются к этим прогнозам, разумеется, ориентируясь на их формальную «относительную свежесть».
Наконец, обращаясь к теме «люксовых машин» и декларируя стремительный спад на этом рынке, кое-какие исследователи, в действительности, подразумевают машины классом ниже. Это делается разумеется, в то время, когда в отчетах приводятся, к примеру, такие цитаты опрощеных: «автомобиль я брал в долг в ВТБ» либо «машина хорошая, приобрел я ее недорого, поскольку она была б/у 1 год». Очевидно, что обычный обладатель автомобиля вправду из люксового сегмента, вероятнее, не будет прибегать к заемным средствам и уж тем более не начнёт рассматривать бывшие в потреблении машины.
По большому счету, по «действительно элитным» машинам (оговоренной выше стоимости) изначально не хватает точной статистики: к примеру, в общедоступных данных РБК по продажам зарубежных автобрендов за начало 2008 и конец 2009 года не фигурирует ни одна люксовая марка из перечисленных выше (за исключением Mercedes-Benz, но вычислить в продажах этого бренда долю как раз топовых моделей По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем, запрещено). Так, для понимания спроса на люксовые машины в ситуации «тут и по сей день» опираться на жёсткие цифры сложно.
К счастью, в арсенале исследователей имеется не только статистика. Качественные изучения среди обладателей люксовых машин достаточно редки, но тем занимательнее обратиться к информации, приобретаемой «из первых рук» – от самих клиентов машин ценой около 10 миллионов рублей. Мы совершили для одного из собственных клиентов подобное изучение в Москве именно «в разгар» кризиса: в декабре 2008 – январе 2009 года.
По косвенным оценкам (прямой вопрос о доходе, очевидно, не работает и не задавался), обладатели «настоящих» люксовых машин (ценой от 7 до 20 миллионов рублей.) в большинстве случаев смогут располагать свободными средствами от $1 млн. Вопреки противоречивым данным аналитиков и статистики, представители данной целевой группы были достаточно единодушны в собственном отношении к кризису по большому счету и к приобретению люксовых машин в «кризисных условиях» в частности.
Большая часть интервьюируемых – обладатели собственного бизнеса (в большинстве случаев, в нескольких отраслях) либо их жены – оценивают финансовый кризис с двух главных позиций. Первая – «позиция наблюдателя»: «нас это не касается и не коснется», «кризис в Российской Федерации – не для высшего общества, а для низкого класса и среднего». Вторая – «позиция оптимиста»: «Кризис отправится во благо, сделав посильнее сильных и убрав с дороги не сильный».
Большая часть интервьюируемых наряду с этим отмечает, что их сферу деятельности кризис не затронул или что «кое-какие затруднения у компании имеется, но на потреблении и моём образе жизни это не отразилось».
Подобным образом строятся суждения относительно целесообразности покупки и дальнейшего использования люксового автомобиля. Их обладатели не собираются расставаться со собственными «десятимиллионными» приобретениями из-за происходящих кризисных явлений. И не смотря на то, что замыслы по приобретению машин у всех интервьюируемых разные (кто-то в течение трех-пяти лет собирается приобрести машину еще дороже, кто-то удовлетворен приобретением так, что не желает покупать новый автомобиль в течение пяти лет, а кто-то ориентирован и на приобретение менее дорогих машин в рамках обновления собственного «повседневного автопарка»), но фактически ни у кого из опрошенных обладателей люксовых машин не выражена мотивация отказаться от приобретения люксового автомобиля под влиянием кризиса и потребность начать экономить.
Достаточно распространено бытовое суждение о том, что богатые люди на протяжении кризиса стремятся скрыть либо, как минимум, скрывать внешние знаки собственного благосостояния: дабы не вступать в противостояние, с одной стороны, с озлобленными понижением уровня судьбы «народными весами», а с другой – с официальной позицией управления страны, «с большим трудом борющейся с кризисом». Однако, большая часть опрошенных обладателей люксовых машин своим примером эту догадку не подтверждает. И не смотря на то, что необходимость «соответствовать национальному курсу на признание кризиса» они допускают, эту «повинность» скорее связывают с влиятельными чиновниками (в то время как большая часть участников изучения скорее причисляют себя к «свободным» предпринимателям).
А идея о том, что «смотреться богатым в кризис не модно» по большому счету не приводит к у обладателей Bentley и Rolls-Royce. К слову, такое определение момента в собственности отечественным западноевропейским сотрудникам. Отечественные же респонденты были уверенны, что русского привычку выставлять напоказ собственный благосостояние не могут излечить такие преходящие явления как финансовый кризис: «быть может, отечественные люди также придут к более сдержанному поведению, станут в этом отношении более европеизированными, но это долгий эволюционный процесс».
Так, клиенты люксовых машин в Российской Федерации, похоже, пока не готовы «прогнуться под кризис» и пересесть на очевидный бизнес-класс: как из-за отсутствия на то особенных рациональных оснований, так и по убеждениям. Это дает основания сохранять надежду, что хотя бы данный сегмент автомобильного рынка не поддастся общей панике и продержится до «экономической оттепели».
Случайные статьи:
- Затылком к тв, лицом к компьютеру: так россияне воспринимают информацию
- Времена меняются. pr остается
Сергей Алексашенко — Кремль умеет только палки в колеса вставлять… 09.07.17
Подборка похожих статей:
-
Кризис на колесах: как автобренды спасают бизнес
Иван Гидаспов Менеджер, Москва Автомобильный рынок основательно просел: в кризисное время россияне перестают брать новые автомобили. По результатам 2014…
-
Как выиграть от кризиса и санкций: 5 советов ритейлерам
Как победить от санкций и кризиса Кризис – механизм, очищающий экономику от недостатков. Егор Гайдар. В китайском языке слово «кризис» складывается из…
-
Как продавать в кризис? bmw и audi делятся опытом
Жанна Мартиросова Копирайтер, Москва В кризисное время производители отказались от «маркетинга для маркетинга», стали считать деньги и применять самые…
-
Кризис в продажах: как взлететь после падения
Михаил Щадилов Директор по формированию, Казахстан Шесть советов начальнику – как пережить тяжёлые времена, распознать точки роста и подготовить…