Гай Ханов Консультант, Москва
Гай Ханов предлагает развернуть маркетинг в сторону народа: «Ориентируйтесь на возможности и ресурсы потребителя, а не на спрос». Для чего очередная революция?
- Из-за чего бизнес-консультанты прекратили пользоваться популярностью?
- Из-за чего агентства маркетинговых коммуникаций увольняют сотрудников?
- Что произошло с процветающей и одной из самых респектабельных профессий маркетолога?
- Кто виноват, в том, что нам не хорошо?
- И, основное, что делать?!
У нас имеется два пути: поменять профессию либо поменяться самим.
Данный разговор для тех, кто готов пойти вторым методом и изменяться в соответствии с вызовами нового времени и условиями, каковые диктует нам всем финансовый кризис.
Это отлично, что до тех пор пока нам не хорошо, либо маркетинг социального оптимизма
То, что я желаю продемонстрировать вам на данный момент — второй взор на следствия и причины финансового кризиса; поиск неоднозначных ответов на наболевшие вопросы: кто виноват и что делать?
Но, возможно, самое ответственное — это попытка сформулировать задачи и новые цели, в первую очередь, для маркетинговых коммуникаций и маркетинга, некая попытка наметить главные идеи другой маркетинговой стратегии, которую мы назвали «маркетингом социального оптимизма».
1. Generation «П»
Но для начала напомню, как это было.
Враждебный сбытовой маркетинг потребовал от специалистов коммуникации все новых и новых услуг позиционирования и идей товаров. Но полем сражения за потребителя служил уже не рынок, а его сознание.
И битва за разум началась. Во что вы одеты? Что вы едите? На чем вы ездите? Куда вы ездите? Какая у вас машина?
Мерседес С класса? Пора поменять на ML. У вас ML? Пора поменять на GL! У вас GL? Но все уже ездят на Бентли.
Вы все еще на бентли?! Тогда мы идем к вам…
И мы учили людей не останавливаться в потребительском ажиотаже, мы утверждали? что «жажда ничто, а имидж — все!». Виктор Пелевин первым назвал новое поколение, рожденное волной потребительского спроса — Generation «П», разучившимся адекватно принимать реальность.
2. Битва за сознание
Generation «П» жаждало все большего разнообразия в потреблении. Два основных слова стали шаманскими заклинаниями маркетологов — бренд и имидж (брендинг). А для рекламных и PR коммуникаций — волшебное слово креатив, разрешало оправдывать игнорирование и любые нелепости общечеловеческих нравственности и принципов морали в создании рекламных образов, выстроенных на низменных влечениях человека.
В погоне за брендом и имиджем производитель прекратил ориентироваться на базисные определения действенного производства, такие как: производительность труда, уровень качества товара, цена, прибыль, цена…
Маркетологи уверяли — создавать нужно не товар, а данные о нем, имидж, бренд! Потребитель ориентируется на образ судьбы, а не уровень качества услуг и товаров. Лучшими стали те, кто шил платье для короля, что постоянно оставался обнажённым.
3. Кризис потребительского спроса
В формуле «деньги-товар-деньги» отсутствовал товар с качественными показателями. Да и сами деньги прекратили быть эквивалентом труда, став средством коммуникации. Эквивалентом цены стала цена 60 секунд рекламного времени либо цена затрат на продвижение услуг и товаров.
Маркетологи убеждали: цена — рождается не в ходе производства, а на этапе передачи информации потребителю. Значит, производитель вторичен. Первично, то, что определит о услуге и товаре потребитель при помощи маркетинговых коммуникаций.
Но потребитель не платил из собственного кармана. Он просто не получал средств, достаточных для удовлетворения собственных космических потребностей. Ему давали взаймы кроме того тогда, в то время, когда он не брал кредита в банке. В виде неоправданно высокой заработной плата несоответствующей производительности труда (нарушая тем самым базисный принцип экономики), в виде бонусов и премий. Не достаточно зарплаты — бери кредит. Все чтобы поддержать виртуальную экономику договорных стоимостей.
Так показались деревативы (перепроданные кредиты) в девятой степени, не обеспеченные настоящими деньгами. Так показалась виртуальная цена, цена IPO, имевшая значение лишь для спекулянтов на рынке акций.
4. Порочный круг кризиса
Порочный круг кризиса замкнулся: производитель, околдованный шаманскими заклинаниями профессионалов и маркетологов коммуникаций, совсем оторвался от потребителя. Суперсимволическая экономика по Тофлеру столкнулась с промышленной экономикой Маркса, где производство товаров считалось главным.
Тофлер писал: «Цена зависит от чего-то большего, чем сумма почвы, капитала и труда». «…потребитель и Производитель, поделённые промышленной революцией, воссоединены в цикле создания изобилия». Потребительское изобилие, неограниченный спрос стали еще одной желаемой целью маркетологов. Мастерство обольщения, умения реализовать — ответственнее умения создавать, вычисляли они.
Новый маркетинг уверял: балансовая цена не имеет значения. До 90% товара складывается из бренда и: нематериальных факторов имиджа. Но внезапно все произошло как в сказке о Золушке: карета превратилась в тыкву, а кучер в крысу.
Спрос вправду был бесконечен, но ресурсы остались ограниченными. Случился кризис потребительских иллюзий.
Согласно данным бессчётных социологических изучений, на данный момент в Российской Федерации происходит спад социального и экономического оптимизма, в особенности в тех публичных группах, каковые кризис затронул в основном.
5. Спад социального и экономического оптимизма
Упали надежды на нескончаемое общество и великое всеобщего благоденствия и потребления. Жить при капитализме по коммунистическому принципу: «каждому — по потребностям, от каждого — по свойствам» не удалось. Вместе с утратой работы, ополовиненными заработными платами, инфляцией и девальвацией кривая социальной удовлетворенности неуклонно устремилась вниз.
6. Экономика социального оптимизма
Кризис агрессивного потребительского маркетинга, привёл к необходимости поиска новых маркетинговых коммуникаций и стратегий.
Маркетинг социального оптимизма — это ориентация на удовлетворение не потребительского спроса, а ресурсов и возможностей потребителя. Актуальным делается производство услуг и товаров, отвечающих базисным потребностям: цене и качеству, соотношению качества и цены. В базу развития бизнеса должны быть положены не маркетинговые цели роста потребительского спроса, а актуальные и возможности потребителей и потенциальные ресурсы.
7. Маркетинг социального оптимизма
Неудовлетворенный потребительский спрос породил крушение потребительских иллюзий и остановил лавину услуг и перепроизводства товаров, необеспеченных возможностями и ресурсами потребителей. Общество изобилия превратилось в очередной миф. Человек лишь в качестве потребителя был несостоятельным и в нравственном смысле. Отход от базисных общечеловеческих сокровищ завел человека-потребителя в тупик апатии и социального пессимизма.
Альтернативой могло быть лишь возвращение к социально-экономическому удовлетворению, в базе которого лежат потребительские возможности либо формула: «потребности минус ресурсы равняется возможности».
8. Ключевые принципы маркетинга социального оптимизма
Это указывает, что расти обязан не спрос, а возможности и ресурсы. Дабы лучше жить — нужно больше получать; дабы больше получать — нужно больше трудиться, повышать производительность труда, наращивать производственные мощности, повышать уровень качества товаров, поднимать сектор настоящей экономики.
По сути это указывает реализацию на деле социалистического принципа: «От каждого — по труду, каждому — по возможности». Удовлетворение возможностей человека в качестве потребителя имеется основная цель маркетинга социального оптимизма.
9. Культ разумной достаточности
существования принципов человека и Нарушение выживания и человечества, лежащих в базе известной пирамиды людских потребностей по Маслоу, стало причиной разразившийся кризис, что назвать экономическим возможно разве лишь по вторичным показателям кредитования системы и разрушения стимулирования и провала необеспеченных долговых обязательств на микро и макроуровнях.
Культ разумной достаточности и ориентация на возможности и собственные ресурсы (каковые никто не планирует ограничивать) должен быть положен в базу стратегии коммуникаций и новой концепции маркетинга: рекламы и PR.
10. Идеология маркетинга социального оптимизма
Наиболее значимый тезис нового маркетинга, в базе которого лежит социально-экономический оптимизм, — стимулирование экономики. Растущие возможности потребителей смогут быть связаны лишь с ростом производительности труда (в отличии от услуг и перепроизводства товаров «символического» (просматривай, вызывающего большие сомнения потребительского) свойства.
Главной задачей маркетинга делается разработка стратегии развития для производителя, выстроенной на анализе потребительских возможностей и ресурсов. Маркетинговые коммуникации перестают быть «игрой в бисер», результатом «креативных поисков манипулирования» и смыслов сознанием потребителей, а становятся объектом взаимовыгодных двухсторонних контактов между потребителем и производителем. Для производителя — это указывает возможность стабильного развития и планирования.
А для потребителя — поиск новых возможностей для роста личных ресурсов. И, наконец, для экономики в целом — возможность выйти из пике грядущей депрессии и кризиса.
11. Философия социального оптимизма
В случае если признать, что в базе финансового кризиса — кризис неудовлетворенного потребительского спроса, то выход лежит в оптимизации удовлетворения. В противном случае говоря, в балансе экономических и социальных ресурсов и возможностей потребителей (материальных, личностных, ценностных, гуманитарных). В этом и состоит философия социального оптимизма, которую нужно привить для оздоровления всей сферы производственных взаимоотношений, включая, в первую очередь, маркетинг.
На макро уровне (страны, а вероятно и глобальной экономики) это будет означать планирование не только бюджета, главных фондов и денежно-экономических показателей, но, в первую очередь, самой совокупности распределения ресурсов, загрузки и промышленных заказов производственных мощностей в целях обеспечения сбалансированного экономического развития не только по вертикали, но и по горизонтали. Маятник разумеется качнулся в сторону распределения и социалистического принципа планирования.
Дабы избежать социальных распрей и политических регрессивных трансформаций в сторону репрессий и диктата, направляться поразмыслить о нужных мерах урегулирования конфликта в распределении не материальных благ, а денежных и производственных ресурсов, дабы стимулировать рост настоящей экономики во всей стране. Распределение материальных благ — акт политический и требующий определенных репрессий, а стимулирования производства планирования и государственная система развития окажет помощь установить баланс не только между разными отраслями, но и территориями.
12. Портрет нового поколения потребителей
Очевидно, я далек от иллюзий в адекватности оценки и отношении человека им собственных возможностей. Но ужас перед будущим хороший врачеватель людской жадности. Кризис в головах вселяет страх и панику, неуверенность, пессимизм и безразличие.
Кризис — это эра осознанного потребления. Люди начинают оценивать собственные ресурсы, стараются ими рационально распорядиться. Станет совсем не модно идентифицировать себя посредством продуктов потребления.
Появятся новые стереотипы и культы. Какими они будут, зависит не только от выбора человека, но и от конкретного страны, и от развития глобальных мировых процессов.
Культ социального оптимизма — это не «общество потребления», а «общество возможностей»; гармония между возможностями человека и ресурсами, выбирающего в качестве главного приоритета — достижение удовлетворения собственных социально-экономических возможностей. Очевидно, неограниченных лишь сферой потребления и материального благополучия.
Случайные статьи:
- Выставки-2017: где показать свой бизнес и посмотреть на чужой
- Три главные ошибки российских маркетологов
Бутырка — Запахло весной (видеоклип)
Подборка похожих статей:
-
Все о партизанском маркетинге для стартапов (и не только)
Партизанский маркетинг (Guerrilla Marketing) — это вид маркетинга, применяющий нетрадиционные тактики с целью достижения большого результата. Таковой…
-
Не в ладах с совестью, или проблема этики в маркетинге
Игорь Козуля Директор по маркетингу, Москва В чем отличие между партизанским и «паразитическим» маркетингом? Игорь Козуля о проблеме обмана в рекламе и о…
-
Ошибки в маркетинге: четыре истории
Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва «Я считаю нехорошим из обиженных потребителей того, что без звучно поворачивается и окончательно уходит….
-
25 Историй о маркетинге, которые вы будете рассказывать своим детям
Источник изображения Мир маркетинга изменяется каждую 60 секунд. То, что уже давно было актуальным, сейчас уже думается устаревшим. Что уж сказать о том,…