Режим труда и отдыха: как правильно регламентировать перерывы в работе для офисных сотрудников?

«Отправлюсь пройдусь», «У меня паузу», «Засиделся, нужно размяться», «Отправлюсь воздухом подышу», «Прогуляемся до соседнего отдела» — всем сотрудникам необходимы перерывы в работе. Трудятся ли они в офисе либо в цехе, за компьютером либо у станка, с людьми либо документами — режим отдыха и труда постоянно имеет место. Какое время возможно и необходимо отводить на чаепития, обеды, «прогулки»? Как довольно часто возможно устраивать «перекуры»?

Как действенно осуществлять контроль время на отдых для работников?

Воображаем очередной пост из серии HR о верной регламентации перерывов для офисных сотрудников.

  • Адаптация новых сотрудников: нужные и вредные рекомендации

Что по поводу закона?

Верно — это, в первую очередь, в соответствии с действующим законодательством. Трудовой кодекс Российской Федерации гласит следующее. По статье 108 «Перерывы для питания и отдыха» главы 18 раздела V, «в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен паузу для питания и отдыха длительностью не более двух часов и не меньше 30 мин., что в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная длительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка либо по соглашению между работодателем и работником».Режим труда и отдыха: как правильно регламентировать перерывы в работе для офисных сотрудников?

Другими словами, в случае если в вашей организации, как и в большинстве вторых, сотрудники офиса трудятся с 9 до 18 (с 10 до 19), то паузу на обед у них в большинстве случаев образовывает 1 час. Его возможно расширить до 2 часов (в случае если, к примеру, столовая находится достаточно на большом растоянии от офиса либо сотрудники предпочитают ездить на обед к себе в второй финиш города) либо сократить до 30 мин.. Соответственно, необходимо увеличивать либо уменьшать время нахождения на рабочем месте.

Не забываем, что рабочий сутки — это 8 часов времени. В большинстве случаев паузу для питания и отдыха предоставляется работникам приблизительно спустя четыре часа по окончании начала работы. Кстати необходимо подчернуть, что данный паузу не включается в рабочее время и не оплачивается, соответственно, может употребляться работником только по собственному усмотрению.

Он может пообедать, сходить в магазин либо по вторым личным делам.

С главным приемом пищи — обедом — все более либо менее ясно. Значительно больше вопросов на практике приводят «к перекурам», «прогулки» по коридорам и чаепития. Позволяйте разбираться.

Работа офисного сотрудника так или иначе связана с применением компьютера, и как раз этим условием в большинстве случаев обусловлено наличие маленьких перерывов, «пятиминуток» в течение рабочего дня. Снова же, по закону, для предупреждения преждевременной утомляемости работников — пользователей ПК — рекомендуется организовывать рабочее время методом чередования работы с применением компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В случае если же работа требует постоянного сотрудничества с монитором (комплект текстов, просмотр информации, ввод данных) с сосредоточенностью и напряжением внимания, то рекомендуется организовывать перерывы на 10 – 15 мин. через каждые 45 – 60 мин. работы. Необходимо выделить, что такие перерывы включаются в рабочее время в силу ч. 1 ст. 109 ТК РФ. Они необходимы для понижения жадно-устранения влияния и эмоционального напряжения гиподинамии (недостаточной мышечной активности).

Кто-то из сотрудников может прогуляться по коридору либо выйти на улицу, сделать зарядку либо посидеть в кресле в помещении отдыха. Да что сказать, время от времени несложная возможность подняться, подойти к окну либо налить чашку чая действует прекрасно: и через 5 мин. с новыми силами человек возвращается за работу.

  • 11 способов нематериальной мотивации сотрудников

Возвратимся в настоящий мир

Все было бы совсем превосходно, если бы все сотрудники трудились с однообразной отдачей и отдыхали ровно столько, сколько необходимо их организму для восстановления работоспособности. На деле, любой начальник сталкивался с обстановками неконтролируемых перекуров и «перерывов»: по одному либо группами, своим отделом либо цепляя чужие, работники выходят в «курилку» либо офисную кухню: «У нас законный паузу».

В итоге, данный паузу затягивается на больший срок, чем положено, работа останавливается, а дисциплина быстро падает. О пользе бесед между сотрудниками в перерывах, о плюсах неформального общения сказать не приходится, потому, что мы разглядываем случаи, в то время, когда такие затяжные «перекуры» значительно влияют на результаты и качество труда.

По отношению к свободному времени на рабочем месте всех сотрудников возможно поделить на два типа. Первые, завершив делать собственную работу в рамках функционала, решив предельное число задач в сутки, сидят в соцсетях, шесть раз в час выходят пообщаться с сотрудниками, звонят по личным вопросам. Словом, применяют рабочее время непродуктивно — получаются целые перерывы.

Второй тип сотрудников, сделав простой объем работы в сутки, начинают деятельно искать другие занятия самостоятельно (ищут, что возможно улучшить в повседневной деятельности, видят неприятности, ставят и решают задачи кроме ярких обязанностей) либо через обращение к собственному начальнику («А что еще мне сделать?», «А давайте я вот этим займусь?», «Имеется еще какие-нибудь задачи для меня?»). При со вторым типом о речи и нецелесообразном использовании перерывов быть неимеетвозможности. Так как, как мы не забываем, это сотрудники категории А; они, в большинстве случаев, инициативные, организованные трудоголики — в плане дисциплины с ними несложнее.

Возвратимся к перерывам. Неспециализированная их длительность для всех сотрудников при работе за ПК может составлять от 50 до 90 мин. при простом «офисном» рабочем дне в 8 часов. Эти перерывы нужно регламентировать посредством внутренних локальных нормативных актов; в большинстве случаев режим отдыха и труда описывается в Правилах внутреннего трудового распорядка, кроме этого это смогут быть распоряжения и приказы начальника.

С этими документами в обязательном порядке необходимо знакомить под роспись всех новых сотрудников и целый коллектив при принятия нового документа. Невыполнение принятых правил есть предлогом для вынесения дисциплинарного взыскания со всеми вытекающими последствиями (впредь до увольнения при систематическом нарушении).

Перерывы возможно прописывать, строго привязывая их ко времени, к примеру «каждые два часа по 10 мин. в начале часа», либо делая «плавающими». Как отслеживать время отсутствия сотрудника на рабочем месте? Для этого существуют разные сервисы учета рабочего времени, возможно установить особые программы на ПК, в корпоративных информационных совокупностях довольно часто имеется функция для того чтобы учета.

Совсем несложный вариант — сотрудник, уходя на паузу и возвращаясь с него, оставляет записку начальнику с указанием времени перерыва.

Раздельно необходимо сообщить о курении на протяжении работы. Относить ли перерывы на курение к главным перерывам либо нет — вопрос неоднозначный. Довольно часто курящие сотрудники не меньше остальных ходят по коридорам, выпивают чай и общаются по телефону не по рабочим делам. Исходя из этого их рабочий сутки уменьшается еще больше.

Как бороться с нередкими «перекурами»? Тут мы, само собой разумеется, говорим не о вреде курения, а о том, как возможно регламентировать такое нерабочее времяпровождение.

Имеется большое количество различных идей. В пример возможно привести работодателей, каковые в борьбе за здоровье персонала совсем запрещают курение на территории предприятия, однако здесь появляется возможность того, что сотрудники будут «бегать за угол», опаздывать утром на работу. Снижать заработную плат за курение неправомерно, а вот доплачивать некурящим возможно, такая практика также имеется. Хорошо в компаниях трудится и таковой вариант — курящим сотрудникам попросту увеличивают длительность рабочего дня.

Скажем, занимают у него «перекуры» 30 мин. в сутки — значит, и рабочий сутки возрастает на полчаса.

  • Психология в подборе персонала: кому и как ее применять?

Вместо заключения

Перечислим пара несложных правил, каковые окажут помощь действенно регламентировать перерывы в работе офисных сотрудников.

  • Режим отдыха и труда должен быть однообразным для всех работников.
  • Разрабатывая данный режим, необходимо учесть темперамент работы (офис, производство, наличие ПК и другое), длительность рабочего дня, чередование выходных и рабочих дней.
  • Всех сотрудников нужно ознакомить под роспись с документами, регламентирующими перерывы.
  • Нужно создать и внедрить совокупность контроля применения перерывов сотрудниками.
  • Эта совокупность должна быть несложной и понятной всем сотрудникам.

И еще — не следует забывать о том, что перерывы вправду необходимы. Работник, всецело загружённый в работу в течение 8 часов, «привязанный» к рабочему месту в прямом смысле слова — это не только незаконно, но и не действенно. Как мы знаем, что самые успехи и большие достижения в работе мы довольно часто делаем как раз по окончании перерыва (будь то отпуск либо чашка чая у окна).

Исходя из этого принципиально важно подобрать для собственной компании как раз ту личную схему, которая будет трудиться, отыскать баланс между рабочим временем, отдыхом и трудом на каждом рабочем месте.

Высоких вам конверсий!

Дарья Хоромская,
начальник HR-отдела LPgenerator

отечественные вакансии

Image source: Australian War Memorial

Случайные статьи:

VSL отпускать ли сотрудников с работы пораньше.mp4


Подборка похожих статей:

riasevastopol