Об уходе заявил Дженерал моторс, приостановили производство Peugeot, Citroen, Ford. В 2015 году продажи авто уменьшатся на 25-40%, полагают аналитики. Что произошло с отраслью?
Антон Свешников, специально для Executive.ru
В марте 2015 года GM заявила о том, что подконтрольная ей марка Опель покинет Россию всецело, а Шевроле покинет в Российской Федерации лишь премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro. Сборка машин на калининградском «Автоторе» уже прекращена, ожидается, что до конца июня будет законсервирован завод в Петербурге, а сборка машин GM на ГАЗе завершится до конца 2015 года.
Новая бизнес-модель компании GM в Российской Федерации включает кроме этого прекращение производства машин Опель и Chevrolet на заводе «Автотор» в Калининграде, как сказали представители предприятия. Последние машины американского производителя сошли с конвейера этого предприятия в первых числах Марта. Как пояснил генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн, на данный момент машины германской марки, производящиеся в Российской Федерации, не владеют достаточным уровнем локализации, наряду с этим обстановка на рынке не оправдывает инвестиций в увеличение этого уровня.
«Уход GM, первым делом, был связан с довольно не сильный результатами брендов концерна на русском рынке, стратегией, ориентированной на фиксацию убытков от ослабления курса рубля, и отсутствием готовности инвестировать в российский бизнес, в соответствии с условиям соглашения о промсборке», – заявил Forbes Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC. Управление GM уже практически утвердило ликвидационный бюджет.
Сообщается, что затраты на реструктуризацию бизнес-модели в Российской Федерации составят около $600 млн. Эти средства будут направлены на кампании по стимулированию продаж, изменение дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие затрат, которые связаны с сокращением сотрудников.
Пострадают дилеры и рабочие
Вопрос в том, хватит ли средств на покрытие издержек от для того чтобы решительного шага. Прежде всего, уход из России Дженерал моторс приведет к новым масштабным сокращениям в отрасли. Калининградский «Автотор» собирается законсервировать около половины собственных мощностей по окончании ухода GM, поведал РБК генеральный директор русского автомобильного завода Владимир Щербаков. До мая компания планирует уволить около 500 человек.
По словам Щербакова, на данный момент ведутся переговоры с несколькими потенциальными партнерами, каковые смогут разместить на заводе контрактную сборку, но вряд ли соглашения будут подписаны в текущем году. В случае если же обстановка на авторынке в ближайшее время не изменится, «Автотору» нужно будет уволить до половины сотрудников, передает издание.
В Санкт-Петербурге на заводе GM главное производство уже остановлено, процесс увольнения 1100 сотрудников начался 31 марта. Основной вопрос, что решают руководство и местные профсоюзы GM, – величина компенсации. Компания предлагает расстаться по соглашению сторон с выплатой семимесячных окладов, рабочие настаивают на 18 окладах, аргументируя собственный предложение убойным доводом – в кризис работу по профессии искать придется продолжительно.
Но, имеется и еще одна пострадавшая сторона от вынужденного ответа GM – представители дилерской сети. Согласно данным «Автостата», на данный момент в Российской Федерации трудится 300 дилерских центра GM, а закрыться смогут около 150-160. «Для дилеров, каковые связаны с продажами моделей Опель и Шевроле, уход GM с русского рынка выглядит катастрофически. на данный момент, в то время, когда рынок падает, занять долю GM вторыми брендами будет достаточно сложно.
В любом случае дилерам GM нужно будет искать новые торговые марки и пробовать компенсировать падающие количества продаж», – рассуждает в интервью «Радио Свобода» Андрей Рожков, старший аналитик инвестиционной денежной компании «Метрополь».
Светлана Виноградова, директор дилерского центра «Mitsubishi РОЛЬФ Восток» высказывается еще категоричнее. Согласно ее точке зрения, российский рынок может утратить 25-30% дилеров всех западных марок. «Наряду с этим я не знаю, как оставшиеся более сильные игроки готовы будут «подхватить» падающих… Думается, свободных средств на это на данный момент не будет ни у кого – по крайней мере, массовой консолидации тяжело ожидать».
Претенденты на выход
Другие производители машин кроме этого разглядывают возможность оптимизации бизнеса в Российской Федерации, но, в большинстве случаев, по словам Литвиненко, речь заходит о менее радикальных мерах: оптимизации количеств отгрузки машин дилерам, сокращении модельного последовательности, поставляемого в Россию, корректировке инвестиций и т.п.
Южнокорейский автопроизводитель SsangYong Motor приостановил экспорт машин в Россию. К сокращению производства подготавливаются и другие российские фабрики, а также – Volkswagen в Калуге и Nissan в Санкт-Петербурге. По сообщению представителя автоконцерна «ПСМА Рус», находящегося в Калуге и производящего машины концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, приостановят производство с 27 апреля 2015 года.
На время вынужденной приостановки выпуска машин сотрудники концерна «ПСМА Рус» будут посланы в коллективный отпуск, наряду с этим витает в воздухе вопрос о вероятном сокращении порядка 770 рабочих при предстоящего ухудшения обстановки. На этом заводе практически 40% рабочих трудятся по срочным соглашениям.
Статистика продаж автомобилейв Российской Федерации в 2014-2015 годах. Кликните, дабы заметить таблицу всецело
«АвтоВАЗ» уже официально сказал об увольнении одной тысячи менеджеров, не смотря на то, что ранее глава фирмы Бу Андерссон уверял, что несобирается увольнение работников в 2015 году. Обстоятельством принятия для того чтобы решения пресс-служба предприятия растолковывает непростой обстановкой на русском автомобильном рынке и предстоящим падением спроса. Кроме этого, 31 марта прекращены кое-какие трудовые контракты работников в связи с истечением срока их действия.
Ранее профсоюз предприятия заявлял, что завод несобирается продлевать срочные контракты 40% рабочих (по различным данным, это 500-800 человек).
«Имеется торговые марки, у которых обстановка на рынке хуже, чем у Опель, Шевроле и SsangYong. В зоне риска находятся французские производители, и Honda, Мазда и кое-какие китайские марки с маленькими количествами продаж», – вычисляет Сергей Целиков, директор агентства «Автостат».
Suzuki и Honda несобираются уходить из России, не обращая внимания на нехороший итог, заявили корреспонденту Reuters их представители. «Об уходе (с рынка РФ) не может быть и речи, – сообщил представитель Honda, которая реализовала в прошедшем сезоне 20 655 машин в Российской Федерации, заняв 0,8% рынка. – Эти продажи приблизительно мы и планировали». Он утвержает, что Honda собирается наверстать провал в продажах с июня, рассчитывая на новые модели.
«Suzuki находится в самом уязвимом сегменте как производитель массовых моделей, не имеющий производства в Российской Федерации», – говорит представитель компании. – Но мы не уходим с рынка». Компания рассчитывает на выход новой Vitara в августе, и собирается сохранить собственную долю на рынке на уровне 2014 года.
С такой же решительностью парировали нападки в их сторону французские производители Peugeot и Citroen.
«В далеком прошлом предсказанный обвал»
Быстро падающий российский авторынок практически не покинул места для нескольких некогда популярных автомобильных брендов, продажи которых сократились в марте до нескольких сотен штук. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объединяющей трудящихся в Российской Федерации производителей машин, в январе 2015 года авторынок сократился в пересчете на год на 24,4%, в феврале – на 37,9%, в марте падение ускорилось до 42,5%. Всего за три последних месяца 2015 года было реализовано около 383, 7 тыс. машин, а также в марте – 139, 85 тыс. штук.
Больше вторых по результатам марта пострадали российские продажи двух японских производителей машин, не имеющих производства в Российской Федерации – Honda и Suzuki, направляться из статистики АЕБ. Количество продаж Suzuki сократился практически впятеро до 393 штук, Honda – в 11 раз до 220 машин, по данным АЕБ.
Падение продаж продемонстрировали машины французского автоконцерна PSA Peugeot-Citroen, что уже информировал о временной, но долгой остановке завода в Российской Федерации из-за снижения покупательной способности. Продажи Peugeot и Citroen в марте сократились в 4,7 и в 4,8 раза до 545 и 484 штук соответственно.
Понижением продаж отметились и остальные автобренды: Ford – на 73% (с 6,8 тыс. до 1,85 тыс.). SEAT (-93%), SsangYong (-73%), Daewoo (-62%), Mitsubishi (-68%).
Нарастить продажи смогли лишь Lexus (+29%), Porsche (+27%), Smart (+23%) и Isuzu (+226%).
«Продажи в марте были нехорошими, но не намного хуже, чем ожидалось. Это в далеком прошлом предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными приобретениями в конце прошлого года и дополненный большим повышением цен в начале этого года. Непременно обстановка стабилизируется, но это время еще не пришло», – пояснил глава комитета производителей машин АЕБ Йорг Шрайбер.
Все ожидают 2017 года
В соответствии с базисному прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2015 году продажи новых автомобилейв Российской Федерации сократятся еще на 35% (до 1,52 млн штук), по окончании чего начнется медленное восстановление рынка. В PwC считают, что в 2016 году продажи подрастут на 6,7%, до 1,6 млн автомобилей (приблизительно столько же россияне приобрели в кризисном 2009 году), а на уровень продаж 2014 года рынок возвратится лишь в 2018 году.
Собственная версия имеется у соответствующих министерств, курирующих автопром. По словам Дениса Мантурова, торговли и министра промышленности, пока нет особенных предпосылок для ухода вторых автомобилестроительные компаний с рынка России. Государственный служащий рассчитывает на рост рынка уже в 2016. «При увеличении стоимости одного бареля нефти и смягчении западных санкций уже в 2017-2018 годах рынок и вовсе возвратится к уровню 2013 года», – полагают в Министерства экономики.
Согласно точки зрения Светланы Виноградовой, дно кризиса придется на август-сентябрь нынешнего года. По ее прогнозу, падение рынка составит за весь год 35-40%. А рассчитывать на полное восстановление рынка не следует раньше 2017 года. «По-хорошему, вся эта обстановка должна была бы привести к усилению процессов локализации, повышению внутреннего производства – потому, что в этих условиях это дало бы возможность сдерживать цены.
Но это требует дополнительных инвестиций, а свободных средств у производителей на данный момент нет, да и жажды инвестировать в отечественное производство также пока не показалось», – утверждает она.
Случайные статьи:
Продажи автомобилей в России снижаются пять лет кряду
Подборка похожих статей:
-
Эволюция системы продаж рынка fmcg – зачем понимать?
Алексей Пидоря Менеджер, Ростов-на-Дону Отечественные предприниматели на рынке FMCG игнорируют эволюционный путь, выбирая революционный, говорит Алексей…
-
Риф+киб 2015: как увеличить продажи с сайта
24 апреля в рамках конференции «РИФ+КИБ 2015» прошла секция, посвященная повышению прибыльности сайта. Секретами делились: Ingate, Sendsay и «Комплето»….
-
Как управлять продажами, если рынок падает
Николай Сибирев председатель совета директоров, Петербург Возможно заметить неспециализированные закономерности в подходах тех компаний, каковые…
-
Стоит ли требовать продаж от технических консультантов
Алексей Абрамов Директор по формированию, Москва На первый взгляд, поручив менеджерам и консультантам проектов заниматься продажами, B2B-компания…