Know how: как работать в условиях нового закона о торговле

Сергей Илюха председатель совета директоров, Москва

Апокалипсис на рынке продуктового ритейла отменяется! Сергей Илюха о коллизиях в обновленном законе о торговле, каковые разрешат нормально трудиться.

4 июля 2016 года президент Владимир Владимирович Путин одобрил Закон О внесении трансформаций в отдельные законы РФ по вопросам обеспечения и антимонопольного регулирования продуктовой безопасности (ФЗ 704631-6). Тем самым завершился процесс правового оформления новых правил взаимоотношения между ритейлерами и поставщиками. Трансформации в закон о торговле были внесены Государственной думой быстро, сходу во втором и третьем чтениях.

И с того момента, как в последних числахИюня это произошло, лихорадит целый российский рынок продуктов питания.

О том, как функционировать в новых условиях поставщикам и торговым сетям, я уже писал в статье Как приспособиться к поправкам в закон о торговле. В ней были даны советы, основанные на информации о поправках, которую в тот момент возможно было отыскать в сообщениях экспертов и аналитических статьях, размещённых в интернете. Но после этого, когда стала дешева окончательная редакция ФЗ 704631-6, я занялся детальной проработкой текста поправок и их правовых последствий.

До прихода в бизнес я 16 лет прослужил в Вооруженных силах (майор запаса) и пара лет проработал в военной прокуратуре.Know how: как работать в условиях нового закона о торговле После этого лет восемь курировал юридический департамент розничной сети. Появление в 2009 году закона о торговле случилось именно на протяжении моей работы в ритейле.

В собственной начальной редакции он ограничил размер премии, но не запретил агентам заключать соглашения об оказании одолжений. И это по окончании 2009 года разрешило ритейлерам и поставщикам значительно не поменять схему работы. Говоря образно, они переложили яйца из одной корзины в другую.

И вот, представьте сейчас мое удивление. Просматриваю текст последних поправок и плачу! Сперва кидаются в глаза твёрдые определения.

Большая премия ограничена 5%, из базы для ее расчета исключены НДС и налог. Уменьшен период отсрочки платежа, отсрочка исчисляется от даты поставки Все весьма жестко! А позже во мне проснулся в далеком прошлом спавший юрист.

И я начал искать юридические и коммерческие коллизии (по большей части я финансист и коммерсант).

Коллизия №1

Цитата из поправок в закон о торговле, дополняющая статью 2 пунктом 10 следующего содержания: Услуги по продвижению товаровуслуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющих поставки продуктовых товаров в торговые сети, в целях продвижения продуктовых товаров, а также методом рекламирования продуктовых товаров, осуществления их особой выкладки, изучения потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей данные о таких товарах, или осуществления другой деятельности, направленной на продвижение продуктовых товаров.

Основная фраза тут услуги по продвижению товара, каковые приравниваются к другой деятельности, направленной на продвижение продуктовых товаров. Этот пункт либо полностью ничтожен, либо может отнести к услугам по продвижению каждые услуги по продвижению.

Коллизия №2

Как уже сообщено, быстро ужесточаются нормы о выплате премии за выборку продукции. Премия всего 5%, и эти жалкие проценты включают все услуги по продвижению! Как сейчас трудиться?

Но, пребывав в шоке, я продолжаю пристально просматривать поправки дальше. И что же я вижу в новой редакции пункта 11 статьи 9?

Услуги по рекламированию продуктовых товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продуктовых товаров заменить словами Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги.

Получается, что эта поправка трансформирует соответствующую норму закона следующим образом: Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги смогут выясняться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании контрактов возмездного оказания соответствующих одолжений.

Что это указывает? Одна формулировка заменена на другую. И все!

Но маркетинговые и каждые иные услуги, каковые предоставляет ритейлер поставщику, не запрещены. С учетом коллизии №1 они смогут появиться и оплачиваться в рамках контрактов оказания услуг, заключаемых между хозяйствующими субъектами. Основное, дабы при заключении таких соглашений:

  • не было принуждения со стороны ритейлера;
  • не создавались дискриминационные условия.

Вот за эти нарушения санкции значительно ужесточаются, что прописано как в законе о торговле, так и в поправках, внесенных в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Что из этого направляться на практике?

Мой совет: по окончании вступления в силу новой редакции закона о торговле ни за что не нужно привязывать цена одолжений к количеству продаж. С одной стороныэто дискриминация: одинаковые паллеты смогут стоить по-различному для производителей с различным количеством продаж. С другойэто возможно расценено как нарушение вышеуказанных требований.

В свое время в 2009 году 30% премии сети и поставщики удачно перевели в услуги, уж по поводу 5% они как-нибудь договорятся.

Пример: на данный момент цена логистических и других одолжений довольно часто привязана к товарообороту. Пора поменять эту порочную практику. Логично привязать цена логистических одолжений к кубометру либо килограмму, одолжений по упаковке и мерчендайзингук количеству единиц продукции.

Необходимы понятные и прозрачные правила, не привязанные к товарообороту! В этом случае не будет дискриминации, будет совсем понятна цена одолжений да и то, как она вычислена!

Да, коллеги, новым законом сокращены отсрочки, уменьшены премии, большое количество чего ужесточено и переформулировано. Но осталось основное: сеть может оказывать поставщику услуги, каковые он добровольно, без давления со стороны сети, готов заказать и оплатить. А это уже совсем вторая история.

Все, кто желает договориться, так же, как и прежде смогут договориться.

Случайные статьи:

Закон о торговле


Подборка похожих статей:

riasevastopol