Владимир Крючков Учитель, Москва
Фактически, как такового маркетинга в Российской Федерации нет и быть на данный момент не может, по причине того, что население бедное, а изобилие товаров лишь кажущееся. Но отдел маркетинга понадобится чтобы улучшать товар.
Изменение функции маркетинга в кризисное время
В прошлой статье «Маркетинговый идиотизм», размещенной на Executive ровно годом ранее, создатель подверг критике неверный подход к маркетингу в отечественном производстве и обязался обрисовать верный подход, что обязан заключаться в строгом описании разработки интенсификации коммерческих упрочнений. Но за время, прошедшее с момента написания статьи, обстановка в отечественной экономике заметно ухудшилась, что выдвинуло на первый замысел концепцию совершенствования товара, именно она и рассматривается в нижеследующей статье.
Как было продемонстрировано в прошлой статье, время для концепции маркетинга в отечественной экономике еще не наступило. Преподавание маркетинга в высшей школе в разрезе лишь концепции маркетинга ведет к неизбежному отрыву теории от практики и необоснованному разочарованию собственников и руководителей фирм в маркетинге по большому счету. Снова мы взяли «ребенка, выплеснутого с водой из ванны».
Концепция маркетинга предполагает модель работы, основанную на кибернетическом понятии «белого коробки», — четком понимании механизма происхождения жажды, следующей из него потребности у управления и потребителя этим механизмом в интересах компании.
Концепция интенсификации коммерческих упрочнений и концепция совершенствования товара опираются на понятие «тёмного коробки», они не вникают в механизм работы сознания потребителя и сосредотачиваются на видимых итогах деятельности этого механизма, действуя по бихевиористской модели «стимул — реакция».
Дабы глубже разобраться в различии этих условий и концепций их востребованности, разглядим привычную «пирамиду Маслоу» (рис. 1).
Возможно представить соответствие актуализации того либо иного уровня потребностей соответствующей концепции управления маркетингом, призванной обеспечить удовлетворение производителем этих потребностей.
Переход от уровня к соответствующей концепции и уровню управления маркетингом осуществляется по мере насыщения прошлого уровня.
Часть потребителей, удовлетворившая потребности первого уровня, переходит на второй. Те же, кто еще не удовлетворил их, остаются на первом уровне.
Наряду с этим внимание производителя раздваивается — он обязан трудиться по концепции совершенствования производства с продукцией, ориентированной на потребителей первого уровня, и по концепции совершенствования продукта — с продукцией для потребителей второго уровня.
Концепция делается господствующей, в то время, когда главная часть потребителей оказывается на соответствующем уровне потребностей.
Переход потребностей на уровень выше не всегда напрямую связан с увеличением уровня доходов потребителей. Возможно приобретать огромные деньги и тратить их на дорогую водку, закусывая ее устрицами, доставленными самолетом из Франции. Наряду с этим носить рваные джинсы «от Гуччи» за баснословные деньги и дремать, не раздеваясь, на спальном гарнитуре «а ля Людовик XVI».
Другими словами удовлетворять потребности бомжа, тратя на это огромные деньги.
Рис. 1. Соответствие концепции управления маркетингом уровню потребностей.
Как раз исходя из этого разбогатевшие юные люди довольно часто страдают избыточным весом. Перейдя на второй уровень потребностей, они пользуются привычной моделью первого уровня и всегда «заедают» неудовлетворённость и тревогу.
Переход на уровень выше определяется неким «критическим» значением отношения «возможностей» к «потребностям». Этого значения возможно достигать не только повышением числителя дроби (возможностей), но и направленным уменьшением знаменателя (потребностей). Первый путь — путь западной цивилизации (теория возвышающихся потребностей). Второй путь больше принят на Востоке.
Это — путь суфийской, буддийской и ламаистской традиций, ориентированных не на скороспелый интеллект, а на вызревшую мудрость. Как раз этим разъясняется тот факт, что потребностями пятого уровня озабочены люди богатые не материально, но духовно.
Из вышеприведенных рассуждений возможно сделать следующие выводы:
1. Чем выше уровень потребностей общества, с тем громадным числом концепций маркетинга в один момент приходится трудиться маркетологам компаний.
2. Как раз в отечественном обществе остро ощущается недостаток принадлежности к чему-либо (общество предельно разобщено) и любви/дружбы (в обществе господствует принцип «любой сам за себя»). И исходя из этого до кризиса 2009 года особенно актуальной была концепция интенсификации коммерческих упрочнений.
3. Кризис 2009 года «отбросил» общество на второй уровень потребностей — потребностей в безопасности, актуализировав концепцию совершенствования товара.
Вывод № 3 особенно ответствен, потому, что последовательность отечественных компаний переориентировал рекламу на скидки и опущенные стоимости. Данный выговор был бы оправдан при актуальности первой концепции управления маркетингом в обществе с очень низкими доходами, каковым отечественное общество до тех пор пока еще не есть. «Непопадание» рекламы в актуальную концепцию управления маркетингом угрожает напрасной низкой эффективностью и тратой средств маркетинговых упрочнений. Что весьма интересно, у этих же фирм имеется красивые доводы для рекламной кампании в тональности концепции совершенствования товара — сертификаты качества по совокупности ISO 9000, хорошие отзывы клиентов и без того потом, но они их почему-то не применяют.
Как раз уменьшением числа востребованных рынком концепций управления маркетингом возможно растолковать упрощение содержания работы маркетологов и последующее сокращение их численности в компаниях. Маркетологи одними из первых пошли «под нож» при первых показателях кризиса.
Как же обязана измениться функция маркетинга в современной отечественной компании?
Функции маркетинга в соответствии с концепцией совершенствования товара
В соответствии с данной концепции, функции работы маркетинга становятся обслуживающими сбыт и производство. Маркетинг обязан:
1. Обеспечить производство следующей информацией:
a. Требования потребителей к качеству товара.
b. структура и Перечень претензий к качеству продукции.
c. Построение QFD (функции развертывания качества).
d. Новинки в области качества у соперников.
2. Поддержать сбыт следующей информацией:
a. Где самые подходящие для продукции компании рынки сбыта.
b. Какова борьба на этих рынках.
c. Обеспечить информирование потребителей о преимуществах товара компании.
d. Обеспечить рекламное давление, вытесняющее данные о товарах соперников из сознания потребителя.
По сути дела, функции работы маркетинга редуцируются до функций двух подразделений — конкурентной рекламы и разведки. Сохранить работу маркетинга либо создать вместо нее два независимых подразделения (конкурентной рекламы и разведки), подчинив их главному инженеру либо коммерческому директору, — дело вкуса управления компании.
Фото: freeimages.com
Случайные статьи:
- Как удержаться в премиальном сегменте, несмотря на рецессию (2)
- Как построить систему электронного маркетинга в компаниях b2b?
Илья Балахнин. Маркетинг в условиях кризиса
Подборка похожих статей:
-
Греф: острая фаза кризиса в россии прошла
Острая фаза кризиса в русском экономике сейчас пройдена, заявил глава Сберегательного банка России Герман Греф на форуме «Усиление партнерства между…
-
Маркетинг во время экономического кризиса: как обратить рецессию на благо бизнеса?
Все мы не забываем экономический кризис 2008 года — в то время экономики большинства государств переживали спад, что без шуток ударило и по бизнесу. В…
-
Кризис, рецессия, последствия… пришло время меняться!
Дмитрий Поленов Консультант, Москва Эти пять показателей отличают компании, каковые не плывут по течению, а предпринимают определенные шаги, дабы сделать…
-
Краудсорсинговая доставка в россии: возможна ли? нужна ли?
Краудсорсинговая доставка – достаточно новое явление на рынке, в то время, когда заказ из вебмагазина либо ресторана реализовывают не специальные…