Елена Пономарева Директор по формированию, Петербург
Новые модели поведения потребителей, проявившиеся на западе, уже попадают в Россию. Как с ними трудиться и как на них получать?
Тренды европейского и рынков американских проявляются в Российской Федерации с задержкой в один-три года. Исходя из этого при разработке маркетинговой стратегии предприятия, кроме анализаповедения потребителей на русском рынке, целесообразно исследоватьтенденции потребительского поведения за границей. Нижепредставлены главные зарубежные тренды потребительского поведения,замечаемые в 2014-2016 годах.
1. Увеличение веса потребительского опыта
Сущность тренда:
- Вразвитых государствах вес потребительского опыта превышает 5 баллов по по шкале от 1 до 7. В Японии5,22, в Швейцарии5,21,в Швеции5,01. Наряду с этим ориентация потребителей лишь на цену равняется 1 баллу, принятие ответов о покупке на базе сложного анализа по группе факторов равняется 7 баллам.
- Советы как рекламный канал покупают все больший вес.
Инструменты работы с потребителями:
- Анализаторы приобретений: сайты, накапливающие оценки специалистов ипотребителей, подробную данные с фото и другие эти, помогающиепринять ответ о покупке.
- Контент-инструменты, разрешающие потребителям делиться опытом потребления продукции.
- Работас жалобами, разрешающая выявлять направления увеличения эффективности.Искренние публичные извинения завлекают к бренду и компаниидополнительное внимание.
2. Рост популярности большой розницы
Сущность тренда:
- Основноймотив визита больших торговых центровэкономия времени(возможность приобрести товары, покушать и развлечься в одном месте).
Инструменты работы с потребителями:
- Дальнейшееразвитие больших розничных форматов с ориентацией на средний класс, живущийактивной судьбой, при которой на приобретения остается мало времени.
3. Стирание возрастных ограничений
Сущность тренда:
- Активнаяжизненная позиция, забота о здоровье, комфорте и внешнем виде,ориентация продолжение работы за границами пенсионноговозраста.
- Рост количества silver serfers (потребителей в возрасте 50+), деятельно пользующихся интернетом.
Инструменты работы с потребителями:
- Спецпредложения для людей старшего возраста в рамках услуг и основного ассортимента товаров.
4. Рост потребности в признании
Сущность тренда:
- Потребители желают находиться у всех на виду, делается серьёзнее закрепить собственный публичное, а не подлинное Я.
- Ростпопулярности соцсетей, являющихся барометром точек зрения, визуальнымдневником и довольно часто кроме этого бегством и источником стресса от действительности.
- Рост влияния селебрити и блогеров на продажи через соцсети.
Инструменты работы с потребителями:
- Смещение коммуникаций в соцсетях с привлечением селебрити и блогеров.
- Рост популярность рекламного канала мама-блогер (mom-bloger).
- Мобильные приложения, разрешающие в реальном времени обмениваться информацией и достижениями.
- Конвертация компаниями трафика из соцсетей в настоящие приобретения.
5. Рост популярности зеленых и местных товаров
Сущность тренда:
- Потребителиподдерживают идею защиты внешней среды, но не готовы кардинальноизменить модель потребления либо образ судьбы. Забота об экологииограничивается приобретением более нужных для здоровья зеленыхтоваров.
- Смещение спроса в сторону товаров, произведенных местными производителями. Такие товары считаются натуральными и более свежими.
- Потребители готовы платить дороже за зеленые и местные товары, считая это проявлением социальной ответственности.
Инструменты работы с потребителями:
- Развитие сетей зеленых, а также фермерских магазинов.
- Рост рынка органических товаров. Это в первую очередь товары и продукты питания для ухода за телом и лицом.
- Рост популярности фермерской продукции и товаров, произведенных локальным малым бизнесом.
- Учет глобальными компаниями местных вкусов и особенностей.
6. Рост вторичного рынка
Сущность тренда:
- желание и Мода иметь доступ к новым разработкам сокращаютсрок владения товарами. А желание сэкономить стимулирует приобретение товаров по сниженнымценам и рост вторичного рынка.
Инструменты работы с потребителями:
- Активное создание специальных сайтов.
7. Изменение потребительского поведения своих родителей
Сущность тренда:
- Родителивынуждены сближаться с детьми, дабы лучше их осознавать.
- Отцы могутвыполнять материнские функции.
- Из-за постоянной занятости родители не смогут проводить с детьми большое количество времени, и компенсируют им недочёт внимания подарками.
Инструменты работы с потребителями:
- Развитиесемейных и детских форматов торговли, а также выделение детскихзон в простой рознице
- Создание детских кафе, домашних отелей, организация мест для совместногоотдыха детей и родителей.
- Домашние online-проекты.
8. Изменение отношения молодежи к шопингу
Сущность тренда:
- Шопингне хобби и проведение времени, а метод что-то приобрести по необходимости.
- Сложности с погашением кредитов.
- Интернет-зависимость поколения Z, благодаря которой технологии глубоко попадают в общество.
- Приобретение подделок известных брендов либо товаров сэконд-хенд с целью экономии.
Инструменты работы с потребителями:
- Спецпредложения для молодежи в рамках услуг и основного ассортимента товаров.
- Максимальноепереключение на online-каналы при формировании занимательных in-storeактивностей в классической рознице и HoReCa (сенсоры и т. п.).
9. Рвение к экономии без сокращения потребления
Сущность тренда:
- Охота за скидкаминовая модель поведения, показавшаяся под влиянием кризиса.Потребители уменьшают затраты на приобретение, не уменьшая потребления.
- Поиск оптимального сочетания цена/уровень качества, учитывая цену при перепродаже.
- Болеерациональный подход к применению пластиковых картах: online-платежи ипокупки совершаются в моменты, в то время, когда появляется недостаток личного бюджета.
- потребление и Совместные покупки в форме краудсорсинга, краудфандинга и оптовых приобретений.
- Рост количества рассчетных приобретений при сокращении доли импульсных.
Инструменты работы с потребителями:
- Активное развитие вторичного рынка: к примеру, рост популярности в Российской Федерации сайта Авито.ру.
- Развитиеформата DIY (do it youselfсделай сам). На рынке востребованыпродукты, каковые возможно создать самому, и технологии, позволяющиепроизводить разнообразные товары дома: печь хлеб, варить мыло и др. Это не только возможность сэкономить, но и хобби, творческоесамовыражение.
- Рост количества частных торговых марок розничных торговых фирм.
- Развитие форматов дискаунтеров, предлагающих как массовые товары, так и luxury-товары.
10. Повсеместное применение гаджетов
Сущность тренда:
- Практическивсе свободное время потребители выполняют с гаджетами, ускоряющими и безтого стремительную судьбу и делающими обмен информациеймгновенным.
- Мобильные приложения прогнозируют будущие активности потребителей.
- Потребителиищут оптимальный баланс между простотой и технологиями, не используявсе функции гаджетов, ориентируясь при покупке на моду и новейшиетехнологии.
- Появление многоканальных клиентов, совершающихпокупки в различных режимах: в торговой точке, через сотовый телефон,через компьютер дома либо на работе.
Инструменты работы с потребителями:
- Смещение активности компаний из интернета в мобильные приложения.
- Предоставление возможности детально изучить товар до момента совершения приобретения, к примеру, через виртуальные туры.
- Рост рынка носимой электроники: умные часы, спортивные браслеты.
- Активное развитие вторичного рынка.
- Интеграция компаниями соцсетей, offline- и online-бизнеса.
- Модельonline-шоппинга discovery shopping, разрешающая выбирать товары иуслуги на базе комплекса черт, отвечающих запросу (в томчисле, с учетом геолокации).
11. Тренды потребления luxury-товаров
Сущность тренда:
- Потребителисреднего класса достаточно состоятельны, дабы потребовать премиальныйпродукт, но не хватает богаты для самой дорогостоящей версии.
- Уход от показного потребления.
- Рвение иметь luxury-товары за меньшие деньги (дешёвая роскошь, приобретения на вторичном рынке и в аутлетах).
Инструменты работы с потребителями:
- Появление на многих авиалиниях новых категорий обслуживания, нацеленных на клиентов изсреднего класса: к примеру, эконом-премиум.
- Локализация брендов (local luxe). К примеру, соответствие отелей пятизвездочных отелей местным традициям и местоположению.
- Развитие вторичного рынка, развитие сегмента аутлетов.
12. Изменение социальной структуры семьи
Сущность тренда:
- Ростколичества одиноких людей.
- Построение собственной семьи и дети уже неявляется приоритетом у части молодежи.
- Юные люди все больше обеспокоены своимздоровьем, карьерным ростом, развитием и развлечениями.
Инструменты работы с потребителями:
- Развитие домашних отелей и больших торговых форматов, апеллирование к домашним сокровищам в продвижении.
- Развитиерынка товаров для домашних животных. Животное приравнивается к участнику семьи.
- Ростспроса на услуги по доставке еды и товаров на дом.
- Организация комфортных кафедля ужина в одиночестве.
- Рост популярности online-знакомств.
13. Смещение приобретений из offline в online
Сущность тренда:
- Сокращение разрыва между жаждой приобрести товар и совершением приобретения (сокращение времени на обработку и поиск информации).
- Online-приобретения рассматриваются как метод получения мгновенного наслаждения.
- Рост продаж через веб-магазины и мобильные приложения.
- Интернетдает выбор товаров, которого нет ни у одного розничного магазина, возможность сравнить цены и выбрать хороший вариант, не выходя издома.
Инструменты работы с потребителями:
- Приложения, разрешающие брать вещи из изданий либо фильмов.
- Борьбас шоурумингом: ведение сборов за распространение и примерку одежды скидочных купонов, дабы удержать потребителей от изучения товара в магазине и последующейпокупки в сети.
- Развитие формата дополненная действительность: сочетание приложения и реального магазина, в котором возможно совершитьпокупку (к примеру,в IKEA).
- Приобретения на сайтах одним кликом.
- Применение в магазинах передовых in-store-разработок (сенсоров и т. п.).
14. Рвение к образу жизни и здоровому питанию
Сущность тренда:
- Борьбас ожирением, а также, с детским.
- Давление на потребителей состороны СМИ, пропагандирующих физическое совершенство и здоровье.
- Рост заботы о здоровье как базы полноценной и активной работы.
- Усиление внимания к питанию детей.
Инструменты работы с потребителями:
- Рострынка продуктов с пониженным содержанием жиров, соли, сахара, неестественных компонентов (товаров free from) и с добавлением полезныхэлементов (кислот омега-3, пребиотиков и т. п.).
- Создание мобильных приложений для веса и контроля питания, диеты, фитнеса.
- Введение в ресторанах здорового меню.
15. Стиль судьбы жилье как кокон
Сущность тренда:
- С учетом растущей занятости основной жизненной сокровищем делается время, совершённое вместе с семьей.
- Ростпопулярности независимого изготовление пищи. Но наряду с этим на приобретение, чистку, нарезку продуктов и другие подготовительные этапы уходит больше времени, чем конкретно наприготовление пищи.
Инструменты работы с потребителями:
- Умныйдоммодель ведения хозяйства с применением гаджетов: внедрение совокупностей для контроля безопасности жилья, оптимизация коммунальных других домашних и затрат задач.
- Развитиеформата DIY (do it youselfсделай сам).
- Развитие проектов по доставке еды, предложению еды на вынос и drive-through (аналога МакАвто).
Главные тенденции в трансформации потребительского поведения
- Смещениес принципа жить, дабы трудиться к принципу трудиться, дабы жить. Это выражается в рвении к соблюдению баланса между личной жизнью и работой, в ускорении темпа судьбы,рвении к стабильности и финансовой безопасности и, в один момент, в тяге ккомфорту, жажде проводить больше времени с семьей.
- Принципсвобода через потребление: приобретение того, что необходимо, в том месте, гдеудобно, и таким методом, как комфортно. Ко мне же относится тренды к повышениюмобильности потребителей.
- Потребление по принципу скоро,комфортно, выгодно: имеется желание сэкономить свободное время, которогостановится меньше, и наряду с этим сократитьзатраты без сокращения потребления.
- Трансформации в потребительскомповедении возрастных групп. Самый ярко эти трансформации выражаются в особенностяхинтернет-зависимого поколения Z и silver serfers, людей в возрасте 50+,ведущих активную рабочую и личную судьбу.
- Рост актуальности зеленых социальной ответственности и трендов потребителей, выражающейся, к примеру, в помощи местных производителей).
- Отказот демонстративного потребления: на первый замысел выходит человек, а нето, что он потребляет. Появление сегментов дешёвый luxury иэкономичный премиум.
Реагируя на эти тенденции, компании начинают практиковать новый комплексный подход к работе спотребителями. Его особенностиориентация на формирование позитивногопотребительского опыта (customer experience) в широком смысле, с учетом опытапредыдущих приобретений, отношения к бренду, удовлетворенности, лояльность,подхода к совершению приобретений. Чем лучше потребительский опыт, темвыше уровень лояльности, возможность повторных приобретений, компании и рекомендаций бренда приятелям и привычным.
Одним из ключевыхинструментов формирования хорошего потребительского опыта,соответствующим современным трендам в поведении потребителей, становитсясторителлинг (storytellingрассказывание историй). Сторителлингпредполагает формирование компанией комплекса интегрированныхмаркетинговых коммуникаций на базе последовательно размещаемого,логичного и убедительного контента в массмедиа, соцсетях, блогах и точкахконтакта с клиентами.
Цельформирование целостного восприятия потребителямибренда в соответствии со стратегическим позиционированием компании.Примеры брендов, применяющих сторителлинг: Apple, Coca-Cola,McDonald s, Kellogg s, Heinz, Fairy либо IKEA.
Случайные статьи:
Потребительские тренды в сфере торговли. 05.06.2015
Подборка похожих статей:
-
Потребительское поведение — это обобщающее понятие для процессов и факторов, определяющих экономические действия потребителя в контексте потребления и…
-
Главные тренды потребительского рынка в 2014 году
Андрей Кулинич Учитель, Москва Чего ожидать от наступающего года? Определите, какие конкретно тренды потребительского рынка готовит 2014 год. Незадолго…
-
Потребительский цикл: исследование предпокупочных процессов b2b сегмента
Более двух третей клиентов (68%) B2B-сегмента на данный момент предпочитают оплачивать товары в режиме онлайн. Согласно данным Acquity Group, эта цифра…
-
10 Главных трендов электронной торговли 2017 года
Аналитики компании PayU изучили главные тенденции сектора электронной коммерции и составили их топ-10 на 2017 год. Вы удивитесь, но мобильные разработки…