Времена меняются. pr остается

Татьяна Марченко Директор по маркетингу, Москва

Кризис стал вызовом для экспертов, привыкших тратить громадные средства на публикации в массмедиа. Сейчас им предстоит обучиться писать хорошие пресс-релизы и создавать по-настоящему увлекательные новости.

Ушли в прошлое тучные нулевые, экономика стала более экономной, и сейчас нам в голову чаще приходят мысли о том, как израсходовать мельче и взять побольше. Это, пожалуй, самый знаковый тренд для бизнеса в целом и для PR в частности. Благо, связи с общественностью позволяют поддерживать имидж компании фактически без вложений. Как быть действенным в данной области, знает консультант по связям с общественностью, бизнес-куратор и тренер «Школы PR Марины Горкиной» Марина Горкина.

В интервью Executive она поведала, от чего зависит PR-деятельность компании, поделилась своим взором на то, что ожидает сферу PR в будущем, и рассказала о сложностях работы PR-эксперта в Интернет.

Executive: Компании бывают разнообразные: большие и не весьма, рассчитанные на узкий круг клиентов и на веса, располагающие большими денежными возможностями и не располагающие. Кому из них необходимо пиариться?

Марина Горкина: В случае если отвечать на данный вопрос с позиций PR-консультанта, то «пиариться», непременно, нужно любому бизнесу, независимо от его размеров.Времена меняются. pr остается Потому, что действенные связи с бизнес-окружением, в частности они для меня и входят в понятие «пиариться», компании нужны для осуществления собственной дальнейшего развития и деятельности. Не смотря на то, что на практике потребность компании в PR определяет ее основной PR-щик – обладатель, президент, председатель совета директоров.

Именно он решает, нужен ли компании PR, а от того, что именно ему известно о связях с общественностью, зависит то, каким данный PR будет.

Executive: Маленькие компании, в большинстве случаев, не смогут себе позволить PR-работу, пресс-секретаря либо просто не ощущают в этом необходимости. Как компания может выяснить для себя – стоит ей быть публичной либо нет?

М.Г.: В первую очередь, давайте оговорим понятия: что мы именуем публичностью, а что бизнес-коммуникацией. Обычно публичность в широком смысле, другими словами сообщение СМИ показателей собственной деятельности и другого для маленьких компаний совсем необязательная задача. Тем более что и СМИ такие показатели не всегда занимательны. А вот продуктивные прямые коммуникации с бизнес-окружением (клиентами, партнерами, инвесторами) нужны фактически любому бизнесу. Я глубоко в этом уверена.

В малом бизнесе, где нет объективных возможностей открывать для этих целей в штате позицию PR-эксперта, его функционал часто делает маркетолог. Возможно, как раз исходя из этого маркетологи частенько посещают мои семинары для увеличения собственной PR-квалификации.

Executive: Как зависят действия компании, направленные на поддержание и создание ее имиджа, от отрасли, в которой она трудится?

М.Г.: Непременно, «отраслевое влияние» на PR-стратегию отрицать запрещено. К примеру, чем больше деятельность компании сопряжена с рисками техногенного характера, с выработкой природных ресурсов, чревата нанесением ущерба экологии и тому подобным, тем больше такому бизнесу стоит уделять внимание социально ориентированным PR-кампаниям. Не смотря на то, что годы работы в PR сделали меня циником и рационалистом.

И, не обращая внимания на то, что термин «public relations» переводится как «связи с общественностью», по моему глубокому убеждению, для большинства компаний, трудящихся на рынке, «общество в целом» как целевая аудитория неважно. Прежде всего, это убеждение распространяется на компании, трудящиеся в сфере B2B.

Executive: Сзади – острая фаза мирового финансового кризиса. Компании уменьшали рекламные бюджеты. Пострадали ли PR-бюджеты?

Либо, наоборот, бизнес стал больше внимания уделять пиару?

М.Г.: В первую очередь, не соглашусь с вашим тезисом об острой фазе кризиса, которую мы уже миновали. Если судить по тому, что происходит в Европе, вторая волна криза лишь идет к нам. В случае если же вспоминать, с чего все начиналось, то финиш 2008 года запомнился мне как раз тем, что компании не только уменьшали собственные PR-бюджеты, но и всецело сворачивали всю PR-деятельность, другими словами увольняли соответствующих экспертов.

Как раз тогда сходу пара моих постоянных клиентов запросили консультацию по разработке PR-программы c нулевым бюджетом. Они, как вы осознаёте, всецело от PR-деятельности не отказались.

Executive: Как Вы оцениваете обстановку на данный момент?

М.Г.: Как хрупкое равновесие. Кто отказался от PR годом ранее, так им и не занимается. Компании, сохранившие собственные PR-отделы, действуют с опаской, точечно и малозатратно.

К примеру, отказались от глобальных спонсорских проектов. Возвращения громадных бюджетов PR-отрасли нужно будет подождать. Частично моим личным откликом на текущую обстановку стала книга «PR с нулевым бюджетом», в которой я собрала целый собственный «малобюджетный» PR-опыт.

Executive: Какие конкретно трансформации в PR-сфере стал причиной либо распознал финансовый кризис?

М.Г.: Увы, пиарщикам нужно будет отказаться от событийного PR, поскольку на мероприятия у них просто не будет средств. На мой взор, финансовый кризис стал важным вызовом для экспертов, привыкших тратить громадные средства на публикации в массмедиа. Им предстоит освоить привлечения и технологии журналистов к корпоративной информации, обучиться писать хорошие пресс-релизы и создавать по-настоящему занимательные новости.

Executive: Чего нам направляться ожидать в будущем? Какие конкретно тренды в сфере PR Вы имеете возможность отметить?

М.Г.: общества потребителей развития и Нынешний этап бизнеса подразумевает двустороннюю коммуникацию. Лишь взаимопроникновение позволяет строить диалог и быть услышанным в нем. Вследствие этого приз опытных симпатий, на мой взор, возьмут не только экономичные коммуникационные разработки, но и те, что сочетают в себе возможность своевременной и малозатратной обратной связи.

Как раз исходя из этого одним из векторов развития PR-разработок, что активизировался благодаря кризису, есть PR-практика в Интернет. До тех пор пока эффективность коммуникации в данной среде существенно выше тех затрат, каковые несет бизнес по их организации, создавая собственные интернет-площадки либо трудясь на чужих.

Executive: В собственной книге «PR с нулевым бюджетом» Вы утверждаете, что «пресс-релиз погиб» а также дали такое наименование главе. Как это – погиб?

М.Г.: Очевидно, пресс-релиз, как документ, высказывающий официальную позицию бизнеса, останется в отечественной практике. Но для СМИ, фундаментальный принцип которых (в погоне за информацией) – приобретать самую свежую данные и нужно в эксклюзивном формате, пресс-релиз теряет суть. В упомянутой вами главе я призываю сотрудников взглянуть, на что же они тратят собственный время.

На написание громадных количеств никому не нужных текстов в стиле «пресс-релиз» либо же своевременных маленьких новостных дайджестов, в которых, как на лоскутном одеяле, любой журналист отыщет интересную ему данные и заберёт ее в разработку.

Executive: Какие конкретно инструменты PR сдали собственные позиции и/либо ушли в небытие? Какие конкретно им приходят на смену?

М.Г.: «Стремительнее, выше, посильнее!» – как раз по таким правилам живут на данный момент те СМИ, которым вправду весьма интересно быть востребованными у собственной читательской аудитории. Учитывая эти правила и подстраиваясь под них, PR-эксперт получает возможность увеличить собственный КПД.
Принцип «стремительнее» призывает к оперативности в сборе и передачи корпоративной информации. «Выше» соответствует рвению охватить максимальный круг целевых аудиторий. «Посильнее» – всегда наращивать количества информации, примененной в коммуникации.
В качестве инструментария, разрешающего PR-эксперту решить все эти три задачи, мне видится Интернет, что разрешает и классическим СМИ побеждать в медиагонке под лозунгом «Стремительнее, выше, посильнее!».

Executive: Интернет-среда дает много возможностей для и поддержания имиджа компании. Многие это знают, но пока опасаются пользоваться непроверенными инструментами. Как оцениваете возможности Глобальной паутины Вы?

М.Г.: Оцениваю очень высоко. По сути, Интернет как бы убивает всех посредников, каковые раньше были на пути к вашим клиентам (аналитики, агентства, журналисты) и позволяет обращаться к ним напрямую. В собственной последней книге «PR с нулевым бюджетом» я даю две тактики поведения в данной среде. Первая подойдет тем, кто до тех пор пока неуверено делает первые шаги в Интернет – это тактика создания коммуникации и-собственного интернет пространства в его рамках.

Для других, более продвинутых, пользователей подойдет вторая тактика – работа на чужих площадках, с целью привлечения и информирования пользователей на собственные ресурсы.

Executive: В случае если сказать об Интернете, о социальных сервисах, то авторами тут выступают сами пользователи. Выходит, что задача PR-менеджера – направить разговор в необходимое русло?

М.Г.: Да, не смотря на то, что это верховный пилотаж для PR-эксперта – «модерация» чужой дискуссии свободных пользователей. Главную сложность я вижу в том, что корпоративным пиарщикам тяжело сказать с аудиторией Сети не корпоративным, а народным, сетевым языком. Возможно, как раз исходя из этого до тех пор пока для таковой работы компании завлекают фрилансеров (людей без корпоративной деформации мозга, талантливых прекрасно «жечь» в Интернет) либо же специальные агентства.

Executive: В данном контексте не получается ли, что PR-менеджер делается и неким массовиком-затейником, развлекающим аудиторию и в подходящий момент упоминающим бренд (в случае если речь заходит о продукции массового спроса)?

М.Г.: На практике это как раз так и выглядит. Возможно, по причине того, что пиарщики обычно забывают либо путают задачи. Именовать бренд и давать обещание, что он наилучший – это задача рекламы.

Задача PR (web-PR а также) информировать, образовывать, приводить к доверию и вырабатывать потребность. Не смотря на то, что мне известны примеры маленьких Сетевых PR-кампаний, где PR-щикам получалось, именуя бренд, сохранить инкогнито и организовать потребность.

Executive: Возможно ли сказать о том, что роль PR-менеджера компании изменяется, у него появляются новые функции, обязанности?

М.Г.: Вы понимаете, бизнес всегда умел обеспечить PR-менеджеру фронт работ, поручая ему не всегда пиаровские функции и обязанности. В этом я неоднократно убеждалась, в качестве консультанта проводя аудит работы пресс-работ разных компаний. Очевидно, коммуникации в Интернет к таким непрофильным задачам не относятся.

Пожалуй, по мере того, как Интернет попадает в нашу жизнь, возможно сказать о том, что работа с целевыми аудиториями в интернет-пространстве станет одной из функциональных обязанностей PR-эксперта. К сожалению, важного влияния на роль PR-менеджера в компании данный новый функционал не оказывает. Увы, как правило, каковые я замечаю в русском бизнесе, между понятиями «PR-человек и» специалист «компании, несущий ответственность за репутацию компании» не следует символ равенства.

Executive: Марина, на сапожника без сапог Вы не похожи. Поведайте, к каким PR-разработкам прибегаете Вы, Ваша школа PR? Какие конкретно каналы коммуникации используете?

М.Г.: Наилучший инструмент паблисити в сфере одолжений, коими являются и образовательные услуги, это сарафанное радио. Как раз таким инструментом на данный момент я завлекаю, в случае если возможно так выразиться, собственных новых студентов, приобретаю корпоративные заказы. рекомендации и Отзывы тех, кому понравилось мое обучение, формируют мой портфель клиентов и слушателей.

Еще одним инструментом, что удачно реализовывает мои опытные услуги, являются мои книги. К примеру, первая из них, «PR на 100%», за шесть лет собственного существования два раза «отыскала» мне работодателя, не единожды «советовала» клиентам на консалтинговые проекты, привела десятки слушателей на мои мастер и семинары-классы. То же могу сообщить и о последней книге «PR с нулевым бюджетом». Благодаря ей в последнии месяцы я совершила пара одноименных корпоративных тренингов.

Нужно ли пояснять, что книги и выбор темы был обусловлен условиями, в которых вынуждены трудиться PR-эксперты этих компаний.

Фото анонса: freeimages.com

Случайные статьи:

Времена меняются, традиции остаются!


Подборка похожих статей:

riasevastopol