Авторы статьи:
Доктор наук Соломахин А.Н., д.э.н., помощник директора по научной работе Воронежского филиала РАНХ и ГС
Трахтенберг Б.Е., аспирант
В 2010-2011 гг. в муниципальных образованиях Воронежской области проводилась активная разработка документов программно-целевого планирования, — комплексных программ и стратегий развития экономики (Господин). Главной задачей при разработке этих документов являлось проведение развёрнутого анализа социально-экономического состояния муниципального образования (территории), определение приоритетных главной цели и направлений.
Принято вычислять, что решения данной задачи базируются на исполнении SWOT-анализа, но обычно использование этого способа сводится к формированию некоей классификационной SWOT-таблицы, содержащей описание существующих сильных и не сильный сторон территории, и его угрозы и преимущества, каковые смогут появляться в будущем. В большинстве случаев, по окончании формирования данной таблицы (очень спорной по собственному содержанию!) происходит некая «прекрасная» изменение её содержимого в цель и приоритетные направления развития территории, наряду с этим совсем не светло как это происходит. В частности, потому, что SWOT-анализ относится к экспертным способам, то совсем неясно как именно формируется несколько специалистов, как составляются анкеты и формулируются вопросы, и, самое основное как обрабатываются эти анализа и выделяются главная цель и приоритетные направления развития территории.
Так, появилась необходимость в разработке и обосновании методики проведения экспертного анализа, в рамках которой имели возможность бы быть выяснены предложения формированию группы специалистов, выяснен замысел работы специалистов (порядок проведения экспертизы) и созданы унифицированные документы (анкеты) снабжающие обработку и регистрацию данных экспертизы. Помимо этого, методика экспертного анализа должна быть согласована с существующей нормативно-правовой базой регламентирующей порядок разработки документов программно-целевого планирования в муниципальном образовании, в частности по составу группы экспертов.
Вопрос с формированием группы экспертов был самые простым. Потому, что в правительстве Воронежской области при разработке стратегии Господин муниципальным образованиям рекомендовано было вырабатывать группу экспертов из ведущих экспертов структурных (отраслевых) подразделений администрации, представителей бизнес сообщества, общественности, и экспертов научных отдельных ведомств и организаций, имеющих опыт в разработке документов программно-целевого планирования, тос учётом этого требования и был организован состав группы специалистов (около 15 человек).
В ходе работы над стратегией Господин эта несколько специалистов формировалась клиентом, — администрацией муниципального образования и взаимодействовала с разработчиками документа (исполнителем), рисунок 1.
Рисунок 1 – Сотрудничество группы экспертов (представителей клиента) и разработчиков (исполнителя)
По окончании формирования группы экспертов нужно совершить семинар (рис. 1.), причём его проведение есть необходимым условием, потому, что без его проведения предстоящая работа всецело теряет всякий смысл.
С целью проведения семинара назначается особое уполномоченное лицо (условно назовём его администратором), которому нужно готовиться. Перед проведением семинара, на основании данных взятых от администрации модератор проводит предварительный анализ социально-экономического положения муниципального образования, и формирует собственное субъективное видение дорог развития территории (неспециализированную концепцию развития муниципального образования) с выделениемсильных и не сильный сторон (назовём их факторами влияния), и угроз и возможностей территории.
Проведение анализа социально-экономического состояния связано с обработкой громадного массива самых разнообразных показателей и включает в себя оценку множества самых разных позиций по отраслям социальной сферы и экономики. Не смотря на то, что таковой анализ и есть трудоёмким, он не представляет собой какой или особенной сложности с научной либо методической точки зрения.
На семинаре с участием группы специалистов, созданная администратором концепция представляется и обсуждается, наряду с этим разные, а иногда легко полярные мнения специалистов согласовываются. Появляется неспециализированное представление возможностей и проблем развития территории.
В конце семинара либо в какое или второе время (лучше дать специалистам время на осмысление), каждому специалисту нужно совершить SWOT – анализ. Предполагалось что его проведение вероятно на базе существующих инструментов. Вместе с тем оценка разных методов и способов, которые связаны с проведением SWOT – анализа продемонстрировала, что они частично либо вовсе неприменимы по самым разным обстоятельствам. Вот лишь кое-какие из них:
- использование SWOT-анализа в «хорошем» маркетинговом понимании не разрешает конкретно выяснить основную цель развития, а разрешает лишь «расставить и обосновать» приоритеты развития существующего потенциала (сильных сторон) — см. статью SWOT-анализ;
- частенько предлагается применять сложные математические модели, каковые требуют от специалистов особых знаний при формировании ответов на вопросы анкеты[1];
- существует громадная неопределенность, которая связана с механизмом проведения SWOT – анализа, которая содержится в том, что узнаваемые способы не определяют шкалу оценок, и критерии выставления оценок исходя из сочетания разных факторов текущего социально-экономического состояния территории используемых при определении главных мероприятий в рамках «стандартных» маркетинговых стратегий, — SO, WO, ST и WT;
- неоднозначность трактовки в существующих методиках содержания понятий «сильные и не сильный стороны», «угрозы и возможности», ведет к их смешиванию и, как следствие, к очень спорным итогам;
- необходимость формирования анкет на бумажных носителях включающих в себя много вопросов, трудоёмкость их обработки и пр.
В следствии было решено создать собственную матрицу SWOT-анализа с применением электронной таблицы MS Excel и встроенного языка программирования Visual Basic, данные в которой формируются машинально в ходе работы специалиста с автоматизированной анкетой картинки 2 — 3. При разработке матрицы SWOT – анализа и определении приоритетных направлений развития муниципального образования учитывался тот факт, что обработка громадного количества данных экспертизы (много ответов, на вопросы, полученные от 15-20 человек) обязана осуществляться в лишь в автоматизированном режиме. Оценка выполняется по 11-ти балльной шкале (от 5 до -5, включая нулевую оценку).
Скачать созданное ПО: swot.zip [222,44 Kb]
Матрица разрабатывалась с учётом SWOT — классификации по сильным и не сильный сторонам, имеющим определяющее значение для территории на данный момент, и угрозам и возможностям, каковые смогут иметь значительное значение для её развития в будущем. По сути, матрица SWOT – анализа и опросная анкета это один файл электронной таблицы, что может пересылаться специалисту по email и кроме этого возвращаться для обработки. Единственная неприятность содержится числом вопросов, — 900, на каковые не все специалисты готовы израсходовать 2-2,5 часа собственного времени.
Рисунок 2 — Матрица SWOT – анализа снабжающая определение приоритетных направлений развития и рисков реализации стратегии
Рисунок 3 — ПО нужное с целью проведения SWOT – анализа и его использование на семинаре
Согласно данным SWOT – анализа взятым на протяжении опроса специалистов и зафиксированным в матрице (рис. 4), формируется гистограмма, которая включает в себя численные значения приоритетов разных направлений в развитии муниципального образования (возможности) и численные значения рисков реализации стратегии Господин, — рисунок 4.
Так, к примеру, исходя из содержания рисунка 4, возможно сделать вывод, что громаднейший приоритет при реализации стратегии развития муниципального образованияимеют следующие направления:
- развитие сельского хозяйства (СХ), — 207;
- развитие туризма, рыбалки и охоты (Тур), -123;
- развитие фирм перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (Пер), — 120.
Рисунок 4 -Приоритетные направления реализации стратегии Господин муниципального образования
Потому, что формирование приоритетных направлений стратегии Господин муниципального образования выполняется группой специалистов, то приведённые на рисунке 4 оценки должны быть вычислены в виде усредненных оценок по всей группе специалистов.Лишь на основании этих оценок вероятно в будущем формирование основной цели и приоритетных направлений развития муниципального образования.
По итогам SWOT – анализа обеспечивается разработка сценария развития территории, определение индикаторов и механизмов стратегии (программы) развития, проект программы передаётся клиенту (рис. 1).
Нужно подчернуть, что базу матрицы образовывает SWOT — классификация, которая содержит четыре классификационные группы [По аббревиатуре – S (сильные стороны), W (не сильный стороны), O (преимущества) и T (угрозы)]. С учётом опыта разработки документов программно-целевого планирования в муниципальных образованиях Воронежской области и работы групп экспертов в муниципальных районах была предложена классификация факторов влияния, и угроз и преимуществ содержащаяся в таблицах 1-4.
Таблица 1 — Сильные стороны (S)
S1 |
Наличие фирм, условий и ресурсов,нужных для развития сельского хозяйства |
S2 |
Наличие фирм, условий и ресурсов,нужных для перерабатывающего производства |
S3 |
Наличие фирм, условий и ресурсов, нужных для развития производства |
S4 |
Наличие ресурсов нужных для спорта и развития туризма (охота, рыбалка) в региональном масштабе |
S5 |
Наличие фирм, условий и ресурсов, нужных для создания фирм на базе ГЧП (МЧП) |
S6 |
Наличие условий и ресурсов, нужных для сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения |
S7 |
Наличие условий и ресурсов, нужных для действенного развития совокупности образования |
S8 |
Наличие условий и ресурсов, нужных для действенного развития фирм малого бизнеса |
S9 |
Наличие нормативно-правовой базы нужной чтобы повысить эффективность управления |
S10 |
Наличие условий и ресурсов, нужных для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы |
Таблица 2 – не сильный стороны (W)
W1 |
Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для развития сельского хозяйства |
W2 |
Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для перерабатывающего производства |
W3 |
Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для развития производства |
W4 |
Отсутствие ресурсов нужных для спорта и развития туризма (охота, рыбалка) в региональном масштабе |
W5 |
Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для фирм на базе ГЧП (МЧП) |
W6 |
Отсутствие условий и ресурсов, нужных для создания сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения |
W7 |
Отсутствие условий и ресурсов, нужных для действенного развития совокупности образования |
W8 |
Отсутствие условий и ресурсов, нужных для действенного развития фирм малого бизнеса |
W9 |
Отсутствие нормативно-правовой базы нужной чтобы повысить эффективность управления |
W10 |
Отсутствие условий и ресурсов, нужных для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы |
Таблица 3 – Преимущества (O)
O1 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции растениеводства (тепличного хозяйства) на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли,кроме этого развитии совокупности зернохранения |
O2 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) на базе ресурсосберегающих разработок |
O3 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции в пищевой индустрии (производство кормов) на базе реконструкции производства (создания новых производств) |
O4 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения за счёт развития кооперативных взаимоотношений (разработки сети торговозакупочных кооперативов) |
O5 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства садоводческой и плодовоягодной продукции |
O6 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств животноводства продукции и производства растениеводства на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли,кроме этого развитии совокупности зернохранения |
O7 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств животноводства продукции и производства растениеводства, и производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли, кроме этого развитии совокупности зернохранения |
O8 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции растениеводства в хозяйствах и организациях населения на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли в один момент с значительным повышением количеств производства продукции в пищевой индустрии |
О9 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) и производства продукции в перерабатывающей индустрии |
О10 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства сельскохозяйственной продукции за счёт формирования больших холдинговых компаний |
О11 |
Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства в индустрии на базе технологической реконструкции (создания новых производств) |
О12 |
Значительное повышение количеств производства как сельскохозяйственной и без того и промышленной продукции |
О13 |
Создание фирм на базе национально-частного партнёрства (ГЧП) либо муниципально — частного партнёрства (МЧП) в сфере ЖКХ: эксплуатация коммунальных сетей, уборка улиц, утилизация и вывоз мусора |
О14 |
Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) на транспорте: строительство, эксплуатация, внедрение и обслуживание совокупностей управления транспортом и движением |
О15 |
Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в сфере культуры, спорта и отдыха |
О16 |
Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в недвижимости: эксплуатация и строительство публичных сооружений в обмен на право застройки и участие в коммерческих проектах |
О17 |
Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в телекоммуникационной сфере |
О18 |
Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в здравоохранении и образовании |
О19 |
Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) связанных с публичным порядком и безопасностью |
О20 |
Создание фирм с привлечением внешнего инвестора в т.ч. с привлечением зарубежного капитала |
О21 |
Развитие фирм малого бизнеса и значительное повышение (в 2 раза) налоговых сборов |
О22 |
Увеличение эффективности управления муниципальными затратами и обеспечение бюджетной независимости |
Таблица 4 – Угрозы (T)
T1 |
Рост тарифов на водоснабжение и энергоносители |
T2 |
Рост цен на оборудование и машины |
T3 |
Рост цен на средства и удобрения защиты растений |
T4 |
Рост цен на корма |
T5 |
Рост тарифов на услуги связи |
T6 |
Рост тарифов на транспортные перевозки |
T7 |
Рост цен на услуги и строительные материалы |
T8 |
Рост цен на селекционный фонд в животноводстве |
T9 |
Рост цен на селекционный фонд в растениеводстве |
T10 |
Диспаритет либо понижение цен на продукцию фирм муниципального образования (благодаря вступления в ВТО и понижения таможенной пошлины на ввоз импорта, возникновения и недобросовестной конкуренции экономического либо денежного кризиса) |
T11 |
Повышение таможенных сборов на экспорт продукции |
T12 |
Понижение доступности совокупности кредитования производственной деятельности |
T13 |
Понижение уровня субсидирования фирм муниципального образования |
T14 |
Влияние негативных климатических условий |
T15 |
Повышение уровня коррупции и связанных с ним затрат |
T16 |
Повышение недостатка бюджета муниципального образования за счёт его перераспределения на федеральном уровне |
T17 |
Повышение налогов |
T18 |
Усиление требований к экологии и значительное повышение затрат связанных с этим |
T19 |
Понижение качественного уровня людской потенциала благодаря разных демографических обстоятельств |
T20 |
Понижение качества медобслуживания |
T21 |
Понижение уровня образования, культуры, туризма и спорта |
T22 |
Изменение политической совокупности и связанные с этим трансформации нормативно-правовой базы |
Нужно отметить, приведённая в таблицах 1 и 2 классификация факторов влияния1 по сильным и не сильный сторонам имеет отличие лишь в постановке вопроса, а не в содержательной его части, потому, что для разных территорий наличие либо отсутствие одного и того же фактора влияния может являться как не сильный, так и сильной его стороной. Данное событие разрешает оценить как преимущества развития того либо иного направления связанного с причиной влияния, так и вероятные риски появляющиеся при реализации этого направления по инерционному варианту.
Это указывает что фиксация «отсутствия» того либо иного фактора влияния в ходе проведения SWOT – анализа разрешает специалисту машинально вычислять, что изменение этого направления будущем вероятно лишь при сохранении существующего положения, т.е. в то время, когда ресурсов уже нет и не будет, исходя из этого положение может изменяться лишь в нехорошую сторону. Предложенная SWOT – классификация есть универсальной и возможно применима для определения направлений развития и рисков большинства городов Воронежской области2.
В заключении хотелось бы подчернуть, что опыт реализации обрисованной выше методики проведения экспертного анализа в 42-х муниципальных образованиях Воронежской области говорит о том, что определение на её базе приоритетных главной цели и направлений стратегии Господин муниципального образования выполняется с высокой степенью достоверности и адекватно воспринимаются подавляющим большинством населения в муниципальных районах, сельских и городских поселениях области. Помимо этого, созданная авторами статьи матрица и методика SWOT – анализа достаточно универсальны и смогут быть использованы в маркетинге при условии трансформации содержания таблиц 1-4 и соответствующей корректировке в матрице.
Авторы статьи высказывают собственную искреннюю признательность авторам статьи «SWOT-анализ», и редакторам сайта http://marketopedia.ru, в частности редактору Полиенко Михаилу, работа которых в значительной мере явилась базой для разработки отечественной матрицы SWOT-анализа.
Примечания
1 В этом случае под «факторами влияния» имеются в виду преимущества территории либо её сильные стороны, имеющие важное значение для развития территории
2 Потому, что другие регионы имеют собственную специфику, то для них (к примеру, для Чукотки) эта классификация должна быть поменяна
Случайные статьи:
Лекция 113: SWOT-анализ. Анализ мнений vs. анализ фактов
Подборка похожих статей:
-
Growth hacking: как эффективно совмещать развитие и продажи?
Современный подход к формированию продаж компании тесно связан с понятиями воронки продаж (семь дней) и взрывного роста (Growth Hacking). квалификации…
-
Стратегический маркетинг на промышленном предприятии
Артем Белов Партнер, Москва Об проблемах и опыте стратегического маркетинга на промышленном предприятии просматривайте в статье участника Сообщества…
-
Развитие искусственного интеллекта: на пути к сверхразуму
«Мы находимся на пороге величайших трансформаций, сравнимых с эволюцией человека», — Писатель-фантаст Вернор Стефан Виндж Что бы вы почувствовали, если…
-
Основы процесса оптимизации конверсии в 10 уроках
Оптимизация конверсии представляет собой комплексный процесс. Новички изучают практические рекомендации и примеры, но не знают, с чего начать….