Определение приоритеных направлений развития муниципальных образований на основе swot-анализа

Авторы статьи:

Доктор наук Соломахин А.Н., д.э.н., помощник директора по научной работе Воронежского филиала РАНХ и ГС

Трахтенберг Б.Е., аспирант

В 2010-2011 гг. в муниципальных образованиях Воронежской области проводилась активная разработка документов программно-целевого планирования, — комплексных программ и стратегий развития экономики (Господин). Главной задачей при разработке этих документов являлось проведение развёрнутого анализа социально-экономического состояния муниципального образования (территории), определение приоритетных главной цели и направлений.

Принято вычислять, что решения данной задачи базируются на исполнении SWOT-анализа, но обычно использование этого способа сводится к формированию некоей классификационной SWOT-таблицы, содержащей описание существующих сильных и не сильный сторон территории, и его угрозы и преимущества, каковые смогут появляться в будущем. В большинстве случаев, по окончании формирования данной таблицы (очень спорной по собственному содержанию!) происходит некая «прекрасная» изменение её содержимого в цель и приоритетные направления развития территории, наряду с этим совсем не светло как это происходит. В частности, потому, что SWOT-анализ относится к экспертным способам, то совсем неясно как именно формируется несколько специалистов, как составляются анкеты и формулируются вопросы, и, самое основное как обрабатываются эти анализа и выделяются главная цель и приоритетные направления развития территории.

Так, появилась необходимость в разработке и обосновании методики проведения экспертного анализа, в рамках которой имели возможность бы быть выяснены предложения формированию группы специалистов, выяснен замысел работы специалистов (порядок проведения экспертизы) и созданы унифицированные документы (анкеты) снабжающие обработку и регистрацию данных экспертизы. Помимо этого, методика экспертного анализа должна быть согласована с существующей нормативно-правовой базой регламентирующей порядок разработки документов программно-целевого планирования в муниципальном образовании, в частности по составу группы экспертов.

Вопрос с формированием группы экспертов был самые простым. Потому, что в правительстве Воронежской области при разработке стратегии Господин муниципальным образованиям рекомендовано было вырабатывать группу экспертов из ведущих экспертов структурных (отраслевых) подразделений администрации, представителей бизнес сообщества, общественности, и экспертов научных отдельных ведомств и организаций, имеющих опыт в разработке документов программно-целевого планирования, тос учётом этого требования и был организован состав группы специалистов (около 15 человек).

В ходе работы над стратегией Господин эта несколько специалистов формировалась клиентом, — администрацией муниципального образования и взаимодействовала с разработчиками документа (исполнителем), рисунок 1.

Определение приоритеных направлений развития муниципальных образований на основе swot-анализа

Рисунок 1 – Сотрудничество группы экспертов (представителей клиента) и разработчиков (исполнителя)

По окончании формирования группы экспертов нужно совершить семинар (рис. 1.), причём его проведение есть необходимым условием, потому, что без его проведения предстоящая работа всецело теряет всякий смысл.

С целью проведения семинара назначается особое уполномоченное лицо (условно назовём его администратором), которому нужно готовиться. Перед проведением семинара, на основании данных взятых от администрации модератор проводит предварительный анализ социально-экономического положения муниципального образования, и формирует собственное субъективное видение дорог развития территории (неспециализированную концепцию развития муниципального образования) с выделениемсильных и не сильный сторон (назовём их факторами влияния), и угроз и возможностей территории.

Проведение анализа социально-экономического состояния связано с обработкой громадного массива самых разнообразных показателей и включает в себя оценку множества самых разных позиций по отраслям социальной сферы и экономики. Не смотря на то, что таковой анализ и есть трудоёмким, он не представляет собой какой или особенной сложности с научной либо методической точки зрения.

На семинаре с участием группы специалистов, созданная администратором концепция представляется и обсуждается, наряду с этим разные, а иногда легко полярные мнения специалистов согласовываются. Появляется неспециализированное представление возможностей и проблем развития территории.

В конце семинара либо в какое или второе время (лучше дать специалистам время на осмысление), каждому специалисту нужно совершить SWOT – анализ. Предполагалось что его проведение вероятно на базе существующих инструментов. Вместе с тем оценка разных методов и способов, которые связаны с проведением SWOT – анализа продемонстрировала, что они частично либо вовсе неприменимы по самым разным обстоятельствам. Вот лишь кое-какие из них:

  • использование SWOT-анализа в «хорошем» маркетинговом понимании не разрешает конкретно выяснить основную цель развития, а разрешает лишь «расставить и обосновать» приоритеты развития существующего потенциала (сильных сторон) — см. статью SWOT-анализ;
  • частенько предлагается применять сложные математические модели, каковые требуют от специалистов особых знаний при формировании ответов на вопросы анкеты[1];
  • существует громадная неопределенность, которая связана с механизмом проведения SWOT – анализа, которая содержится в том, что узнаваемые способы не определяют шкалу оценок, и критерии выставления оценок исходя из сочетания разных факторов текущего социально-экономического состояния территории используемых при определении главных мероприятий в рамках «стандартных» маркетинговых стратегий, — SO, WO, ST и WT;
  • неоднозначность трактовки в существующих методиках содержания понятий «сильные и не сильный стороны», «угрозы и возможности», ведет к их смешиванию и, как следствие, к очень спорным итогам;
  • необходимость формирования анкет на бумажных носителях включающих в себя много вопросов, трудоёмкость их обработки и пр.

В следствии было решено создать собственную матрицу SWOT-анализа с применением электронной таблицы MS Excel и встроенного языка программирования Visual Basic, данные в которой формируются машинально в ходе работы специалиста с автоматизированной анкетой картинки 2 — 3. При разработке матрицы SWOT – анализа и определении приоритетных направлений развития муниципального образования учитывался тот факт, что обработка громадного количества данных экспертизы (много ответов, на вопросы, полученные от 15-20 человек) обязана осуществляться в лишь в автоматизированном режиме. Оценка выполняется по 11-ти балльной шкале (от 5 до -5, включая нулевую оценку).

Скачать созданное ПО: swot.zip [222,44 Kb]

Матрица разрабатывалась с учётом SWOT — классификации по сильным и не сильный сторонам, имеющим определяющее значение для территории на данный момент, и угрозам и возможностям, каковые смогут иметь значительное значение для её развития в будущем. По сути, матрица SWOT – анализа и опросная анкета это один файл электронной таблицы, что может пересылаться специалисту по email и кроме этого возвращаться для обработки. Единственная неприятность содержится числом вопросов, — 900, на каковые не все специалисты готовы израсходовать 2-2,5 часа собственного времени.

Рисунок 2 — Матрица SWOT – анализа снабжающая определение приоритетных направлений развития и рисков реализации стратегии

Рисунок 3 — ПО нужное с целью проведения SWOT – анализа и его использование на семинаре

Согласно данным SWOT – анализа взятым на протяжении опроса специалистов и зафиксированным в матрице (рис. 4), формируется гистограмма, которая включает в себя численные значения приоритетов разных направлений в развитии муниципального образования (возможности) и численные значения рисков реализации стратегии Господин, — рисунок 4.

Так, к примеру, исходя из содержания рисунка 4, возможно сделать вывод, что громаднейший приоритет при реализации стратегии развития муниципального образованияимеют следующие направления:

  • развитие сельского хозяйства (СХ), — 207;
  • развитие туризма, рыбалки и охоты (Тур), -123;
  • развитие фирм перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (Пер), — 120.

Рисунок 4 -Приоритетные направления реализации стратегии Господин муниципального образования

Потому, что формирование приоритетных направлений стратегии Господин муниципального образования выполняется группой специалистов, то приведённые на рисунке 4 оценки должны быть вычислены в виде усредненных оценок по всей группе специалистов.Лишь на основании этих оценок вероятно в будущем формирование основной цели и приоритетных направлений развития муниципального образования.

По итогам SWOT – анализа обеспечивается разработка сценария развития территории, определение индикаторов и механизмов стратегии (программы) развития, проект программы передаётся клиенту (рис. 1).

Нужно подчернуть, что базу матрицы образовывает SWOT — классификация, которая содержит четыре классификационные группы [По аббревиатуре – S (сильные стороны), W (не сильный стороны), O (преимущества) и T (угрозы)]. С учётом опыта разработки документов программно-целевого планирования в муниципальных образованиях Воронежской области и работы групп экспертов в муниципальных районах была предложена классификация факторов влияния, и угроз и преимуществ содержащаяся в таблицах 1-4.

Таблица 1 — Сильные стороны (S)

S1

Наличие фирм, условий и ресурсов,нужных для развития сельского хозяйства

S2

Наличие фирм, условий и ресурсов,нужных для перерабатывающего производства

S3

Наличие фирм, условий и ресурсов, нужных для развития производства

S4

Наличие ресурсов нужных для спорта и развития туризма (охота, рыбалка) в региональном масштабе

S5

Наличие фирм, условий и ресурсов, нужных для создания фирм на базе ГЧП (МЧП)

S6

Наличие условий и ресурсов, нужных для сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения

S7

Наличие условий и ресурсов, нужных для действенного развития совокупности образования

S8

Наличие условий и ресурсов, нужных для действенного развития фирм малого бизнеса

S9

Наличие нормативно-правовой базы нужной чтобы повысить эффективность управления

S10

Наличие условий и ресурсов, нужных для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы

Таблица 2 – не сильный стороны (W)

W1

Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для развития сельского хозяйства

W2

Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для перерабатывающего производства

W3

Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для развития производства

W4

Отсутствие ресурсов нужных для спорта и развития туризма (охота, рыбалка) в региональном масштабе

W5

Отсутствие фирм, условий и ресурсов, нужных для фирм на базе ГЧП (МЧП)

W6

Отсутствие условий и ресурсов, нужных для создания сети торговозакупочных кооперативов и личного подсобного хозяйства населения

W7

Отсутствие условий и ресурсов, нужных для действенного развития совокупности образования

W8

Отсутствие условий и ресурсов, нужных для действенного развития фирм малого бизнеса

W9

Отсутствие нормативно-правовой базы нужной чтобы повысить эффективность управления

W10

Отсутствие условий и ресурсов, нужных для привлечения внешних инвесторов, в т.ч. наличие квалифицированной рабочей силы

Таблица 3 – Преимущества (O)

O1

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции растениеводства (тепличного хозяйства) на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли,кроме этого развитии совокупности зернохранения

O2

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) на базе ресурсосберегающих разработок

O3

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции в пищевой индустрии (производство кормов) на базе реконструкции производства (создания новых производств)

O4

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения за счёт развития кооперативных взаимоотношений (разработки сети торговозакупочных кооперативов)

O5

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства садоводческой и плодовоягодной продукции

O6

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств животноводства продукции и производства растениеводства на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли,кроме этого развитии совокупности зернохранения

O7

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств животноводства продукции и производства растениеводства, и производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли, кроме этого развитии совокупности зернохранения

O8

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции растениеводства в хозяйствах и организациях населения на базе ресурсосберегающих новых и технологий разработок обработки земли в один момент с значительным повышением количеств производства продукции в пищевой индустрии

О9

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства продукции животноводства (птицеводства, рыбного хозяйства) и производства продукции в перерабатывающей индустрии

О10

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства сельскохозяйственной продукции за счёт формирования больших холдинговых компаний

О11

Значительное повышение (более чем в 2 раза) количеств производства в индустрии на базе технологической реконструкции (создания новых производств)

О12

Значительное повышение количеств производства как сельскохозяйственной и без того и промышленной продукции

О13

Создание фирм на базе национально-частного партнёрства (ГЧП) либо муниципально — частного партнёрства (МЧП) в сфере ЖКХ: эксплуатация коммунальных сетей, уборка улиц, утилизация и вывоз мусора

О14

Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) на транспорте: строительство, эксплуатация, внедрение и обслуживание совокупностей управления транспортом и движением

О15

Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в сфере культуры, спорта и отдыха

О16

Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в недвижимости: эксплуатация и строительство публичных сооружений в обмен на право застройки и участие в коммерческих проектах

О17

Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в телекоммуникационной сфере

О18

Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) в здравоохранении и образовании

О19

Создание фирм на базе ГЧП (МЧП) связанных с публичным порядком и безопасностью

О20

Создание фирм с привлечением внешнего инвестора в т.ч. с привлечением зарубежного капитала

О21

Развитие фирм малого бизнеса и значительное повышение (в 2 раза) налоговых сборов

О22

Увеличение эффективности управления муниципальными затратами и обеспечение бюджетной независимости

Таблица 4 – Угрозы (T)

T1

Рост тарифов на водоснабжение и энергоносители

T2

Рост цен на оборудование и машины

T3

Рост цен на средства и удобрения защиты растений

T4

Рост цен на корма

T5

Рост тарифов на услуги связи

T6

Рост тарифов на транспортные перевозки

T7

Рост цен на услуги и строительные материалы

T8

Рост цен на селекционный фонд в животноводстве

T9

Рост цен на селекционный фонд в растениеводстве

T10

Диспаритет либо понижение цен на продукцию фирм муниципального образования (благодаря вступления в ВТО и понижения таможенной пошлины на ввоз импорта, возникновения и недобросовестной конкуренции экономического либо денежного кризиса)

T11

Повышение таможенных сборов на экспорт продукции

T12

Понижение доступности совокупности кредитования производственной деятельности

T13

Понижение уровня субсидирования фирм муниципального образования

T14

Влияние негативных климатических условий

T15

Повышение уровня коррупции и связанных с ним затрат

T16

Повышение недостатка бюджета муниципального образования за счёт его перераспределения на федеральном уровне

T17

Повышение налогов

T18

Усиление требований к экологии и значительное повышение затрат связанных с этим

T19

Понижение качественного уровня людской потенциала благодаря разных демографических обстоятельств

T20

Понижение качества медобслуживания

T21

Понижение уровня образования, культуры, туризма и спорта

T22

Изменение политической совокупности и связанные с этим трансформации нормативно-правовой базы

Нужно отметить, приведённая в таблицах 1 и 2 классификация факторов влияния1 по сильным и не сильный сторонам имеет отличие лишь в постановке вопроса, а не в содержательной его части, потому, что для разных территорий наличие либо отсутствие одного и того же фактора влияния может являться как не сильный, так и сильной его стороной. Данное событие разрешает оценить как преимущества развития того либо иного направления связанного с причиной влияния, так и вероятные риски появляющиеся при реализации этого направления по инерционному варианту.

Это указывает что фиксация «отсутствия» того либо иного фактора влияния в ходе проведения SWOT – анализа разрешает специалисту машинально вычислять, что изменение этого направления будущем вероятно лишь при сохранении существующего положения, т.е. в то время, когда ресурсов уже нет и не будет, исходя из этого положение может изменяться лишь в нехорошую сторону. Предложенная SWOT – классификация есть универсальной и возможно применима для определения направлений развития и рисков большинства городов Воронежской области2.

В заключении хотелось бы подчернуть, что опыт реализации обрисованной выше методики проведения экспертного анализа в 42-х муниципальных образованиях Воронежской области говорит о том, что определение на её базе приоритетных главной цели и направлений стратегии Господин муниципального образования выполняется с высокой степенью достоверности и адекватно воспринимаются подавляющим большинством населения в муниципальных районах, сельских и городских поселениях области. Помимо этого, созданная авторами статьи матрица и методика SWOT – анализа достаточно универсальны и смогут быть использованы в маркетинге при условии трансформации содержания таблиц 1-4 и соответствующей корректировке в матрице.

Авторы статьи высказывают собственную искреннюю признательность авторам статьи «SWOT-анализ», и редакторам сайта http://marketopedia.ru, в частности редактору Полиенко Михаилу, работа которых в значительной мере явилась базой для разработки отечественной матрицы SWOT-анализа.

Примечания

1 В этом случае под «факторами влияния» имеются в виду преимущества территории либо её сильные стороны, имеющие важное значение для развития территории
2 Потому, что другие регионы имеют собственную специфику, то для них (к примеру, для Чукотки) эта классификация должна быть поменяна

Случайные статьи:

Лекция 113: SWOT-анализ. Анализ мнений vs. анализ фактов


Подборка похожих статей:

riasevastopol