Александр Кучерявый Журналист, Москва
финансовый кризис ведет к банкротству дилеров автомобилей, перемещению спроса в низшие ценовые сегменты и исчезновению с рынка немассовых моделей.
Статистика показывает: модельный последовательность угоняемых машин повторяет топ-25 продаж. И преступникам, и отощавшему русскому среднему классу сейчас необходимы автомобили несложнее, попрактичнее, недороже. Тучные года миновали безвозвратно. Пересаживаемся на автомобили младшего класса либо на second hand.
О трендах российского авторынка Executive.ru говорит главред издания Автопанорама Андрей Безверхов.
Executive.ru: Как изменилось количество продаж новых машин за последние три года?
Андрей Безверхов: Я бы открутил пленку к предкризисному 2008 году, в то время, когда продажи превысили 2,9 млн машин в год, прирост к 2007 году составил 26%такими темпами тогда развивался рынок России. После этого он упал из-за глобального кризиса, но начал скоро восстанавливатьсярос на более чем треть. Возможности казались замечательныминапример, в 2011 году относительно 2010 прирост составил 39%.
Но в 2012 темп роста замедлился до 11%, в 2013 году в первый раз было зафиксировано падение в размере 5,5%, а по результатам 2014 годав размере 10,3%.
Однако, кроме того при таких падающих показателях в Российской Федерации было реализовано практически 2,5 млн новых автомобилейэто был второй показатель в Европе по окончании Германии. Сейчас мы опустились на пятое место, по причине того, что падение длится: в 2015 году оно составило практически 36%, а суммарный спрос упал до 1,6 млн машинэто уровень кризисного 2009 года.
В 2016 году сокращение продолжилось, показатели продаж зафиксированы на уровне 1,425 млн новых машин. Этохудший показатель за 10 лет.
Executive.ru: Этодно?
А.Б.: Предполагается, что да. Специалисты сохраняют надежду, что при совпадении последовательности факторов в 2017 году будет маленькой рост в размере 4%. В материальном выражении это составит 60 тыс. автомобилей на всю Россию.
Это мало, но участники рынка сохраняют надежду, что хотя бы закончится снижение спроса.
Executive.ru: Какие конкретно сегменты рынка больше стали жертвами продолжительного падения?
А.Б.: На протяжении кризиса неизменно самый стабилен премиум-сегмент, где продаются дорогие автомобилиэти модели берут люди богатые, каковые менее всего подвержены кризису. Их доходы также могу падать, но не до таковой степени, дабы они стали экономить на автомобилях, каковые являются атрибутом статуса. Не приобрести представительский седан нового поколенияпоказать, что у тебя дела идут не хорошо, и тем самым навредить собственной репутации.
В сегменте High end дела обстоят более либо менее прекрасно, не смотря на то, что, само собой разумеется, кризис затронул и его: в 2016 году в минус относительно 2015 года ушли Mercedes-Benz и Audi, BMW сработал в ноль.
Хуже всего обстоят дела в среднеценовом сегменте, в нише, которая более всего увлекательна для среднего класса. В кризис в первую очередь страдает средний класс, это отражается на том, как он начинает жить. У людей падают доходы, многие остаются без работы, понижается привычный уровень судьбы, они начинают экономить.
Кризис больше всего ударил по таким брендам как Honda, Jeep, Peugeot, Citroen. В 2015 году у каждого из них продажи просели более чем на 70%.
Executive.ru: Люди по большому счету не берут машины либо выбирают что-то дешевле?
А.Б.: Или берут дешевле, или откладывают приобретение, формируя так называемый отложенный спрос, или берут подержанные.
Executive.ru: А кто победил от трансформации поведения потребителей?
А.Б.: Увеличили рыночную долю массовые торговые марки Lada, УАЗ, KIA, Hyundai, Renault, Nissan, Skoda, Toyota. У них продажи также снизились, но доли рыночного пирога у большинства из них увеличилась, по причине того, что клиенты уходят в менее дорогие сегменты. Торговые марки, каковые я назвал, входят в топ-10 рейтинга продаж как минимум три последних года.
Executive.ru: Но, к примеру, Toyotaне самый недорогой бренд?
А.Б.: Он не недорогой, но тут имеется специфика. Японские брендыToyota, Nissanтрадиционно считаются надежными, долговечными. Та же Toyota ни при каких обстоятельствах не славилась прекрасными машинами, но за счет массового производства эта компания разрешает себе более либо менее удерживать цены.
Помимо этого, проводится большое количество маркетинговых акций, скидок.
Executive.ru: Возможно ли заявить, что в кризис люди начинают брать автомобили, каковые, как они думают, прослужат им продолжительнее?
А.Б.: Конкретно. на данный момент как раз так и происходит, и это весьма заметная тенденция. Автовладельцы прекратили часто менять автомобили: раньше они брали автомобиль каждые два-три-четыре года, в то время, когда заканчивался срок гарантии, в то время, когда выходила новая либо модернизированная модель. Сейчас же ездят на машине пять-шесть лет и более. Люди знают, что за те деньги, каковые они приобрели пять лет назад эту машину, сейчас они не приобретут ничего.
А реализовав ветхую машину, обладатель для приобретения новой обязан положить приблизительно столько же, сколько выручит от сделки. Потому, что у многих россиян заработной плата в рублях не выросли, а возможно кроме того и снизились, потому, что дает о себе знать инфляция, клиенты откладывают приобретение до лучших времен, или переходят на подержанные автомобили либо берут авто классом ниже.
Executive.ru: Возможно ли переход на авто классом ниже проиллюстрировать на моделях?
А.Б.: В Российской Федерации стал весьма популярным сегмент Bмалые машины, тогда как много лет самым популярным был сегмент Смашины среднего класса. В классе B пользуются спросом такие модели как Hyundai Solaris, KIA Rio, Lada Vesta либо Priora, седан Volkswagen Polo, Renault Logan, Skoda Rapid Причем автомобили этого сегмента собственными размерами приблизились к моделям класса C. Volkswagen Polo либо Renault Logan весьма подходят для отечественных условий: громадной багажник, хорошая подвеска, большой дорожный просвет.
Они фактически созданы чтобы ездить на дачу, возить в том направлении тёщу и рассаду. К тому же эти модели хорошо оснащеныу них смогут быть подогрев руля, камеры заднего вида, обогрев лобовых стекол, обогрев сидений. Это уже в полной мере удобные машины с опциями, о которых прежде в этом классе кроме того речи не было.
Наряду с этим они, конечно, дешевле соперников за счет сборки в Российской Федерации, и, очевидно, дешевле, чем машины класса С. Наконец, они недороги в эксплуатации. Людей это устраивает.
Executive.ru: Как кризис оказал влияние на русском автопроме?
А.Б.: Во-первых, необходимо уточнить, что такое сейчас российский автопром. Это не только АвтоВАЗ, УАЗ и ГАЗ, как раньше. Сейчас на территории страны имеется фабрики Ford, Hyundai-KIA, Мазда, Nissan, Renault, Toyota, концерна Volkswagen, Peugeot-Citroen Многие производители производят машины в Российской Федерации.
Совокупно они составляют около 90% рынка, импортируется мало, поскольку импорт невыгоден.
Executive.ru: А из-за чего как раз невыгоден?
А.Б.: К примеру, у Мазда на данный момент самый реализовываемый в Российской Федерации автомобилькроссовер СХ-5. Он производится во Владивостоке на совместном предприятии с компанией Sollers. Наряду с этим у японской марки имеется модель мельче, кроссовер СХ-3, что удачно продается в Соединенных Штатах, в Европе, но не в Российской Федерации.
Из-за чего? По причине того, что собирать в Российской Федерации нет возможности, потому, что завод во Владивостоке запланирован на более большие СХ-5 и Мазда 6. А вдруг импортировать СХ-3 из Японии, он окажется дороже, чем автомобиль более большого класса СХ-5. Кто его при таких условиях приобретёт? Ввоз любого автомобиля в страну требует сертификации. С 2017 года необходимо устанавливать на машину совокупность ЭРА-ГЛОНАСС, следовательно, нужно совершить три краш-теста автомобиля, дабы продемонстрировать, что тревожная кнопка новой совокупности трудится.
Сотрудники подсчитали, что кроме того в случае если разбить три самых недорогих автомобиля из массового сегмента для сертификации и совершить все сопутствующие процедуры, это обойдется в 240-250 тыс. евро. Необходимо ли это делать для родстера, что возможно реализован в Российской Федерации числом четырех-пяти штук за год? Исходя из этого происходит вымывание нишевых моделейкабриолетов, спорткароввсе они уходят с рынка, где остается лишь популярный продукт, что производится в стране либо на собственных фирмах мировых брендов, или на российских сборочных фабриках.
Executive.ru: А вдруг сказать как раз о русских брендах?
А.Б.: Они также стали жертвами кризиса: падение продаж в штучном выражении идет с каждым годом, что прекрасно видно на примере АвтоВАЗа. Так, в случае если в 2013 году количества его сбыта превысили 456 тыс. автомобилей, то спустя год данный показатель был только немногим 387 тыс. единиц. После этого, в 2015, продажи бренда Lada упали уже до 269 тыс. машин, и лишь в прошедшем сезоне данный показатель удалось практически стабилизироватьснижение составило всего 1%, либо чуть больше 266 тыс. легковушек.
Однако, в 2016 году в топ-25 самых реализовываемых у нас автомобилей вошло большая часть моделей Lada: Granta, Vesta, Largus, XRAY, Kalina, 4х4, Priora. Традиционно спрос на эти машины имеется, но их неспешно теснят иномарки, например, более современные модели. Не смотря на то, что российские торговые марки смогут позволить себе более привлекательные стоимости.
К примеру, УАЗ Патриот обновился, стал очень удобным, наряду с этим стоит менее 1 млн рублейв этом классе приобрести второй важный джип за такие деньги нереально.
Executive.ru: Вы сообщили о вынужденном интересе клиентов к вторичному рынку. Как оказал влияние кризис на этом секторе?
А.Б.: Данный рынок чувствует себя достаточно хорошо, хотя здесь также не обошлось без нескольких скачков. Был период, в то время, когда на вторичке спрос снизился за продажами новых автомобилейпокупатели замерли в ожидании. А в то время, когда осознали, что кризис затягивается, начали выстраивать собственные стратегии.
В 2015 году продажи новых машин упали практически на 36%, а подержанныхменее чем на 20%. В первом полугодии 2016 года вторичка стала снова расти: в прошедшем сезоне на этом рынке было реализовано около 5,2 млн автомобилей, рост к 2015 году составил 6%, наряду с этим сегмент новых машин упал на 11%.
Executive.ru: Что говорят специалисты о возможностях этого рынка в 2017 году?
А.Б.: Имеется осмотрительные прогнозы о том, что он увеличится на 5%, имеется оптимистичныена 20%. Во втором случае он превысит отметку в 6 млн автомобилей, и это станет историческим рекордом по сбыту в Российской Федерации бэушных машин.
Executive.ru: А каково уровень качества этих автомобилей?
А.Б.: На вторичном рынке появляется все больше хороших машин в возрасте двух-трех лет, каковые люди приобрели, но не смогли содержать. Данной темой начали заниматься дилеры автомобилей, перед которыми открылась настоящая возможность банкротства. Раньше они жили на продажах новых машин, сейчас необходимо развивать другие направления бизнеса.
Наряду с этим автовладельцы начали экономить не только на приобретениях, но и на сервисе машин: многие уходят на обслуживание в гаражи либо к серым дилерам. Без шуток выросли продажи запчастей, расходных материалов, масел в вебмагазинах. Это указывает, что люди самостоятельно берут материалы, а позже идут с ними к дилеру, дабы избежать накрутки.
В последний год-два быстро снизилось количество полисов страхования каскодля многих это весьма дорого.
Executive.ru: Эта тенденция однообразна по всей России либо имеется регионы, где обстановка выглядит в противном случае?
А.Б.: В целом по России. Раньше особенная обстановка на авторынках была в крайних точкахв Калининградской области, где автомобили пригоняли из Германии и Польши, и на Дальнем Востоке, где был массовый ввоз из Японии. на данный момент ввели заградительные пошлины, каковые сделали практически тщетным ввоз машин: подержанная машина окажется дороже новой.
Но голь на выдумки умна: сравнительно не так давно прошла новость о том, что на Дальнем Востоке снова активизировался бизнес по ввозу машин. Но сейчас везут разобранные, кроме того распиленные кузова под видом запчастей. Позже их сваривают, собирают, красят.
По всей видимости, это выгодно, раз этим занимаются.
Executive.ru: Изменилась ли статистика по угонам за время кризиса?
А.Б.: Стали угонять больше. Структура угонов сходится с рейтингом продаж. Весьма обожают угонять Toyota, каковые традиционно считаются надежными, и другие модели, каковые я уже назвал.
Новостью можно считать то, что стали угонять автомобили, каковые употребляются в совокупности каршеринга, по причине того, что эти автомобили очень не защищены. Их воруют не для продажи, а дабы снять колеса, фары, другие запчасти.
Executive.ru: А что происходит в автокредитовании? Не опасаются ли потребители влезать в кредиты в кризисное время?
А.Б.: Часть продаж автомобилей в долг возвращается на уровень, что был до кризиса 2008 года. В 2016 году часть таких контрактов в Российской Федерации составила 44%, тогда как в 2015 она была 37%. В принципе это довольно высокий показатель, по причине того, что в первом полугодии 2008, в то время, когда был пик спроса и взлёт продаж, а о кризисе еще никто не думал, данный показатель составлял 35%.
Но тогда курс американского доллара был порядка 24 рублей, а не 60, как на данный момент, и потребительские настроения людей были иными. Сейчас автокредиты развиваются по большей части за счет неестественной поддержкипрограммы национального субсидирования льготного автокредитования. Если бы этого не было, то отечественный автомобильный рынок провалился бы еще ниже.
Как раз благодаря данной программе сохраняется надежда на рост рынка в 2017 году.
Помимо этого, у большинства производителей машин, к примеру, у Toyota, Mitsubishi, Peugeot-Citroen, BMW имеется личные так именуемые кэптивные банки. У других, таких как Hyundai, имеется партнерские программы с русскими банками, где предусмотрено льготное кредитование. Сущность льготы пребывает в том, что или государство, или производители погашают часть ставок.
Именно поэтому подчас делается вероятной кроме того беспроцентная рассрочка.
Такие меры поддерживают рынок, но уровень качества кредитов делается хуже: в 2016 году часть просроченных кредитов составила более 9%это большой показатель, что показывает, что, беря кредиты, люди не всегда понимают, с чего они будут отдавать.
Executive.ru: Как изменился маркетинг автобрендов. Что они делают, дабы стимулировать спрос на машины?
А.Б.: Заявить, что маркетинг стал более агрессивным, я не могу. Скорее кроме того напротив: рекламная активность снизилась. Это связано с тем, что рекламные бюджеты компаний напрямую зависят от продаж. Особенно пострадала имиджевая активность: раньше было большое количество рекламы, которая продвигала брендкак высокотехнологичный, инновационный и т.д.
на данный момент этого практически нет. Если вы отправитесь в аэропорт Домодедово, где автострада уставлена щитами наружной рекламы, то заметите, что большая часть из них безлюдные, не смотря на то, что прежде практически наполовину были заполнены рекламой автомобильных компаний. Количества имиджевой рекламы уменьшились на телевидении и в изданиях с долгим циклом производства.
Но растет часть тактической рекламы в сети и на радио, где возможно оперативно заявить о каких-то скидках, каковые действуют всего семь дней, или других акциях, дабы стимулировать клиентов.
Что касается трейд-ин (обмен ветхой автомобили на новую) либо таких приемов, как бесплатная замена шин, масла, бесплатное техобслуживаниеони существовали неизменно. Эти способы использовали не производители машин, а дилеры. Но я не вижу особенной активности в данной сфере кроме того в кризис. В секторе трейд-ин при количестве продаж более 5 млн подержанных машин часть официальных дилеров всего 11%.
Это мало.
Имеется еще такие вещи, как к примеру, расширение сроков гарантии. Но это в большинстве случаев делается глобальнобренд неимеетвозможности заявить в Российской Федерации пятилетнюю гарантию, в случае если во всех остальных государствах она у него трехлетняя, для одного рынка на это не отправятся. Хотя бы вследствие того что в Российской Федерации более твёрдые условия эксплуатации, и скорее в Европе будет пятилетняя гарантия, нежели у нас.
Executive.ru: Увеличивается ли роль интернета в тактической рекламе производителей и дилеров?
А.Б.: Это важный фактор. Недавно я говорил с топ-менеджером одного из русских дистрибьюторов, и он заявил, что аналитика показывает: львиная часть клиентов приходит из интернета, по причине того, что клиенты оперативно наблюдают, какие конкретно предложения и по каким стоимостям имеется на рынке. Эксперты заговорили о том, что в Российской Федерации смогут без шуток вырасти интернет-продажи машин.
Раньше процесс сдерживался тем, что банки устанавливали весьма высокую рабочую группу для сделок по платежным картамв районе 3-4%. Она перекладывалась либо на продавца, либо клиента, но ни тот, ни второй не были от этого в восхищении. Сейчас кое-какие банки пошли на понижение до 1%.
Продавцам это весьма интересно, поскольку при продажах через интернет не требуется содержать дилерский центр.
Executive.ru: Обе стороны готовы обойтись без дилерских центров?
А.Б.: Тут имеется последовательность недочётов. С позиций клиента минус в том, что он неимеетвозможности протестировать машину, посидеть в ней, потрогать, осознать эргономичен ли руль, сиденья, оценить отделку салона С позиций продавца неприятность в другом. На практике часто человек приходит за одной моделью, а берёт другую, в большинстве случаев дороже, по причине того, что грамотный продавец-консультант сможет подтолкнуть его к такому шагу.
Однако, кое-какие большие дилеры автомобилей уверены в том, что до 30% их продаж в ближайшие три года смогут перейти в интернет. Остальные клиенты будут придерживаться классической процедуры приобретения.
Случайные статьи:
7 чудес в Армении: Там где вода течёт в гору, а не с горы.
Подборка похожих статей:
-
Почему российский маркетинг живет в каменном веке?
Ольга Бедарева Редактор, Москва Отсутствие компетенции маркетологов зашкаливает. Но кризис накажет неучей. Страшно? Отлично. Из-за чего, растолковывает…
-
Почему молодежь не разделяет «буржуазные привычки» родителей
Александр Кучерявый Журналист, Москва В маркетинге назревает революция: статусное потребление быстро уходит в прошлое: для чего брать квартиру либо…
-
Почему произведения искусства так дорого стоят?
Во второй половине 90-ых годов XX века арт-дилер по имени Гларифа Розалес (Glarifa Rosales) обратилась к Энн Фридмен — директору Нью-Йоркской галереи…
-
Рынок rtb в россии сегодня: реалии, перспективы и тренды
Прошло уже более двух лет с того времени, как по русскому digital-рынку пошли первые беседы о RTB-революции. Два года это громадный срок для растущего…