Начнем мало издали: калифорнийский психолог, литератор, бывший старший математик американского стратегического исследовательского центра RAND Corporation Ральф Штраух (Ralph Strauch), известный своими работами о реальности и взаимосвязи восприятия («The Reality Illusion», «Действительность/Иллюзия»), обрисовывает приобретение человеком любого опыта как «соединения и процесс выделения воедино частиц информации из постоянного потока восприятия многомерных образов, что мы используем для экспериментального изучения мира около нас».
Прекрасно узнаваемый пример оптической иллюзии «лица либо ваза?» наглядно демонстрирует, как применяя данные из разных фрагментов потока восприятия, мы можем вырабатывать радикально отличающиеся представления об одном и том же объекте. Но опыт составления картины действительности включает в себя что-то большее, чем легко выбор части потока восприятия, на применении которой будет базироваться ваше личное представление об окружающем мироздании. Опыт восприятия включает в себя как важную часть интерпретацию выбранной информации, осуществляемую в определенном контексте (тут мы разглядываем интерпретацию как придание определенных смыслов замечаемым образам).
Image source nature.com
Итак, одинаковая информация возможно трактована совсем по-различному в зависимости от окружающего/сопутствующего контекста. В будущем термин контекст мы будем принимать в соответствии с формулировкой краткого толкового психолого-психиатрического словаря как «обстановку, фрейм либо процесс, в котором происходят события и обеспечивается значение для содержания (контента)».
- применение принципов и Визуальное восприятие гештальта в веб-дизайне
Несложной пример зависимости интерпретации визуального объекта от контекста
Вот несложный пример важности контекста. Центральный графический знак возможно прочтён как буква B либо число 13 в зависимости от того, читаем ли мы символы как столбец сверху вниз либо как строчок слева направо.
На первый взгляд данный пример похож на вышеупомянутую оптическую иллюзию «лица/вазы»: оба графических знака неоднозначны для восприятия и разрешают двойную интерпретацию.
При ближайшем рассмотрении, но, механизм интерпретации при символа «B/13» отличается от метода двойственного толкования фигуры «лица/вазы». Вот из-за чего: «переключение» восприятия буквы B либо числа 13 не является следствием сборки различных визуальных образов из разных фрагментов потока восприятия.
Буква же B и число 13 «собраны» из одних и тех же одинаково принимаемых исходных необработанных данных. Отличие в восприятии символа — число перед нами либо буква — определяется окружающим контекстом: в то время, когда вы просматриваете по вертикали, вы интерпретируете знак в контексте расположенных сверху вниз букв А и С и видите букву B. В то время, когда вы просматриваете по горизонтали, та же самая отображенная графически информация в контексте чисел 12 и 14 воспринимается как еще одно число — 13.
- Неточность восприятия на работе интернет-маркетинга
Принцип организации принимаемой информации
«Виртуальный треугольник» иллюстрирует еще один ответственный принцип восприятия. Большая часть участников семинаров Ральфа Штрауха светло видели белый треугольник, расположенный над чёрными кругами и 3 чёрным треугольником. Белый треугольник выделяется так четко, что большая часть наблюдателей думали, что они смогут подметить его белые края на белом фоне — не смотря на то, что объективно тут никаких краев (сторон треугольника) нет в помине.
В то время, когда Штраух применял эту иллюстрацию на собственных семинарах, случалось так, что слушатели настаивали, что белый треугольник очевидно имеет второй оттенок белого цвета, хороший от фона, и они в действительности видят 3 стороны треугольника. Еще один участник семинаров утверждал, что лектор вначале начертил направляющие для всех трех сторон треугольника, а после этого стер их, но данный слушатель своим зорким глазом нашёл следы подчисток на несуществующих краях треугольника. 😉
Опыт с «виртуальным (мнимым) треугольником» иллюстрирует принцип организации принимаемой информации, находившийся и в обоих прошлых примерах, но не проявлявшийся столь очевидно.
Мы не принимаем и не усваиваем данные напрямую. Вместо этого мы формируем из нее образы, привычные нам из прошлого опыта. В конечном итоге мы используем отечественный опыт как комплект способов трактовки информации, выбираемой нами из потока восприятия, и мы постоянно предпочитаем более простые привычные интерпретации более сложным объяснениям замечаемых образов.
Белый треугольник, расположенный над чёрными кругами и 3 чёрным треугольником, предоставляет нам более знакомое объяснение и простой разглядываемой композиции фигур, чем менее узнаваемые по прошлому опыту необычно выглядящие круги с отсутствующим сектором. В прошлых примерах «лица/вазы» и «В/13» стереотипные интерпретации принимаемых наблюдателем визуальных данных формировали их первичное восприятие в качестве привычных образов. Значительно несложнее подобрать привычный стереотип, соответствующий приобретаемой информации, чем воспринять ее как новый неповторимый опыт.
Формирование опыта требует от индивида постоянного бессознательного выбора информации, пригодной для применения на практике, и преобразования ее в принимаемые и трактуемые образы (перцептивные образы), из которых и складывается персональный опыт любого человека. Рассмотренные выше простые и понятные примеры демонстрируют кое-какие из ключевых принципов восприятия, управляющие отбором приобретаемой информации.
- Правила веб-дизайна: визуальное направление и визуальный вес
Опыт Брунера-Постмана и его неожиданные результаты
Настоящие обстановки, в которых происходит восприятие информации, резко отличаются в сторону усложнения от обрисованных выше несложных упражнений, потому, что на практике человек подвергается одновременному действию множества факторов, воздействующих на его когнитивные способности. Ниже представлен пример достаточно непростой для участников обстановки восприятия.
На видео продемонстрирован хороший опыт по психологии восприятия, в первый раз совершённый наибольшими экспертами в области изучения когнитивных процессов Джеромом Брунером (Jerome Bruner) и Лео Постманом (Leo Postman) во второй половине 40-х годов.
Испытуемым в течение маленьких, совершенно верно отмеренных промежутков времени показывали последовательность сменяющих друг друга игральных карт. Сначала карты изменялись через чур скоро, дабы участники имели возможность с уверенностью опознать их. После этого время показа увеличилось , пока испытуемый не имел возможности надежно выяснить большая часть карт.
К последовательности простых карт были добавлены «аномальные», «неправильные» карты, к примеру, красная шестерка пик, чей цвет не соответствовал стандартному тёмному «окрасу» данной карточной масти. Цель опыта заключалась в определении того, как участники будут реагировать на «неправильные» карты.
Image source stanford.edu
Полученные результаты опыта были, без преувеличения, обескураживающе неожиданными. В то время, когда время показа хватало долгим чтобы участники имели возможность идентифицировать большая часть карт, но все-таки недостаточным для пристального их рассмотрения, то испытуемые конкретно определяли неправильную карту как «весьма похожую на».
Красная шестерка пик воспринималась или как шестерка пик, или как шестерка червей в зависимости от того, какой как раз критерий — форма либо цвет — являлся определяющим для участника. В случае если время показа еще мало возрастало, то испытуемые придерживались той же идентификации, что и прежде, но они вдобавок испытывали необъяснимое беспокойство и заявляли исследователям что-то наподобие: «Это шестерка червей, и я пологаю, что уходя утром из дома, я забыл закрыть входную дверь».
Кое-какие участники видели то, чего в действительности не существовало: тёмные контуры около сердец на картах червовой масти либо серые значки пик — умы наблюдателей начинали «сбоить», утомленные тщетными попытками сгладить очевидные конфликты между формой и цветом значков незнакомой масти «аномальной» карты. В итоге, в то время, когда время показа карты становилось достаточно продолжительным, большая часть испытуемых примирялось с жёсткой правдой судьбы и видело раздражающе «неправильную» красную шестерку пик.
Но кое-какие участники опыта так и оставались на собственной мнению, отказываясь заметить «аномальную» карту, правильнее, признать ее существование в действительности.
Ответы испытуемых, полученные на протяжении опыта Брунера и Постмана, отражают все правила восприятия, проиллюстрированные в первых трех примерах. Как и при с «виртуальным треугольником», зрители видят то, что сходится с их привычными паттернами (стереотипами) восприятия. Равно как и в кейсе «В/13», контекст опыта — показ игральных карт четырех стандартных мастей — определяет, что именно заметят участники.
Как в примере с вазой и лицами, то, что заметят испытуемые, зависит от того, на чем они сосредоточены: те, кто ориентирован на цвет, видят красную шестерку пик как шестерку червей, те, кто концентрируется на форме, видят простую пиковую шестерку.
Новый элемент, не соответствующий ранее «накопленным» паттернам восприятия, отфильтровывается и отбрасывается зрителем — так мозг пытается избежать когнитивного диссонанса, вызываемого логическим несоответствием замечаемого объекта уже существующим концептуальным категориям.
Если вы в действительности в спокойной обстановке взглянуть на красную шестерку пик, вы не заметите ничего не считая красной шестерки пик. Те из испытуемых, кто на протяжении опыта видели шестерку червей, подсознательно «отключили» восприятие формы; те, кто заметил шестерку пик, отказался принимать настоящий цвет значков масти.
Приняв ошибочное решение, кое-какие участники будут настойчиво придерживаться его, даже в том случае, если у них хватит времени, дабы разглядеть объект изучения во всех подробностях. Ральф Штраух много раз повторял опыт Брунера-Постмана и убеждался, что кое-какие участники так «зацикливаются» на начальном выборе, что смогут держать в руках красную шестерку пик и видеть ее как шестерку червей.
- Когнитивный интернет и диссонанс-маркетинг
Вместо заключения
Кроме некоей «отвлечённой ценности» приведенный нами материал имеет и практическую пользу для дизайнеров-и веб маркетологов: нельзя недооценивать силу контекста, сопутствующего размещаемому в Сети контенту. Равно как и нельзя пренебрегать существующими у целевой аудитории устоявшимися паттернами восприятия: как мы знаем, что стереотипные лендинги и сайты конвертируют лучше.
Высоких вам конверсий!
По данным somatic.com, image source wikiart
Случайные статьи:
- 8 Вещей, которые необходимо успеть сделать до 8 утра
- Интенсив по лидогенерации — высшая школа экономики и lpgenerator, часть 3
Ощущения и восприятие. Crash Course: Психология №5
Подборка похожих статей:
-
Психология восприятия: вкус вина — правда или наглая ложь?
Бутылка вина Chateau Lafite-Rothschild (Шато Лафит-Ротшильд) стоит около $500, а бутылку Charles Shaw возможно приобрести всего за $2. Многие экономисты…
-
Когнитивная психология и пользовательский опыт: 7 гештальт-принципов визуального восприятия
Отечественному мозгу характерно искать во всем окружающем логику, закономерность и структуру. К примеру, что вы видите, глядя на изображение ниже?…
-
5 Психологических исследований по восприятию визуальной информации
Вы когда-нибудь вспоминали о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия внешней среды посредством сенсорных…
-
Дизайн лендингов: преимущества минимализма с точки зрения психологии восприятия
дизайнеры и Маркетологи довольно часто задаются вопросом: как обязана смотреться посадочная страница, дабы снабжать громаднейшую конверсию? Ответ…