Как вынудить мозг трудиться в полную силу
Человеческий мозг именуют самым сложным биологическим механизмом, что создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и осуществляет контроль его поведение.
С его работой связаны все мысли и эмоции, ощущения и желания. В случае если мозг перестает функционировать, человек впадает в вегетативное состояние: утрачивает свойство что-либо ощущать, на что-либо реагировать и свойство функционировать, одним словом – деградирует.
Дать полный ответ, как устроен мозг и как он трудится, нереально. Загадки начинаются с вопроса, как он появился, и заканчиваются вопросами о его связях с невидимым узким миром Вселенной, каковые воздействуют на глубины людской подсознания. Его потенциал вряд ли будет когда-либо раскрыт всецело.
Так сложилось, что данный идеальный механизм обязан изучать себя сам.
Как устроен человеческий мозг?
Мозг взрослого человека в среднем образовывает 1,5 кг – это всего лишь 2% от общего веса тела. (Но доказано, что уровень интеллекта и ума не зависит от веса мозга.) Его личные энергетические запасы малы, исходя из этого он весьма зависит от снабжения кислородом. Мозг целый пронизан не одной сотней тысяч кровеносных сосудов – так он поглощает 20% кислорода, приобретаемого легкими.
В случае если внезапно человеку не известно почему приходится недоедать, его мозг страдает в последнюю очередь, потому, что большинство питательных веществ направляется на поддержание его работы. При утрата массы тела на 50% мозг теряет всего 15% веса.
Эти факты показывают, что мозг в организме человека занимает привилегированное положение. Он внешнего мира его ласковые ткани защищает черепная коробка, в же от сотрясений его оберегает спинномозговая жидкость.
Мозг покрыт узким серым слоем с извилинами и бороздками – это кора головного мозга. Тут находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, складывающуюся из нескольких миллиардов нейронов, благодаря которым осуществляются обратные связи и прямые – информация от органов эмоций поступает в кору, а по окончании обработки отсылается обратно в виде команд для действия различных участков тела.
70% мозга составляют громадные полушария – правое и левое. Они соединены мозолистым телом, благодаря которому смогут обмениваться информацией. Правое и левое полушария симметричны и являются как бы 2 мозга, любой из которых командует собственными процессами, и одновременно с этим они поддерживать друг друга.
Правое и левое полушарие складываются из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, несущие ответственность за определенную деятельность: височная – за слух, речь и память; затылочная – за зрительные ощущения, лобная – за двигательную активность, теменная – за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, несущий ответственность за равновесие тела и координацию движений.
А под корой головного мозга – таламус,под контролем которого находиться бодрствование и внимание, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма.
Это только самое поверхностное описание для того чтобы сложнейшего органа, как человеческий мозг. И в случае если с позиций физиологии он изучен далеко не всецело, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей тревожит вопрос: есть ли духовная жизнь человека, его мысли, эмоции и чувства следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, либо это что-то второе – еще не изученное и загадочное
Любопытно, что еще в 19 в. некоторый архимандрит Борис в собственном произведении «О неосуществимости чисто физиологического объяснения душевной судьбе человека» утверждал, что не обращая внимания на то, что жизнь души результат работы мозга, психологические явления «имеют собственный настоящее бытие вне головного мозга». Но как именно, «сие нам неизвестно». С ним соглашаются и люди науки, к примеру физиолог из Англии Ч.Шеррингтон.
Он считал, что идея рождается за пределами материи, но потому, что она появляется в головах людей, они считаюм, что произвели ее сами.
На какое количество процентов трудится мозг человека?
Ученные не однократно пробовали оценить, на какое количество трудится мозг человека, и в следствии их изучений, в прошлом веке, появилось множество фальшивых теорий. По одной из них считалось, что человек применяет лишь 3% от его потенциала, тогда как другие утверждали, что 15-20 процентов.
Миф о 10% мозга
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» литератор из США Лоуэлл Томас написал «Доктор наук Уильям Джеймс говорит, что люди применяют только 10 процентов собственных умственных свойств» (См. «Как повысить работоспособность мозга на 100%»).
Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», додавая: «мы используем фактически все части мозга, и они активны фактически неизменно». Барри Бейерштейн приводит доводы, опровергающие миф о десяти процентах:
- Изучения повреждений мозга: в случае если 90% мозга в большинстве случаев не употребляется, повреждения этих частей не должно оказывать влияние на его работу. Практика же говорит о том, что практически не существует областей, каковые смогут быть повреждены без утраты свойств. Кроме того маленькие повреждения смогут приводить к огромным последствиям.
- Мозг обходится телу достаточно дорого в плане питательных веществ и потребления кислорода. Он может потребовать до 20% всей энергии тела, наряду с этим составляя только 2% массы. Если бы 90% были не необходимы, люди с меньшим, более действенным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Из этого кроме этого разумеется, что таковой громадный мозг не имел возможности бы кроме того показаться, если бы в нём не было потребности.
- Сканирование: разработки наподобие позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии разрешают замечать работу живого мозга. Они продемонстрировали, что кроме того на протяжении сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» территории появляются только при сильных повреждений.
- Локализация функций: вместо того, дабы быть единой массой, мозг делится на отделы, каковые делают разные функции. На определение функций каждого отдела были израсходованы многие годы, и отделений, не делающих никаких функций, найдено не было.
- Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные следят за жизнедеятельностью раздельно забранной клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сходу бы увидели.
- Нейронные болезни: клетки мозга каковые не употребляются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, в случае если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека продемонстрировало бы масштабное вырождение.
Вторым доводом есть то, что громадный размер мозга требует повышения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление в обязательном порядке избавило бы популяцию от лишнего мозга. Так получается, что мы используем 100% мозга в целом, но для каждой задачи употребляется собственный участок и значительно меньше процентов.
Как начинается интеллектуальная деятельность?
Пробуют разобраться, как трудится мозг человека с позиций происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Так как зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, дабы мозг начал думать, в него обязана поступить информация, другими словами он должен иметь то, о чем думать.
Так, начать мыслить свидетельствует начать оперировать имеющейся информацией.
Как информация поступает в мозг?
1. Начальная информация есть сенсорной – она воспринимается от органов эмоций, и это то, что мы видим, слышим и чувствуем. Чем посильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание улучшается, в то время, когда человеку что-то весьма интересно.
К примеру, если он всегда ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован приблизительно на 5%. В случае если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», дабы воспринять новую данные
2. Таковой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, поскольку ее поступает много. Мозг обязан отделить более ответственную от менее серьёзной, дабы более серьёзную переместить из кратковременной памяти в долговременную. Для этого нужно, дабы различные особенности объекта объединились и сложились в образ.
К примеру, дабы запомнить имя нового привычного либо его телефон, нужно услышанную и замеченную данные связать с его наружностью, событиями встречи и пр.
3. Потом сформировавшийся образ наделяется личностным смыслом. К примеру, у кого-то при виде кошки появляются хорошие чувства, а у кого-то, страдающего аллергией, – отрицательные.
4. Накопленный запас понятий и образов, наделенных личностным смыслом, разрешает осуществлять мыслительные операции, разрешающие попадать вглубь неприятности и решать определенные задачи.
5. Формой мышления есть суждение (либо высказывание) – идея о предмете, в которой методом отрицания либо утверждения раскрываются его показатели.
6. На базе суждений человек делает умозаключение. К примеру, заметив утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел ливень.
Как оказать помощь мозгу трудиться действеннее?
1. Переработку всех данных: ее получение, проведение и передачу вторым клеткам реализовывают нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но не обращая внимания на это, он фактически не может ни слышать, ни видеть.
Его глаза видят свет, но его мозг этого не осознаёт, по причине того, что еще не появились связи с другими нейронами, дабы информация поступила дальше – в кору громадных полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сперва свет, после этого силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и бросче будут предметы около него, тем стремительнее образуются такие связи и тем лучше будет трудиться та часть мозга, которая связана со зрением.
Любопытно, что в случае если не известно почему (к примеру, из-за травмы либо заболевания) ребенок не будет видеть во младенчестве, то в будущем связи между нейронами в его мозге ни при каких обстоятельствах не образуются и он так и не обучится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, по причине того, что нейронные связи, снабжающие поступление сигнала в мозг, смогут образовываться практически в любое время лишь в юные годы.
Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к вторым свойствам: осязанию, обонянию, способности сказать, ориентироваться и др. Другими словами, разумеется, существует определенный период, в то время, когда образуются нейронные связи, нужные для развития зрения, слуха и пр.
Так, дабы вынудить мозг действенно трудиться, его необходимо тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он чувствительнее. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет трудиться. Мы все знаем, что если не тренировать мускулы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться.
То же касается и мозга: в случае если его прекратить нагружать, клетки, несущие ответственность за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, каковые тренируют собственный мозг, ухудшение его работы отмечается только в глубокой старости.
2. Не следует забывать и о питании – мозг испытывает недостаток в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи) (См. «Самые нужные продукты для работы мозга»). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).
3. Для мозга нужны физические нагрузки, поскольку при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.
4. Дабы напрягались не только мускулы, но и мозг, его необходимо тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.
5. Для мозга нужен полноценный сон – он применяет его для переноса и обработки воспоминаний их в долговременную память (См. «Что происходит с мозгом, пока мы дремлем»).
Мы подготовили специально для вас занимательный тест, при помощи которого возможно выяснить, хорошая у вас память либо нет.
© Тимошенко Елена, TimesNet.ru