Состоялись в ВТО, сейчас вступаем в ОЭСР. На переговорах смогут появиться политические вопросы, на каковые МИД рекомендует отвечать, что в организацию в свое время разрешили войти диктаторские государства — Португалию и Испанию.
Вступление в ВТО лишило русских государственныхы служащих одной головной боли, но тут же было нужно отыскать в памяти про новую: Российская Федерация много лет вступает — и никак не вступит — в второй статусный клуб — Организацию торгово-экономического сотрудничества (ОЭСР).
И в случае если при вступлении в ВТО было нужно обсуждать устройство русском экономики, то при вступлении в ОЭСР разговор может пойти о политике, даёт предупреждение МИД.
ОЭСР — одна из ведущих межгосударственных экономических организаций. Основное для участника организации — почетное звание развитой страны. Членство в ОЭСР не накладывает на государства каких-либо денежных обязательств, организация не занимается выделением денег ни своим участникам, ни сотрудничающим с ОЭСР государствам. Заявку на вступление в ОЭСР Российская Федерация подала еще в мае 1996 года, но официальное приглашение присоединиться к организации русские госслужащие взяли только в мае 2007 года.
Как и при с присоединением к ВТО, переговоры затянулись на долгое время, но, наконец, подошли к завершению.
МИД России подготовило справку для правительства о том, чем ему угрожает решающий раунд переговоров о вступлении в ОЭСР и как верно эти переговоры вести (копия документа имеется у Финмаркета).
МИД заключил, что ОЭСР заинтересована в принятии России в свои ряды, не смотря на то, что, само собой разумеется, кое-какие страны не потеряют случай покритиковать ее режим. На это у министерства уже готов ответ с примерами из истории диктаторских режимов:
Обязательства ОЭСР в отличие от ВТО по большей части является рекомендацией, а сама организация не располагает инструментами принуждения государств-участниц к исполнению невыгодных для них условий.
Ни одна из государств не приняла полностью все правовые нормы организации, не оговорив для себя особенного порядка их применения. Так что все зависит от правильности тактики, которую Российская Федерация изберет для себя на переговорах.
Политические риски поддаются прогнозированию в намного меньшей степени, чем экономические. Нормативно-правовая база ОЭСР не содержит каких-либо конкретных обязательств политического характера, не считая неспециализированных слов о приверженности правилам плюралистической народовластии и главенства закона, каковые Российская Федерация всецело разделяет.
Но это вовсе не означает, что кое-какие страны-участницы ОЭСР не воспользуются переговорами для озвучивания стандартного комплекта критических замечаний в адрес России. Не смотря на то, что вряд ли кто-то из них действительно рассчитывает на то, что это может вынудит власти перекраивать отечественную политико-правовую совокупность по зарубежным лекалам.
На переговорах МИД предлагает напомнить, что Португалия и Испания вступили в ОЭСР в первой половине 60-ых годов XX века будучи диктаторскими режимами, а Греция оставаласьучастником организации и по окончании переворота тёмных полковников во второй половине 60-ых годов XX века.
Нужно осознавать, что ОЭСР и ее ведущие члены заинтересованы во вступлении России. Без этого организация не сможет стать подлинно глобальной структурой и получить нужную легитимность в глазах мирового сообщества, в особенности на фоне длящегося кризиса западной модели развития. Российская Федерация может стать собственного рода мостом от ОЭСР к вторым государствам БРИКС.
Все, что необходимо — шепетильно взвесить все вероятные риски от вступления в ОЭСР и попытаться свести к минимуму их действие.
Вот так, согласно точки зрения государственныхы служащих, выглядит перечень экономических рисков для России:
Зарубежные инвестиции. Нам рекомендовано отказаться от запрета на открытие филиалов зарубежных банков (он не был отменен при вступлении в ВТО), ограничений для страховых компаний с зарубежным капиталом (будут сняты позднее по условиям ВТО), и либерализовать трансграничные операции с ценными бумагами и сузить список требований по доступу чужестранцев в стратегические отрасли экономики, в особенности в добычу природных ресурсов. Но, все запросы является рекомендацией и твёрдых требований ни по одной из позиции не предъявлено, так что возможно все обязательства, забранные при вступлении в ВТО и этим ограничиться.
Экология. Потенциальная угроза пребывает в том, что стране нужно будет усилить регулирование природоохранной деятельности, что приведет к росту затрат фирм, услуг и себестоимости продукции, усиления и снижения конкурентоспособности инфляционных факторов. Эти издержки неизбежны, но, в конечном итоге, смогут быть компенсированы неспециализированным улучшением экологической обстановке в стране и увеличением энергоэффективности экономики.
Химия. Громаднейшую озабоченность приводит к требованию о признании Россией данных опробований зарубежными лабораториями лекарств, пестицидов, косметики, пищевых добавок. В Российской Федерации соответствующая национальная лабораторная программа отсутствует, значит, нужно будет признавать изучения, совершённые на территории вторых стран.
Перед тем, как российские лаборатории будут признаны ОЭСР годными с целью проведения таких работ, русским фирмам-экспортерам нужно будет проводить их за пределами страны, что повлечет за собой оттекание капитала, поскольку средняя цена изучения одного вещества образовывает 44 млн рублей.
Государственная помощь экспорта Потребуется введение четких правил предоставления экспортных кредитов — размера задатков , порядка и сроков погашения, размера ставок — и государственных гарантий по ним. Предоставление одолжений экспортерам может подорожать, а это уже скажется на стоимости экспортной продукции. Но несоблюдение норм ОЭСР в данной сфере связано с рисками применения против русских экспортеров экономических санкций, что сильно ударит имидж страны.
Так что тут лучше не экспериментировать.
Судостроение. Необходимое условие для всех государств-участниц ОЭСР — предоставление опросных страниц по другим мерам и субсидиям национальной помощи. Неприятность в том, что фактически все российские судостроительные и судоремонтные фирмы имеют двойное назначение, являясь участниками оборонзаказа.
Перед вступлением в ОЭСР необходимо разграничить гражданское и военное судостроение, дабы уменьшить предоставление нужных сведений. Помимо этого, не все меры господдержки отечественного судостроения соответствуют нормам ОЭСР, а их гармонизация приведет к временному понижению конкурентоспособности фирм.